Погода в Волгограде сейчас

-2 °C
Ветер: юго-восточный, 8 м/с
Влажность: 100 %
Давление: 767 мм рт.ст.
Средние температуры
днемночью
Декабрь+4 °C-4 °C
Январь-3 °C-8 °C
Февраль+4 °C-8 °C
Март+8 °C-2 °C
Апрель+21 °C+7 °C
Май+29 °C+16 °C

Волгоград

Описание

Волгоград
Фото с upload.wikimedia.org

Волгоград — город в Волгоградской области, входящей в Южный федеральный округ. С 1589 по 1925 год носил название Царицын, с 1925 по 1961 год — Сталинград. Город-герой, место Сталинградской битвы. Официальное название — Городской округ город-герой Волгоград.

История

Дороссийский период

Давший рождение Волгограду Волжский торговый путь стал складываться с начала 900-х годов, его основными участниками стала Русь в верховьях Волги, Волжская Булгария на Средней Волге, Хазария на волгодонском междуречье и нижней Волге, роль торговых агентов исполняли варяги и арабские купцы. К концу первого тысячелетия торговля нарушается из-за волн переселения печенегов (с 950-х годов), половцев (с 1100-х годов ), завоевательного похода Батыя (1236-1243 годы). Путь возрождается после монгольского завоевания, когда вся Волга оказалась под контролем улуса Джучи — Золотой Орды. Им был использован фактор удобного торгового расположения, в междуречье пересекались три торговых пути с севера на юг: Дон, Волга, Ахтуба и путь с востока на запад — самая северная тропа Великого шелкового пути. В 1260 году в этом регионе (в 60 км от Волгограда) возник столица Золотой Орды Сарай-Берке. В состав улуса как вассальные владения входили попавшие в период Монголо-татарского ига многие княжества распавшейся Киевской Руси. На месте современного Волгограда между Сухой и Мокрой Мечеткой находилось ордынское поселение с неизвестным названием, названное российским переселенцами Мечетным городищем, в котором были найдены монеты улуса Джучи с 1274 по 1377 год. Современные археологи обследовать его не успели, так как его строения растаскивались на строительный кирпич до выемки фундамента еще в 17-19 веках, а в 20 веке оно окончательно было уничтожено современной застройкой Спартановки. Гидроним "Мечетка" вероятно дан по этому поселению, еще он встречается в центральной России и происходит от древнерусского "мечькъ" - медведь, но в степи медведи не водятся и в данном случае он скорее назван по сущестовавшим развалинам - мечеть. Волгоград не является приемником этого поселения, оно расположено на 18 километров севернее исторического ядра Царицына и погибло за 200-250 лет до его основания. Здесь же погибла от современной застройки Спартановки стоянка древного человека мустьерского периода.

С 1400-х годов в результате событий, названых русскими летописцами «Великой замятней», Золотая Орда стала распадаться на самостоятельные ханства: Казанское, Сибирское, Астраханское, Крымское и более мелкие, распад сопровождался кровопролитными войнами и угоном населения в рабство. Сарай-Берке последовательно разрушается и пустеет при войнах ордынских ханов между собой, и в 16 веке покидается населением, так же в период жестоких войн уменьшилась волжская торговля. Русское государство, наоборот, проходило период централизации вокруг Московского княжества, становилось все сильнее и покоряло ханства одно за одним: Казанское в 1552-м, Астраханское в 1556-м, Сибирское в 1582-м. На время основания Царицына непокоренным оставалось Крымское ханство — защищенное Диким полем, Перекопом и военной поддержкой Османской империи, оно являлось главной опасностью для всего юга России. Территория волгодонского междуречья была легко досягаема во время набегов и непригодна для мирных поселений, однако при организации военной охраны стал возможен речной торговый путь от Нижнего Новгорода до нового российского города — Астрахани, причем на всем этом пути не был брошен людьми только один город - Казань. Волжский торговый путь опять возродился, Московское княжество продавало в Астрахани лес, зерно, сукно, кожи, воск, мёд, а покупало соль, ткани, металлы (собственной добычи железа на нужды страны не хватало, а добычи цветных металлов не было совсем), ладан.. Волга стала транзитной и для международной торговли, Англия искала пути торговли с Персией для покупки шелка и специй в обход конкурентов - Испании и Португалии и первое упоминание о Царицыне дошло до нас в письме купца Московской компании Христофора Берроу (русских источников за этот период не сохранилось из-за пожаров в Москве 1626 и 1701, когда сгорел весь архив Казанского Приказа)

1589—1775 годы. Сторожевой город

... и пришли к переволоке... Слово переволока на русском языке означает узкую полосу земли или переплеск между двумя водными пространствами, и называется это место так потому, что здесь от реки Волги до реки Дона, или Танаиса, считается тридцать верст, т. е. столько, сколько человек может легко пройти пешком в один день. В 7 верстах ниже, на острове, называемом Царицыным, русский царь держит в летнее время отряд из 50 стрельцов для охраны дороги, называемый татарским словом “караул”.

— Уведомления и донесения о шестом путешествии в страны Персии и Мидии компании английских купцов по открытию новых мест торговли, собранные из отдельных писем за 1579, 1580 и 1581 гг., писанных Христофором Бэрроу, служащим означенной компании, к своему дяде г. Уилльяму Бэрроу.

Грамота царя Фёдора Иоанновича

От царя и великово князя Фёдора Ивановича всеа Русии на Переволоку воеводам // нашим князю Григорью Осиповичю Засекину да Роману Васильевичю Олферьеву, да Ивану Офонасьевичю Нащокину. Которые суды отпущены ис Казани на Переволоку для лесовой возки с вами, со князем Григорьем и Ываном, и как, даст бог, город и острог зделаете, и вы б у себя на Переволоке поставили для тутошних посылак ис тех судов сколько пригоже, которые для тутошних дел пригодятца, а лутчие бы естя суды отослали в Астрахань на наши обиходы астраханские. [...] Писан на Москве лета 7079-го году июля во 2 день за приписью дьяка Дружины Петелина.

из разрядной книги

Это первое упоминание 1579 года о сезонном пограничном карауле на острове Царицын, одном из цепи волжских караулов. В период 1585—1590 годы воеводой Григорием Засекиным были основаны ряд уже постоянных крепостей с гарнизонами 100—150 человек, ставших к настоящему времени областными центрами Поволжья: Царицын, Самара и Саратов. Крепость Царицын контролировала также восточную сторону Волго-Донской переволоки — кратчайшего (около 70 километров) расстояния между реками Дон и Волгой. Указания царя Федора I Засекину по её обустройству обнаружены в разрядной книге с датой — 2 (12) июля 1589 года., именно она считается днём основания Волгограда. Первое упоминание о Царицыне как о городе содержится в Книге Большого Чертежа от 1600 года: «А ниже Балыклеи 80 верст на Волге, остров Царицын. А против острова пала (в Волгу) река Царица, вытекла от реки, от Дону; протоку 90 верст, а на острову город Царицын». . В топографии город впервые появляется в 1614 году на карте царя Федора II - написан как Царица. Название «Царица», вероятнее всего, переосмысленное по звуковому сходству с тюркским «сары-су» («жёлтая — красивая — река»), а «Царицын» — от тюркского слова «сары-чин» («жёлтый — красивый — остров»). Первые 10–15 лет город располагался на не нанесенном на карты своего времени острове, наиболее вероятные варианты — Сарпинский или Голодный, в следующие годы был перенесён на образованный берегами рек Волга и Царица угол.

Царицын был основан как иностранная военная база на территории формально независимого ханства - Ногайской орды, ближайшая граница России по суше шла по Белгородской защитной черте, а ближайшим городом (не считая крепостей Астрахань и Саратов, которые так же были на территории ногаев) - крепость Воронеж в 530 километрах от Царицына по Ногайскому шляху (будущий Астраханский почтовый тракт, а сейчас федеральная трасса "Каспий"). Основание Царицына произошло без боя, потому что после череды поражений от русских войск 1582-1587 годов ногайский хан Урус-бий в 1586 году признал себя вассалом Русского Государства. В 1598 году умирает бездетным царь Федор I Иоаннович, на нем оканчивается царская династия Рюриковичей, и между претендентами на трон до 1613 года будут идти названные Смутным временем войны, в которых Русское государство ослабеет. Ногайцы в период ослабления начинают войну против русских, но после окончания Смутного времени Россия возвратила былую силу и хан Иштеряк принес присягу Михаилу Фёдоровичу. При его преемнике хане Канае ногайская орда вступает в период смуты и внутренних войн, и последний удар по волжским ногаям наносят калмыки под предводительством Хо-Урлюк, в 1632 году изгнав их с волгодонских кочевий к Кавказу. В отличие от тюрков и мусульман-суннитов ногаев, калмыки являлись западными монголами по происхождению и буддистами-гелугпа по вере, поэтому не ориентировались на Крымское ханство, признавали подданство России (не упуская возможности совершить разбойничьи набеги, неоднократно нарушая клятву-шерть). Территория вокруг нынешнего Волгограда с 1630-х годов стала полностью российской и не оспаривалась иностранными государствами.

Еще одним важным игроком этой эпохи стали казаки, до 1700-х годов бывших независимым от Российской империи вольным военно-разбойничным сообществом. После разгрома вятских ушкуйников в 1489 году царским воеводой Даниилом Щеня часть из них ушла на Нижнюю Волгу, зародив существовавшее до 1700-х годов явление волжского пиратства. К этим людям присоединились беглые преступники, крепостные и просто лихие люди, предпочитавшие зарабатывать на жизнь грабежом. Отношение к Российскому государству было двойственным: воюя против соперничавших с Россией ханств на пространстве от Яика и до Азова они выступали союзниками царской власти, выполняли правительственные задания по разведке и присоединению к России сибирских и среднеазиатских территорий, с другой стороны при возможности они грабили контролируемые царским правительством караваны судов и города. Примером такой судьбы может служить Ермак Тимофеевич, бывший атаманом прикаспийской шайки казаков, а потом царским первопроходцем Сибири. Также часты были разбойничьи набеги казахов, черемисов, черкесов. Жители крепости Царицын не могли вести обычную крестьянскую жизнь и даже пасти скот могли только на Сарпинском острове. Но самым опасным врагом продолжало оставаться Крымское ханство, которое осуществляло постоянные набеги с целью грабежа и угона населения в рабство, в эти годы правый берег Волги по названию главной опасности будет называться "крымским".

При всех возможных опасностях от других народов первый разгром город пережил от собственных правительственных войск в период гражданской войны Смутного времени. 24 октября 1607 года посланный царем Василием Шуйским воевода Фёдор Шереметев взял штурмом признавший власть Лжедимитрия II Царицын. Об этом в Москву было послано донесение: "Царицын город и острог взяли, и государевых изменников царицынских людей и их жен и детей побили и поймали, а иные в степь побежали... как изменники побежали в степь и я, холоп твой, за ними гонял до речки до Ольшанки от города семь верст и с ними бился". Воевода не пишет о переправе через Волгу, и вероятно это первое упоминание о городе уже на волжском берегу. Шереметев пробыл в городе до октября 1608 года и повел свой отряд на помощь к терпевшим поражение царским войскам у Нижнего Новгорода, уходя он сжег Царицын и бывший на его пути Саратов. После окончания Смутного времени вновь создавать и Царицын (1615) и Саратов (1616 год) пришлось воеводе Мисюре Соловцову.

В 1600—1800 годы Царицын оставался пограничным поселением с функциями: склады снабжения для водного пути, карантин заболевших с проплывающих судов, небольшая торговля. Основным населением были военные — до 400 человек, и небольшое количество гражданских. В 1645 году воевода Ункновский пишет о своих подчиненных: «всего пеших стрельцов двести человек, из тех же из двухсот человек у государевых дел на кружечном дворе и таможне в головах и в целовальниках, и в приказной избе, и в приставах, и на житном дворе, и у полковых всяких государевых хлебных и иных запасов в целовальниках и в сторожах пятьдесят человек." В 1664 году в городе появилась первое каменное здание — церковь Иоанна Предтечи, и только через десятилетия следующие: Успенская церковь в 1718 году и Свято-Троицкая в 1720. В исторические хроники Царицын этого периода попадал только при набегах казаков и кочевников и битвах при крестьянских войнах.

В 1660-х годах обстоятельства трижды приводили Степана Разина к Царицыну и это все-таки кончилось для города трагедией. Окончательно закрепостившее крестьян Соборное уложение 1649 года и русско-польская война 1654-1667 годов наполнили Нижнее Поволжье и Дон беглыми крестьянами и дезертирами. Сбор желающих для пиратского рейда под атаманством Разина по Азовском и Черному морю происходил в Паншином городке на Дону (сейчас село Паншино Городищенского района) зимой 1667 года, однако путь в устье Дона ему преградила тогда еще турецкая крепость Азов. Изменив направление рейда и перетащив струги по переволоке на Волгу, Разин в марте 1667 года разграбил караван судов около нынешнего села Караваинка Дубовского района, тем самым открыто вступив в конфликт с царской властью. Несмотря на это царицынский воевода Андрей Ункновский в мае 1667 года выдал Разину кузнечные мехи и другое снаряжение и пропустил воровскую флотилию без артиллерийского обстрела вниз по Волге, вероятно не решаясь сразиться в случае отказа с такой грозной силой. Так был начат чрезвычайно удачный для казаков "поход за зипунами" 1668-1669 года, когда ими был захвачен Яицкий городок, разбит турецкий флот в сражении у Свиного острова, разграблены Дербент, Баку, Решт, по событиям этого похода была сложена песня "Из-за острова на стрежень..". В обмен на сдачу тяжелой артиллерии, обещания прекратить грабеж российских городов и распустить казачье войско Разину было разрешено проплыть через Астрахань и Царицын, в котором в мае 1669 года он делает остановку. И в этот раз обошлось без крови - Разин выпустил заключенных из острога и избил Ункновского за дороговизну в царском кабаке (тогда существовала государственная монополия на продажу спиртного). Перетащив суда по переволоке обратно на Дон, атаман нарушил обещание и не стал распускать казаков, а проведя зиму 1670 года в наборе новых желающих воровской жизни, поднял восстание против царской власти, первой целью в которой стал Царицын. 13 апреля 1670 года город был взят в недолгую осаду, которая кончилась внутренним бунтом среди крепостных стрельцов, которые сами открыли ворота. Новый царицынский воевода Тимофей Тургеньев и не изменившие присяге стрельцы были казнены, а посланный на помощь Царицыну отряд стрельцов под командованием Ивана Лопатина был разбит у Денежного острова. В лето 1670 года Разин захватил все поволжские города-крепости и подступил к сухопутной границе России на Волге - Симбиркой черте, где был разбит князем Юрием Баратинским. Удача не вернулась к атаману, бросив своих казаков на расправу он бежал на Дон, где был захвачен атаманом Корнилой Яковлевым и сохранившими верность престолу донскими казаками,и выдан в Москву, где был казнен 6 июня 1671 года. Царицын был оставлен без боя соратником Разина Федором Шелудяком в августе 1671 года, когда терпяшие поражения мятежники собирались у своей последней крепости Астрахани, где и были разбиты осенью 1671 года.

  • 1708 год 7 июня, взят штурмом войсками Игната Некрасова во время Булавинского восстания, отбит царскими войсками 2 августа 1708 года;
  • 1717 год, взят штурмом сборным войском адыгов, черкесов, ногайцев и казаков-некрасовцев во время Кубанского погрома;
  • 1774 год, единственный из городов Поволжья отбил штурм Емельяна Пугачёва во время Крестьянской войны 1773—1775 годов.

1776—1920 годы. Становление промышленного центра региона

Освоение пограничных территорий Российской империи заключалось в следующей тактике: выгораживание территории через цепь крепостей, соединённых в оборонительную линию и заселение пограничной зоны казаками. Защищённое пространство признавалось безопасным и осваивалось мирными переселенцами, а новая линия создавалась южнее, и на неё переводились воинские гарнизоны и казачество. Условным новым этапом в развитии Царицына можно считать 1776 год. В этот год были ликвидированы Царицынская сторожевая линия и Волжское казачье войско. Функцию южной границы России приняла Азово-Моздокская укреплённая линия. Территория Царицынского уезда перестала быть целью разбойничьих набегов. Город стал прирастать пригородами, и в 1820 году был утверждён новый план городской застройки, уже не нуждавшийся в крепостной стене и валах.

С 1750-х годов началось активное заселение прилегающей территории крестьянами-переселенцами из центральных губерний, которые основывают старейшие сёла, сейчас вошедшие в состав города: Отрада, Ельшанка, Бекетовка, Мечетная (на месте современной Спартановки). Кроме российских подданных, по приглашению Екатерины Великой селятся немецкие колонисты, принося с собой новые технологии и новый социальный уклад жизни. Первая школа, аптека, кофейня, первые посадки картофеля, горчицы и табака в Царицынском регионе произошли в колонии Сарепта. Первым заводом будущего Волгограда стал открытый в 1801 году завод по переработке горчицы, действующий и сейчас горчично-маслобойный завод «Сарепта». До 1860-х годов в Царицыне развивалась прежде всего пищевая промышленность, чему способствовали близость соляных разработок Эльтона, рыбные ресурсы Волги и Каспия и бахчеводство. Для всей России купцы поставляли соль, горчицу , нардек, соленую и вяленую рыбу. Земля волгодонского междуречья всегда была зоной рискованного земледелия с частыми засухами, заморозками и нашествиями саранчи, поэтому среди жителей Царицына и окрестностей были развиты "отхожие промыслы" (в современной терминологии - вахтовый метод работы), они нанимались бурлаками, чумаками, сволочью (от слова волочить) на переволоку таскать суда от Волги до Дона.

С 1800-х годов в теперь уже мирном волгодонском регионе разворачивается конкуренция за перевалку возрастающего грузопотока по волгодонской переволоке. На волжской стороне это были уездные города Саратовской губернии Царицын, Дубовка, Камышин, на донской стороне села Области Войска Донского Качалино, Иловля, Паньшино, Калач. В лидеры выходила связка Дубовка-Качалино благодаря судоходной реки Иловля, позволяющей сократить сухопутное расстояние, на этом считавшимся наиболее перспективном месте в 1846 году была построена Дубовско-Качалинская конно-железная дорога. Однако из-за ошибок в проектировании и ставке на конно-бычью тягу дорога оказалась убыточна и вскоре ликвидирована. Царицын же в 1862 году получил огромное преимущество — Волго-Донскую железную дорогу с выходом к Дону у Калача на станцию "Донская". Эта была 3-я железная дорога Империи после Царскосельской (1836) и Николаевской (1851). В город она зашла с юга вдоль реки Ельшанки с поворотом у волжского берега до станции "Волжская" - нынешних причальных стенок Волгоградского грузового порта в Ворошиловском районе., где был создан первый железнодорожный вокзал города.

Успех как регионального транспортного узла в 1868 году закрепила Грязе-Царицынская железная дорога, соединившая город через станцию Грязи с балтийским (Риго-Орловская железная дорога) и московским (Рязано-Уральская железная дорога) направлением. Она зашла в Царицын с севера и обогнув Мамаев Курган вдоль начала Саратовского почтового тракта (сейчас проспект Ленина) подошла к нынешней территории вокзала Волгоград-1. Для соединения Волго-Донской и Грязе-Царицынской линий была построена перемычка от станции "Волжская" до Мамаева Кургана вдоль Волги по территории современной Центральной набережной. Для увеличившегося пасажиропотока было построено монументальное здание Царицынского вокзала, ставшее достопримечательностью Царицына и довоенного Сталинграда (гибель этого здания запечатлено на фотографии, ставшей символом трагедии Сталинграда). В 1899 году для выхода на Черное море и Каспий было завершено строительство ветки от станции Тихорецкая Владикавказской железной дороги до Тихорецкого вокзала (сейчас вокзал Волгоград-2) в Царицыне. Оба вокзала были соединены перемычкой через виадук в пойме реки Царица (в 1960-х годах был демонтирован, на его месте сейчас насыпь Второй Продольной). От городского центра к Тихорецкому вокзалу был проложен первый маршрут городского трамвая. В 1900 году линия Волгодонской железной дороги была продлена до станции Лихая Южной железной дороги, открывшая ростовско-донецкое направление. Царицын выиграл конкуренцию в волгодонском регионе, где по кратчайшему расстоянию можно доставить каспийскую нефть, донецкий уголь и уральский металл. Так же к концу 19 века годов речное сообщение по Волге переживает промышленную революцию - на смену архаичным ватагам бурлаков, белянам и плотам приходят колесные пароходы крупных компаний-пароходств: Кавказ и Меркурий, Самолет, "По Волге".

С 1870 года начался стремительный рост промышленности, чему способствовали два фактора: удобный транспорт — Волга и развитая железнодорожная сеть, и удобная прилегающая к городу территория — ровная степь без посторонних построек. Это позволило сразу строить огромные промышленные комплексы со своей инфраструктурой и рабочими посёлками. В 1880 году на месте современного парка ЦПКиО началось строительство Нобелевского городка — нефтяного производства, обслуживающего транспортировку и переработку нефти, приходящих по Волге на речных танкерах из Баку. Царицын стал нефтяным хабом — здесь осуществлялся перелив нефти из танкеров в железнодорожные цистерны для транспортировки с Волги в европейскую часть страны. Близость сырой нефти дала импульс развитию нефтепереработки — заработало керосиновое и масляное производство. Акционерным обществом ДЮМО был построен металлургический гигант — Царицынский завод Дюмо, давший первый мартеновский металл в 1888 году. При содействии английской фирмы Виккерс был построен оружейный завод Виккерса, специализация которого сохранилась и через 100 лет — морская и полевая артиллерия крупных калибров. К 1913 году уездный Царицын по числу жителей — 137 тысяч, обогнал многие губернские города. Это был период взрывного роста строительства жилых, производственных, общественно-развлекательных зданий, больниц, школ, гостиниц. Также стремительно развивалась инфраструктура: электрическая сеть (1880, Нобелевский городок), телефон (1885, Нобелевский городок), водопровод (1890), городской трамвай (1913), построено несколько мостов через Царицу.

В 1910-х годах Царицын стараниями священника Илиодора стал неофициальной российской столицей православно-монархическиого экстремизма - Черной сотни. Он завоевал огромное влияние среди горожан благодаря своему таланту оратора, проповедника и настоятеля построенного им на пожертвования Свято-Духова монастыря. Тема выступлений Илиодора была легка и понятна для простого народа - "Хорошего царя предают плохие чиновники, журналисты, евреи и интеллигенция", его проповеди собирали многотысячную аудиторию, и кроме царской фамилии он не щадил никакие авторитеты. Постепенно вошел в конфликт со всей местной и центральной властью (последней каплей стало публичное избиение полицейского и других граждан 10 августа 1909 толпою илиодоровцев): с губернатором Татищевым, Синодом и Столыпиным. Смог добиться аудиенции у Николая II предположительно через своего друга (до 1912 года, после - злейшего врага) Григория Распутина, на которой царь простил его и запретил его задержание полицией. В последующее десятилетие его влияние падало и в 1922 году он бежал в Норвегию.

Рост населения и жилой застройки прервался с началом Первой мировой войны и последующих за ней потрясений. В 1917 году после Октябрьского переворота произошел распад Российской империи, в регионах власть брали наиболее организованные и настроенные на вооруженную борьбу группировки с сильными лидерами. В Царицыне это были большевики Ерман и Минин, провозгласившие Советскую власть 27 октября 1917 года. Благодаря наличию крупной промышленности в городе были значительные массы пролетариата, которые симпатизировали новый власти, поэтому Царицын стал «красным» центром юга России. Среди казаков Войска Донского более популярны были идеи Белого Движения, поэтому самопровозглашенная Донская Советская Республика погибла в первой половине 1918 года, и территория донского и ставропольского казачества стали «белым» центром юга России.

C территории области войска Донского командующим Донской армией генералом Красновым были предприняты 3 неудачные попытки взять Царицын: июль—сентябрь 1918 года, сентябрь 1918 — январь 1919 года, февраль 1919 года. Значительную роль в обороне красного Царицына занимал командующий Северо-Кавказским военним округом Иосиф Сталин, именно события этого периода в советской историографии были восхвалены как «оборона красного Царицына». 4-я попытка белых взять город стала удачной, на этот раз удар по городу пришел с южного кавказского направления — город был взят Кавказской Армией генерала Врангеля в мае 1919 года, однако ему пришлось отступить в декабре 1919 года под одновременным ударом Красной Армии с запада (37 дивизия Дыбенко) и востока (50-я дивизия Ковтюха). Окончательная победа в сражениях за город, как и во всей Гражданской войне, принадлежала Красной Армии.

В 1921 и 1922 годах урожай зерновых пострадал от засухи, и в город пришел голод. Он случался и ранее, но в этот раз последствия усугублялись насильственным изъятием на нужды воюющей Красной Армии зерна и введением политики военного коммунизма. Эти меры вводились без всякого милосердия и здравого смысла, под угрозой расстрела у многодетных крестьянских семей отбиралось последнее, в том числе семенное зерно. Итогом стал голод в Повольжье 1921-1922 годов с числом умерших от недоедания и сопутствующих болезней в несколько миллионов человек. Когда Советская власть осознала последствия, в полной мере помочь голодающим она не смогла, так как золотой запас Российской империи был утрачен, транспортные артерии были разорваны идущей гражданской войной, из-за отказа СССР от признания царских долгов стало невозможно получить международные кредиты, продовольственных резервов у страны не было. В Царицынской губернии голодало большинство населения, отчаявшиеся люди стали штурмовать поезда и пароходы, бежать в районы где есть еда: каспийские рыбные промыслы, центральная Россия, Кавказ. . Огромную помощь в спасении от голода Царицыну оказали иностранные благотворительные организации - Американская администрация помощи, Международный рабочий комитет, итальянская и швейцарская миссии Красного Креста. В апреле 1922 года, на пике голода, в Царицыне и губернии ими были развернуты 853 столовых, где получали горячее питание или сухпайки 668900 человек - около половины всего населения. Иностранная помощь была свернута в 1923 году, когда закончилась гражданская война, был собран хороший урожай зерновых и стало восстанавливаться регулярное транспортное сообщение.

1922—1941 годы. Между войнами

Еще во время боев 1919 года новая власть учла, что по численности населения и промышленности город давно перерос масштаб уездного, и в этом году образуется Царицынская губерния с губернским центром — Царицыным. В 1923 году Гражданская война закончилась, постепенно стала налаживаться мирная жизнь. Были отменены продразверстка и элементы военного коммунизма, хозяйственные отношения стали определятся НЭПом. Стали активно возрождаться сельское хозяйство и промышленность, город восстановил темпы роста населения. В первые мирные годы были восстановлены царицынские предприятия: Баррикады (бывший Виккерса), Красный Октябрь (бывший ДЮМО), химическая фабрика "Лазурь" (бывшее производство братьев Нобилей) и другие. Во время массовой компании по переименовыванию названий населенных пунктов, избавлению в названиях от всего связанного с российской монархией и религией, 10 апреля 1925 в честь признания заслуг Сталина по обороне города Царицын получил новое название - Сталинград, река Царица также получила новое название - Пионерка. С второй половины 1920-х годов к власти в стране пришел Иосиф Сталин, который свернул НЭП, полностью запретил частную инициативу и торговлю, и начал строить плановую социалистическую экономику.

В ключевых промышленных центрах с 1928 года по пятилетним планам развития промышленности были развернуты великие стройки коммунизма, которые ликвидировали отставание от ведущих стран мира в стратегических отраслях: металлургия, тяжелое машиностроение, энергетика. В Сталинграде ( так же подобные кластеры были развернуты также на базе Челябинского тракторного и Харьковского тракторного заводов) в удивительно короткие сроки были построены заводы: ГРЭС (1929), Судоверфь (1931), Тракторный (1932), ТДН (1932). Уже существующие заводы были вписаны в сталинградский тракторно-танковый кластер: "Красный Октябрь" варил конструкционные, броневые и оружейные марки стали, "Баррикады" делал орудия, ТДН делал крупные детали, Тракторный завод собирал трактора и танки, электричество давала Сталинградская ГРЭС. Для обучения инженеров и рабочих были созданы Сталинградский тракторный институт (1930) и многочисленные ФЗУ. От Тракторного завода на севере до Судоверфи на юге были расширены трамвайные и железнодорожные пути, построены соцгородки для рабочих. Тракторный завод и Тракторозаводской район Сталинграда был спроектирован американским архитектором Альбертом Каном, строительство и запуск завода помогали осуществлять американские специалисты, первым трактором завода стал СТЗ-1, (лицензионная копия трактора Mc Cormic Deering 10/20), первым танком стал Т-26 (лицензионный Vickers Mk E). В середине 1930-х годов получившие опыт сталинградские инженеры станут самостоятельно запускать в производство уже полностью отечественные модели танков и тракторов, на смену СТЗ-1 пришел СТЗ-5-НАТИ, на смену Т-26 к концу 1930-х завод станет выпускать легенду советского танкостроения Т-34.

Ценою этой стремительной индустриализации страны стал голод 1932-1933 годов, который затронул весь Нижневолжский край. Причиной его возникновения стала острая потребность промышленности в валюте для покупки оборудования и технологий, взять её в больших масштабах можно только отбирая зерно у крестьян и продавая его за рубеж, также ухудшили положение села коллективизация и раскулачивание. Еще одной трагедией города стали сталинские репрессии этого десятилетия и особенно большой террор 1937 года, примером жестокости которого являются 4 погибших подряд руководителя Сталинграда: Птуха 1937, Семенов 1937, Варейкис 1938, Смородин 1938. Однако также произошли огромные улучшения в ключевых сферах жизни города. За десятилетие было внедрено всеобщее школьное образование, ликвидирована безграмотность среди детей и значительно уменьшена у взрослых. За предвоенный период было открыто более 200 учебных заведений от школ до ВУЗов, которые и сейчас являются базовыми для города: Технический университет, Педагогический институт, Медицинский университет. На смену частным практикам отдельных докторов в Царицыне пришел массовый охват населения в заводских и районных поликлиниках и больницах. В жизнь горожан массово вошли электроэнергия, водопровод, канализация, общественный транспорт.

1942—1943 годы. Сталинградская битва

С июня 1941 года Сталинград начал чувствовать приближение линии фронта из-за стремительного наступления группы армий Юг вермахта на Украину, в результате которого огромный поток эвакуироваемого имущества и беженцев стал прибывать на переправы через Волгу. Киевская операция закончилась для Красной Армии окружением и разгромом, в сентябре 1941 года немцы вошли в Киев. В сложившейся обстановке сложилась угроза для железнодорожных линий Поволжья, остро стал вопрос об постройке рокадной железной дороги и Верховной Ставкой было принято решение создать Волжскую рокаду. Для ее строительства сняли железнодорожные пути с построенного до войны первого участка БАМа, мобилизовали местное население, привлекли заключенных и военнопленных и построили дорогу в рекордно короткие сроки. Южный участок рокады (Сталинград-Верхний Баскунчак для связи с линией Астрахань-Урбах) протяженностью около 250 километров начался строится в сентябре, а закончен в декабре 1941 года, северный участок Иловля-Саратов-Свияжск протяженностью 992 километров начали строить в марте 1942, а уже 24 октября этого же года по нему прошел первый военный эшелон.

За зиму 1941 года советским войскам удалось стабилизировать линию фронта, в битве за Москву отбросить вермахт от столицы, прервать череду военных побед и развеять миф о немецкой непобедимости. Развить этот успех была должна весенняя кампания, но начинавшееся успешным наступление Красной Армии в мае 1942 года на Харьков обернулось для советских войск Харьковской катастрофой, в результате которой была окружена и практически уничтожена значительная часть советского Южного фронта, потерян Ростов-на-Дону. Из образовавшейся после гибели Южного фронта разрыва в советской обороне от Воронежа до Ростова в мае вермахт ударил по расходящимся направлениям: группа армий «A» по Северном Кавказу, 6 армия в направлении Сталинграда. Театром военных действий стали пустынные степи большой излучины Дона, летняя сушь благоприятствовала прохождению механизированных частей вермахта. Немцами была применена тактика глубоких прорывов, когда собранные в колонны танки и пехота на грузовиках с необходимым минимумом боеприпасов и продовольствия обходили обороняющие советские части и перерезали коммуникации на десятки километров в глубине сопротивляющихся, а потом добивали оставшихся в окружении без боеприпасов, воды и продовольствия. В этих боях красноармейцы показывали примеры и массового героизма (художественный пересказ одного из эпизодов этих боев создан в фильме "Они сражались за Родину") и массовой паники. Для остановки паникеров и дезертиров был принят приказ №227 - "Ни шагу назад", предусматривающий расстрел за оставление позиций без приказа.

К концу июля советские 62 и 64 армия после тяжелых боев отступили за Дон, по которому прошла линия фронта, до Сталинграда по прямой оставалось 70 километров. Первую попытку взять Сталинград предприняла 4 танковая армия Гота. 1 августа форсировав Дон у станицы Цимлянской и двигаясь по 300 километровой кривой к югу от города, обойдя таким образом основные силы обороняющихся, 4 августа оказался в 30 километрах от южной окраины Сталинграда у станции Абганерово. Здесь произошел бой "лоб в лоб" с танкистами 13 танкового корпуса Танасчишина, переброшенными из резерва и едва успевшими в эти часы выгрузится на соседней станции. В последующие 2 недели немцы будут пытаться прорватся к Сталинграду, стороны взаимно уничтожат технику и обескровят друг друга, но все же этот участок обороны выстоит. Изменив направление главного удара, вермахт предпринял новую попытку прорыва к городу, теперь уже по прямой - 14 танковый корпус вермахта 22 августа форсировав Дон у Вертячего, за сутки пробил 70 километровый коридор сквозь обороняющиеся советские части, и 24 августа вышел к Волге, захватив окраины Спартановки. Прикрывающая Сталинград с этого направления 87 дивизия была разбомблена немецкой авиацией на марше к Дону, когда пыталась ликвидировать немецкий плацдарм у Вертячего, не успела окопаться и и окончательно разбита немецкими танками. Не дать "с ходу" захватить северную часть города смогла упорная оборона 10 дивизии НКВД, состоявшего из женщин 1077 зенитного полка, бронегруппы из отремонтированных на СТЗ танках с экипажами из рабочих-испытателей, батальонов сталинградского народного ополчения.

Поддержку вермахта с воздуха осуществлял 4-й воздушный флот, в котором на момент битвы было сконцентрировано до трети всех самолетов люфтваффе на Восточном фронте и 23 августа им был произведен первый массированный авианалет (около 2000 самолетовылетов) на Сталинград , превративший центральную часть города и волжские переправы в руины. Эвакуация мирного населения полностью проведена не была, на 23.08.1942 в городе находилось не менее 300 000 жителей.. Возможные причины замедления — работа горожан на оборонных предприятиях города и массовое привлечение всех жителей, включая женщин и детей, на рытье окопов и противотанковых рвов, которыми опоясывался город. Они оказались в ловушке, когда был осуществлен прорыв к городу, и конфигурация сложившегося фронта стала представлять собой советскую полосу городской застройки вдоль берега Волги шириной несколько километров и немецкую прилегающую степь. Люфтваффе начал бомбардировку пристаней и потопление любых плавательных средств на Волге, не разделяя суда на военные и гражданские, одним из примеров этой трагической судьбы стала гибель парохода "Иосиф Сталин".

24 августа 35 ГСД удалось перерезать немецкий коридор до Волги возле Россошки (немцы стали снабжать окруженных по воздуху, через неделю коридор был ими восстановлен), а 29 августа группе генерала Горохова удалось отбросить немцев от Спартановки. Последнюю неделю августа стороны перегруппировывались для новых боев, советские 62 армия и 64 армии организованно отошли от внешних обводов (30-50 километров от города) непосредственно к окраинам Сталинграда, немцы подводили части к удару по центру города. 5-7 сентября 1 гвардейская армия пыталась ударом из Степного через Городище выйти на соединение с 62 армией и окружить северную группировку немцев, но немецкая оборона выстояла. 13 сентября вермахт нанес удар вдоль реки Пионерка и у её устья опять вышел к Волге, разрезав части 62 и 64 армии между собой, а также захватил господствующую на местностью Лысую Гору к югу от центра города. Внутри немецкого прорыва остались многочисленные локальные очаги сопротивления, разрозненные группы советских солдат держали оборону внутри способных выдержать прямые попадания снарядов зданий, одним из таких примеров является оборона Сталинградского элеватора. Одновременно с этим началось наступление на завод Красный Октябрь, для немцев оно было успешным наполовину, был взят Мамаев Курган, но многочисленные атаки на завод разбились о советскую оборону. Ночью с 14-го на 15-е сентября для исправления катастрофического положения через Волгу в Ермановский район переправилась 13 ГСД генерала Родимцева, заняла пригодные к обороне прочные здания, отбила 16 сентября Мамаев Курган и сбила наступательный порыв немцев, заставив их увязнуть в жестоких уличных боях. 12 танковая бригада 18 сентября произвела удар от Котлубани на Сталинград с целью окружения северной группировки немцев, но они разгадали замысел, сконцентрировали значительные силы противотанковой артиллерии на острие атаки и расстреляли почти все танки.

С второй половины сентября вермахт вводил новые части из прилегающей степи и атаковал район уже по всему протяжению города вдоль Волги, кроме самого южного Красноармейского района. К середине октября немцам удалось окружить и разбить оборонявшую северный обвод Сталинграда от Городища до Спартановки группу Андрусенко и захватить Тракторозаводский район в конце месяца. По всей протяженности фронта сражения велись ожесточённо и плотно, часто в масштабе дома или цеха, за подъезд, лестничную площадку, квартиру. В Сталинграде обе стороны вместо обычного деления на пехотные взвода и роты стали использовать усиленные штурмовые группы с миномётами и огнемётами. Действия пехотинцев в уличных боях поддерживались многочисленными артиллерийскими батареями, расположенными у немцев в прилегающей степи, у советской армии за Волгой. К середине ноября 1942 года вермахт непрекращающимися атаками захватил почти весь центр и север Сталинграда, кроме последних разрозненных участков: Спартановка, Остров Людникова, заводы "Красный Октябрь" и ТДН, "Пензенский узел обороны" (Мельница, Дом Павлова и прилежащие дома).

Как наступающей стороне вермахту пришлось расходовать гораздо больше ресурсов чем обороняющейся советской, пути снабжения до Сталинграда растянуты, железный путь не готов, более сильные немецкие части снимались с флангов и отправлялись в Сталинград, их заменяли более слабые немецкие союзники - румыны и итальянцы. Советская же сторона, завершив строительство Волжской рокады в октябре 1942 года получила возможность маневра на сталинградском фронте, скопила наступательные резервы и смогла скрытно перебросить их к Серафимовичу на севере и озеру Цаца на юге от Сталинграда. 19 ноября советское командование начало операцию "Уран", ударив с двух направлений и пройдя по немецким тылам около 250 километров Юго-Восточный и Донской фронты встретились у Калача, завершив окружение 6 армии Паулюса. Операция была блестяще задумана - удар с севера в 300 километрах от Сталинграда по слабым румынским дивизиям, отсечение сильных немецких от снабжения, и выход с запада на Дон, который стал для Паульса дополнительной преградой. Проведение было так же блестящим - до последнего момента вермахт не подозревал о предстоящем наступлении, прекрасно сработала логистика для снабжения танковых кулаков прорыва, правильным оказалось привлечение 3 кавалерийских корпусов (8КК, 3КК, 4КК), которые в условиях снежной зимы оказались мобильнее пехоты.

За декабрь-январь советская армия отбила попытку вермахта пробиться к окружённой 6-й армии (операция Зимняя гроза), отбросила группу Манштейна от Сталинграда (операция «Малый Сатурн») и сжала кольцо окружения, захватив используемые немцами аэродромы — последние источники снабжения (операция «Кольцо»). 2 февраля 1943 года Паулюс дал приказ о капитуляции. Эта победа после череды поражений 1941-42 года стала переломной в войне. По количеству суммарных безвозвратных потерь (убитые, умершие от ран в госпиталях, пропавшие без вести) воевавших сторон Сталинградская битва стала одной из самых кровавых в истории человечества: советские воины — 478 741 (323 856 в оборонительной фазе сражения и 154 885 в наступательной), немецкие — около 300 000, немецкие союзники (итальянцы, румыны, венгры, хорваты) — около 200 000 человек, число погибших горожан не возможно установить даже приблизительно, но счет идет не менее чем на десятки тысяч. .

1944—2015 годы. Послевоенный период. Современное состояние

Разрушения, причиненные Сталинграду, были неоднородны по районам: Ермановский, Дзержинский и Тракторозаводский, по которым в течение 6 месяцев гуляла линия фронта уличных боев, были разрушены почти полностью. Кировский район, избежавший немецкой оккупации, получил серьёзные разрушения от артобстрелов и авиабомбардировок. Среди наименее пострадавших — поселок Бекетовка, предположительно не уничтоженный вермахтом для организации зимних квартир. Именно Бекетовка на 1943–1945 год стала центром Сталинграда, здесь были размещены все городские службы, координирующие восстановление города.

Причинённый войной ущерб был огромен: разрушено 90 % жилого фонда, в городе из довоенных 450 тысяч жителей осталось 32181 жителя, из них 30 666 находились в наименее пострадавшем Кировском районе, в остальной части города, где бушевали уличные бои, осталось 1515 жителей. Неубранными оставались до 200 тысяч трупов людей и более 10 тысяч трупов лошадей, все тела смогли захоронить только к июлю 1943 года. Город был начинен взрывоопасными минами снарядами, для разминирования города были оставлены саперные части — ими были нейтрализованы 328 612 противотанковых и противопехотных мин, 1 169 443 артиллерийских снаряда, только к июлю 1945 года по городу стало безопасно передвигаться. Для предотвращения эпидемий от разлагающихся не захороненных тел были развернуты прививочные пункты и поликлиники, в город были направлены врачи соответствующего профиля. Хотя были единичные случаи заражения тифом, массовые эпидемии были пресечены. В 1947 году Сталинград попал в зону последнего массового голода в СССР, в феврале этого года врачи фиксируют в городе около 700 больных с дистрофией II степени - крайняя степень истощения.

Ещё во время войны были предприняты усилия по восстановлению города, начать которые пришлось с захоронений погибших и разминирования дорог и тропинок. Героическим трудом в кратчайшие сроки восстанавливалась оборонная промышленность. Тракторный завод уже в 1943 начал ремонт техники, а в 1944 году дал фронту первые собранные танки и трактора. 31 июля 1943 года завод «Красный Октябрь» выплавил первую партию металла, так же в 1943 начал работу завод «Баррикады». К 1949 году объём промышленного производства превысил довоенный. Для восстановления жилого фонда были организованы женские строительные бригады — черкасовское движение, начавшие свою работу с Дома Павлова. Несмотря на разрушения, сотни зданий удалось восстановить и заселить, разбирая соседние, более пострадавшие, на ремонтные кирпич и железобетонные конструкции. Уже в 1953 году в Сталинграде было 2 042 000 квадратных метров жилья, что на 11 % процентов превышало показатель 1940 года.

В процессе десталинизации, начатой XXII съездом КПСС, 10 ноября 1961 Сталинград был переименован в Волгоград. В послевоенные годы Волгоград продолжал наращивать свой промышленный потенциал. Были введены в эксплуатацию новые объекты: Волго-Донской канал — 1952 год, Алюминиевый завод — 1959, Волжская ГЭС — 1961. В эти годы к специализации Волгограда добавилась еще одна отрасль - химическая промышленность, введены в эксплуатацию нефтеперебатывающий завод (сейчас - Лукойлволгограднефтепереработка) (1957), Каустик (1967), завод технического углерода (1967).

В память о Сталинградской битве были построены мемориальный комплекс Мамаев Курган — 1967 год, Панорама — 1985, и многочисленные другие памятники. Сразу микрорайонами строились хрущевки, брежневки, в больших количествах шла раздачи земельных участков с подведенными коммуникациями для частной застройки. Развивались трамвайные и троллейбусные линии. К городу, имевшему кроме железных дорог, только проселочные не асфальтированные дороги колхозных полей, от соседних областных центров протянулись автомагистрали. В 1989 году родился миллионный житель города.

С 1991 года, после распада СССР, начался спад во всех функциях городского хозяйства и промышленности, кроме торговли. В 1990-х годах Волгоград стал родиной финансовых пирамид, вышедших на федеральный уровень: Русский дом Селенга, Хопер-Инвест, Русская недвижимость (до 1993 — Поволжская недвижимость). С середины 2000-х годов начался рост промышленности, активизировалось строительство. В 2009 году был введён в эксплуатацию Волгоградский мост, в 2011 году — вторая очередь скоростного трамвая (станции Профсоюзная, ТЮЗ, Ельшанка)— первые значительные объекты транспортной инфраструктуры за постсоветское время. Многие жители города — военнослужащие волгоградского военного гарнизона, приняли участие в постсоветских войнах на Северном Кавказе и в 5-дневной войне. Кроме того, город подвергся ряду террористических актов, совершенных террористами из этого региона.

Награды города

Итоги обороны Царицына:

  • 14 мая 1919 года — первому из городов присвоено Почётное революционное Красное Знамя..
  • 19 апреля 1924 года — высшая награда Советской России — Орден Красного Знамени (сейчас экспонат музея-заповедника "Сталинградская битва", находится в экспозиции Мемориально-исторического музея)..

Итоги Сталинградской битвы:

  • 29 ноября 1943 года — Уинстон Черчилль вручил городу выкованный по указу короля Великобритании Георга VI меч Сталинграда (сейчас экспонат музея-заповедника "Сталинградская битва", находится в экспозиции музея-панорамы).
  • 8 мая 1965 года — присвоено звание Город-герой, медаль «Золотая звезда» и орден Ленина.
  • 23 июня 1984 года — президент Франции Франсуа Миттеран вручил Волгограду Орден Почётного Легиона.

Почётные граждане и известные уроженцы

Почётными гражданами становились современники, внёсшие свой вклад сил и таланта в решение важнейших проблем своего времени. В купеческом Царицыне это меценаты, жертвовавшие средства на образование и здравоохранение. Потом бойцы и командиры Красной Армии, участники обороны Царицына и Сталинградской битвы. С 1950-х годов почётными гражданами становились металлурги, архитекторы, деятели искусств.

География

Физико-географическое положение

 

Волгоград и Волгоградская область находятся в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно UTC составляет +3:00. Время в Волгограде соответствует географическому поясному времени.

Волгоград расположен на Приволжской возвышенности Восточно-Европейская равнины, в нижнем течении Волги. Северная часть города начинается на западном берегу Волгоградского водохранилища, образованного Волжской ГЭС и имеет урез воды 15 метров выше уровня моря. Расположенная ниже плотины по течению Волги остальная часть города имеет урез 13 метров ниже уровня моря. Непосредственно прилегающая к Волге часть города — низменная, с абсолютными отметками 0—40 м, западнее Волги на удалении 1—3 км находится цепь пологих холмов с абсолютными отметками 50—100 м.[источник не указан 628 дней] В черте города в Волгу впадают малые степные реки Сухая Мечетка, Мокрая Мечетка, Царица, Ельшанка.

Флора и фауна Волгограда

Растительная зона Волгограда — обычная для Евразийской степи сухая дерновиннозлаковая степь. Почвы неоднородные, преобладают светло-каштановые солонцеватые, встречаются участки чернозёма. Древесная растительность в черте города бедна, исключения — поймы степных малых рек и побережье Волги. Встречаются дубовые рощи, одичавшие сады брошенных дач. На склонах балок — степная травянистая растительность. Ергенинский источник минеральных вод, как ряд других редких природных зон, включены в список региональных памятников природы.

Фауна Волгограда в основном представлена беспозвоночными, птицами, грызунами. В «зеленых зонах» городской черты можно встретить змей, озерных лягушек, зайцев-русаков, ежей, летучих мышей. Влияние города благоприятно сказываются на численности таких видов как домовый воробей, сизый голубь, грач, серая крыса, домовая мышь, обеспечивая их обильным кормом от жизнедеятельности человека, но отрицательно на остальных животных, уничтожая их среду обитания.

Фото (18)

Волгоград - фото 1Волгоград - фото 2Волгоград - фото 3Волгоград - фото 4snowy evening in VolgogradВолгоград - фото 6Волгоград - фото 7Волгоград - фото 8Volgograd / Stalingrad, RussiaВолгоград - фото 10Волгоград - фото 11Volgograd / Stalingrad, RussiaVolgograd / Stalingrad, RussiaVolgograd / Stalingrad, RussiaVolgograd / Stalingrad, RussiaVolgograd / Stalingrad, RussiaVolgograd / Stalingrad, RussiaES-368584 to RU

Панорама

Экскурсии

Центральная набережная – сердце Волгограда
Обзорные
Панорамы Волги, погружение в историю города и подробности Сталинградской битвы
Цена: 2500 руб. за экскурсию
Продолжительность: 2 часа
Наш маршрут пройдет по центральной набережной Волгограда – самому красивому и популярному променаду города. Вы полюбуетесь панорамами широкой Волги, увидите «Памятник российскому казачеству», а также углубимся в историю Дома Павлова, церковь Иоанна Предтечи и другие достопримечательности. По пути я познакомлю вас с историей города, расскажу об эпохе казачества, знаменитых горожанах и легендарном военном прошлом Волгограда.
Подробнее...
Дмитрий
Гид
Дмитрий
Мамаев курган — непокоренный, мистический, легендарный
История и архитектура
Проследить историю памятника со времен сарматов, узнать его тайны и зарядиться энергетикой
Цена: 2400 руб. за человека
Продолжительность: 2 часа
Мамаев курган известен всем как место ожесточенных сражений времен Великой Отечественной войны. Но мало кто знает о тайнах и загадках этой уникальной высоты. Мы проследим историю Мамаева кургана со времен сарматов и до сегодняшнего дня. Попытаемся понять, почему он не покорился ни одному завоевателю и в чем заключены сила и мистика этого места. И, конечно, я расскажу об обороне Сталинграда и раскрою много деталей о строительстве памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».
Подробнее...
Ирина
Гид
Ирина
Путешествие в Богдинско-Баскунчакский заповедник
За городом
Поющие скалы, священная гора Большое Богдо и соленое озеро Баскунчак
Цена: 7500 руб. за человека
Продолжительность: 10 часов
Каждому путешественнику, который приехал в Волгоград, стоит провести день на берегу потрясающего солёного озера Баскунчак в 200 километрах от города. Для этого мы отправимся в Богдинско-Баскунчакский заповедник, где насладимся красотами степей, поднимемся на священную для буддистов гору Большое Богдо, искупаемся в плотной соленой воде озера и услышим песнь степных ветров в "поющих скалах".
Подробнее...
Михаил
Гид
Михаил

Отзывы

tourist
04.02.2017 Яна
Прокатитесь на подземном трамвайчике. Кроме мамаева кургана зимой смотреть нечего. Летом езжайте на Волгу, насладитесь природой.
tourist
15.03.2016 Карина
Хороший город , но такое дно : (
tourist
10.05.2015 Анастасия
Волгоград ко Дню Победы подготовлен намного хуже Ростова-на-Дону. Это относится и к украшению города, и к украшению машин, и к праздничной программе!
tourist
30.11.2014 Margarita
Дорог нет. Одни направления.
tourist
12.11.2014 A.
Ужасные дороги во всем городе
tourist
21.09.2014 Эдвард
Город, история.
tourist
19.08.2014 Juliez
Привет, Николь!)
tourist
19.08.2014 Artur
Город Герой!
tourist
13.08.2014 Сонечка
Жара +35 !
tourist
09.08.2014 Sergey
Длинный и плохие дороги. Нет. ДЛИННЫЙ и ПЛОХИЕ дороги.
tourist
09.08.2014 Максим
Дорога через город, не очень хорошая
tourist
08.08.2014 Stanislav
Очень злые и наглые менты. Разводят за пересечение сплошной. Лучше потерпеть и вообще не обгонять. После В. дорога вообще свободная, только стационарные посты дпс.
tourist
04.08.2014 Мотосалон
Мотосалон Байк-Пост, ул. Иртышская 1, Продажа квадроциклов, мотоциклов, мопедов, скутеров, запчасти. Ремонт мототехники и техобслуживание.
tourist
29.07.2014 Silvanna
Обалденный город, стоит посетить! Родина Мать зовет впечатлит даже самого заядлого путешественника!!!
tourist
17.06.2014 Denis
Обязательно нужно посетить Мамаев курган, Руины мельницы Гергарта иМузей панорама "Сталинградская битва"
tourist
13.05.2014 Alexander
Город разбитых дорог и наглых гаишников, вымогающих взятки при свидетелях прямо на посту ДПС
tourist
24.04.2014 Valentina
Пожалуй, самые ужасные дороги в России!!
tourist
23.04.2014 Александра
Прекрасный город
tourist
28.03.2014 Oxy
В Волгограде появилась скоростная сеть Мегафон LTE!?
tourist
11.03.2014 Вадим
У города-героя есть "МЕР"? Если есть то к нему вопрос: "МЕР" - что с дорогами? Почему они в убитом состоянии?
tourist
02.03.2014 Брок
Полное ощущение, что дороги после сталинградской битвы так и не смогли восстановить. Их просто в городе НЕТ!
tourist
04.02.2014 Александр
Дорог нет.
tourist
22.01.2014 Oxy
Город-герой, переживший столько событий, но за ним не хотят следить... Ремонтировать разваливающиеся дороги и т.д. "Спасибо" правительству!
tourist
27.10.2013 N
Нигде не видела столько памятников, монументов, статуй и т.п. Интересно, а сколько их всего?!?
tourist
03.10.2013 Danil
Безконечный город-герой! Ооооочень длинный город! Главные достопримечательности: Мамаев курган(обязателен для посещения хотябы раз в жизни), Речной порт, Музей панорама Сталиградской битвы! ;)
tourist
19.09.2013 Maria
Губернатор-петух, сделай дороги!!!
tourist
13.09.2013 Bayda
Полное отсутствие дорог в этом чудесном городе на Волге(((((
tourist
26.08.2013 Anastasia
Разбитые дороги!
tourist
23.08.2013 Дмитрий
Город в котором решалась судьба всего человечества
tourist
17.08.2013 Umar
Боже, спаси и сохрани машину от этих дорог!!!
tourist
12.08.2013 Olia
Очень красивый вокзал)
tourist
09.08.2013 Anya
УЖАСНЫЕ УЖАСНЫЕ ДОРОГИ!!!
tourist
31.07.2013 Roman
Не так важно какие тут дороги. Прогуляйтесь пешком, пойдите на набережную, прокатитесь на трамвае до Кургана или на речном трамвае до Краснослободска. Вы не захотите уезжать, это супер-город!
tourist
29.07.2013 Victoria
Каждое лето здесь...лучше места для меня на юге нет)))
tourist
27.07.2013 Andrey
Дороги реально в щи
tourist
25.07.2013 Z@r@z@
Дороги. Их здесь практически нет. Пробки. Откуда берутся непонятно. Зато водители сигналят все и всегда. Девушки. Действительно каждая вторая не просто симпотичная, а красивая.
tourist
19.07.2013 Катерина
А я здесь родилась и прожила целых 2,5 года))))
tourist
18.07.2013 Россия
Город-герой, место легендарной битвы за Сталинград. Здесь находится знаменитая скульптура «Родина-мать», занесенная в книгу рекордов Гинеса как самая большая скульптура-статуя.
tourist
14.07.2013 Vlade
Мамаев курган, скоростной трамвай и приличное количество красивых девушек и женщин на улицах - единственные плюсы Волгограда
tourist
12.07.2013 Favorta?
Это мой город, мой ВОЛГОГРАД!!! ;) и меня это радует...
tourist
06.07.2013 Aleksey
Город киевских котлет и огромного количества красивых девушек, но они все в центре) на окраинах нет...
tourist
26.06.2013 яна
Дороги в городе не очень.но люди душевные
tourist
05.06.2013 Сергей
Родной город
tourist
19.05.2013 Alexander
Ответственного за дороги четвертовать и оскопить.
tourist
19.05.2013 Viktorina
Город без дорог.Жесть, яма на яме! Отсутствие дорожной разметки, и маршрутки, которые едут на красный...
tourist
14.05.2013 Влад
Как я рад, я приехал в Волгоград.
tourist
11.05.2013 ?AnnyТочка?
Классный город!Есть на что посмотреть,я еще приеду!:-*
tourist
10.05.2013 Артур
Не пойму почему местного ответственного за дороги еще не расчленили и не распихали по местным ямам на дорогах...
tourist
07.05.2013 Aleksey
Приехали сюда, помните правила: 1. На машине смотреть только перед собой метров на 10-15, иначе угодите в дыру на дороге. 2. Пешком смотреть только в землю, шобы не провоцировать пасанов ))...
tourist
05.05.2013 Le
Дороги- ужас
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia