Церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого в Москве
Описание
Колокольня Ивана Великого входит в архитектурный ансамбль Московского Кремля вместе с церковью Святого Иоанна Лествичника, расположенной в основании, образуя собой единую церковь-колокольню. Храм относится к знаменитым памятникам древнерусского зодчества, наряду с Успенским собором. После надстройки в 1600 г., колокольня являлась самым высоким зданием России вплоть до начала XVIII века. Высота колокольни 81 м.
История.
В 1329г. Иван Калита заложил здесь церковь Иоанна Лествичника «под колоколы» в честь рождения у него сына, Иоанна.
Иоанн Лествичник - религиозный византийский писатель VII в. Главным делом его жизни стал знаменитый труд "Лествица райская, Скрижали духовные" (оригинальное название др.греч. «Κλῖμαξ».), где был образно представлен путь человека к Богу,
по ступеням той духовной Лествицы, по которой человек шаг за шагом, подвигами и усердием, совершает свое трудное и долгое восхождение к небесам.
Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству:
- Ступени 1-4. Борьба с мирской суетой: беспристрастность, странничество
- Ступени 5-7. Скорби на пути к истинному блаженству: покаяние, память о смерти
- Ступени 8-17. Борьба с пороками: молчание, правдивость, отсутствие уныния и лености, борьба с чревоугодием, целомудрие
- Ступени 18-26. Преодоление преград в аскетической жизни: отсутствие гордыни, кротость, простота и незлобие, смиренномудрие
- Ступени 27-29. Душевный мир: молитва, бесстрастие
- Ступень 30. Вершина пути — союз трёх главных добродетелей: вера, надежда и любовь.

Кремлевская колокольня, устроенная в самом сердце Москвы, стала архитектурно-символическим образом Лествицы, символизируя восхождение к небесам.
Здание было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, во втором ярусе были прорезаны арки для колоколов — как в сохранившихся церквах «под колоколы» Спас-Каменского и Болдина Дорогобужского монастырей. Церковь задумывалась как одна общая звонница для кремлевских соборов.
В 1505 году во время общей перестройки Кремля приглашенными итальянскими мастерами колокольня с церковью были разобраны, на этом месте итальянский архитектор по прозвищу Бон Фрязин, выстроил новую колокольню высотой в два яруса, также с церковью в основании столпа. Строительство было приурочено памяти об умершем в тот год Иване III и закончено в 1508 году.
Крылатая фраза «во всю Ивановскую» появилась именно благодаря колокольне Ивана Великого. В старину рядом с ним находилась Ивановская площадь, на которой озвучивались царские указы и приводились в исполнение приговоры. Высокая каменная колокольня казалась чудом, ничего подобного на Руси не было.
В 1532 году другой итальянский архитектор Петрок Малый, ученик и подмастерье знаменитого Аристотеля Фиораванти, пристроил к этой колокольне Успенскую звонницу с колоколами - среднюю часть современного ансамбля Ивана Великого. В Успенской звоннице тоже была устроена церковь.
В 1600 году Борис Годунов приказал надстроить на колокольне еще один ярус, и ее высота достигла 81 метра.
В 1620-х годах по инициативе патриарха Филарета была построена третья, крайняя часть кремлевской звонницы - так называемая Филаретова звонница, с зеленым черепичным шатром. Есть историческое предположение, что она была сооружена просто как красивая лестница для подъема на Успенскую звонницу, взамен прежней, стоявшей отдельно. В ее возведении участвовал знаменитый русский зодчий Бажен Огурцов - автор зеленых черепичных шатров над кремлевскими башнями и установления кремлевских курантов.
Главная кремлевская колокольня была самым высоким сооружением Москвы до возведения храма Христа Спасителя, в городе запрещалось строить здания выше Ивана Великого.
В праздники по удару колокола Ивана Великого начинали звон колокола во всех московских церквях. Колокольный звон на Руси сопровождал все великие торжества, знаменовал печальные и радостные события, созывал православный народ на церковную службу, а тех, кто не мог придти в храм - побуждал к внутренней молитве. В середине XIX века мастер А.Завьялов отлил Большой Успенский колокол - самый большой из всех кремлевских колоколов, и ныне находящийся на звоннице.
В 1734-35 гг. московскими литейщиками Иваном и Михаилом Моториными для Успенской звонницы был отлит Царь-колокол, но так и не был установлен, т.к. треснул во время пожара.
В 1812 г. отступавшие из Москвы наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 г. их восстановил архитектор Д. Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX в.
После революции церковь св. Иоанна Лествичника в кремлевской колокольне была закрыта, и ее помещение использовалось под различные хозяйственные и административные нужды. После смерти Сталина Кремль открыли для посещения, а в первом этаже звонницы стали проводить выставки. В настоящее время на первом этаже Успенской звонницы так же действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению.
На колокольне Ивана Великого и звоннице установлен 21 колокол.
Панорама
Отзывы
Колокольня была возведена в 1505–1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила ещё один ярус звона, после чего её высота достигла 81 метра.
Все прекрасно и величественно в Московском Кремле.
Красивое историческое здание!

















