Церковь Бориса и Глеба в Великом Новгороде
Описание

Церковь Бориса и Глеба во граде — не сохранившаяся церковь Новгородского детинца.
Церковь Бориса и Глеба во граде (в кремле) или над Волховом, на конце Пискупли улицы, в Околотке, в Детинце впервые известна как деревянная церковь 1146 года. Каменная же церковь взамен деревянной, заложена Садко Сытинычем (Съдко Сытиниць) в 1167 году, Садко Сытиныч стал, вероятно, прототипом героя былин — Садко. Церковь была освящена архиепископом Иоанном (Ильёй) в 1173 году. Согласно данным начала 1620-х — церковь Бориса и Глеба была ружной.
Археологическое изучение
Бытовало мнение что на её месте — на конце Пискупли улицы, стояла первая тринадцатиглавая деревянная церковь Софии Премудрости Божией, предшественница каменного Софийского собора, но по результатам археологических раскопок это предположение было опровергнуто. Фундаменты церкви были раскрыты в 1940 году во время раскопок под руководством А. А. Строкова, при этом в западной части фундамента была найдена резная известняковая капитель с орнаментом, большое количества каменных крестов и др., были обнаружены погребения под полом церкви, причём в пяти из них сохранились фрагменты диадем. По результатам реконструкции это монументальное здание не имело аналогов в новгородском зодчестве XII века, как по своим размерам, так и по использованию резных украшений.
Церковь Андрея Стратилата и церковь Бориса и Глеба
Церковь Андрея Стратилата, ныне стоящая в детинце близ того места (южнее) где была церковь Бориса и Глеба, называется в росписях 1577—1589 гг. (росписи ружных церквей) и 1615 года придельной, но по Семисоборной росписи и росписи 1617 года в церкви Бориса и Глеба не было придела. В 1969 году в нижней части церкви Андрея Стратилата М. К. Каргером и Г. М. Штендером были обнаружены и изучены остатки лестничной башни церкви Бориса и Глеба.
История
В 1262 году церковь сгорела от попадания молнии, после чего была восстановлена, но в самом начале XIV века — рухнула. В 1305 году новая каменная церковь была вновь освящена архиепископом Феоктистом, после завершения строительства начатого в 1302 году, причём Феоктист в 1300 году, в ещё несгоревшей церкви Бориса и Глеба, был знаменован на владычную кафедру.
Храм был поновлён в середине XIV века, за счёт серебра полученного от похода на Ореховец. В 1405 году из-за пожара охватившего Людин конец церковь опять сгорела и только в 1441 году по указанию архиепископа Евфимия храм был отстроен вновь, а в 1442 году к храму была добавлена новая глава, после явления чуда мироточения иконы Богоматери во время литургии .
В 1652 году церковь рухнула и с тех пор более не восстанавливалась.
Историческое значение
Предания, также связывают эту церковь, с хранившимися в ней «палицами Перуна», которые новгородцы использовали во время междусобиц. По приказу митрополита Никона
…и тако преста бесовское то тризнище отоле со оловянными наконечниками тяжкими…в 1652 году эти палицы были сожжены, по мнению академика В. Л. Янина, эти сведения о палицах, «связующие языческие и христианские реалии», делают церковь Бориса и Глеба во граде хранительницей древних традиций, что «дополняет характеристику памятника как имеющего особое значение в структуре новгородской и церковной политической организации».
Церковь Бориса и Глеба во граде — духовный центр Прусской улицы, упоминается в уставе Ярослава Мудрого о мостех (о порядке мощения улиц Торговой стороны и Детинца, а также сооружения Великого моста), как конечный пункт обязанности мощения улицы жителями. Предполагают также, исходя из летописных сведений, что церковь была «вечевым храмом» Людиного конца и Прусской улицы. Церковь Бориса и Глеба во граде изображена на иконе «Видение пономаря Тарасия» и на омофоре патриарха Никона.
Панорама
Отзывы
Церковь Андрея Стратилата, ныне стоящая в детинце близ того места (южнее) где была церковь Бориса и Глеба, называется в росписях 1577—1589 гг. (росписи ружных церквей) и 1615 года придельной, но по Семисоборной росписи и росписи 1617 года в церкви Бориса и Глеба не было придела. В 1969 году в нижней части церкви Андрея Стратилата М. К. Каргером и Г. М. Штендером были обнаружены и изучены остатки лестничной башни церкви Бориса и Глеба.

















