Средние температуры
днемночью
Декабрь+2 °C-6 °C
Январь-3 °C-11 °C
Февраль+1 °C-9 °C
Март+5 °C-5 °C
Апрель+13 °C+3 °C
Май+24 °C+12 °C

Тула

Описание

Тула
Фото с wikipedia.org, автор User:Celest.ru (compilation) [CC BY-SA 3.0]

Ту́ла — город в России, административный центр Тульской области и городского округа город Тула. Город-Герой. Тула расположена на севере Среднерусской возвышенности на берегу реки Упы в 180 км к югу от Москвы. Протяжённость города с севера на юг — 30 км, с запада на восток — 25 км.

Тула впервые упоминается в Никоновской летописи XVI века под 1146 годом. Расположенные на территории города объекты культурного наследия представляют собой большую ценность и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. На территории Тулы имеется более 300 объектов культурного наследия: это памятники архитектуры и градостроительства, истории, произведения монументального искусства, археологии. В туристическом секторе Тула известна в трёх направлениях, уходящих корнями в историю города: оружейном, самоварном и пряничном. Каждое из них представлено в городе Музеем оружия, одним из крупнейших в России, Музеем самоваров и Музеем тульского пряника. Также визитной карточкой города является Тульский кремль, древнейшее сооружение города, памятник архитектуры XVI века. В 14 км к юго-западу от Тулы располагается дом-музей Л. Н. Толстого Ясная Поляна — уникальный центр исторической и культурной жизни России, связанный с именем крупнейшего писателя и мыслителя XIX—XX веков.

Тула — это крупный промышленный, научный и культурный центр, важный железнодорожный узел, с численностью проживающих 487 841 чел. (2015), в рамках городского округа 552 362 чел. (2015). Плотность населения — 3432 человека на 1 км². Полицентрическая Тульско-Новомосковская агломерация насчитывает около 1 млн человек. Территорию города пересекают или проходят в непосредственной близости важные стратегические автомобильные дороги федерального значения: Москва — Крым, Калуга — Тула — Михайлов — Рязань, и крупные железнодорожные магистрали Москва — Донбасс, Тула — Козельск, связывающие Тулу с другими регионами России и странами ближнего и дальнего зарубежья. От города расходятся железные дороги на Москву, Орёл, Калугу, Узловую, Козельск.

Основой экономики города Тулы является промышленный сектор, доля налоговых поступлений от которого в бюджет города составляет около 50 %. В экономической и социальной жизни города немаловажна роль малого бизнеса. Число занятых в этом секторе экономики с учётом индивидуальных предпринимателей составляет свыше 50 тысяч человек. Экспорт-импорт товаров и услуг предприятий довольно разнообразен: от товаров пищевой отрасли до продукции машиностроения и разработок технологий. Уровень регистрируемой безработицы в Туле на 1 января 2013 года составил 0,44 %.

Этимология

Город был основан при впадении в Упу реки Тула (позднейшая Тулка, Тулица). Одной из ранних попыток объяснить происхождение топонима была гипотеза Владимира Даля. В своём словаре он объяснял слово «Тула» так: «Тула — скрытное, недоступное место, затулье, притулье для защиты, приюта, или для заточенья. С этим может быть в связи названье города». С этой гипотезой согласен и М. Фасмер.

Но при этом гидроним «Тула» имеет сходные параллели на финно-угорском севере России: река Тула (бассейн Вятки), река Тулокса (бассейн Ладожского озера), река Тула и озеро Тулос (Карелия), река Тулома (Кольский полуостров).

Также может усматриваться сходство гидронима «Тула» с тюркскими названиями: тув. тулаа «болото», «топь», хак. тул «рыба», хак. тула «болотная кочка», шорск. тула «запрудить воду», есть река Тула (приток Оби, в Новосибирске), которая имеет своим истоком болота.

История

Древнейшая история

Тула является одним из старейших городов России. Издревле этот край был населен славянским племенем вятичей. Об этом свидетельствует множество сохранившихся до наших дней курганов и городищ. Вятичи промышляли тем же, чем и многие их современники: возделывали землю, занимались ремеслом, торговлей. В течение первых столетий своего существования Тула ничем не отличалась от других населённых мест этого края. Это было небольшое, огорожено частоколом поселение — острог, расположенный на островке при слиянии рек Упы и Тулицы.

Тула впервые упоминается в Никоновской летописи XVI века под 1146 годом. Летописец, описывая военные действия 1146 года в своей летописи, сообщает: «Святослав Ольгович, идее в Рязань, и быв во Мценске и в Туле, и в Дубке, на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку». Из летописи видно, что поселение Тула в середине XII века существовало; дата же фактического его основания остаётся неизвестной. Никоновская летопись составлена в XVI веке и не может служить основанием для реконструкции событий XII века. Первое достоверное упоминание Тулы содержится в договорной грамоте 1382 года.

Исторически сложившаяся зависимость Тулы от Рязани даёт возможность предположить, что основание Тулы было задумано именно удельными рязанскими князьями, которые и поставили дубовый острог, или городище, в месте впадения Тулицы в реку Упу. Произошло это, предположительно, в конце XI или в начале XII века. Поселение было предназначено для воинской стражи, а также для сбора дани с местных вятичей, чьи поселения терялись в густых лесах.

Стратегическое значение Тулы

Исключительно важное оборонительное значение Тулы связано с её положением на южной окраине государства, откуда грозили набегами крымские татары, и соседство с Верхней Окой, где проходила граница с Литвой. Это заставляло постоянно заботиться об укреплении Тулы как ключевого пункта обороны. В XIV веке Тула была владением жены татарского хана Узбека — Тайдулы. В 1503 году присоединена к Московскому великому княжеству. В 1514—21 годах был построен «град камен» — кремль на левом берегу реки Упы, который стал ядром развивавшегося города, центром засечной черты. В 1552 году Тула выдержала осаду 30-тысячного войска крымского хана Девлета I Гирея, который пытался помешать походу войск царя Ивана Грозного на Казань.

В начале XVII века город оказался в самой гуще бурных событий и потрясений «смутного времени». Захвативший Тулу в 1605 году Лжедмитрий I ожидал здесь падения Москвы. В 1606 году в городе поднимает восстание против царя Василия Шуйского мелкое служилое дворянство. В 1607 году Тулу охватило крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова, подавить которое правительственным войскам удалось только после четырёхмесячной осады города (с июня по октябрь 1607 года). Двадцать раз царские войска штурмовали стены кремля, обстреливая его с двух сторон. Но несмотря на превосходство сил, войска В.Шуйского городом не сумели овладеть. Чтобы ускорить сдачу города, решено было запрудить реку Упу. В городе начался голод, наступили холода. Василий Шуйский не сумел подавить восстание и пошёл на обман, заверив Ивана Болотникова, что жизнь восставшим будет сохранена. В.Шуйский не сдержал своё обещание, и И.Болотников был арестован и позже казнён в марте 1608 года. В 1608 году в Туле появился новый Лжедмитрий (Тушинский вор). В 1611—12 годах туляки участвовали в общенародной борьбе против польских интервентов, которая завершилась освобождением Москвы.

Оружейное дело в Туле

К середине XVII века, когда укреплённая граница Российского государства отодвинулась на юг, Тула из города-крепости постепенно превращается в торгово-промышленный центр. Развитие традиционного для города кузнечного ремесла поощрялось московскими государями, нуждавшимися в собственной железоделательной и ружейной промышленности.

Началом казённого ружейного дела можно считать 1595 год, когда царь Фёдор I Иванович, освободив тульских «самопальных» кузнецов от податей и земских повинностей, обязал их изготавливать казённое оружие. Первые железоделательные заводы были построены голландцем А. Д. Виниусом в 15 верстах от Тулы, в селе Торхово на реке Тулица. В дальнейшем компаньонами А. Виниуса, П. Марселиусом и Ф. Акемой, близ Тулы были открыты новые заводы, производившие не только военные, но и хозяйственные металлические изделия. С конца XVII века железоделательное производство Тулы переходит в руки предприимчивого и искусного оружейника Никиты Демидова. Вслед за Демидовым создают собственные заводы Баташевы, Мосоловы и др.

В начале XVIII века ремесленное производство оружия сменяется заводским. По указу Петра I в 1712 году в Туле сооружается первый в стране государственный оружейный завод. Тула становится признанным центром производства оружия и металлических изделий, которые имели сбыт по всей России. С 1797 года Тула — центр губернии.

В Отечественную войну 1812 года Тула внесла значительный вклад в разгром наполеоновских войск. Он определялся не только поставкой оружия (в 1812—14 годах оружейники города поставили действующей армии 600 тысяч ружей), но и активным участием в боевых действиях в составе регулярной армии и народного ополчения. Тульские ополченцы прошли с боями через всю Европу и в составе русской армии вступили в Париж в марте 1814 года.

После окончания войны на тульских оружейных заводах произошёл спад, что привело к возникновению новых видов производств — самоварного, гармонного. Самовары и гармони, созданные руками тульских умельцев, быстро завоевали мировую известность и наряду с изготовлением оружия надолго определили специализацию тульской промышленности. Баташевские самовары стали синонимом самоваров высочайшего класса.

Тула в XIX—XX вв.

В конце XIX — начале XX века в Туле появились крупные предприятия металлургической, металлообрабатывающей, военной и сахарной промышленности, которые вместе с реконструированным в 1870—1873 годах оружейным заводом стояли в одном ряду с крупнейшими промышленными предприятиями России. Одновременно с крупной развивалась и кустарная промышленность — скобяная, самоварная, гармонная, пряничное производство. По переписи 1912—1913 годов число самоварных фабрик в Туле равнялось 50, с ежегодным выпуском 660000 самоваров.

В 1898 году в Туле возникла социал-демократическая группа, в 1901 — комитет РСДРП. Советская власть была установлена 7(20) декабря 1917 года. В годы гражданской войны город был центром вооружения Красной Армии.

В октябре—декабре 1941 года, в течение 45 дней (Тульская операция), Тула находилась почти в полном кольце осады, подвергалась артиллерийскому и миномётному обстрелу, воздушным налётам гитлеровской авиации. Под ударами Красной Армии враг отступил на юг, осада Тулы была снята.

Высшая степень отличия «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» присвоена городу Туле в 1976 году за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне.

В наши дни Тула относится к числу крупных промышленно-торговых центров. Ведущими отраслями промышленности можно назвать чернометаллургическую (НПО АК «Тулачермет», Косогорский металлургический завод), машиностроительную и металлообрабатывающую (Комбайновый завод, Оружейный завод, Приборостроительный завод, Завод горного и транспортного машиностроения, «Штамп»).

Тула на гравюре 1807 года.JPG
Попов Балаганы-в-Туле 1873.jpg
Открытки с изобрежением Тулы (1912). Издание Кампель М.А. 26.jpg
Defenders of Tula ready to fight.jpg
Тула на гравюре 1807 года Балаганы в Туле на Святой неделе (художник А.А. Попов, 1873 год) Тульский кремль в начале XX века Бойцы в окопах на перекрёстке улиц Советской и Коммунаров (ныне проспект Ленина), октябрь-ноябрь 1941 года

Планировка и застройка

Центром развития, дальнейшей планировки и застройки города с XVI века был Тульский кремль. Он был ядром военной, административной и хозяйственной жизни города, где сосредотачивались органы политической и духовной власти. К нему вели все главные дороги, повлиявшие на построение планировочной структуры близ кремля. Вблизи стен кремля развивался посад, в котором проживало население города, обслуживающее кремль и другие оборонительные укрепления вокруг Тулы, а также занимавшееся ремёслами и торговлей. К концу XVI века посад охватывал кремль тесно застроенным полукольцом в границах современной улицы Советской от Зареченского до Пролетарского моста, не переходя за реку. К середине XVII века определилось разделение города на три основные части, сохранившиеся и до нашего времени: Левобережье (Центр), Заречье и Чулково.

В середине XVII века граница русского государство стала постепенно смещаться на юг и Тула, утратив своё стратегическое значение, стала центром ремесла и торговли. 2 сентября 1779 года Екатериной II был утверждён план перепланировки Тулы, составленный в губернском городе, затем переработанный в Комиссии о строении Санкт-Петербурга и Москвы. В разработке плана принял участие известный архитектор Андрей Васильевич Квасов. С небольшими изменениями этот план претворялся в жизнь начиная с 1780-х годов. Постепенно в Туле создавались новые улицы и площади, строились и заселялись новые районы и кварталы. Данный план предусматривал красивые, радиальные улицы в центре города и более простые прямоугольные кварталы для окраин, чётко выраженный общественный центр с присутственными местами и другими учреждениями. По плану с берега Упы убирались различные хозяйственные и производственные постройки и создавалась красивая набережная. Генеральный план 1779 года является образцом русского классицизма, а его значение в истории города настолько важно, что все последующие планы до 1970-х годов исходили из его принципов.

В капиталистический период конца ХIХ — начала ХХ века Тула продолжала развиваться как многопрофильный центр промышленности, образования, культуры. Быстрый рост крупных предприятий и численности населения города, железнодорожное строительство стали заметно преображать лицо города, порождая многие трудно разрешимые социальные, технические и санитарно-гигиенические проблемы. В 1824 году план города был несколько скорректирован архитектором Вильямом Гесте, сохранив свою радиально-полукольцевую структуру, и в таком виде просуществовал до начала ХХ века.

С конца 1920-х годов в Туле осуществлялось значительное строительство, принёсшее с собой несколько примечательных зданий в стиле конструктивизма. В послевоенное время заметную роль в комплексе исторического центра города стали играть драматический театр, цирк и главное здание органов власти — Дом Советов (Белый дом), при создании которого претерпело существенные изменения самое ядро исторического центра.

Последний на данный момент генеральный план Тулы разработан в 2004—2006 годах Научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» (Санкт-Петербург) по заказу Управления Капитального строительства Управы города Тулы. В настоящее время предлагается дальнейшее развитие радиально-кольцевой транспортной сетки, в том числе со строительством обходной дороги вокруг Тулы.

Полиция

УМВД России по Тульской области является территориальным органом МВД России на региональном уровне, входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется МВД России. Помимо этого в городе находятся шесть отделов полиции: Криволученский, Зареченский, Привокзальный, Советский, Центральный и Скуратовский, а также пункт полиции Косогорский.

История возникновения в Туле внутренних войск под названием милиция уходит в начало XIX века, когда был издан специальный Манифест императора Александра I «О составлении и образовании повсеместных временных ополчений или милиции» от 30 ноября 1806 года. Причиной создания внутренних войск стали напряжённые отношения России с Францией во времена развивающегося крупного военного конфликта в Европе. Издавая манифест, Александр I планировал решить несколько задач: создать большой резерв для регулярной армии и иметь возможность подавить народные выступления, которые периодически вспыхивали в различных точках страны. К тому же все расходы по созданию милиции ложились не на государственную казну, а на население, в частности на дворянство. Зимой и весной 1807 года в Тульской губернии велась интенсивная работа по формированию милиции, сбору дополнительного душевого налога и пожертвований. Всего в ополчение было принято 28 786 ратников, однако вооружённость ополчения была довольно слабой. В 1808 году Россия вступила в союз с Наполеоном, что делало существование милиции излишним, и в том же году она была распущена. Четыре года спустя в городе было создано Тульское ополчение, новая попытка образование внутренних войск, которое принимало участие в Отечественной войне и заграничном походе в составе русской армии.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В Туле функционируют несколько предприятий жилищно-коммунальной сферы обслуживания жителей. Предприятия занимаются выполнением всех видов ремонтных, строительных и сантехнических работ, благоустройством придомовых территорий и детских площадок, вырубкой аварийных деревьев, утеплением стеновых панелей, герметизацией межпанельных швов и многим другим. Наиболее крупными из них являются ЗАО «УК города Тулы», ОАО Фирма «РЭМС» и ЖКХ «Тульский дом».

Водоснабжением города занимается ОАО «Тулагорводоканал» (ул. Демидовская плотина, д. 8), преобразованное в 2008 году из муниципального унитарного предприятия.

В муниципальном образовании город Тула 180 котельных: 130 — в Туле, 50 — в Ленинском районе. Они обеспечивают теплом социально значимых объектов и 4005 многоквартирных домов, из них 3098 с центральным отоплением.

Фото (5)

Оружейный заводMonument to Peter I. Памятник Петру IДом на ул. Металлистов (быв.Пятницкой)Памятник МосинуСобор тульского кремля

Видео (2)

Панорама

Экскурсии

Тула — город героев и мастеров
Обзорные
Обзорная экскурсия по городу, где каждый путешественник найдет что-то себе по душе
Цена: 3700 руб. за экскурсию
Продолжительность: 3 часа
Тула — одно из тех редчайших мест, в котором любой путешественник найдет что-то себе по душе: город славится не только своей военной историей (тульским кремлем XVI века и званием города-героя), но и вкуснейшими печатными пряниками, изумительными самоварами, хроматической гармоникой и, конечно, оружейным производством. На экскурсии я раскрою смысл старинной поговорки «Тула — щит и арсенал России», удивлю историческим и культурным потенциалом Тульского региона.
Подробнее...
Екатерина
Гид
Екатерина
Большое путешествие в Ясную Поляну
Для детей
Окунуться в мир Толстого и его произведений
Цена: 1900 руб. за человека
Продолжительность: 5 часов
Ясная Поляна — родовое имение Льва Толстого. Здесь он родился, прожил большую часть жизни, здесь он похоронен. Здесь был его единственный любимый дом, гнездо его семьи и рода. На экскурсии вы узнаете, как события, окружение, природа Тульского края отражались на станицах произведений писателя. Познакомитесь с историей усадьбы, сложившейся в 18-19 веках, насладитесь красотой парка и зеркальной гладью Большого пруда, побываете на могиле писателя. А расположенная в 5 км от усадьбы железнодорожная станция Козлова Засека дополнит образ жизни начала XXвека.
Подробнее...
Екатерина
Гид
Екатерина

Отзывы

tourist
31.08.2017 Cichorium
В центре города нет ни одного нормального места где можно выпить пива уставшему туристу. Кошмарный городок.
tourist
12.04.2017 Anastasia
Разбитые дороги, пряники/самовары и ужасный сервис повсюду:(
tourist
24.02.2017 Nik
Пряники, музеи
tourist
17.01.2017 Nikitos
Неплохой городок, все время беру там пряники, но они все дороже и дороже, а по вкусу как обычные из супермаркета
tourist
20.09.2016 Лидия
Очень чистый и красивый город! В центре все отремонтировано!
tourist
11.09.2016 Marina
Ту, Ту-ла, туТу-ла...?
tourist
16.08.2016 Ирина
Самое яркое впечатление от Тульского Кремля и его окрестностей. Городок чистый и милый, но дороги заставляют желать лучшего.
tourist
28.07.2016 Санёк
Просторный чистый город. Мало народу, нет давки, нет хачей, и вообще все очень расслабленные. Красивые старые дома
tourist
29.05.2016 Марина
В Туле очень душевно.
tourist
03.01.2015 Alexander
Тула впервые упоминается в Никоновской летописи XVI века 1146 годом. Расположенные на территории города объекты культурного наследия являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
tourist
20.09.2014 Eugene
Полное отсутствие синхронизации светофоров и невероятное количество камер хоть как-то отвлекает от пятизвездочного состояния дорог) Находчивая идея властей! Запаситесь тормозными колодками на въезде!)
tourist
25.08.2014 Margarita
Тульский пряник за 500 рублей
tourist
11.08.2014 Alexander
Обязательно понойте в типсах про дороги.
tourist
11.08.2014 Alexander
Нечего смотреть. Проезжайте мимо.
tourist
27.06.2014 Andrey
Октябрьская, 20. Свежие пряники и яблочная пастила.
tourist
12.06.2014 irish
Туляки, откуда столько в Вас негатива?!грубите,подрезаете,за городом совсем не следите-кругом мусор, дороги раздолблены. Печально все это.☹?
tourist
31.05.2014 МИРАЖ
Не Париж конечно, но все же.............
tourist
11.05.2014 Елена
Маленький, приятный городок...радует множество парковых зон, аллей и скверов. Цены ниже среднего. А вот с дорогами беда - автолюбителям советую быть осторожнее, особенно во дворах!
tourist
08.01.2014 Irina
Как и во многих городах России,в Туле много контрастов.В кафешках довольно вкусно кормят,но вот люди не очень доброжелательные. Таксисты закрывают перед тобой двери,в магазинах резки.
tourist
13.09.2013 Татьяна
Самые вкусные пряники фирмы "Старая Тула", ип Полякова тоже ничего, а вот яснополянские даже в сравние никак не идут!
tourist
23.08.2013 Jellylorum
Цены на пряники такие, будто те из золота сделаны!
tourist
20.08.2013 Evgeny
Как мер этого города, ответственно заявляю, дорог не будет! Идите в жопу!
tourist
28.07.2013 Tatyana
Город всем известный своими пряниками, самоварами и оружием. Ради этого и стоит посетить. Основные достопримечательности в центре, в окрестностях Кремля. Город не большой и чистый. Дороги "российские"
tourist
23.07.2013 Россия
Одному из наиболее известных городских брендов, тульскому прянику, в городе посвящен специальный музей. Также здесь находится Тульский экзотариум — самый большой в России зоопарк рептилий.
tourist
22.06.2013 Drunken
Тульские пряники от 130 руб/кг, сухой ствол тт от четырёх кусков.
tourist
15.06.2013 Anastasia
Что-то не очень мне нравится этот город. Ужасные дороги, здания, даже Кремль не впечатлил
tourist
17.05.2013 Александр
А что так грязно?
tourist
15.05.2013 Алексей
Город интересный! Дороги подлатать бы :)
tourist
10.05.2013 Shuyskaya
Город горе-Шумахеров. Причем стиль вождения 71 региона - везде такой!
tourist
04.05.2013 Natalya
Пролетарский район приличный, в центре жутко, а улица Плеханова шок - трамвайные пути правят городом;) Дороги в плачевном состоянии, а люди добрые;) ps : мужик на Ниве - по ямам не поеду, резину порву
tourist
03.05.2013 Pavel
Если вы не посетите этот город, то совершенно ничего не потеряете.
tourist
02.05.2013 Olga
Какой-то народ не дружелюбный
tourist
01.05.2013 Антон
Дорог нету!!!!! Ямы, да колдобины, за то видео фиксация везде)))
tourist
24.04.2013 Malyukov
Очень приятный и опрятный город!
tourist
21.04.2013 Иванна
После 10 вечера, все самые нормальные рестораны и кафе закрыты... Поесть негде..:(
tourist
16.04.2013 Alexey
В сраном Египте посреди пустыни дороги и то приличнее
tourist
12.03.2013 Nika
Хотя бы ямы на дорогах заделайте я уже молчу про полуразваленные здания!!А так вполне мило)
tourist
05.03.2013 Дмитрий
Мы пришли раньше гардеробщицы
tourist
04.03.2013 Dmitry
Тулу лучше объезжать стороной...
tourist
06.01.2013 Svetlana
Трасса М4 перед Тулой трясет не на шутку, прям как под Ростовом
tourist
30.12.2012 Алексей
Не ребят, самые вкусные пряники в пекарне Поляковой на ул.Калинина в Пролетарском р-не!
tourist
14.08.2012 Dasha
Отличный город,но дороги отвратные!
tourist
10.06.2012 Nick
Увидеть:памятник теще,подкованную блоху.Купить:самовар.Съесть:пряник.
tourist
20.04.2012 Sergey
Самые вкусные пряники после нью-йоркских маффинов из Магнолия Бейкери
tourist
07.04.2012 Alla
Губернатора за такие дороги на кол!
tourist
31.03.2012 Lucy
Мэр, сделай дороги!)
tourist
14.03.2012 Vadim
Большая деревня
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia