Старая Ладога

Описание

Старая Ладога
Фото с panoramio.com

Старая Ладога (до 1703 года Ладога) — село в Волховском муниципальном районе Ленинградской области, административный центр Староладожского сельского поселения. До 1703 года Ладога была городом. В 2003 году отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, в ходе которого село позиционировалось как «древняя столица Северной Руси».

Происхождение названия

Скандинавское название Ладоги — Альдейгья, Альдейгьюборг (др.-сканд. Aldeigja, Aldeigjuborg). Название Ладога носит река, озеро и город. При этом до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийся» — от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка, из фин. *Alode-joki, где alode, aloe — «низкая местность» и jok(k)i — «река»).

Как пишет Т. Н. Джаксон, «к настоящему времени можно считать почти доказанным, что сначала возникло название реки, затем города и лишь затем озера». Поэтому первичным она считает гидроним Ладога, от др.-фин. *Alode-jogi (joki) «нижняя река». От названия реки произошло название города др.-сканд. Aldeigja, и уже оно было заимствовано славянским населением и преобразовано при помощи метатезы ald → lad в др.-рус. Ладога. Скандинавское посредство между финским и древнерусским словом подтверждается, по мнению Т. Н. Джаксон, и археологическим материалом: скандинавы на Ладоге впервые появились в начале 750-х годов, то есть на пару десятилетий раньше славян.

История

Древнейшие известные постройки — производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года и построены, вероятно, выходцами из Северной Европы. Раскопки показывают, что первое поселение в Ладоге было основано и первоначально заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. А. Рябинина — готландцами). В 2013 году археологи нашли в Старой Ладоге гребень эпохи Меровингов, предположительно VII века н. э.

Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе и было поставлено в 2 км к югу от Любшанской крепости, основанной представителями оригинальной славянской культуры среднеевропейского происхождения. Именно тогда в регионе пересеклись интересы древних славян, древних германцев и местных финно-прибалтов. В слоях VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. В 760-е годы ладожское поселение было разрушено представителями раннеславянской культуры с Юго-Запада: Днепровского Левобережья или Поднестровья, Подунавья, верховьев Днепра, Западной Двины или Волги (аналогичной пражской, пеньковской или колочинской культурам) и застроено домами срубной конструкции. Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции. Данное поселение просуществовало до конца 830-х годов и было захвачено варягами, возможно под предводительством конунга свеев Эйрика (умер около 871 г.).

С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. «Глазки», то есть глазчатые бусы, — первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы. К 786 году относится первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге. Арабский путешественник X века утверждает, что за один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню. В Ладоге, как и в других местах на северо-западе Руси (Изборске, Камно, Рыуге, Пскове) в VIII — IX веках получили распространение литейные формочки из известняка в результате возрождения моды на подобные украшения, выработанные в пражской культуре ранних славян на рубеже VI — VII веков.

Далее Ладога была торгово-ремесленным поселением, которое в очередной раз разрушили в 860-е годы в результате междоусобных войн, о которых упоминает ПВЛ. Примерно в 870-е годы в Старой Ладоге была построена первая крепость, по конструкции сходная с соседней Любшанской крепостью[источник не указан 127 дней], запустевшей в те же годы. В слоях последней четверти IX века были обнаружены остатки бронзолитейной мастерской. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город площадью 12 га.

В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» Ипатьевского списка древнерусской летописи, ладожане в 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика:

… и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ …

Хотя в других вариантах прочтения говорится, что он сел княжить в Новгороде (Рюриково городище). Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 865 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель — А. Н. Кирпичников), доказывают тесные контакты ильменских словен, финно-угорских племён и норманнов (урман) в этом районе в IX−X веках.

Город был важным пунктом на торговом пути «из варяг в греки». При раскопках в Старой Ладоге в слоях X века был обнаружен берестяной cвиток с изображением ладьи.

По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице).

В 997 году на Ладогу нападал варяг Эйрик, будущий норвежский правитель.

Первая ладожская крепость, существовавшая более 100 лет, была разрушена.

В сагах есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, принцесса Ингигерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое (вено) получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды), а посадником (ярлом) Ладоги был назначен Рёгнвальд Ульвссон — ярл Вестергётланда (родственник Ингегерды по материнской линии) (Сага об Эймунде). Ульв (Улеб) и Эйлив — сыновья Регнвальда. По скандинавским источникам, Эйлив стал ярлом (посадником) в Ладоге после смерти отца, а Улеб упомянут в летописи под 1032 годом как новгородский воевода.

В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость:

Въ лѣт̑ · ҂ѕ҃ · х҃ · к҃ · д҃ […] Том же лѣтѣ Павьлъ · посадникъ ладожьскыи · заложи Ладогу городъ камянъ


В 1142 году «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках» — шведы нападают на Ладогу.Древняя Староладожская крепость, ставшая «сердцем» сегодняшней Старой Ладоги, стоит на месте впадения реки Елена (Ладожки) в Волхов. Во времена Новгородской Руси была стратегически важным местом, потому что это была единственная возможная гавань, где могли остановиться морские суда, не способные плавать по порогам Волхова.

В 1499 году Ладога, согласно писцовой книге Водской пятины состояла из крепости и посада, который подобно Новгороду делился на концы: Никольский, Богородицкий, Семёновский, Климятский и Спасский.

После завершения русско-шведской войны 1590—1595, по Тявзинскому миру Ладога была признана принадлежащей России.

В 1610 году Ладога была взята шведами, но через год была освобождена воеводой И. М. Салтыковым.

По Столбовскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1613—1617, Швеция отказалась от притязаний на Ладогу.

В 1704 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. До этого события Ладога была центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской.

В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I — Евдокия Лопухина.

 

По административным данным 1973 года в селе располагалась центральная усадьба совхоза «Волховский».

В 2003 году широко проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги как «древней столицы Северной Руси», которое освещалось прессой и привлекло внимание властей. Российский президент Владимир Путин издал указ по подготовке и проведению юбилея и дважды посетил Старую Ладогу.

Культура и искусство

Старая Ладога привлекала русских художников своими романтическими видами берегов древнего Волхова, церквями, монастырями и величественными курганами. Недалеко от села находилась усадьба «Успенское» Алексея Томилова, бывшая в XIX веке местным очагом культуры. Здесь бывали художники И. К. Айвазовский, О. А. Кипренский, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. А. Иванов и другие. В 1844 году в деревне Лопино, расположенной напротив крепости на другом берегу Волхова, в крестьянской семье родился В. М. Максимов, будущий академик живописи и художник-передвижник, писавший картины из жизни и быта крестьян. Здесь же в 1911 году он был похоронен.

Летом 1899 года в Старой Ладоге писал этюды с натуры Николай Рерих. "Взбираемся на бугор, - писал Рерих о своих впечатлениях, - и перед нами один из лучших русских пейзажей". Здесь бывали В. А. Серов, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев. В 1924-1926 годах в Старой Ладоге неоднократно бывал А. Н. Самохвалов, участвовавший в подготовительных работах по реставрации Георгиевского собора. По признанию художника, этот опыт многому его научил, помог понять, как композиционное слияние образов монументальной живописи и архитектурных форм "создавало пафос полифонического звучания всего комплекса воздействующих элементов". Результатом этих поездок стали также пейзаж «Старая Ладога» (1924) и картина «Семья рыбака» (1926, ГРМ).

В феврале 1945 года решением Леноблисполкома на баланс Художественного фонда был передан Дом отдыха в Старой Ладоге (бывшее имение Шаховских, по имени последнего владельца князя Николая Ивановича Шаховского (1851-1937), тайного советника, члена Государственного банка России и его сына, Всеволода Николаевича (1874-1954), действительного статского советника, последнего министра торговли и промышленности (1915-1917) царской России, эмигрировавших во Францию в 1919 году) для организации творческой базы ленинградских художников. В 1946 году начались работы по ремонту и строительству, которые растянулись на 15 лет.

Уже с середины 1940-х в Старую Ладогу стали приезжать ленинградские художники. Для С. И. Осипова, Г. А. Савинова, Н. Е. Тимкова, А. Н. Семёнова и других мастеров эти места на многие годы стали источником вдохновения. Мысль о наследовании ценностей труда и культуры отчётливо прозвучит в их творчестве, для которого "национальное прошлое не разлучено с современностью, а входит в неё важной составной частью".

В начале 1960-х годов после завершения ремонта зданий старинной усадьбы в деревне Чернавино Дом творчества художников «Старая Ладога» начал работать постоянно, став на тридцать лет важным центром художественной жизни. Здесь работали художники Е. Е. Моисеенко, А. Н. Самохвалов, В. Ф. Загонек, Н. Н. Баскаков, В. И. Овчинников, В. В. Ватенин, И. И. Годлевский, В. П. Кранц, Б. В. Корнеев, М. А. Козловская, Л. С. Язгур, Д. В. Беляев, В. А. Баженов, Д. П. Бучкин, Е. П. Жукова, С. Е. Захаров, А. М. Семёнов, Т. К. Афонина, З. Н. Бызова, В. И. Борисов, И. М. Добрякова, Н. Н. Брандт, Б. С. Угаров, П. Т. Фомин, В. И. Рейхет, Л. И. Вайшля, В. И. Викулов, В. С. Саксон, Д. И. Маевский и многие другие ленинградские живописцы и графики, а также художники из других регионов России. В 1970-1980 годы Дом творчества художников «Старая Ладога» расширялся, были построены новые корпуса, что позволило круглогодично использовать творческую базу в Старой Ладоге. Расходы на проживание, питание, поездки художников оплачивал Художественный фонд. Произведения, написанные в Старой Ладоге или по собранным здесь материалам, экспонировались на крупнейших художественных выставках 1960-1980-х годов, пополняли собрания музеев. В том числе стали основой обширного фонда живописи, графики и скульптуры музея заповедника «Старая Ладога».

В начале 1990-х годов, после ликвидации Художественного фонда и из-за отсутствия средств на содержание Дом творчества художников «Старая Ладога» сначала перестал принимать художников, а затем прекратил своё существование.

Достопримечательности

  • В селе расположен Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник, в состав которого входит Староладожская крепость.
  • Георгиевская церковь (Старая Ладога) (ок. 1165)
  • Староладожский Никольский монастырь
  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи
  • Староладожский Успенский монастырь
    • Успенский собор (англ. Assumption Cathedral, Staraya Ladoga) (1160-е)
  • Курганы:
    • Олегова могила
  • Искусственные пещеры для добычи кварцевого песка

Фото (41)

Церковь Дмитрия СолунскогоСтароладожская крепость ХII - XVI вв. (The Fortress in Staraya Ladoga, 12-16th cc.) Старая ЛадогаOld LadogaСтарая ЛадогаСтарая Ладога. Стрелочная башня Старая ЛадогаЦерковь Св. ГеоргияВид на крепостьFortifications in Old Ladoga, X - XVI centuries / Крепостные сооружения в Старой Ладоге X - XVI в.в.Деревянная церковь св. Дмитрия Солунского Старая ЛадогаСтарая Ладога, музей в крепостиСТАРАЯ ЛАДОГА. Варяжская улица. Старейшая улица Руси. / Staraya Ladoga. Viking Street.Раскатная башняСТАРАЯ ЛАДОГА. / Staraya Ladoga.лодкиСтарая Ладога. ПтицаСтарая Ладога.***Старая Ладога. Бывш. дом купцов Калязиных Старая Ладога.Staraya Ladoga. The Volhov river.р.ВолховМузей археологии. Сентябрь 2012Шоссе в Старой ЛадогеКаменный дом купца Калязина с обратной стороны*********Крепостная стенаРесторан "Князь Рюрик"Старая Ладога. Вид на крепость.Деревянная церковь Дмитрия Солунского (XVII в.) и Георгиевский собор (XII в.) Старая ЛадогаСтарая Ладога. Крепость 12 векаВаряжская улица. Сентябрь 2012Волхов в районе г.Старая Ладога. 2010гСлияние рек Волхова и Ладожки, панорама (two rivers, panoramic)Староладожская крепостьВид на крепость с Раскатной башни

Видео (2)

Отзывы

Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia