Погода в Подольске сейчас

+2 °C
Ветер: юго-восточный, 4 м/с
Влажность: 93 %
Давление: 754 мм рт.ст.
Средние температуры
днемночью
Декабрь+2 °C-6 °C
Январь-3 °C-11 °C
Февраль+1 °C-9 °C
Март+5 °C-5 °C
Апрель+14 °C+3 °C
Май+24 °C+12 °C
Booking.com

Подольск

Описание

Подольск
Фото с panoramio.com

Подольск — город областного подчинения и центр одноимённого городского округа в Московской области России, расположенный на реке Пахре (приток Москвы-реки). Один из крупнейших городов-спутников Москвы (второй после Балашихи).

Находится в 36 км от центра Москвы и в 15 км от МКАД. В северной части граничит с Москвой. Образован из села Подола, принадлежавшего в XVIII веке московскому Данилову монастырю. Статус города получил в 1781 году. Прежнее название Подольска — село Подол-Пахра и Подол, то есть селение, расположенное под возвышенностью у реки (река Пахра). Топонимы от апеллятива «подол» известны у западных и южных славян.

Согласно местной легенде, город якобы получил своё название из-за того, что, проезжая через село, императрица Екатерина II случайно намочила подол своего платья. От этого пошло название «Подол», а затем «Подольск». В действительности название местности Подол относится к т. н. допетровской эпохе, старше самой Екатерины II и не связано с подолом императрицы.

История

Ранняя история

В результате археологических раскопок на территории города и района, проведённых в 1994—1997 годах, были найдены костяные и кремниевые предметы, относящиеся ещё к 7 тысячелетию до нашей эры, то есть к эпохе мезолита (VII—V тысячелетия до нашей эры). Первое поселение, стоянка первобытных людей была найдена в Дубровицах, в месте слияния Десны и Пахры. В свою очередь, на территории музея-заповедника «Подолье» в черте города находится единственный в Московской области многослойный археологический памятник со следами жизнедеятельности человека, начиная с эпохи мезолита и включая эпохи неолита, бронзы, раннего железного века, древнерусского времени.

В железном веке (VIII—V века до нашей эры) территорию современного Подольска населяли представители финно-угорских (в том числе, племени меря) и балтийских племён. В ходе раскопок на левом берегу Пахры были найдены глиняные и первые железные изделия, которые датируются этой эпохой. Обнаруженные обломки глиняной посуды изготавливались в то время без применения гончарного круга и обжигались на костре. Среди городищ железного века выделяется финно-угорское городище Кузнечики, которое занимало мыс, впадающий в Петрицу, приток Мочи. Здесь были найдены остатки дома, очагов, керамические изделия, грузики дьяковского типа. Финно-угорское влияние отразилось, в том числе, на местной топонимике: именно финно-угры дали название реке Пахре.

В IX—X веках на территории Подольского района произошло расселение славянских племён, которые стали соседствовать с местными финно-уграми. Находки археологических исследований на территории города (кольца, подвески, керамические изделия из серой и белой глины, изготовленные на гончарном круге) доказывают, что в X—XIV веках в этой местности проживали славянские племена вятичей. Как и в случае с финно-уграми, славянское присутствие отразилось на названиях местных географических объектов: славяне дали названия рекам Десна (в переводе с древнерусского языка — «правая», что говорит о движении славян от устья Пахры к её истокам) и Моча.

В XII веке в русских летописях также появились сведения о вятических городах, прежде всего Перемышле Московском, располагавшемся на реке Моче (был основан Юрием Долгоруким в 1152 году) недалеко от современного Подольска. К XVII веку роль Перемышля снизилась, и в это время он уже назывался в писцовых книгах не городом, а городищем.

К 70-м годам XIV века восточная часть Смоленского княжества, вместе с территорией современного Подольска, отошла к Московскому княжеству, а в 1559 году село Добрятино с деревнями и погостами (80 деревень, 2 погоста и 24 пустоши) было пожаловано Данилову монастырю. Жалованная грамота 1559 года царя Ивана Грозного является первым историческим документом, в котором содержатся сведения о поселениях, существовавших в то время на территории современного Подольска. Среди них упоминался и исторический предшественник города Подольск — деревня Подол.

Точное время возникновения этой деревни неизвестно ввиду того, что какие-либо археологические раскопки в местах отложения наиболее древних культурных слоёв, связанных с Подолом, пока не проводились. Однако можно предположить, что это произошло на рубеже XV—XVI веков или даже в более раннее время. Известно только, что деревня до конца XVIII века находилась в 50-80 м выше по течению Пахры от современного автомобильного моста в центре Подольска и, согласно Жалованной грамоте 1559 года, в неё были «снесены» дворы из деревни, называвшейся «другое Стрельниково». Кроме того, из указанного документа можно сделать вывод о том, что составной частью будущего села Подол стали три элемента: деревня Подол, погост «на реке на Похре, а в нём церковь Воскресение Христово», а также ямской стан.

В целом же, возникновение и дальнейшее развитие Подола стало отражением тенденции в формировании радиальной структуры расселения вдоль трактов: Подол сформировался на крутом изгибе реки Пахры, которая использовалась как водный путь, а через поселение проходил тракт, который связывал Москву с западными и южными княжествами Руси. При этом изначально велась застройка левого низкого берега Пахры, а уже затем — правого.

Село Подол

В Смутное время село Подол стало ареной активных боевых действий. Хотя документальные свидетельства об этом периоде остаются скудными, в одном из документов-донесений 1606 года говорится о сражении на Пахре правительственных войск с повстанческой армией Ивана Болотникова: «был бой с воровскими людьми на Пахре… и воровских людей побили». Согласно сохранившимся сведениям, через месяц после сражения, в ноябре 1606 года, в Разрядном приказе в числе пленных содержались священник села Подол Елисей и крестьянин вотчины Данилова монастыря — Данил Митрофанов. Именно к 1606 году относится первое письменное упоминание о селе Подол.

Согласно писцовым книгам 1626—1628 годов, село Подол было уже крупнейшим поселением вотчины Данилова монастыря на Пахре, превосходя более чем в два раза по размерам пахотной земли село Добрятино, которое было центром монастырской вотчины. Ввиду того, что размеры пашни села Подол в десять раз превосходили размеры пахотных угодий обычной деревни, есть основания предположить, что основной земельный комплекс Подола сформировался до 50-х годов XVI века и характеризовался исключительной стабильностью планировочной структуры. В середине XVI века село Подол состояло из одной, застроенной с обеих сторон крестьянскими дворами улицы (Большой Серпуховской дороги), которую примерно посередине пересекала река Пахра. В свою очередь, церковь с погостом занимали положение вне структуры села и находились на высоком берегу к востоку от Подола (помимо церкви здесь также располагались до трёх поповских и бобыльских двора). По мере разрастания деревни Подол произошло её административное слияние с погостом, и таким образом образовалось село.

Дальнейший рост и развитие Подола, которое входило в состав Московского уезда Молоцкого стана, были непосредственно связаны с Серпуховской дорогой, проходившей через поселение. Таким образом, Подол изначально складывался как село у дороги. Кроме хлебопашества и огородничества, жители занимались извозным промыслом (перевозили через Пахру телеги, сани, кареты), имели постоялые дворы с кабаками, добывали бут, белый камень и «подольский мрамор». В Москву вывозили в основном продукты питания, из Москвы — мануфактурные изделия.

В 1764 году паром через Пахру был заменён плавучим мостом. В этом же году была проведена секуляризация монастырских земель: село стало экономическим, то есть перешло под управление государственной коллегии экономии (1764—1781). В результате жители села были отнесены к категории экономических крестьян, что значительно облегчало их жизнь по сравнению с крепостными крестьянами (подати, которые они платили государству, были ниже).

В XVIII веке в Подоле появились и первые каменные сооружения, прежде всего церковь. Как известно, Воскресенская церковь XVI—XVII веков была деревянным сооружением и относилась к простейшему типу храма, основу которого составлял сруб с двускатным покрытием. В 1722 году в ней случился пожар, поэтому в 1728 году настоятель обители Святого Даниила Московского игумен Герасим с братией обратились в Синодальный Казённый приказ с просьбой разрешить строительство белокаменного храма на старом месте церкви. Тем не менее его строительство затянулось более чем на 40 лет. К 1780-м годах в селе существовало ещё только одно каменное здание — солодовни на левом берегу Пахры рядом с мостом.

Развитие города до начала XX века

По указу императрицы Екатерины II 5 октября (16 октября) 1781 года село Подол было преобразовано в город (уже под названием Подол-Пехра), который стал центром Подольского уезда Московской губернии. Местные же крестьяне были записаны в купечество и мещанство. К этому времени в городе насчитывалось 108 дворов и 856 горожан. Основным занятием жителей была добыча бута и белого камня, из которого, например, была возведена знаменитая церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. 20 декабря (31 декабря) 1781 года городу был присвоен герб: «Два золотые, употребляемые каменотёсами инструмента, в голубом поле; в знак того, что жители сим промыслом набогащаются». 7 октября 1782 года подольские дворяне избрали председателем дворянства камергера А. С. Васильчикова (в последующем ими были князь П. М. Волконский и камер-юнкер А. М. Катков)

16 января 1784 года Екатериной II был утверждён «прожектируемый» регулярный прямоугольный план застройки города с продольно-поперечной сеткой улиц, разработанный в Петербурге «комиссией строений» (план был подписан архитектором Иваном Лемом). Город был разбит на 20 кварталов. Девятнадцатый называли «мещанским», семнадцатый — «дворянским», а между — «восемнадцатый» — «купеческий». Тем не менее, несмотря на то, что первоначальный генплан был профессиональной работой, архитектор не был знаком с рельефом местности в окрестностях Подола, которая характеризовалась большим количеством оврагов и косогоров. Поэтому, по инициативе московского губернатора Лопухина, в него были внесены коррективы: «строение подвинуть влево на 150 сажень, где город ровнее». Реализация генерального плана зафиксировала в городе своеобразную ситуацию, когда застройка прежнего села Подол сохранилась в неизменном виде, а за селом, фактически в поле, были построены новые сооружения (в первую очередь казённые здания), среди которых присутственные места, Путевой дворец Екатерины II, народное училище. В современном Подольске следы старинной планировки сохранились на правом берегу Пахры, вдоль центральной планировочной оси московской дороги.

6-7 сентября 1812 года, в период Отечественной войны, русская армия фельдмаршала Кутузова находилась в Подольске, на территории современного микрорайона Кутузово, а спустя некоторое время город недолгое время был занят французскими войсками, которые нанесли ему ощутимый ущерб. В память о победе в Отечественной войне 1812 года в период с 1819 по 1832 год в Подольске был возведён Троицкий собор (сейчас находится в центре города, напротив ДК им. Карла Маркса).

Именно после наполеоновского нашествия в Подольске окончательно сложилась объёмно-пространственная структура исторического центра города. К примеру, на территории, прилегающей к собору, были сооружены торговые ряды. Расцвет же каменного зодчества, как и общественной жизни, относится ко времени генерал-губернаторства в Москве графа А. А. Закревского, у которого близ Подольска было имение — село Ивановское (в настоящий момент находится в черте города). В 1894—1896 годах городской сад (современный ПКиО им. В. Талалихина) стал общедоступным. Первые же искусственные посадки здесь стали появляться в середине XIX века: в 1849 году, по распоряжению А. А. Закревского, в саду было посажено первое дерево — серебристый тополь.

Развитию города способствовало проложенное в 1844—1847 государственное Варшавское (Брест-Литовское) шоссе. Важным событием стало строительство моста через реку Пахру. Изначально мост был наплавным. В зимнее время он разбирался (грузы перемещались по льду), а в период половодья использовался паром. В 1844—1845 годах началась разработка однопролётного моста, а в 1862 году военный министр России Д. А. Малютин высказался о необходимости строительства постоянного моста. В 1864 году был построен деревянный мост через Пахру, однако он простоял около года, после чего обрушился. Новый мост был отстроен военными инженерами уже по системе американского инженера Гау, благодаря чему мост просуществовал 60 лет. К середине XIX века площадь города составила уже 106 га. В 1866 году в Подольск пришла Московско-Курская железная дорога, которая дала толчок развитию местной промышленности.

Торговый капитал, нажитый на постоялых дворах, привёл к появлению в городе частных заводов. Наиболее известными из них в первой половине XIX века были Воскобелильный, Кожевенный (возникли в 1843 году), Пивоваренный и Солодовенный заводы (возникли в 1849 году). В первой половине века Подольск оставался, по большей части, городом купцов и мещан, поэтому ключевую роль продолжала играть торговля. Но во второй половине XIX века Подольск стал городом промышленного капитала, началось бурное развитие промышленности.

В 1871 году с целью строительства цементной фабрики и кирпичного завода вблизи Подольска была создана компания «Губонин, Пороховщиков и Ко», основателями которой стали два московских предпринимателя и мецената: владелец каменоломен на правобережье Пахры в Добрятинской волости Подольского уезда П. И. Губонин и архитектор-строитель А. А. Пороховщиков. В 1875 году, после завершения строительства заводов на выкупленном А. А. Пороховщиковым участке земли площадью 36 га в деревне Выползово (современный район Выползово), компания была преобразована в «Московское Акционерное Общество для производства цемента и других строительных материалов и торговли ими» (к этому времени П. И. Губонин отошёл от дел компании). В этом же году была получена первая продукция АО: портландцемент, романский цемент, известь, обожжённый кирпич. Несмотря на убыточность заводов в первые годы их существования, к концу XIX века состояние дел в Акционерном Обществе значительно улучшилось, а производство строительных материалов на заводах выросло в 17 раз. К этому же времени основной продукцией заводов стал цемент: уже к 1913 году 95 % всего груза, отправляемого из Подольска, был именно этот строительный материал. В своё время подольский цемент использовался при строительстве трибун на Красной площади Москвы, здания Исторического музея и Московской городской думы.

В 1900 году американская компания «Зингер», занимавшаяся сборкой швейных машин, также приобрела участок земли в Подольске, приступив к строительству своего первого в России завода. Сама компания «Зингер» появилась на российском рынке ещё в 1860-х годах. Однако до строительства завода в Подольске вся продукция ввозилась из-за рубежа, что значительно увеличивало стоимость швейных машин. Именно стремление избежать удорожания продукции в значительной степени подтолкнуло «Зингер» к строительству своего завода в России. Выпуск первой продукции (бытовых швейных машин) был налажен в Подольске уже в 1902 году. Рост производства на заводе продолжался вплоть до революции 1917 года. К 1917 году на его территории располагалось 37 производственных корпусов и работало свыше 5 тысяч человек. В 1915 году один из корпусов «Зингера» был передан в аренду эвакуированному из Прибалтики военному заводу «Земгор», который выпускал военные снаряды. В этом же году развернулось строительство кабельного завода Московским товариществом меднопрокатных и кабельных заводов, однако из-за революции оно не было закончено.

Советский период

С началом Великой Отечественной войны Подольск, как писала «Московская правда» в 1941 году, превратился «в город-крепость, закрывшую один из дальних южных подступов к Москве». Уже в июле 1941 года из жителей города был сформирован батальон народного ополчения, впоследствии влившийся в дивизию народного ополчения Кировского района Москвы, а в октябре на фронт ушёл рабочий полк из рабочих завода имени М. И. Калинина. 5 октября 1941 года курсанты Подольского пехотного училища были подняты по тревоге и в течение нескольких дней в ходе ожесточённых боёв обороняли Малоярославец. Несмотря на гибель большей части состава, курсантам вместе с частями 43-й армии удалось сдержать натиск немецких войск и, тем самым, выиграть время для подтягивания резервов к Москве и организации обороны на подступах к столице. В результате направление на Москву через Подольск по Варшавскому шоссе было закрыто для противника.

Фото (2)

Парк возле площадиРевпроспект 32/34

Видео (2)

Панорама

Отзывы

tourist
06.03.2017 Александр
В городе в общем-то делать нечего. Есть полузабытая усадьба, краеведческий музей, McDonald's и всё
tourist
12.08.2016 Санёк
Здесь тоже есть свой проспект Ленина и памятник Ленину. ?
tourist
24.05.2016 Dmitriy
Город обувных магазинов. А ЧСВ продавцов обуви зашкаливает.
tourist
22.05.2016 Дмитрий
Далеко не самый худший город в Мособласти.
tourist
07.03.2015 Evgeniy
Такое ощущение, правила дорожного движения тут не действуют вообще.
tourist
17.01.2015 Evgeniy
Скамейка на улице Федорова (набережная у моста)
tourist
17.01.2015 Evgeniy
Памятник Пушкину на улице Барамзиной
tourist
28.12.2014 Evgeniy
Банкоматы Сбера в центре - в ТК "Советский" и в " Уютерре"
tourist
26.05.2014 Андрей
Чабрец-место просто супер!
tourist
26.05.2014 Андрей
Отличное место!
tourist
05.01.2014 Valeria
всюду уныло-коммунистический желтый цвет
tourist
09.11.2013 Valeria
Тут тоже есть проспект Ленина!
tourist
02.11.2013 Karine
Привет выходные, привет пробки %)
tourist
15.09.2013 Fоursquаrе
Подо́льск — город в России, административный центр Подольского района Московской области. Расположен на реке Пахра (приток Москвы-реки), в 15 км от МКАД. Население - 206 669 жителей. Город с 1781.
tourist
29.08.2013 Farid
А теперь к нам в Подольск еще и заехать невозможно !
tourist
29.08.2013 Владимир
Вокруг уже знакомые лица, день за днем... Скоро начнем здороваться...
28.07.2013 Koltsova
Если проехать первый светофор на зеленый, то и последующие будут зелеными, а если на красный, то готовьтесь постоять.
tourist
18.07.2013 Farid
Тута все глухо)))с недавних пор вечная утренняя пробка..а буквально год назад все было иначе...
tourist
21.06.2013 Tatyana
Проехали мимо и перекрестились :)))))
tourist
19.06.2013 Александр
И вечная очередь на светофор...
tourist
11.06.2013 Ulo
Хочешь ездить по Подольску- покупай УАЗик!
tourist
02.03.2013 Владимир
Городишко и правда не плохой если бы не пробки. Сейчас этот город можно по праву назвать ПРОБКА
tourist
05.11.2012 Fоursquаrе
Прежнее название Подольска — село Подол-Пахра и Подол, то есть селение, расположенное под возвышенностью у реки (река Пахра). Город с 1781 года.
tourist
27.08.2012 Seredov
Хороший городишко
tourist
30.06.2012 A
Чудо-город промышленных заводов...
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia