Музей Холуйского искусства
Описание
Холуй - один из четырёх всемирно известных центров лаковой миниатюры, основанной на многовековых традициях древнерусской живописи. Собрание музея включает произведения лаковой миниатюрной живописи на папье-маше мастеров всех четырех центров промысла - Холуя, Палеха, Мстёры, Федоскино.
«Государственный музей Холуйского искусства» был основан в 1959 году. Значительная часть коллекции - иконы холуйского письма. Холуйские иконы делятся на два вида: иконы, написанные мастерами, и иконы, выполненные учащимися иконописной школы. В музее хранится уникальная коллекция вышивки с XIX века по настоящее время - накидки, полотенца, скатерти, портьеры.
Музей Холуйского искусства небольшой по количеству предметов хранения – всего около пяти тысяч предметов, но среди них мало рядовых произведений, основная масса – это высокохудожественные и уникальные работы холуйских мастеров.
Холуйская лаковая миниатюра
Первоначально слободские умельцы также, как в Палехе и Мстёре, занимались иконописью. В основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготовливали недорогие иконы для окрестных жителей.
Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных, производств было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком. В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос: в 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.
В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера). Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.
Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.