Храм Святителя Николая в Пыжах в Москве
Описание
Храм святителя Николая в Пыжах — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии; памятник архитектуры XVII века.
Храм расположен в районе Замоскворечье Москвы по адресу: улица Большая Ордынка, № 27/6. Стоит между Большой и Малой Ордынкой; близ него находится двухэтажный дом причта — памятник архитектуры XIX века, архитектор А. А. Никифоров (1890).
История
Деревянный храм на месте нынешнего был основан не ранее 1593 года, вероятно одновременно с учреждением стрелецкой слободы. Во второй половине XVII века местным стрелецким полком командовал Богдан Пыжов, давший своё имя местности, храму и Пыжевскому переулку. Постройка основного объёма Благовещенского храма датируется 1672 годом (по другим источникам, 1657). В 1691 году устроены приделы в честь Антония и Феодосия Печерских и в честь святителя Николая, имя которого со времени и стало главным для «Николы в Пыжах». После разорения в 1812 году храм был восстановлен, начиная с 1848 года, на деньги купцов Ляминых.
Храм был закрыт в 1934 году, последним настоятелем до закрытия был преподобноисповедник О. Гавриил (Игошкин, 1888—1959). Храм возвращен РПЦ в 1990 году, служба началась в 1991 году. Иконостасы — современные, работы И. В. Клименко; в Никольском приделе — росписи конца XIX века работы А. Соколова.
Архитектурные особенности
Особенностью церкви является планировка ее двух приделов, «вдвинутых» в северо-восточный и юго-восточный углы основного кубического объема и почти заслоненных широкими полукружиями своих апсид, которые, будучи равновеликими и расположенными на одной линии с апсидой алтаря главного храма, выглядят традиционной трехчастной апсидой. Стройная шатровая колокольня с великолепно декорированной «висящей» аркой входа принадлежит к лучшим образцам этого типа сооружений в московском зодчестве. Примыкающие к храму трапезная и колокольня поставлены по главной оси, то есть «кораблем», как это стали делать со второй половины XVII в. Типичный пятиглавый, бесстолпный храм с развитым пышным антаблементом и ярусами кокошников, богато декорированный кирпичными деталями «штучного набора».