Погода в Москве сейчас

+5 °C
Ветер: юго-восточный, 6 м/с
Влажность: 93 %
Давление: 753 мм рт.ст.
Средние температуры
днемночью
Декабрь-1 °C-4 °C
Январь-5 °C-9 °C
Февраль-3 °C-8 °C
Март+4 °C-3 °C
Апрель+12 °C+3 °C
Май+21 °C+10 °C

Большой театр в Москве

Описание

Большой театр
Фото с cdn08.grohe.com

Государственный Академический Большой театр Российской Федерации (ГАБТ), или просто Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади.

История

Изначально казенный театр, составлявший вместе с Малым единую московскую труппу императорских театров. Время от времени статус московской труппы менялся: то она переходила в подчинение московскому генерал-губернатору, то вновь — под петербургскую дирекцию. Так продолжалось до революции 1917 года, когда все имущество было национализировано, и только тогда произошло полное разделение Малого и Большого театров.

Вся история театральной культуры Москвы на долгие годы была связана с Большим театром.

Первые шаги

Историю театра принято вести с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который — по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) — был назван Петровским. Театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Медоксу. Именно под руководством Медокса по проекту архитектора Христиана Розберга в 1776—1789 годах был построен Большой Петровский театр. Театр получил название по улице Петровке, в начале которой он стоял на тесном участке, окружённый хаотичной застройкой.

Трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и под тесовой крышей поднялось за пять месяцев и обошлось Медоксу в 130 тысяч рублей серебром, на 50 тысяч больше сметы. Торжественное открытие состоялось 30 декабря 1780 года. Театр имел партер, три яруса лож и галерею, вмещавшие около 1 тыс. зрителей, «маскерадную залу в два света», «карточную» и другие специальные помещения; в 1788 году к театру пристроили новый круглый маскарадный зал — «Ротунду». По другим источникам, зал вмещал 800 посетителей: «В театре было четыре яруса с ложами и две просторные галереи. В партере насчитывалось два ряда с закрытыми по бокам сиденьями. Роскошно украшенные ложи стоили от трёхсот до тысячи рублей и дороже. Билет в партер стоил один рубль. Театральный зал вмещал 800 зрителей и ещё столько же публики вмещалось на галереях». За первые 14 лет владения театром Медоксом в Петровском театре было поставлено 425 оперных и балетных спектаклей. В 1794 году Медокс из-за финансовых трудностей вынужден был передать театр в казну; театр стал Императорским:3.

Петровский театр Медокса простоял 25 лет — 8 октября 1805 года здание сгорело. В течение трёх лет труппа давала представления в домашних театрах московской знати; некоторое время спектакли шли во владении Пашковых в северном крыле здания на углу Моховой и Большой Никитской улиц (позднее перестроенном под университетскую церковь мученицы Татьяны). Новое деревянное здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Театр имел партер, бенуар, три яруса лож и раёк, отличался хорошей акустикой; его интерьеры были расписаны художником М. И. Скотти. Площадь, ранее отличавшуюся непролазной грязью, выровняли и замостили, а перед театром разбили цветники. Просуществовав четыре года, здание театра сгорело во время московского пожара 1812 года. После этого театр разместился на Знаменке в доме Апраксина, который был построен в 1792 году по проекту архитектора Ф. Кампорези. Театральное помещение в доме Апраксина было тесным и неудобным, вместо кресел там стояли обтянутые грубым сукном скамейки; несколько раз за время нахождения там Петровского театра в нём случались пожары.

В 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Медокса. В конкурсе приняли участие Л. Дюбуи, Д. Жилярди, Ф. Кампорези, П. Гонзаго, А. Н. Бакарев и другие архитекторы, однако ни один проект не был принят. Победителем повторного конкурса был признан проект профессора Императорской Академии художеств А. А. Михайлова. Однако проект Михайлова посчитали слишком дорогостоящим, к тому же задуманное им здание театра по своему масштабу, чрезмерно крупному, не соответствовало окружающей застройке. Переработку проекта поручили архитектору О. И. Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров, а также внёс существенные коррективы в его наружную и внутреннюю отделку. Проект сооружения театра был утверждён 10 ноября 1821 года; ещё до его утверждения Бове приступил к постройке фундаментов театра по намеченному им плану, при этом часть фундаментов сгоревшего здания были сохранены.

По замыслу Бове, претворявшего в жизнь идеи разработанного им и утверждённого в 1817 году генерального плана Москвы, театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в 1820-е называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную. Бове привёл спроектированный Михайловым объём в соответствие с площадью и развернул квадригу Аполлона к зрителям.:3;

Открытие в 1825 г.

Театр открылся 6 (18) января 1825 года представлением «Торжество муз» — прологом в стихах М. А. Дмитриева, музыка Ф. Е. Шольца, А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева: сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Медокса создал новый. Роли исполняли лучшие московские актеры: Гений России — трагик П. С. Мочалов, Аполлон — певец Н. В. Лавров, муза Терпсихора — ведущая танцовщица московской труппы Ф. Гюллень-Сор. После антракта был показан балет «Сандрильона» (Золушка) на музыку Ф. Сора, балетмейстеры Ф.-В. Гюллень-Сор и И. К. Лобанов, постановка перенесена со сцены Театра на Моховой. На следующий день спектакль был повторен. Об этом открытии сохранились воспоминания С. Аксакова: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение»; а В. Одоевский, восхищаясь балетным спектаклем, писал об этом представлении так: «Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе» В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа. Крупная реконструкция театрального здания была осуществлена в 1843 году по проекту архитектора А. С. Никитина — он заменил ионические капители портика на капители типа Эрехтейона, перестроил линию боковых лож, кулуары и сценическую часть, где появилась арьер-сцена.

 
Вид на зрительный зал Большого театра. 1972 г.

11 марта 1853 года театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика. К конкурсу на восстановление театра были привлечены архитекторы Константин Тон, А. С. Никитин, Александр Матвеев и главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Победил проект Кавоса; театр был восстановлен за три года.:3 В основном объём здания и планировка были сохранены, однако Кавос несколько увеличил высоту здания, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года оперой Беллини «Пуритане».

В 1886—1893 годах тыльная сторона здания была перестроена по проекту архитектора Э. К. Гернета, в результате чего сохранённые Кавосом колонны портика оказались внутри складских помещений. В 1890 году в стенах здания появились трещины; проведённое обследование выявило, что фундаменты театра покоились на сгнивших деревянных сваях. В 1894—1898 годах по проекту архитекторов И. И. Рерберга, К. В. Терского и К. Я. Маевского под здание театра был подведён новый фундамент. Однако осадка здания не прекратилась: в 1902 году во время спектакля значительно осела стена зрительного зала, в результате чего заклинило двери в средние ложи и публика была вынуждена выбираться через соседние.

С 1919 года Большой театр стал называться академическим. В течение нескольких лет после октябрьской революции не прекращались споры о судьбе театра; многие высказывались за его закрытие. В 1922 году Президиум ВЦИК постановил считать закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. В 1921 году здание театра обследовала комиссия, включающая видных московских архитекторов А. В. Щусева, И. П. Машкова, С. Ф. Воскресенского и И. В. Жолтовского; комиссия пришла к выводу о катастрофическом состоянии полукольцевой стены зрительного зала, которая служила опорой для сводов коридоров и всего зрительного зала. Работы по укреплению стены под руководством И. И. Рерберга начались в августе-сентябре 1921 года и продолжались в течение двух лет. В 1928 году с целью ликвидации ранговой иерархии посетителей архитектор П. А. Толстых перепланировал ряд лестниц и других помещений здания . В середине 1920-х годов старый занавес с изображением квадриги Аполлона был заменён новым, выполненным по рисунку Ф. Ф. Федоровского.

Новая сцена Большого театра

29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена Большого театра.

Реконструкция исторического здания Большого театра и её последствия

1 июля 2005 года Основная сцена Большого театра закрылась на реконструкцию, которую первоначально предполагали завершить в 2008 году. Последним спектаклем, прошедшим на Основной сцене перед закрытием, стала опера Мусоргского «Борис Годунов» (30 июня 2005 года). Планируемое время открытия — 28 октября 2011 года, спектакль — премьера оперы Глинки «Руслан и Людмила» (режиссёр-постановщик — Дмитрий Черняков). Подготовительные работы для предстоящей реконструкции, в ходе которых от исторического здания остались только три несущих стены — главный фасад и боковые, а под фундаментом был вырыт гигантский котлован глубиной более 30 метров, сильно затянулись.

 
Большое императорское фойе (в 1921—2005 гг. здесь размещался Бетховенский зал Большого театра)

В сентябре 2009 года СКП России возбудил уголовное дело о необоснованном расходовании средств. По данным Счётной палаты, за период реконструкции Большого театра её стоимость выросла в 16 раз, а по словам министра культуры А. А. Авдеева на март 2011 года превысила 20 млрд рублей (500 млн €), что, якобы, было в первую очередь связано с сильным подорожанием цемента и кирпича.

14 февраля 2012 года Счётная палата РФ указала, что «реконструкция Большого театра обошлась в 35,4 млрд рублей, вместо запланированных 37 млрд, что составляет 95,5 процентов сметной стоимости. К таким выводам пришли аудиторы Счетной палаты /СП/ России по итогам проведенных экспертиз».

В пятницу, 25 сентября 2009 года рядом со строительной площадкой, на улице Петровка, произошёл прорыв трубы магистрального водопровода диаметром 300 мм. Из образовавшихся в асфальте трещин ударил фонтан воды, затопившей все окрестности и полностью остановившей движение по соседним улицам. Авария сопровождалась провалом грунта размером 8 на 8 метров и глубиной 1,5 метра. Первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин тут же поторопился заявить, что авария на водопроводе у Большого театра никак не связана с его реконструкцией. Между тем в «Мосводоканале» утверждали, что виной всему стала подвижка грунта, связанная с неквалифицированными строительными работами. Бесконтрольная выемка грунта под зданием театра могла спровоцировать катастрофическое обрушение соседних зданий и повлечь человеческие жертвы. «Уже начиная с завтрашнего дня можно действительно полным ходом начать реконструкцию Большого театра, потому что пока мы занимались вот этими делами», — заметил Ресин уже в субботу, 26 сентября, комментируя установку здания театра на новый постоянный фундамент, потребовавшую четырёхлетнего срока и огромных средств.

Современный Большой театр

С 2009 года, после ухода Александра Ведерникова с поста главного дирижёра, музыкальными руководителями театра были композитор Леонид Десятников (2009—2010) и дирижёр Василий Синайский (2010—2013).

В марте 2010 года Большой театр совместно с компанией «Веl Air Media» начал транслировать свои спектакли в кинотеатрах мира. 11 марта 2012 года совместно с компанией «Google Russia» Большой театр начал трансляцию балетных постановок на канале «YouTube» на территории России.

Осенью 2011 года разразился скандал из-за спекулянтов, перепродающих билеты по многократно завышенным ценам, в результате чего Большой театр ввёл продажу билетов по паспортам.

В 2013 году в Большом театре был установлен новый, четвёртый по счёту орган производства фирмы Глаттер-Гёц, уникальный по своему устройству, но создающий значительные трудности для исполнителей. Монтаж инструмента закончился в январе, но впервые орган зазвучал только 14 мая на специальной гала-презентации с участием Рубина Абдуллина, Даниэля Зарецкого и других заметных органистов.

С июля 2013 года Владимир Урин занимает пост генерального директора Большого театра.

Важные даты

Труппа

Театр включает в себя балетную и оперную труппы, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра труппа включала в себя всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. При этом в труппе первоначально не было специализации: драматические актёры принимали участие в операх, а певцы и танцовщики — в драматических спектаклях. Так, в состав труппы в разное время входили Михаил Щепкин и Павел Мочалов, которые пели в операх Керубини, Верстовского и других композиторов.

Звание артистов Императорских театров имеют: Актёры, управляющие труппами, режиссёры, капельмейстеры, балетмейстеры, дирижёры оркестров, танцовщики, музыканты, декораторы, машинисты, инспекторы освещения и их помощники, живописцы, главный костюмер, суфлеры, гардеробмейстеры, фехтмейстеры, театрмейстеры, скульпторы, надзиратель нотной конторы, фигуранты, нотные писцы, певчие и парикмахеры; все эти лица считаются состоящими на государственной службе и разделяются на три разряда, смотря по талантам и занимаемым ими амплуа и должностям.

К 1785 году труппа выросла уже до 80 человек, и продолжала постоянно расти, достигнув к началу XX века 500, а к 1990 году — более 900 артистов.

За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства. В советский период более 80 из них получили звание Народных артистов СССР, более 60 получили Сталинские премии, и ??[уточнить] — Ленинские, девяти присвоено звание Героя Социалистического труда (Ирина Архипова, Юрий Григорович, Елена Образцова, Иван Козловский, Евгений Нестеренко, Майя Плисецкая, Евгений Светланов, Марина Семёнова, Галина Уланова). В период после 1991 года многие артисты стали Народными артистами Российской Федерации.

  • Балетная труппа в разные годы (список)
  • Оперная труппа в разные годы (список)
  • Дирижёры в разные годы (список)
  • Режиссёры и хореографы в разные годы (список)

Репертуар театра

За время существования театра здесь было поставлено более 800 произведений. Первой постановкой, созданной труппой театра, стала опера Д.Зорина «Перерождение» (1777). Большой успех у публики, по воспоминаниям современников, имела премьера оперы М. Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779). В этот период существования театра репертуар был достаточно пёстрым: оперы русских и итальянских композиторов, танцевальные картины из русского народного быта, балеты-дивертисменты, спектакли на мифологические сюжеты.

XIX век

К 1840-м годам в театре утверждаются отечественные оперы-водевили и романтические оперы большой формы, чему во многом способствовала административная деятельность композитора А. Верстовского, в разные годы инспектора музыки, инспектора репертуара и управляющего Московской театральной конторой. В 1835 году состоялась премьера его оперы «Аскольдова могила».

Событиями театральной жизни становятся постановки в театре опер М. Глинки «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1845), балета А. Адана «Жизель» (1843). В этот период театр ориентируется на создание подлинно русского репертуара, преимущественно музыкального эпоса.

Вторая половина XIX века в балете отмечена деятельностью выдающегося хореографа М. Петипа, поставившего в Москве ряд спектаклей, из которых одним из наиболее значительных является «Дон Кихот Ламанчский» Л. Минкуса (1869). В это время репертуар обогащается также произведениями П. Чайковского: «Воевода» (1869), «Лебединое озеро» (1877, балетмейстер Вацлав Рейзингер) — дебюты композитора в опере и балете; «Евгений Онегин» (1881), «Мазепа» (1884). Премьера оперы «Черевички» Чайковского в 1887-м становится дирижёрским дебютом её автора. Появляются выдающиеся оперы композиторов «могучей кучки»: народная драма «Борис Годунов» М. Мусоргского (1888), «Снегурочка» (1893) и «Ночь перед Рождеством» (1898) Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина (1898).

Вместе с тем в Большом театре в это время ставятся и произведения Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера и других зарубежных композиторов.

Конец XIX — начало XX века

На рубеже XIX и XX веков театр достигает расцвета. Многие петербургские артисты добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. Становятся широко известны во всем мире имена Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А.Неждановой.

В 1912 Ф. Шаляпин ставит в Большом оперу М.Мусоргского «Хованщина». В репертуаре появляются «Пан Воевода», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Демон» А. Рубинштейна, «Кольцо нибелунгов» Р. Вагнера, веристские оперы Леонкавалло, Масканьи, Пуччини.

В этот период с театром активно сотрудничает С.Рахманинов, проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр, внимательный к особенностям стиля исполняемого произведения и добивавшийся в исполнении опер сочетания предельного темперамента с тонкой оркестровой отделкой. Рахманинов совершенствует организацию работы дирижёра — так, благодаря ему разворачивается и переносится на свое современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за оркестром (лицом к сцене).

В качестве художников-постановщиков участвуют в создании спектаклей выдающиеся художники, участники «Мира искусства» Коровин, Поленов, Бакст, Бенуа, Головин.

Советский период

Первые годы после революции 1917 года отмечены, в первую очередь, борьбой за сохранение Большого театра как такового и, во вторую очередь, за сохранение определённой части его репертуара. Так, идеологической критике подвергались оперы «Снегурочка», «Аида», «Травиата» и вообще Верди. Звучали высказывания и об уничтожении балета, как «пережитка буржуазного прошлого». Однако, несмотря на это, в Большом продолжает развиваться как опера, так и балет.

Создают новые постановки хореограф А. А. Горский, балетный дирижёр Ю. Ф. Файер — в 1919 году впервые в Москве ставится «Щелкунчик» П. И. Чайковского, в 1920 году — появляется новая постановка «Лебединого озера».

Хореографы в духе времени ищут новые формы в искусстве. К. Я. Голейзовский ставит балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко (1925), Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров — спектакль «Красный мак» Р. М. Глиэра (1927), пользующийся огромным успехом у зрителей, В. И. Вайнонен — балет «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (1933).

В опере преобладают произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. В 1927 году режиссёром В. А. Лосским рождается новая редакция «Бориса Годунова». Ставятся оперы советских композиторов — «Трильби» А. И. Юрасовского (1924), «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1927).

Также в 20-е годы театр представляет публике лучшие оперы зарубежных композиторов: «Саломея» Р. Штрауса (1925), «Свадьба Фигаро» В.-А.Моцарта (1926), «Чио-чио-сан (Мадам Баттерфляй)» (1925) и «Тоска» (1930) Дж. Пуччини («Тоска» обернулась провалом, несмотря на подчёркивание в постановке «революционной линии»).

В 30-е годы в печати появляется требование И. В. Сталина о создании «советской оперной классики». Ставятся произведения И. И. Дзержинского, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра. При этом вводится запрет обращаться к творчеству современных зарубежных композиторов.

В 1935 году с большим успехом у публики проходит премьера оперы Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Однако это произведение, высоко оценённое советскими и зарубежными ценителями, вызывает резкое неприятие власти. Хорошо известна статья «Сумбур вместо музыки», приписываемая Сталину и ставшая причиной исчезновения этой оперы из репертуара Большого.

В годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве. В это время коллектив театра активно вносил средства в Фонд обороны и получил за это благодарность от Сталина.

Окончание войны театр отмечает яркими премьерами балетов С. Прокофьева «Золушка» (1945, балетмейстер Р. В. Захаров) и «Ромео и Джульетта» (1946, балетмейстер Л. М. Лавровский), где в главных партиях выступает Г. С. Уланова.

В последующие годы Большой театр обращается к творчеству композиторов «братских стран» — Чехословакии, Польши и Венгрии («Проданная невеста» Б. Сметаны (1948), «Галька» С. Монюшко (1949) и других), а также пересматривает постановки классических русских опер (создаются новые постановки «Евгения Онегина», «Садко», «Бориса Годунова», «Хованщины» и многие другие). Значительная часть этих постановок осуществлена оперным режиссёром Б. А. Покровским, пришедшим в Большой театр в 1943 году. Его спектакли в эти годы и последующие несколько десятилетий служат «лицом» оперы Большого.

В 1950—1960-е годы появляются новые постановки опер: Верди («Аида», 1951, «Фальстаф», 1962), Д. Обера («Фра-Дьяволо», 1955), Бетховена («Фиделио», 1954), театр активно сотрудничает с зарубежными артистами, музыкантами, художниками, режиссёрами из Италии, Чехословакии, Болгарии, ГДР. Недолгое время в труппу театра входит Николай Гяуров, находящийся в самом начале своей карьеры.

В Большой приходит хореограф Ю. Н. Григорович, на московскую сцену переносятся созданные им балеты «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1959) и «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1965), ранее ставившиеся в Ленинграде. В 1964 Григорович возглавляет балет Большого театра. Он делает новые редакции «Щелкунчика» (1966) и «Лебединого озера» (1969) Чайковского, а также ставит «Спартака» А. И. Хачатуряна (1968).

Этот спектакль, созданный совместно с художником Симоном Вирсаладзе и дирижёром Геннадием Рождественским, с участием виртуозных артистов Владимира Васильева, Мариса Лиепы, Михаила Лавровского имеет феноменальный успех у публики и получает Ленинскую премию (1970).

Ещё одним событием в жизни театра становится постановка «Кармен-сюиты» (1967), созданная кубинским балетмейстером А. Алонсо на музыку Ж. Бизе и Р. К. Щедрина специально для балерины М. М. Плисецкой.

В 1970-е и 1980-е В. Васильев и М. Плисецкая выступают в роли хореографов. Плисецкая ставит балеты Р. К. Щедрина «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), а Васильев — балеты «Икар» С. М. Слонимского (1976), «Макбет» К. В. Молчанова (1980), «Анюта» В. А. Гаврилина (1986).

Труппа Большого театра часто гастролирует, имея успех в Италии, Великобритании, США и многих других странах.

Современный период

В настоящее время в репертуаре Большого театра сохраняются многие классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр стремится к новым экспериментам.

В сфере балета создаются постановки произведений Д. Шостаковича «Светлый ручей» (2003) и «Болт» (2005).

К работе над операми привлекаются постановщики, уже получившие известность как драматические или кинорежиссёры. Среди них — А. Сокуров, Т. Чхеидзе, Э. Някрошюс и другие.

Ведется работа по «очищению» оригинальных оперных партитур от позднейших напластований и пометок, возврату их к авторским редакциям. Таким образом готовилась новая постановка «Бориса Годунова» М. Мусоргского (2007), «Руслана и Людмилы» М. Глинки (2011).

Некоторые новые постановки Большого театра вызвали неодобрение части публики и заслуженных мастеров Большого. Так, скандал сопутствовал постановке оперы Л. Десятникова «Дети Розенталя» (2005), во многом в связи с репутацией автора либретто писателя Владимира Сорокина. Возмущение и неприятие нового спектакля «Евгений Онегин» (2006, режиссёр Дмитрий Черняков) выразила знаменитая певица Галина Вишневская, отказавшись отмечать свой юбилей на сцене Большого, где идут подобные постановки. Вместе с тем, упомянутые спектакли имеют и своих поклонников. В марте 2010 года Большой театр совместно с компанией «Веl Air Media» начал транслировать свои спектакли в кинотеатрах мира. 11 марта 2012 года совместно с компанией «Google Russia» Большой театр начал трансляцию балетных постановок на канале "YouTube " на территории России.

Фото (10)

moscow0378Москва. Большой театрdas Bolschoi-Theater bei NachtМалая сцена Большого Театра►Москва. Государственный Академический Большой Театр РоссииМосква . Большой театр и маленькая фотосессия..:)Moscow - A scene - Photo - 1969Moscou.- Théatre du  BolchoiBolshoi Theatre Square1975/10 当時のボリショイ劇場 (Bolshoi Theater 1975)

Экскурсии

Большой театр: взгляд из-за кулис
Музеи и искусство
Театральные секреты в помещениях Большого, недоступных для зрителей
Цена: 12000 руб. за человека
Продолжительность: 2 часа
За два часа мы посетим те места и залы, в которые никогда не попадет зритель, узнаем историю театра и даже понаблюдаем за репетицией.
Подробнее...
Наталья
Гид
Наталья
Экскурсия в Большой театр
Популярные
Групповая экскурсия по закулисью Большого театра.
Цена: 1890 ₽ Групповая
Продолжительность экскурсии: 1 час
На этой экскурсии вы: · посетите один из выдающихся в мире театров оперы и балета; · прослушаете увлекательный рассказ об истории и архитектуре Большого театра; · побываете в Императорских фойе театра и узнаете их секретные особенности; · увидите старые и новые помещения театра, преобразившиеся после глобальной реставрации. Вы никогда не простите себе, если побывав в Москве, не увидите Большой театр - символ культурной жизни столицы. Большой театр — это визитная карточка России и Москвы, предмет гордости и символ величия нашей культуры с собственной историей, величественной, как и само здание театра. Легендарное здание открылось 20 октября 1856 г. в дни коронации Александра II. Два года назад закончилась масштабная реконструкция театра. Она возродила утраченные черты исторического облика знаменитого здания и вместе с тем поставила его в ряд самых технически оснащенных театров мира. Конечно, можно купить билет на спектакль по приемлемой цене и мельком в антракте полюбоваться интерьером театра, что, кстати, не так-то и легко. Но я хочу предложить вам кое-что поинтереснее… Вместе с экскурсоводом, мы пройдемся по пустым залам театра, узнаем историю его основания и ”факты биографии”, посмотрим технические новинки, такие как подземная сцена-конструктор, заглянем в ложи основной сцены, и даже... При условии, что все будут себя хорошо вести! На репетицию вечернего спектакля . Загляните за кулисы одного из величайших театров, подарившего миру десятки талантливейших артистов и сотни восхитительных постановок! По политике театра экскурсия проводится только при наборе группы. В случае отмены экскурсии денежные средства будут возвращены в полном объеме. К участию в экскурсиях приглашаются дети НЕ моложе 14 лет. Льготный билет предоставляется: — школьникам (8-11 классы); — студентам дневной формы обучения. С 26 декабря 2017 г. по 8 января 2018 г. экскурсии проводиться не будут.
Подробнее...

