Средние температуры
днемночью
Декабрь-5 °C-13 °C
Январь-9 °C-17 °C
Февраль-3 °C-16 °C
Март+1 °C-8 °C
Апрель+15 °C+3 °C
Май+22 °C+11 °C
Booking.com

Миасс

Описание

Миа́сс — четвёртый по величине город в Челябинской области России (с 1926 г.). Основан в 1773 году. Входит в число исторических городов России.

Город расположен на реке Миасс, у подножия Ильменских гор, в 96 км к западу от областного центра Челябинска. В Миасском городском округе расположен Ильменский минералогический заповедник.

В 2015 году подписано соглашение о содействии властей городов Миасс, Златоуст, Трёхгорный, Сатка и Куса в реализации проекта создания региональной агломерации горнозаводского края Челябинской области «Горный Урал».

Значение топонима

Ойконим Миасс происходит от названия реки Миасс (башк. Мейәс), которое, в свою очередь, попало в русский язык из древнеугорского или имеет иранское происхождение, как и некоторые другие топонимы Южного Урала: Аргаяш, Мисяш и т. д. с общим формантом «-аш»/«-ас», предположительно со значением «вода», «друг».

История

Первое поселение возникло в 1773 году, когда купец И. Лугинин начал строительство медеплавильного завода. Из-за Пугачёвского восстания строительство завода приостанавливалось. Указ Берг-коллегии о разрешении строительства издан 18 ноября 1773 года, завод был пущен 12 августа 1777 года. В первое десятилетие своего существования завод постепенно наращивал объёмы производства: за 1777—1780 выпущено 12,9 тысяч пудов меди, 1781—1790 — 40,2 тысячи пудов. В 1787 году завод перешёл к племянникам основателя Ивану и Николаю Максимовичам Лугининым. В 1798 году И. М. Лугинин продал предприятие казне, в 1799—1800 годах выплавка меди не производилась. А к середине XIX века производство меди сократилось, содержание завода стало убыточным, вследствие чего он был закрыт.

Экономическому развитию Миасса способствовала разработка месторождений золота. В первой половине XIX века вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел. В 1836 году здесь разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи.

Самым известным является Царёво-Александровский (Ленинский) прииск. В 1824 году шихтмейстер Меджер открыл россыпь которая оказалась богатейшей: промывка песка показала содержание «более фунта золота во ста пудах». Летом 1824 года здесь заложили прииск. Во время одного из своих путешествий сюда, на золотые прииски, приехал император Александр I. Он захотел испытать свою удачу как простой золотоискатель. Повезло царю, в тот же день он нашёл самородок весом в 3 килограмма. В честь этого визита прииск получил своё название.

Он занимал первое место среди приисков Миасского района по богатству и количеству найденных крупных самородков, только за один год здесь было найдено 52 штуки, в 1842 году мастеровым Никифором Сюткиным найден один из крупнейших в мире самородков «Большой треугольник» весом 36,21 килограмма.

С середины XIX века появляется Миасское золотопромышленное товарищество графа Левашова, Дарагана и К°. Пайщиками были представители Петербургской аристократии. В границы отводов товарищества вошли все группы казённых приисков общей площадью 23394 га. Товарищество допустило к разработке россыпей старателей, которые давали более половины всей продукции.

С началом деятельности товарищества связано внедрение в золотодобычное производство новых технических достижений, что, наряду с продолжающейся разработкой богатых россыпей, позволило достичь расцвета золотого промысла в Миасском районе.

В это время история города тесно связана с именем Егора Митрофановича Симонова, который, пройдя путь от простого старателя до хозяина приисков, стал самым богатым человеком в городе. Симонов внёс большой вклад в развитие города.

Золотодобыча оставалась основным градообразующим производством вплоть до начала XX века. После национализации крупные объединения развалились, и стали в основном вести незначительные старательские промыслы.

В 1891 году одновременно из Миасса и Владивостока началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Исторически всемирноизвестным Транссибом является именно этот участок, от Самары до Владивостока, построенный с 1891 по 1916 годы. Длина участка около 7 тысяч километров. Первый поезд (это был рабочий поезд с материалами для прокладки рельсов) прошёл участок магистрали от Миасса до Челябинска 5 июля 1892 года. В 1903 году прошёл первый поезд Санкт-Петербург — Москва — Владивосток. В 1992 году на станции Миасс I установлен памятный знак в честь 100-летия со дня начала строительства Великого Сибирского пути. От Москвы до Миасса по железной дороге ровно 2000 километров (до станции Миасс I 2004 км.). В 1959 году была принята в эксплуатацию железнодорожная линия от станции Миасс до города Учалы.

В годы первой мировой войны (в 1915 году) царское правительство эвакуировало из Риги в Миасс пилозубный завод английской фирмы «Томас Фирт и сыновья». Через год состоялся пуск миасского напилочного завода, который долгое время был ведущим предприятием отрасли в стране и одним из лучших в мире. В настоящее время это Миасский инструментальный завод. Вопрос о выделении Миасскому заводу статуса города решился в декабре 1919 года на съезде тринадцати волостных ревкомов Троицкого уезда Челябинской области, состоявшемся в Миассе. Неудобство административного подчинения Троицку тормозило развитие экономической жизни завода. С того времени Миасс стал сначала заштатным городом (то есть не имеющим уезда), а затем уездным. В 1926 году Миасс официально получает статус города.

Индустриализация страны позволила технически перевооружить золотой промысел. Построенная в 1932 году на окраине Миасса электроподстанция повысила энерговооружённость золотопромышленных предприятий. В том же году на Ленинском прииске спустили на воду плавучую фабрику золота — первую электрическую драгу. С 1933 года вступили в строй шахты ряда рудников. Большое развитие получила в первой половине XX века лесная промышленность. Миасс и ранее был крупным поставщиком лесоматериалов: в окрестностях озера Тургояк для Златоустовского и Миасского заводов заготовлялись брёвна, дрова, выжигался уголь. С созданием Миасского леспромхоза деловая древесина, древесный уголь, крепёжный материал, шпалы направляются предприятиям Южного Урала. Часть леса сплавлялась при этом по горным рекам Куштумге и Сухокаменке.

Весной 1939 года началось строительство центральной части города. 3 ноября 1941 года Госкомитетом обороны было принято решение об организации в Миассе автомоторного производства на базе эвакуированных цехов автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Сначала на заводе выпускались двигатели и коробки передач, а 8 июля 1944 года с конвейера сошёл первый уральский автомобиль ЗИС-5. Первая партия автомобилей была отправлена на фронт, на них были смонтированы знаменитые «Катюши». В послевоенные годы уральский автозавод продолжал успешно развивал производство и выпуск новых моделей «Уралов». Всего с конвейера УралАЗа с момента пуска до конца XX века сошло 1 миллион 270 тысяч автомобилей. Уже много лет успешно функционирует совместное российско-итальянское предприятие «Ивеко-УралАЗ», на котором налажено производство большегрузных автомобилей.

Почти одновременно с автозаводом из столицы в Миасс эвакуировали цеха Московского завода «Динамо». 15 января 1942 года динамовцы выпустили первую продукцию для фронта, положив начало новому предприятию в городе — заводу «Миассэлектроаппарат».

Центральная улица города — проспект Автозаводцев (первоначально носил имя Сталина). С проспекта начинался современный Миасс. В 40-е годы от проходной завода была проложена узкоколейка до станции Миасс, по которой возили стройматериалы для домов и одновременно укладывали булыжную мостовую. На строительстве работали пленные немцы. Проспект построен в послевоенные годы и имеет выразительную архитектуру: дома небольшой этажности с лепными украшениями. Проспект активно застраивался в 60-е годы. В 80-е годы увеличился поток транспорта, были пущены троллейбусы, на проспекте было вырублено много деревьев. В годы хрущёвской оттепели парткомитет автозавода созывает партийно-профсоюзный актив, на котором было принято решение переименовать Миасский завод имени И. Сталина в Уральский автомобильный завод — «УралАЗ», а проспект имени И. Сталина — в проспект Автозаводцев.

Выше дороги у подножия Ильменского хребта постепенно формируется посёлок Строителей. Добровольцы с юга России (отсюда неместные названия улиц — Керченская, Донская, Азовская, Севастопольская) приехали строить новые районы города, в том числе Машгородок — самый молодой район Миасса.

История Машгородка началась в 1955 году, когда правительством принимается решение о переводе конструкторского бюро в Миасс из Златоуста и создании мощной экспериментальной базы ракетостроения. С перебазированием на новую площадку КБ стало по месту расположения называться миасским. Строжайший режим секретности не допускал ссылок на название города — Миасс, Машгородок, так называли место базирования предприятия.

Сложнейшие инженерные задачи требовали высочайшей квалификации, в Машгородок съезжались специалисты высокого уровня со всей страны. Для благоустройства их быта строились жилые здания, магазины, школы, детские сады. Каждый раз со сдачей ракет на вооружение Виктор Петрович Макеев, генеральный конструктор КБ машиностроения (ныне ГРЦ им. В. П. Макеева) добивался финансирования крупных объектов социального назначения. Так, постепенно, в Машгородке были построены поликлиника с больницей, кинотеатр «Восток», гостиница «Нептун» с рестораном, дворец культуры «Прометей», дворец спорта «Заря» с плавательным бассейном, детский дворец культуры «Юность», стадион и другие.

Внимание приезжих неизменно привлекали ухоженные дороги и тротуары, аллеи и скверы, клумбы с цветами, оригинальные и выполненные на высоком эстетическом уровне элементы отделки гостиницы, плавательного бассейна, оформление кафе и магазинов. Сегодня жители Машгородка, приезжие любуются серебристыми елями и аллеями лип, которые придают городку неповторимый облик. Машгородок рос как новый район Миасса. Он существенно расширил границы города и обновил облик. За строительство машгородка с сохранением природного ландшафта группа архитекторов получила Государственную премию.

В 1970—1980 годах был сооружён завод крупнопанельного домостроения. У подножья Ильменского хребта появился белокаменный корпус центральной городской больницы, поликлиника и акушерско-гинекологический корпус. В 1973 году приняла первых гостей города гостиница «Нептун». В Ильменском государственном заповеднике имени В. И. Ленина построен целый комплекс просторных, светлых зданий, где разместились знаменитый минералогический музей, научные лаборатории. В 1976 году вошли в строй поликлиника в поселе Динамо, торговый центр в северной части города и многие другие объекты. 6 ноября 1981 года был открыт новый железнодорожный вокзал, рассчитанный на одновременное пребывание до 800 пассажиров. В этом же здании разместился новый автовокзал. Одновременно была изменена маршрутная сеть городских автобусов, которые вместо старой станции пошли к новому вокзалу. Двумя годами позже началась прокладка троллейбусной линии, связавшей северную и центральную части города.

Современность

В настоящее время город занимает территорию в 111,9 км², общая протяжённость дорог — 454 км. Площадь жилого фонда — 3 488 тыс. м². В городе работают 43 школы, 68 детских дошкольных учреждений. В городе действуют 6 профтехучилищ, 6 техникумов, открыто 3 филиала вузов, 2 музея, 3 дворца культуры, 11 домов культуры и клубов, 38 библиотек.

В Миасском городском округе развивается курортно-санаторная и туристическая зона (курорты на озере Тургояк, горнолыжные трассы, туры по вершинам Южного Урала на снегоходах), дикий самостоятельный туризм. Ежегодно, в середине июня, на берегу озера Ильмень, проводится Ильменский фестиваль авторской песни.

В радиусе 30 км находятся такие города, как Чебаркуль, Златоуст, Карабаш, а также множество посёлков и деревень. Совокупная численность жителей, проживающих в 30-ти минутной транспортной доступности, составляет порядка 500 тыс. человек.

Миасский городской округ

Руководители города

  • 1966—1970 — Богачёв Николай Васильевич, председатель горисполкома.
  • 1970—1980 — Ефимов Анатолий Петрович, председатель горисполкома.
  • 1980—1990 — Кадочников Пётр Иванович, председатель горисполкома.
  • 1990—1993 — Григориади, Владимир Стиллианович, глава администрации города.
  • 1993—1995 — Вертипрахов, Валентин Михайлович, глава администрации города.
  • 1995—1996 — Войнов, Игорь Вячеславович, глава администрации города.
  • 1996—2000 — Жмаев, Михаил Юрьевич, глава муниципального образования город Миасс.
  • 2000—2004 — Григориади, Владимир Стиллианович, глава муниципального образования город Миасс.
  • 2004—2005 — Серко, Ирина Аркадьевна, и. о. главы муниципального образования город Миасс.
  • 2005—2010 — Бирюков, Иван Александрович, глава Миасского городского округа.
  • 2010—2015 — Войнов, Игорь Вячеславович, глава Миасского городского округа.
  • с 2015 — Васьков, Геннадий Анатольевич, глава Миасского городского округа.

Политическая жизнь

В период 1980—1990 годов председателем горисполкома был Пётр Иванович Кадочников. Объявление руководителем города в период с марта 1990 года по ноябрь 1993 года главы администрации В. С. Григориади является неточным. Существовало конституционное разделение властей, которое выражалось в том, что представительным органом местного самоуправление был Миасский городской Совет народных депутатов, который возглавляли в период с марта 1990 года по июнь 1991 года Юрий Васильевич Ярошенко, а с июня 1991 года по ноябрь 1993 года — Михаил Юрьевич Жмаев. М. Ю. Жмаев никогда не был главой администрации города Миасса. Он был первым избранным главой муниципального образования город Миасс, который председательствовал в городском совете депутатов и возглавлял всю систему органов местного самоуправления. В таком статусе кроме М. Ю. Жмаева никто не был.

Предприятия

Объём отгруженных товаров собственного производства, в обрабатывающих производствах (2007 года) составил 31,2 млрд руб[источник не указан 1176 дней].

  • ОАО «Автомобильный завод „Урал“» (УралАЗ), с 1941 — производство грузовых автомобилей и вахтовых автобусов марки «Урал».
  • ОАО Государственный ракетный центр им. ак. В. П. Макеева (ГРЦ), с 1947 — разработка ракетно-космической техники.
  • ОАО «НПО электромеханики», с 1958 г. — производство датчиков, систем контроля, инерциальных навигационных систем.
  • ОАО «Миасский машиностроительный завод» (ММЗ), с 1959 — производство компонентов ракетных систем, кондитерского оборудования, нефтехимического и светодиодного оборудования.
  • Миасский районный узел связи челябинского филиала макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком», с 2011 года после присоединения ОАО «Уралсвязьинформ» к ОАО «Ростелеком».

Культура и развлечения

Музеи

  • Миасский краеведческий музей.
  • Музей Ильменского государственного минералогического заповедника.
  • Музей истории народного образования г. Миасса.

Дома культуры и организации досуга

  • Дворец культуры «Прометей».
  • Дом детского творчества «Юность» ( ранее «Остров»).
  • Дворец культуры автомобилестроителей.
  • Дворец культуры «Динамо».
  • Центр досуга «Строитель».
  • Городской дом культуры.
  • Дом культуры «Бригантина».
  • Дом культуры «Горняк».
  • Городской парк.

Клубы

  • Клуб авторской песни «Семь вечеров».
  • Ночной клуб развлекательного комплекса «Звёздный».
  • Клуб VanГоГ.
  • Клуб «Сетка».
  • Клуб «Викинг».
  • Клуб «Контакт».
  • Кафе "Кальвадос".

Развлекательные комплексы

  • Развлекательный комплекс «Звёздный».
  • Торгово-развлекательный комплекс «Слон».
  • Торговый центр «7Я парк».

Кинотеатры

  • Кинотеатр «Гавайи» (расположен в торгово-развлекательном комплексе «Слон»).
  • Кинотеатр "Прометей".

Библиотеки

В городе действует 26 библиотек, включая 7 детских.

Достопримечательности

29 мая 2010 года в Машгородке состоялось открытие парка гигантских фигур с занесением в книгу рекордов Гиннесса и книгу рекордов России. Для парка изготовлено 5 фигур канцелярских товаров, которые заявляются как самые большие в мире.

Естественно-научный музей Ильменского государственного заповедника Уральского отделения РАН относится к пяти самым крупным геолого-минералогическим музеям страны. В музее шесть залов общей площадью 2050 метров. В них представлено около 9 тыс. экспонатов.

Достопримечательности

Фото (23)

место рыбакаХрам в честь иконы Божей Матери Всех Скорбящих Радосте: RU Челябинская г.МиассХрам: Челябинская обл г.МиассLightningЮжный Урал. Город Миасс. www.turgoyak.comЮжный Урал. Город Миасс. www.turgoyak.comЦерковь(Район Комарово)ЦерковьЮжный Урал. Город Миасс. www.turgoyak.comЮжный Урал. Город Миасс. www.turgoyak.comхрамЦерквушка в МиассеРека МиассХрам Богоявления Господня в МиассеХрам Богоявления Господня в МиассеХрам Богоявления Господня в МиассеМиассЦерковная звонница"Trud" stadium - Стадион "Труд"Near the "Na ribalku" store - Рядом с магазином "На рыбалку".Стадион "Труд"Храм в честь иконы Божей Матери Всех Скорбящих РадостеХрам Богоявления Господня в Миассе

Экскурсии

История русского купечества
История и архитектура
Понять, кто такие купцы, как они появились и чем занимались на экскурсии по купеческому Миассу
Цена: 1920 руб. за человека
Продолжительность: 2 часа
Моя экскурсия по купеческому Миассу — это возможность разобраться в формировании, жизни и влиянии одного из важнейших сословий России XVIII — начала ХХ вв. Кто такие купцы, какие люди ими становились и чем они занимались вы узнаете на прогулке по главной улице старого города. Я объясню основы и принципы этого класса, расскажу об их культурном и образовательном уровне, об участии в общественной жизни и благотворительности. Вы увидите здания, некогда принадлежащие местным купцам, и поймете, как они жили.
Подробнее...
Наталья
Гид
Наталья

Отзывы

tourist
31.10.2014 Александр
Милый, уютный город. Особенно понравился район Машгородок
tourist
06.07.2013 Anton
видели косуль прям в городе. заповедные места )
tourist
06.07.2013 Anton
3G появился только ближе к УралАЗ. в старом городе похоже преобладает ёжик
tourist
29.06.2013 Юля
Город пешеходных переходов!
tourist
24.06.2013 Helena
Летом едьте на Тургояк, зимой в Солнечную долину. Тихий, курортный, родной!
tourist
02.06.2013 Nataliya
Родной городок! Здесь отлличная природа, шикарные горы и чистейшее озеро Тургояк.
tourist
24.02.2013 Михаил
Город в золотой долине. Население 160 тыс.чел. Машиностроение (автомобильное и точное)ф
tourist
22.02.2013 Михаил
Город в золотой долине
tourist
10.02.2013 Alexander
От города ожидал большего. Развит плохо. Из 3 клуба, 3 сауны и ТРЦ "слон". Были в клубе "ван гог"- хорошее заведение, алкоголь, фэс контроль. Но если туда ехать то только в субботу.
tourist
03.01.2013 Julia
Город моего детства.Люблю всей душой!
tourist
03.01.2013 ?Katrin
Симпатичный городок
tourist
15.11.2011 Julia
Хорошее радио Record 103.2
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia