Церковь Марии Магдалины в Варшаве
Описание

Собор святой равноапостольной Марии Магдалины — кафедральный собор во имя Св. равноап. Марии Магдалины Варшавско-Бельской епархии Польской православной церкви. Находится в городе Варшава, в районе Прага, на Аллее «Солидарности», д. 52.
История
Обстоятельства появления и проектирование
Стремительное развитие варшавского района Прага происходило в течение второй половины XIX века. Оно был связан с общим ростом значения Варшавы и привело к активному заселению этого города. Среди приезжих доминировали русские и представители других национальностей, православные по вероисповеданию. Православными были солдаты двух российских гарнизонов, находившихся в Праге. В целом среди других конфессий православные составляли несколько процентов от всего населения. Ближайшим православным храмом была церковь на левом берегу Вислы, в связи с чем православные верующие неоднократно обращались к епископу Варшавскому и Новогеоргиевскому Иоанникию (Горскому) с просьбой начать строительство нового храма. В ноябре 1865 года епископ получил согласие наместника Польского Царства Фёдора Берга на формирование комитета, который должен был наблюдать за строительством. Летом 1866 года образован строительный комитет во главе с бывшим гражданским губернатором Варшавы, генерал-лейтенантом Евгением Рожковым. Через два года назад епископ объявил начало подготовительных работ.
Членами комитета были князь Владимир Черкасский и генерал Евгений Рожнов, для которых строительство церкви в Праге было ответом на реальные потребности людей и одновременно возможностью возведения в стратегическом пункте города (напротив Виленского вокзала) очередного объекта, который свидетельствовал бы о принадлежности Варшавы в Российской империи. По словам Рожнова, храм должен был быть очередным средством утверждения здесь русского народа. По завершению строительства генерал Рожнов и управляющий делами полковник Палицын получили государственные награды.
В силу стратегического характера строения, архитектор Святейшего Синода Николай Сычёв уже в 1867 году представил готовый проект и смету. Согласно ему, планировалось возведение одноглавый церкви без колокольни, стоимостью 122000 рублей. Петербургский комитет церковного строительства внёс существенные исправления в проект, приказав уподобить храм аналогичным в Киеве, что должно было подчеркнуть подчеркивать связь православия на польских землях с Киевской православной митрополией, отрицая утверждением о его чужое происхождении и искусственном внедрении. Поручено было также возвести колокольню, что повышало стоимость работ до 140 тысяч рублей. Комитет строительства церкви, стремясь получить государственное дофинансирование, принял поправки, приказывая возвести строение, в плане близкое к греческому кресту, увенчанное пятью куполами, сгруппированными вокруг большого центрального. Площадь здания, после изменений в проекте, должна была бы составлять 766 квадратных метров, что позволяло бы принимать участие в службе 800—1000 верующих.
До Первой мировой войны
Церковь святой Марии Магдалины до конца Первой мировой войны выполняла функцию приходского храма. Несмотря на это, её строительство, а затем и содержание, российскими властями трактовалось как дело престижа, учитывая локализацию объекта. В 1870 году храм посетил император Александр II.
В 1871—1872 годы был построен двухэтажный дом причта. При церкви действовало попечительство, церковно-приходская школа, приют, приписная часовня и два молитвеных дома.
В связи с особым значением церкви уже в 1895 году был начато генеральный ремонт, о котором просил архиепископ Флавиан (Городецкий) в письме к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву. Он писал, что церковь в плохом техническом состоянии и выглядит не лучшим образом по сравнению с рядом расположенным костёлом святого Михаила и святого Флориана, который был ещё на стадии строительства. Архиепископ указывал также на тот факт, что церковь часто вызывает интерес у иностранных гостей Варшавы. Ремонтом руководил Владимир Покровский, тогдашний главный архитектор епархии. Он восстановил утраченные фрагменты штукатурки, очистил стены от свечной копоти, отреставрировал позолоту куполов и иконостаса. По завершению работ, храм был заново освящён.
Межвоенный период и Вторая мировая война
В 1921 году, после утраты православными собора Александро-Невского и собора Святой Троицы церковь святой Марии Магдалины стала митрополичьим собором Польской православной церковью. Именно в этом храме состоялось объявление решения о признании автокефалии, что содержалось в томосе Константинопольского Патриарха. Это произошло 17 сентября 1925 года. Решение о возвышении церкви святой Марии Магдалины в ранг собора было связано с процессом ревиндикации в Польше. В столице Польши остались только две православные церкви. Остальные было возвращены прежним хозяевам (это касалось реквизированной в царское время римо-католической собственности), отданы другим конфессиям, или разрушены.
Существовали планы разрушения также и этого собора, окончательно отменённые местными властями в 1926 году. Для празднования этого решения в храме была помещена Ченстоховская икона Матери Божьей, образ, особенно почитаемый польскими католиками.
В 1928 году в подвале церкви устроили вторую святыню — часовню Страстей Господних, куда попала часть спасённого оснащение из разобранного собора святого Александра Невского. Ранее, в 1925 году был начат генеральный ремонт собора, который из-за нехватки средств был прерван по завершению наружных работ. Лишь в 1930 году стало возможным начать ремонтные работы в интерьере, в частности очистку фресок. Комиссия, руководившая ремонтом, во главе с епископом Саввой (Советовым), приказала также восстановить иконостас святого Иова Почаевского и отремонтировать электрическую установку.
В течение Второй мировой войны собору не был нанесён значительный ущерб. В 1939 году взрыв авиабомбы недалеко от собора привел к небольшим повреждений крыши бокового нефа. Осенью 1944 года, во время обстрела Праги немцами, один из снарядов попал в центральный купол и разрушил его. От серьезного пожара, который мог привести к полному уничтожению, собор спасла быстрая реакция жителей Праги. Временный ремонт этих повреждений провёден в 1945 году. В 1944 немцы потребовали отдать им церковные колокола с целью переплавки их и изготовление снарядов. Колокола были порезаны и по частям спущены вниз. Однако оказалось, что сплав, из которого они были сделаны, для снарядов не подходит. Порезанные колокола были оставлены перед входом в собор. Новые колокола были куплены в 1947 году на пожертвования. Неоднократное обращение священника Иоанна Коваленко в Министерство администрации публичной привело к передаче в 1951 году еще пяти колоколов из магазина в Гданьске.
Собор во времена Польской народной республики
Сразу после войны духовные лица собора планировали провести его ремонт. Это однако оказалось затруднительным, из-за нехватки ресурсов и уменьшения количества прихожан, что не давало возможности собрать достаточное количество средств. Только в 1955—1957 годы, путем дотаций 90 % стоимости работ со стороны реставрационного Общественного фонда восстановления Варшавы и Церковного фонда, было выполнено восстановление лестницы, вокруг собора устроено новое мощение и изготовлена новые въездные ворота. Из-за нехватки средств не проведены работы по восстановлению фресок, повреждённых влагой. Во время ремонтных работ приход несколько раз судился с исполнителями работ, из-за растраты закупленных ими материалов.
Инициатором очередных ремонтных работ был митрополит варшавский и всей Польши Стефан (Рудык). Выбранный в 1966 году Ремонтный комитет во главе со священником Афанасием Семенюком, обратился в следующем году с просьбой дофинансировать проект из общественных средств. Власти ПНС выделила на это дело миллион злотых. Однако из-за несвоевременной консервации, интерьер был сильно повреждён, что привело к большим затратам на реставрацию. Поэтому Комитет искал дополнительные источники финансирования, в том числе за рубежом. Из-за плохого состояния фресок Художественно — теологическая комиссия, сотрудничавшая с Комитетом, рассматривал даже возможность выполнения новых росписей. Известен один нереализованный проект. Согласно ему, из старых фресок должна была остаться только Тайная вечеря в алтарном помещении. Вблизи неё должен находиться сюжет Христос в Гефсиманском саду, а выше — фреска Оранта. На боковых стенах собора запланировано выполнить образы Трёх Святых Иерархов, святого Стефана, а также покровителей митрополитом варшавских: святых Георгия, Дионисия, Тимофея и Макария. Над входом в собор должна была находиться композиция с изображением Рождества Христова, над иконостасом — Христос Избавитель. Проект предусматривал обработки не всей поверхности стен собора, оставляя некоторые их части на усмотрение художника. Был предложен выбор из среды сцен, изображающих 12 больших православных праздников. В передсинку предложено разместить таблицы с историей храма. Ремонтный комитет устроил конкурс на реализацию проекта, но эту инициативу забпретило Управление консервации, приказывая вместо предлагаемых изменений, выполнить подробное воспроизведение вида фресок с первых лет существования собора, что и было сделано. Работами руководил Тадеуш Романовский и Рышард Белецкий. Представителем церкви, который занимался наблюдением, был игумен Савва (Грицуняк). На этом этапе ремонта изменено также электрическую инсталляцию и смонтировано аппаратуру для громкой речи.
В 1965 году собор внесён в реестр памятников. Во время ремонтных работ в соборе не проводились службы. Верующие молились в нижней часовне, или в часовне святого Михаила — частной часовне варшавского митрополита.
В рамках мелких работ в интерьере кафедры Адам Сталоне-Добжанский выполнил новый витраж с сюжетом встречи Христа с Марией Магдалиной, а в 1980 году вновь заменено покрытие крыши. Вероятно в тот же период с фасада окончательно устранены живописное декорирования, о существовании которого вспоминают отчёты о ремонте 1968 года.
Третья Речь Посполитая
В 1996 году новый настоятель Иоанн Сезонов провёл основательное восстановление нижней часовни. Следующие ремонтные работы начал очередной варшавский митрополит Савва (Грыцуняк) после вступления в должность Митрополита Варшавского. После 1998 года заменён пол и деревянные окна, заменены электрическая инсталляция и входная лестница. В 1999 году заново сделана гидроизоляция. В 2000-е годы проведено очередное обновления фресок, которые оказались в худшем состоянии чем предполагалось. В связи с этим некоторые элементы, например слова молитвы Отче наш, написанные на барабане главного купола, пришлось зарисовать. Восстановлена позолота киотов и крестов на куполах.
Сейчас собор является святыней двух приходов — св. Марии Магдалины и прихода святого Николая. С 1990-х годов службы в последнем происходят перед алтарём святого Иова Почаевского.
Описание
Роспись храма- Акад. Виноградов Р. Ф.
- Акад. Васильев В. В.
- Акад. Корсалин К. И.
- Частица мощей Св. Марии Магдалины, подаренная протоиереем Антонием Девятовским.
- Образ Почаевской Богоматери. Утрачен в 1915 г. при эвакуации.
Панорама
Отзывы
Найти легко, главная достопримечательность старого район «Прага», и в шаговой доступности от остановок метро и трамвая. Кроме этого, есть небольшая парковка, в том числе для велосипедов.
Можно сделать красивые фотографии на фоне ясного неба!
Прямо перед входом есть станция Veturilo!