Панорама

Инфо

Сайт: www.bolshoi.ru

Отзывы

tourist
12.12.2017 Максим
Уникальные места очень много полезной информации об истории театра
 Отлично
tourist
10.12.2017 Ольгао
Знаменитый исторический театр оперы и балета в России. Историческая достопримечательность Москвы.
Два года назад пригласили на вакансию в охрану театра. Была на собеседование, но в итоге не взяли. Никакого опыта работы в охране у меня тогда не было, только что получила УЧО. Но все здание, как и помещение администрации весьма впечатлили.
 Отлично
tourist
04.12.2017 Pacholi
Здравствуйте, большая реклама театра, имя большой не соответствует действительности. Не лучший театр страны, а жаль, визитная карточка русской культуры. Не продуман для удобства посетителей, нет комнаты с гардеробом для переодевания туфель. Буфет дорогой вода в бутылочке 120 рублей. Великих артистов тоже на сцене не увидели. Билеты неоправданно дорогие.
 Неплохо
tourist
30.11.2017 Galina
Большой театр —это знакомое с детства ощущение праздника и восторга. Предвкушение прекрасного вечера. Великолепный балет. Непревзойденные голоса. Вкус бутербродов с семгой или осетриной. Как жаль, что билеты стоят так дорого, что многим теперь не по карману.
 Хорошо
tourist
06.11.2017 Владимир
Большой театр является самым высоким домом премьеры танцевальных и оперных компаний в мире. Большой театр является репертуарный театр, который был открыт в 1825 году на Театральной площади. Театр был отремонтирован в 1843 году пожар в 1853 году сделал много повреждений и не вновь открыты до 1856. Там не было некоторое повреждение бомбы во время Второй мировой войны, который был быстро восстановлен.
 Отлично
tourist
02.11.2017 Ekaterina
Как внешний облик, так и внутренние убранства большого театра поражают своей красотой и роскошью. Бетховенский зал очень светлый и уютный. Внутри есть лифты, несколько туалетов и 2 гардеробные. Внутри также есть сувенирный магазин, работает он до 7 вечера. Зрительный зал небольшой, сиденья идут под наклоном, в связи с этим все прекрасно видно и слышно. Цены в бетховенский зал доступны любому человеку, который любит классику и искусство в целом.
 Отлично
tourist
24.10.2017 Irina
Восторг! Это театр и музей одновременно. Гордость берет за то, что Россия обладает таким театром! Смотрела балет Корсар. Замечательный спектакль. Очень понравилась Екатерина Крысанова. Наблюдала за ней в проекте "Балет" по каналу Культура. Видно как возросло мастерство и артистизм балерины. Желаю успехов Екатерине Крысановой! Спасибо Большой!
 Отлично
tourist
26.09.2017 Angelika
Отличный театр. Все от гардероба и буфета до сцены и постановки на отлично. Малая сцена не хуже главной. А цены на билеты Вас приятно удивят. Была на опере " Дон Паскуале". Прекрасная современная постановка, а какие голоса!
Мне понравилось все!
 Отлично
tourist
23.09.2017 OLEG
Новая сцена выглядит превосходно. В фойе театра много буфетных стоек, хороший ассортимент спиртных напитков. Акустика в зале удовлетворительная. Показалось, что даже в партере голоса со сцены были чуть глуховаты. Из недостатков -на балконах есть зоны частичной видимости. И жуткие очереди в женский ? туалет. Билеты по доступной цене. Исполнители на хорошем уровне. Спец эффекты весьма оригинальны и соответствуют хорошему уровню постановок.
 Хорошо
tourist
23.09.2017 Cool
Величественная архитектура и интерьеры. Смотрели балет Драгоценности. Очень запоминающийся, красивые костюмы. Великолепная музыка. Очень рекомендую сходить
 Отлично
tourist
31.07.2017 Татьяна
Большой театр поражает своим великолепием. Много света, золотого, белого и бордового цветов. Зрителей много, но организация захода в зал и в театр хорошая. Люди не толпятся, все успевают вовремя зайти, несмотря на досмотр. Но,конечно, лучше всего в Большом театре - представления. Были на балете "Up&down", постановка Бориса Эйфмана. Все было понятно без слов. Очень красиво, зрелищно. Артисты - мастера своего дела.
 Отлично
01.05.2017 Ирма
Артисты и музыканты просто прекрасны! Но ремонт просто ужасен. Вчера была в первый раз после капитального ремонта в здании Новой сцены. Хочется спросить: где деньги Зин?!
 Ужасно
28.04.2017 Александр
Чудесный театр! Не даром он Большой, это сокровищница нашей культуры! Нет театра лучше, знаменитей и красивее! Театр с большой буквы - лучший на земле!!!
 Отлично
20.04.2017 Николай
Впечатляющий ремонт. Очень понравилась опера Дон Карлос. Титры на экране над сценой очень помогают понять сюжет
 Отлично
tourist
09.04.2017 Natalya
Прекрасно, волшебно! Amazing!
 Отлично
tourist
06.03.2017 Василий
Прекрасное место с необычной атмосферой! Заходишь в театр и сразу восторг! Актеры играют на высшем уровне! Да, билет дорогой, но это того стоит! Заказывать билеты нужно сильно заранее, чтобы были приличные места. Я, к сожалению, в этот раз не успел жене на 8 марта сделать подарок! В следующий раз обязательно соберусь.
 Отлично
04.03.2017 Alexander
Пафосное место. Прекрасные костюмы и декорации. Прекрасно поют солисты. Но хор поет нестройно! Цена билетов, мне казалось, должна включать и дополнительное время для репетиции хора.
 Хорошо
01.02.2017 Самедов
Был на премьере оперы Дж.Россини " Путешествие в Реймс" в концертном исполнении. Дирижер Туган Сохиев. Браво!!! Потрясающая постановка, великолепные голоса, оркестру отдельный респект! Рекомендую всем!!!
 Отлично
tourist
19.01.2017 Саша
Очень красиво на всех сценах. Театр мирового уровня. Для студентов огромные скидки. Билеты по 100 рублей.
 Отлично
tourist
12.01.2017 Eterna
Были на балете Лебединое озеро! Непередаваемо! Шикарно! Великолепно! Феерично!
 Отлично
tourist
11.01.2017 Тимур
Большой без преувеличения, грандиозный, богат декором и убранством, а какие костюмы - словами не описать, это стоит увидеть хотя бы раз в жизни! Конечно, цены заоблачные, но удовольствие, полученное от просмотра стоит этих денег!
 Отлично
tourist
08.01.2017 Dmitry
Нет карточки принимаются в барах - только наличные. Но есть банкомат внутри театра.
tourist
06.01.2017 Sergey
Продуманы потоки людей. Никакой толкотни в гардеробе, туалете или фоей. Очень приветливые гардеробщицы. Очень хорошо следят за порядком в зале и чистотой вокруг. Ну, а представление, так это просто Шик
 Отлично
tourist
18.12.2016 Галина
Билеты более доступной, если вы получите не главное место, но исторический или другой. Производительность по-прежнему велик. Забронировать заранее. Есть переводы балета перед театром летом.
 Отлично
tourist
01.12.2016 Olga
Была вчера на балете "Спартак" - очень советую. "Щелкунчик" - просто прекрасно, рождественская сказка? в партере видимость везде хорошая. Цены в буфете - 500 рублей за бокал Абрау-Дюрсо брют.
tourist
27.11.2016 Yana
Самый самый! Невероятно красиво внутри, поражают даже туалеты своим помпезным декором. Несмотря на то что только балеты да оперы играю на основной сцене. Хотя бы раз в жизни стоит потратить целое состояние на билет на балет. Классика оккультуривает
 Отлично
tourist
24.11.2016 Jason
Старый театр-это потрясающий снаружи, но как старого, так и нового этапа доставку поровну, когда дело доходит до выступлений. За лучший шанс получить авиабилет, лучше забронировать онлайн.
 Отлично
tourist
24.11.2016 Борис
Хороший музей, но они знают больше, чем показывают ;)
 Отлично
tourist
11.11.2016 Nikita
Фантастический вечер, проведенный в Большом театре. Экстравагантный декор и роскошные подношения делают его одним из лучших оперных или опытом балета в мире.
 Отлично
tourist
09.11.2016 Barry
Красивое здание. Я не совсем уверен, что я должен рассмотреть другие, чем, что как, очевидно, каждый спектакль отличается, однако я был теперь несколько и все они были восхитительны. Стоит посетить
 Отлично
tourist
29.10.2016 mary
"Лебединое озеро" и "Щелкунчик" обязательно стоит посетить, очень красиво) "Баядерка" тоже понравился, а вот "Спящая красавица" скучноват. А в целом то, что на исторической сцене - почти все хорошо.
tourist
30.09.2016 Binu
Он является поистине грандиозной. В течение дня, я думаю, играет проводятся, но это место становится яркой ночью, как свет и звук шоу на лицевой стороне театр является удивительным. Не пропустите поздний вечер если вы в Москве.
 Отлично
29.09.2016 How
Здесь Вы можете посмотреть прекрасные выступления. На сцене Большого театра во время выступления всё очень хорошо видно с любого места, хорошое освещение и незабываемые впечатления.
На некоторых праздниках можно увидеть на стенах Большого театра световое шоу в 3D формате. Эффекты очень хорошие и озвучка не плохая. Мне понравилось это место.
 Отлично
27.09.2016 金瑞
Большой балет и великолепной архитектурой
 Отлично
tourist
19.08.2016 Traveller
Большой театр в Москве - один из старейших российских театров, основан в XVIII веке при Екатерине Великой.
 Хорошо
tourist
17.08.2016 Alexey
Ну что сказать? Лучше балета в мире нет. Хотя ремонт его новый уж больно лубочный.
 Отлично
tourist
03.08.2016 Nadya
Большой дом (снаружи и внутри)! Акустика и вид не идеальный. Вы могли бы взять бинокль бесплатно. Очень интересные экспозиции в фойе! Спектакль был отличный! Отличное место, чтобы провести свой вечер!
 Отлично
tourist
16.07.2016 Anna
Удивительный во всех отношениях. Если Вы не можете получить билеты на спектакль, все-таки пойти на экскурсию, если вы можете.
 Отлично
12.07.2016 Dasha
Рыба тухнет с головы!

Бестолковое руководство мучает бедных кассиров, на которых покупатели выплескивают недовольство из-за того, что не могут купить столько билетов, сколько необходимо! Кассиры ссылаются на ваши дебильные правила (кто их составлял???), мол там сказано, что больше 7 билетов не можем продать. Мне не нужно 7, мне нужно 10 (что бы мои гости все сидели рядом на спектакле)!
И что делать?
Мотаться по разным кассам по жаре и покупать по несколько билетов? Да с чего бы это?! Это нарушает Правила торговли в РФ! С чего вы рУКОВОДСТВО вздумали, что у вас есть такое право, ограничивать граждан????
Перекупщики? Вводя такие правила вы расписываетесь в собственной имотенции и глупости! Незаконными перекупщиками должны заниматься другие органы, а не вы! Вам слава (к которой вы не имеете никакого отношения) Большого Театра нагрела голову и вы уже не соображаете, что делаете?
В ваших незаконных правилах сказано лишь : "3.4 В первый день предварительной продажи отпускается по 2(Два) билета в одни руки на один из спектаклей (на одно представление из серии представлений каждого спектакля), предусмотренных графиком, при этом покупатель обязан предоставить кассиру общегражданский паспорт". На основании чего мне ваши несчастные кассиры отказали в продаже билетов? ВО ВСЕХ пунктах правил п.3.4. единственный пункт и он относится ТОЛЬКО к 1-му дню предварительной продажи!!!!
Это с вашей стороны Большое Свинство, наглость и неуважение!!!!!!
 Ужасно
tourist
01.07.2016 Stevie
Большой - шикарен! Даже добавить нечего
 Отлично
tourist
28.06.2016 Татьяна
26 июля слушала "Иоланту". Хотелось праздника. Оркестр выше всяких похвал! Перед оперой исполнил самые яркие моменты "Щелкунчика". Слушала и наслаждалась звуком. Но сам спектакль разочаровал.. Оркестр замечательный. Артисты старались.. но сама постановка рассчитана на "дебилов"! Вместо яркого, красивого оформления была черно-белая сцена. Слева черное и по этому черному всю оперу ходила бедная Иоланта.. Причем она там была даже тогда, когда ее вообще не должно быть на сцене. Она ничего не делала.. какие то странные ужимки. Спать легла прямо на пол! Второй акт вообще меня потряс! на сцене были все!! действующие лица. И те, которые должны быть и те, который не пели - стояли как часть оформления сцены.
Европезированная постановка! Не интересно. никому не рекомендую. Сидела слушала с закрытыми глазами. Сделала себе подарочек на день рождения!!!((
 Плохо
13.06.2016 Елена
Люблю балет!!! Пересмотрела все балеты в Кремлёвском дворце и решила сходить в Большой, чтобы сравнить труппы, декорации...Конечно Большой выше всяких похвал!!!Исполнение, оркестр, красота декораций... плюс особая аура и роскошь театра. Вечерние представления дороговаты, а вот дневные вполне доступны по цене, но надо бронировать за 3 месяца вперед! Была и на Новой и на Исторической сцене - артисты великолепно исполняют свои партии, на дневных представлениях тоже можно увидеть и прим-балерин и премьеров Большого! Русская школа балета ВЕЛИКОЛЕПНА! Спасибо за Ваше искусство!!!
 Отлично
tourist
11.06.2016 Leo
Я думаю, что большой персонал мог бы сделать одолжение, разрешив их покровителей, которые так далеко ехать и платить такую высокую плату, чтобы дать им пару минут, чтобы сделать хорошее фото внутри театра после окончания спектакля.

Также, чтобы иметь возможность заплатить за ваши закуски с кредитной карты всегда будет плюсом.
 Неплохо
tourist
26.04.2016 Oksana
Этот театр не нуждается в рекламе! Это самый грандиозный театр в мире!!! Все постановки на высшем уровне. Последний раз была на Корсаре - полученное удовольствие не передать словами.
tourist
26.04.2016 Francesco
Балет и Опера в живописном месте.. Для любителей театра и не только, спектакль Большого театра, он остается в сердце
tourist
19.04.2016 Jens
Нет необходимости, чтобы добавить описание. Совершенство по определению! Если вы находитесь в Москве
 Отлично
tourist
17.04.2016 Marco
Мы сделали тур театра. И этот театр-совершенно великолепна. Они до сих пор служат в самых шикарных.
 Отлично
tourist
11.04.2016 Anna
Ходили с 10-летней дочкой на Дон Кихот ,ей очень понравилось,мне тоже ,но я больше люблю классику,а так очень динамичный и красочный балет!
05.04.2016 Matt
Это красивый театр, и если вы находитесь в городе, Вы должны смотреть здесь-шоу. Театр великолепен, и Оркестровая яма-это просто как этап. Это определенно был отличный опыт, который Вы не должны упустить.

Просто быстрый совет при покупке билетов, покупайте их прямо из окна офиса, немного билетных киосках будут сорвать тебя.
 Отлично
28.03.2016 Олег
Красиво , с праздником всех кто выступает или когда то выступал, или будет выступать в Большом Театре , поздравляю. Счастья, любви удачи, побед, здоровья, не болейте.
 Отлично
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia