XIII в

Погода в Кельне сейчас

0 °C
Ветер: юго-восточный, 9 м/с
Влажность: 92 %
Давление: 737 мм рт.ст.
Средние температуры
днемночью
Декабрь+11 °C+2 °C
Январь+8 °C+1 °C
Февраль+9 °C+1 °C
Март+16 °C+3 °C
Апрель+20 °C+8 °C
Май+21 °C+11 °C
Booking.com

Кёльнский собор

Описание

Кёльнский собор
Фото с wikipedia.org, автор Roland Unger [CC BY-SA 3.0]

Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) — римско-католический готический собор в Кёльне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия.

Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось в два приёма — в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира.

История

Церкви-предшественницы

Место, на котором сегодня находится собор, являлось, по всей видимости, ещё в римский период истории Кёльна религиозным центром проживавших здесь христиан. Здесь, в северной части города, в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей и монастырских церквей «священного Кёльна».

Остатки этих церквей можно осмотреть в нижней части сегодняшнего собора в месте проведения раскопок, которыми охвачена территория более чем в 4000 квадратных метров. От самых древних из них сохранилось совсем немного. Обнаружены фрагменты полов и участки стен, которые хоть и подтверждают факт существования этих церквей, тем не менее, не позволяют реконструировать их форму. Около 500 г. н. э. над старым, простеньким бассейном был сооружён восьмиугольный баптистерий со сторонами изогнутой формы, на которых был закреплён балдахин. Баптистерий находился внутри крестообразного строения, внутренние стены которого были украшены мозаикой. Около 540 г. здесь были похоронены женщина и восьмилетний мальчик. Дорогие предметы, обнаруженные в могиле, позволяют предположить, что умершие были членами семьи короля Теодеберта из династии Меровингов.

Уже спустя несколько лет на этом месте развернулось строительство новой, более крупной церкви. Перед её алтарём находилась выложенная из камня кафедра в форме замочной скважины диаметром более 5,70 м. В восточном Средиземноморье такие сооружения использовались не только для чтения проповедей, но и для проведения торжественных церемоний, например, коронаций и посвящений в сан. В конце VIII века к церкви в её западной части были пристроены ещё одни хоры, обнесённые кольцеобразным атрием. Аналогичные архитектурные черты имеет возникшая примерно в 800 г. так называемая Монастырская площадь в Санкт-Галлене — монастырский комплекс периода раннего Средневековья. Предположительно в середине IX века эта церковь настолько пострадала от пожара, что на её месте была возведена новая. Освящённый 27 сентября 870 г. Старый собор был одним из крупнейших церковных сооружений и стал впоследствии резиденцией кёльнских архиепископов. Его средний неф достигал 12 м в ширину. К нему примыкали боковые нефы шириной около 6 м. Аркады, соединявшие между собой все три нефа, покоились на мощных прямоугольных пилястрах. На восточной и западной сторонах к нефам примыкали низкие поперечные пристройки, в восточной части которых находились небольшие боковые хоры. Эти хоры завершались полукруглыми приделами. Восточные хоры были посвящены Деве Марии, а западные — Св. Петру. По бокам последних располагались две круглые башни. Перед ними находился большой внутренний двор, окружённый богослужебными пристройками. На середине двора стоял колодец, стены которого до сих пор сохранились в подземном гараже перед собором. Во время раскопок удалось обнаружить и порог западного входа в северную поперечную пристройку. Его поверхность сильно обносилась под ногами многих тысяч верующих, побывавших в соборе за истёкшие столетия. Эта каролингская церковь была богато украшена и расписана, её пол был покрыт тонкими пластинами мрамора. В X в. к зданию были пристроены ещё два боковых нефа, в результате чего их число увеличилось до пяти. По приказу архиепископа Гериберта (999—1021 гг.) в восточной части поперечной пристройки была возведена двухэтажная часовня. Останки её стен по сей день стоят во дворе собора. Сведения о форме и размерах Старого собора известны нам не только благодаря проведённым раскопкам, но и по рисункам из дошедшей до нас рукописи 1025 года — т. н. «Кодекса Гиллиниуса».

Кёльнский собор в XIII—XVIII вв.

В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.

Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней — реликварий трёх царей, шедевр мозанского искусства. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.

Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции. Для того чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры. А для того, чтобы стены были в состоянии выдержать огромный вес высоких сводов, была применена система внешних пилястр и арок — т. н. арочно-контрфорсная система. При этом арки имели не полукруглую форму, а были заострены в середине, что позволяло равномерно перекрыть ими всю поверхность здания и подчеркнуть устремлённость всей конструкции ввысь к небу. Эта гигантская архитектурная конструкция должна была вызывать у людей благоговение перед Царствием небесным.

Строительство собора началось с его восточной части. Спустя примерно 70 лет сооружение и отделка хоров были завершены. Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора баумайстера Герхарда фон Риле. Вокруг внутренних хоров, в которых расположен главный алтарь из чёрного мрамора, проходит галерея с примыкающим к ней венцом часовен. Пилястры состоят из множества круглых стоек, так как подвязей, а своды подпираются изящными невюрами. Внутреннее пространство украшено капителями с позолоченными натуралистическими листьями. Большие оконные проёмы отделаны орнаментом по камню, который именуется «ажурным». Таким же орнаментом, состоящим из колец и полуколец, украшены и все внутренние архитектурные украшения по сравнению с противоположной северной стороной.

Над кругом хоровых часовен, создающим впечатление цоколя, возвышаются отдельные контрфорсы, переходящие вверху в арочный свод с множеством вершин. Между ними хорошо просматриваются окна главных хоров с изящным ажурным орнаментом и богато украшенными фронтонами. Крутые подсводные стены переходят в коньки с позолоченными концами и увенчаны на восточной стороне золотым крестом, возвышающимся на этом месте над городом и Рейном уже более 700 лет.

Только после завершения строительства хоров и их внутренней отделки и сооружения стены на северной стороне была снесена простоявшая до тех пор западная часть каролингского собора, использовавшаяся для богослужений. В XIV в. были возведены южные нефы собора и второй этаж Южной башни. Зал её первого этажа значительно отличается от прочих частей здания подчёркнутой утончённостью своих архитектурных элементов. В XV в. было завершено строительство третьего этажа Южной башни, на которой были установлены отлитые в 1448/49 г. колокола «Претитоза» и «Специоза». Только после этого началось возведение северных боковых нефов собора. В начале XVI в. весь комплекс работ по сооружению среднего нефа был завершён установкой кровли собора в северной части на высоте боковых нефов. На этом заканчивается средневековый период в истории строительства собора.

Кёльнский собор в XIX в.

В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершённым стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы над южной башней были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью остановлена. Однако после того, как революционные французские войска изгнали из собора духовенство, превратив его в фуражный склад, в народе с новой силой возникло стремление довести его строительство до конца. Расходы на строительные работы, возобновлённые в 1842 г., поделили между собой прусский король Фридрих Вильгельм IV и основанное жителями Кёльна Центральное общество по строительству собора, которое и по сей день финансирует основную часть затрат на ремонт и реставрацию собора. После тщательных подготовительных работ, проведённых архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. К 1862 году уже удалось установить стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество по случаю завершения строительства. 15 октября 1880 года, когда на вершине Южной башни был уложен последний камень, сооружение собора, продлившееся в общей сложности 632 года, было полностью завершено.

Обе башни достраивались по средневековым чертежам, составленным в период возведения собора около 1300 г. Завершение строительства фасадов поперечных пристроек, оригинальные чертежи которых не сохранились, осуществлялось по проекту известного немецкого мастера церковной архитектуры Эрнста Фридриха Цвирнера (1802—1861 гг.). Во всех деталях он старался как можно точнее придерживаться идей средневековых зодчих, поэтому сегодня собор имеет столь совершенный внешний вид. В то же время в ходе достройки использовалась самая современная строительная технология. Примером тому служит стропильная форма крыши, которая является одной из первых в истории крупногабаритных конструкций из чугунного литья.

Для украшения фасада, башен и порталов были изготовлены сотни скульптур, а для остекления окон потребовались многие квадратные метры витражей. Кроме того для порталов были отлиты огромные бронзовые ворота. Расширилось и внутреннее убранство собора. Высочайшее качество всех работ, осуществлённых в XIX в., превратило собор в один из величайших шедевров неоготики.

Однако и после этого торжества строительство продолжалось: вставляли стёкла в окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а повреждённые места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года начались работы по устранению повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.

Примечателен тот факт, что Кёльнский собор находится в непосредственной близости от главного вокзала Кёльна. Для того, чтобы зайти в собор, от дверей вокзала необходимо пройти не более 50 метров.

Захоронения в соборе

Не все кёльнские архиепископы были похоронены в соборе, как и не все нагробные плиты были перенесены из Старого собора в новый готический. К числу перенесённых относятся останки архиепископа Геро (969—976 гг.). Саркофаг с гробом архиепископа был установлен в часовне св. Стефана. Его надгробная плита, перенесённая из первоначальной могилы, покрыта инкрустацией из белого мрамора, а также красного и зелёного порфира. Сооружение саркофага датируется 1265 г. К этому же типу погребений святых без лежащей фигуры на надгробной плите относится и могила умершей примерно в 1085 г. св. Ирмгардии в часовне св. Агнес. Все саркофаги сориентированы на соответствующие алтари клиросных часовен, находящихся на востоке.

На северной стене Крестовой часовни сегодня установлена лежащая фигура архиепископа Энгельберта I (1216—1225). Она не является могильной скульптурой, поскольку останки архиепископа, до 1633 г. хранившейся в саркофаге, напоминающем могилу архиепископа Геро, были помещены в реликвенный ларь. Для того чтобы увековечить в соборе память об этом возведенном в ранг святых архиепископе, здесь, за главным алтарём была установлена эта скульптура, созданная в 1665 г. Герибертом Нейсом. На своё сегодняшнее место она была перенесена лишь в XIX в. В отличие от присущего средним векам строгого исполнения нагробных скульптур эта фигура изображает лежащего архиепископа в церковном одеянии, непринужденно облокотившегося на руку. Кроме того эта барочная скульптура отличается высоким реализмом, равно как и материалом — она сделана из слегка крапчатого светлого мрамора. Рядом с архиепископом в позе, символизирующей готовность оказать помощь, изображён ангел. Создаётся впечатление, что исполненный любви к жизни умерший ожидает своего воскресения.

Архиепископ Конрад Хохштаденский (1238—1261), заложивший в 1248 г. фундамент готического собора, был захоронен в только что возведенной в то время Осевой часовне. А когда было решено установить в ней ларь с мощами трёх волхвов, саркофаг был перенесён в часовню св. Иоанна. На возведенном в 1845 г. саркофаге покоится лежащая фигура архиепископа — одна из великолепнейших бронзовых скульптур немецких мастеров XIII в. Архиепископ, скончавшийся в возрасте 63 лет, пожелал изобразить себя молодым и красивым мужчиной. Точность передачи деталей фигуры и высокое мастерство бронзового литья позволяют отнести эту могильную плиту к числу выдающихся произведений искусства.

Необычной формой отличается саркофаг архиепископа Филиппа Гейнсбергского (1167—1191). Его лежащая фигура, высеченная из известняка и покрытая в прежние времена слоем краски, окружена венцом из стен, ворот и зубцов. В своё время архиепископ работал вместе с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены. Именно поэтому около 1330 г., то есть примерно через 140 лет после смерти, для него было сооружено столь дорогое надгробие.

Среди прочих надгробий выделяется саркофаг архиепископа Фридриха Саарверденского (1370—1414) с крупной лежащей фигурой высотой 2,20 м, который находится в часовне Богоматери неподалёку от алтаря. Между готическим арками основания сидят 23 фигуры — участники изображенной сцены. Можно предположить, что этот саркофаг был сооружён непосредственно после кончины архиепископа. Недалеко от него стоит саркофаг скончавшегося в 1371 г. графа Готфрида Арнсбергского, изображённого в виде рыцаря в доспехах. По преданию, решетка, возвышающаяся над саркофагом, была установлена для защиты могилы от возмущенных родственников графа, которые пытались разрушить надгробие, раздосадованные тем, что Готфрид завещал свои угодья не им, а монастырю кёльнского архиепископа. По сегодняшний день в собор ежегодно является делегация города Арнсберга для возложения венка на могилу графа.

Реликвии и сокровища

Старая ризница, сегодняшняя часовня Святого причастия, была освящена в 1277 г. Альбертом Магнусом. Она находилась в северной части собора и была дополнена ещё одним помещением, в котором в XIII веке хранились сокровища собора. Для того, чтобы поднять эти помещения, расположенные во рву за пределами городской стены римского времени, до уровня пола собора, было сооружено основание, стены которого состояли отчасти из фундамента собора и отчасти из шести остатков римской оборонительной стены. На высоте 10 м оно было перекрыто крестовым сводом из шести пролётов, сгруппированных вокруг двух колонн. Сегодня в этом импозантном средневековом помещении, разделенном в XVI в. междуэтажным перекрытием, находится сокровищница собора.

В шестигранном здании, стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий. Эта «палата святынь» отделана, как ларец, бронзовыми пластинами. Между ней и собором находятся входы в сокровищницу и киоск собора. Лестница, расположенная за пределами готического фундамента, ведёт в подземные помещения собора.

Палата святынь перекрыта на верхнем этаже стеклянным потолком, через который открывается вид на собор. В центре помещения стоит ларь св. Энгельберта, в который в 1663 г. были помещены мощи умершего в 1225 г. архиепископа. К числу наиболее ценных реликвий собора относятся посох св. Петра с набалдашником IV в., дароносица св. Петра и ларь с мощами трёх волхвов.

Основные сокровища собора выставлены в витринах со специальной подсветкой в сводчатых помещениях подвального этажа. К первым экспонатам относятся епископский жезл и меч — символы правления кёльнских архиепископов. Остальные драгоценности относятся к средневековой истории, а также XVIII и XIX вв. Среди наиболее интересных экспонатов этого этажа — готический церемониальный крест и готические дароносицы, эпитафия Якова Кройского, повреждённая похитителями в вновь восстановленная парадная дароносица. На этом же этаже расположено помещение с оригинальным деревянным корпусом ларя с мощами трёх волхвов и библиотека с собранием наиболее ценных рукописей.

Этажом ниже находятся лапидарий и коллекция парчовой церковной одежды. На правой стороне эти помещения примыкают к римской оборонительной стене. В левом углу она обрывается. Здесь под тупым углом к ней примыкает фундамент готического собора. В нишах под арками установлены две витрины с находками из франконских могил, обнаруженных под фундаментом собора в ходе раскопок 1959 г. В этих могилах примерно в 540 г. были захоронены женщина и мальчик из династии Меровингов. В том же помещении выставлены некоторые оригинальные скульптуры, украшавшие в Средние века портал св. Петра. В коллекции парчовой одежды наиболее впечатляющими являются выставленные фрагменты т. н. «Capella Clementina» — богато украшенных риз, изготовленных по приказу архиепископа Клеменса Августа для праздничных богослужений. В одной из них в 1742 г. он проводил коронование своего брата, короля Карла VII во Франкфурте. Особого внимания заслуживают также витрины с серебряными кубками и небольшая витрина с экспонатами XX века.

Ларь трёх волхвов

В 1164 г. император из династии Гогенштауфенов Фридрих Барбаросса принес в дар кёльнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трёх волхвов, привезённые им в Кёльн из Милана. С тех пор в город стекались паломники со всей Европы для поклонения реликвиям волхвов. Паломничество к мощам волхвов играло существенную роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кёльна. Короны трёх волхвов по сей день украшают городской герб.

В период с 1190 по 1220 гг. Николаус Вердунский, один из искуснейших ювелиров своего времени, создал в своей мастерской золотой ларь для хранения высоко почитаемых реликвий. Уже одна его форма свидетельствует о том, что в одном ларе объединены три, причем третий ларь покоится на коньке первых двух. Ларь трёх волхвов имеет следующие размеры: высота — 1,53 м, ширина — 1,10 м, длина — 2,20 м. Деревянный корпус ларя обит позолоченными медными и серебряными пластинами. Фигуры выполнены методом чеканки. Только передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота. Фризы украшены множеством позолоченных эмалевых пластинок. В отделке особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромки и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении самой большой ценности собора — ларя с мощами трёх волхвов — использовались, конечно, только самые драгоценные материалы. Однако ещё более важным аспектом, чем ценность материалов, был теологический смысл работы. На продольных сторонах ларя изображены сидящие ветхозаветные короли и пророки, а в его верхней части — апостолы. Тем самым показано, что Новый Завет зиждется на Ветхом Завете. Сюжетные изображения, которыми когда-то были украшены скосы крыши, к сожалению, не сохранились. Внизу на задней стороне ларя изображены сцены бичевания и распятия Христа, а вверху в окружении святых великомучеников Феликса и Набора представлен благословенный Христос с тремя христианскими добродетелями — верой, надеждой и любовью.

На середине передней стороны ларя изображена сидящая Мария с Христом-младенцем, к которой слева приближаются три поклоняющихся волхва. К ним присоединился четвёртый волхв — германский король Отто IV, пожертвовавший собору эту переднюю сторону ларя и причисливший себя этим изображением к традиционным первым христианским королям. Справа от Марии изображено крещение Иисуса в реке Иордан, а немного выше Христос появляется в образе всевышнего судьи в день Страшного Суда. Очевидно, что сюжеты на ларе не являются циклом сцен из жизни трёх волхвов, а посвящены жизненному пути Христа-Спасителя.

Трапециевидная передняя сторона ларя — съемная. 6 января, в день чествования трёх волхвов, она снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся в ларе за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами. Трапециевидная стенка украшена наиболее искусно обработанными камнями — бардовой геммой с изображением бога Марса и камеей, изображающей коронование кайзера Августа. Обе сцены трактовались в Средневековье как выдающиеся события в истории христианства.

В истекшие века ларь удалось уберечь от крупных повреждений. По сегодняшний день он считается главной ценностью собора и занимает в нём центральное место.

Миланская мадонна

Миланская мадонна

Помимо реликвий трёх волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана в Кёльн и резное изображение Мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение Богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской Мадонны». Раньше эта статуя стояла над алтарём в часовне Богоматери. Над ней располагался искусно отчеканенный и богато раскрашенный балдахин, фрагменты которого хранятся в сокровищнице собора. В XIX в. статуя Марии покинула своё первоначальное место и была установлена на новом, возведенном специально для этого пьедестале. Этим же временем датируются скипетр и корона статуи.

Миланская Мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Её создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Её фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX в., её оригинальная окраска также была разноцветной. Как и фигуры на капителях хоров, скульптура Мадонны была расписана узорами по образцу модного в Средние века итальянского шёлка. Однако даже после того как на смену Миланской Мадонны пришла новая скульптура с явно выраженной декоративностью, эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.

Крест Геро

Распятие Геро

Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969—976 гг.), доверенным и посланником императора Оттона I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращении из поездки в Византию. В то время подобные большие кресты с изображением распятия ещё не были известны в Европе.

Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростёрто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей. Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которая, как верят христиане, принесёт избавление человеческому роду. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которого находится на прилегающей к алтарю стене.

Цифры и факты

Общая длина (снаружи) 144,58 м
Общая ширина (снаружи) 86,25 м
Ширина фасада поперечного нефа 39,95 м
Внутренняя ширина продольного нефа 45,19 м
Ширина западного фасада 61,54 м
Высота северной башни 157,18 м
Высота южной башни 157,14 м
Ступеней до шпиля 509 (97,25 м = 152,5 м над уровнем моря)
Колоколов 11 (8 колоколов в южной башне, 3 — в центральной башне (на коньке крыши)), самый большой колокол — «Decke Pitter»
Высота фасада поперечного нефа 69,95 м
Высота центральной башни (на коньке крыши) 109,00 м
Высота конька крыши 61,10 м
Внутренняя высота среднего нефа 43,35 м
Внутренняя высота боковых нефов 19,83 м
Площадь собора, приблизительно 7 914 м²
Площадь окон, приблизительно 10 000 м²
Площадь крыши, приблизительно 12 000 м²
Объём собора без учёта контрфорсов и аркбутанов 407  000 м³
Наибольшая площадь западного фасада 7 000 м²
Масса использованного камня, приблизительно 300 000 т
Ежегодно тратится на содержание 10 млн. €
Адрес Domkloster 4, 50667 Köln

Письменное упоминание о закладке собора

В Кёльнской королевской хронике приводятся сведения о закладке нового собора в 1248 году:

Архиепископ Конрад созвал церковных прелатов, дворян земли и своих министериалов и, в то время как огромная толпа народа внимала увещеваниям проповедников после завершения праздничной мессы в день Вознесения блаженной Девы Марии, он заложил первый камень, а затем, на основании полномочий господина Папы и своих собственных, а также властью легата и всех викарных епископов кёльнской церкви объявил верующим неслыханное до сих пор отпущение грехов тем, кто внесёт или пришлёт свой вклад в строительство церкви. Именно с этого времени с большими затратами начинается возведение новой церкви Св. Петра, — Кёльнского собора, невероятной высоты и длины.

Легенды Кёльнского собора

  • Архитектор собора Герхард, будучи не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
  • Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать. По другой версии, дьявол поклялся, что когда собор будет достроен, конец придёт не всему миру, а только Кёльну.
  • Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир.

Фото (25)

Cathedral Köln Dom frontalKolonia - Köln  - katedra  - Hohe Domkirche St. Peter und Maria   - kpCathedral of CologneCologne Cathedral ~ (Köln, Germany) Kölner Dom zur WMKöln: Kölner DomKöln, Dom, ein Tag vor meinem Geburtstag auf dem Weg zur Arbeit mit skates und das vorvorvorletzte Photo in dieser Serie! Es verbleiben noch drei Exponate ;-)Cologne CathedralKoln (Cologne).   photoalb.usKölner Dom (P1160252 Kopie)DE - Köln / Cologne - Dom vom Roncalliplatz gesehenAlemania, Colonia, Catedral, 1968Köln, DeutschlandKölner Dom mit WeihnachtsmarktCologne Cathedral (Kölner Dom) Köln/Deutschland TR-59Cathedral of Cologne (Köln) - GermanyDOM Cathedral -Köln ( by uO © )Dom with...........(comm)Koln DomThe snow comes to Cologne...Cologne, GermanyWindow outsideDom SüdturmCatedral de Colonia de noche - Köln Cathedral at night (dedicada a Esther_mallorca)Dom Statue

Экскурсии

Кёльнский собор и исторический центр
Обзорные
Цена: 125 EUR за экскурсию
Продолжительность: 2 часа
Кёльн – это древний город, основанный еще римлянами. Знаменит своим собором – одним из красивейших и самых высоких в мире, а также тем, что именно здесь был изобретен одеколон (в переводе с французского «Кёльнская...
Подробнее...
Марина
Гид
Марина

Панорама

Инфо

Часы работы:
Все дни в 06:00-21:00

Отзывы

21.11.2017 Laon
Место невероятной красоты поражает воображение. Собор будто бы парит в воздухе. Каменные кружева собора невероятно легки и воздушны. Главная святыня Германии- мощи трёх волхвов хранятся в золотых искустно сделанных раках в алтаре. Существует также подземный маленький храм четвертого века, спуститься в который можно из центральной части храма.
 Отлично
13.11.2017 Suchindra
Великолепный католический кафедральный собор, построенный в средние века и до сих пор ремонтируется. Готическая архитектура-это совершенно потрясающий! Собор возвышался несмотря на то, что засыпали несколько раз во время Второй Мировой Войны. Истинная достопримечательность Кельна. Должны посетить!
 Отлично
10.11.2017 Elisaveta
Совершенно потрясающий снаружи и внутри. Мой любимый собор до сих пор. Не включить его в фотографию.
 Отлично
26.10.2017 Gopal
Фантастическое место. Всякий раз, когда я нахожусь в Кельне, посетить это святое место.
Добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО культурно важных мест в 1996 году, этот собор может стать лучшим в мире. 18 августа 2005 Папа Римский Бенедикт XVI посетил кафедральный собор во время своего апостольского визита в Германию, в рамках Всемирного дня молодежи 2005 года.
Структура огромная и интерьер великолепный. Гордость человечества.
Должен посетить место, если в Германии!
 Отлично
25.10.2017 Aleksandra
Очень много народу! Но собор очень красивый!!! Рекомендую!
 Хорошо
23.10.2017 Алена
Мы с мужем и друзьями остались в восторге ❤️
30.09.2017 Lakshya
Очень красиво. Так близко к железнодорожной станции. Я ездил в начале зимы, поэтому могли наблюдать удивительный эффект игривых солнечных лучей. Цвет собора изменился с темного на светлый, как солнце светило сквозь облака. Это просто красиво. Есть недалеко рынок, не забудьте купить одеколон (духи) и ем печеньки!
 Хорошо
tourist
27.09.2017 Snezhanna
Стоит ради этого приехать в Кёльн
23.09.2017 Iris
Обновление:
Мы были рады воспользоваться возможностью, чтобы посетить кафедральный собор на наш Тур Эйфель сентября. 23го 2017.
бывший комментарий:
Я попал в то место на велосипедный тур 2010
Я был очень впечатлен.
Надо видеть место.
Рекомендуется, чтобы пойти.
 Отлично
23.09.2017 Roberto
Самая впечатляющая церковь можно увидеть с чисто архитектурной точки зрения. Вы можете подняться вверх по большой фасад церкви в мире для удивительный вид. Вы должны увидеть его в лицо, чтобы понять масштабы этой структуры. Совершенно потрясающий и надо видеть, особенно если вы поклонник готической архитектуры.
 Отлично
19.09.2017 Stephen
Башня восхождение несколько напряженным, особенно последние 100 шагов, но смотреть больше, чем составляет для него. Принесите воды!
18.09.2017 Valentine
Величественное место! Невероятно красивое произведение архитектурного искусства! Высокие потолки, колонны, яркие витражи, скульптуры, арганы, иконы, фрески и шпили.
16.09.2017 Marianna
Очень красивый и величественный собор. Рекомендую посмотреть его и спуститьс в крипту.
 Хорошо
28.08.2017 Ekaterina
Самая главная достопримечательность Кельна. Собор очень красивый,небольшой
16.08.2017 Miko-Bernard
Однозначно, самый удивительный Собор внешние структуры, которые я видел в Европе.

Я была в ужасе, сложные детали фасада. Это было так красиво снаружи. Внутри было красиво, но я не могу сказать, что это было лучшее, что я видел когда-либо. Вам нужно забронировать экскурсию, чтобы своими глазами увидеть храм трех царей, а они только с 10-5 вечера, я считаю.
 Хорошо
11.08.2017 Sara
я никогда не видел собора, как великолепна, как это всю мою жизнь! Готическая Архитектура во всей красе! ♥️?
31.07.2017 Надя
Восхитительное место!
Потрясающая архитектура! Собор производит неизгладимое впечатление. Никто не останется равнодушным рядом с этой громадиной. Интерьер тоже поражает красотой, у алтаря есть Сокровищница трех волхвов - стоит посмотреть.
Собор виден практически отовсюду. Вечером красивая подсветка. Удобное расположение. Советую обойти его со всех сторон.
 Отлично
11.07.2017 Павел
Великолепный собор! Невероятная постройка и архитектурный замысел! одно из самый высоких здание средневековой Европы. А если ещё учесть, что изначально оно было белым, то представляться весьма впечатляющее почти волшебное задние! В нижнем помещении хранятся мощи святых.
Находится напротив ж/д вокзала, фактически только выйдя из него вы окажетесь напротив собора. Туалет есть в правой части снаружи.
 Отлично
09.06.2017 Anne
Вы можете подняться на башню (Turmbesteigung)! Всего за €4 (студенты €2) 533 лестница ведет на лучший вид на город.
29.04.2017 Екатерина
Величайший готический собор, который можно сравнить разве что с собором святого Вита в Праге. Вход бесплатный, что приятно)
18.04.2017 Вадим
Грандиозное сооружение каждый сантиметр которого вызывает чувство уважения к архитекторам и строителям. Что бы изучить особенности архитектуры здания понадобится не одна неделя. Вход в само здание бесплатный. В великолепный музей церковной утвари и за подъём на одну из башен придётся потрать около 10 Евро. 6 музей, 4 подъём. Лучше начать с музея и оставить рюкзаки в камерах хранения (1 Евро). После музея можно идти на башню. Подъём очень тяжёлый. Некоторые не осиливают. Правильно оценивайте своё физическое состояние перед подъёмом.
 Отлично
14.04.2017 Luis
Кельна Архитектурные Нельзя Пропустить. Если у вас есть собственное время должно определенно Dom Best. Вид на весь Кельн и окрестности захватывает дух.
11.04.2017 Евгения
Собор красивый!Но больше в этом городе делать нечего!
28.01.2017 Svetlana
Этому месту не нужен подробный отзыв. Атмосферно, величественно, мистически, завораживающе!
24.01.2017 aa
Удивительный собор, и башню стоит подняться. Великолепный вид
15.01.2017 NikitA
Место силы. Посетить обязательно.
tourist
28.11.2016 Marc
Кельн имеет один из самых красивых рождественских рынков Германии. Фантастически красиво распределены на старый город.
15.11.2016 Philip
Просто пойти и посмотреть. Что еще Кельн предлагает... ах, да, Людвиг рядом с куполом!
05.11.2016 Виталий
Великолепное сооружение! Но первое впечатление от случайного взгляда, брошенного при выходе с вокзала, стоит укрепить посещением собора в разное время в течение далеко не одного дня, а также рассматриванием деталей и элементов...
Тем более это практически единственная историческая постройка, которая уцелела после Второй Мировой в Кельне...
 Отлично
16.10.2016 Thorsten
Туристов любимое Фото. Кто на картинке получает Dom полностью, выиграет приз ?
05.09.2016 Яна
Очень масштабно. Но снаружи больше, чем внутри.
18.08.2016 Алексей
Домский собор это самое величественное здание в Кёльне. Можно подняться наверх. На площади у собора бывают весёлые флэшмобы. Уцелело в ВОВ благодаря тому что высокое и служило ориентиром.
 Отлично
14.07.2016 Sergii
Excellent Cathedral! Грандиозно! Красиво! Впечатляюще! Обязательно подняться на смотровую площадку! Подниматься трудно, т.к. высоко, крутые ступеньки, узкая винтовая лестница.
 Отлично
13.07.2016 Alexander
Великолепный собор! Всем рекомендую подняться на башню отличный вид!
 Отлично
05.07.2016 Marc
Если в Кельне, то собор является абсолютной необходимостью. Чтобы посмотреть любое время дня при различном освещении, всегда приятно. Художников на Соборной площади всегда удивляют super Performance.
05.07.2016 Vladimir
Великолепная архитектура - можно подняться на верх башни по ступенькам и понаблюдать за городом сверху.
 Отлично
25.06.2016 Ayla
Здесь можно всегда что-то Новое и красивое найти. Независимо от того, как часто вам приходит. Надо подняться один раз и наслаждаться видом! Всегда с удовольствием стоит посетить!
14.06.2016 Lauren
Внутри вроде подведенным, но величие снаружи больше, чем составляет для него. Также попробовать и подняться на вершину колокола пожарить... но принесет вам ингалятор своим 533 крутой, извилистой лестнице.
11.04.2016 Boris
Лестница супер! Вид отличный!
23.02.2016 Turkish
Добро пожаловать в Кельн! Знаете ли вы, что Кельнский Собор является вторым по высоте сооружением в городе? Это определенно один из нужно увидеть во время вашего отдыха.
19.01.2016 Bob
Собор является очевидной привлекательности и очень впечатляет; подъем башни более 500 шагов-это вызов.
05.01.2016 Vlad
Своя атмосфера. Нравится энергетика. В будни не так много людей. А если повезёт можно послушать хоровое католическое песнопение.
16.11.2015 Cornelius
Невероятный готический собор в сердце Кёльна. Оставляет неизгладимые впечатления. Можно подняться наверх. Просто потрясающие чувства.
14.10.2015 ?Konstantin
Нереально огромный собор. Надо побывать внутри.
13.10.2015 Nikita
Очень красиво, особенно хорошо идти под закрытие, атмосфера неописуемая
22.08.2015 Flo
Кафедральный собор и Соборная площадь действительно уникален и намного намного больше, чем я думал!! Вы посмотрите на него снизу высоко мы немного кружится голова.. ха-Ха! Топ!
31.07.2015 marilia
Удивительное место и смотрит, что я не являюсь большим поклонником посетить ingrejas но это за внушительность, которая имеет вид издалека впечатляет, слишком много.
26.06.2015 Thorsten
Символ города и сердца католических христиан Кельна. Мистическое место отдыха в повседневной жизни мегаполиса эксплуатации.
19.04.2015 Sven
Здесь ни один турист не приезжает и это хорошо. Кельнский собор находится прямо напротив центрального железнодорожного вокзала. В день около 20 000 посетителей посетить собор.
03.04.2015 Lauma
Раз вы здесь, нет пути назад - "умереть Turmbesteigung" ( подъем башни) стоит, так как единственное, что отделяет вас от одной из самых красивых достопримечательностей Кельна является 534 ступенек!
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia