Аббатство Сент-Уэн в Руане
Описание

Аббатство Сент-Уэн (фр. Abbaye Saint-Ouen de Rouen) — один из основных исторических памятников французского города Руана; сохранившаяся церковь аббатства является ярким образцом завершённого готического сооружения в Нормандии. Комплекс аббатства в 1840 году был наделён статусом классифицированного национального исторического памятника.
История
Эпоха меровингов и каролингов
Аббатство Сент-Уэн было основано в 553 году во имя святого Петра, и стало одним из самых могущественных монастырей бенедиктинского ордена в Нормандии. Первым храмом, построенным на этом месте, стала базилика периода меровингов, где в конце 680-х годов похоронили руанского епископа Одона (святой Уэн), в честь которого и было названо аббатство. Прежде монастырь бенедиктинцев был посвящён «святым Апостолам». Именно это первое аббатство разорили норманны в 841 году.
Древнеримский период
Первым аббатом, о котором сохранились документальные свидетельства, был Хильдеверт (960?—1006); ему приписывается заслуга восстановления аббатства. Он убедил Рауля, графа д’Иври, вернуть аббатству земли на территории графства Э. В 1067 году Вильгельм I Завоеватель подтвердил это решение в пользу аббатства.
Начиная с 1062 года, когда Нормандия была герцогством, в аббатстве приступили к восстановлению каролингской церкви в романском стиле; её посвятили святому Петру и первые погребения в ней датируются 1095 годом. В 1090 году в суассонском аббатстве Сен-Медар были приобретены мощи различных святых (голова Сен-Ромена, рука Сен-Годара и прочие). В 1108/1112 годах герцог Нормандии и король Англии Генрих I преподнёс в дар аббатству имение на территории Эссекса; также в Эссексе находилось приорство аббатства.
Главная церковь аббатства в романском стиле была освящена 17 октября 1126 года. 26 октября сюда перенесли мощи святого Уэна и прочие реликвии аббатства. Позже завершили строительство клуатра и монастырских построек. В сентябре 1136 года аббатство сгорело, и аббат Райнфруа занялся его восстановлением.
Церковь сгорела в 1248 году. Археологические раскопки, проведённые в 1885 году, показали, что размеры романской церкви были сопоставимы с размерами готической церкви, существующей в наши дни. Помимо центрального, церковь имела боковые нефы, а длина трансепта достигала 54 метра. От романской монастырской церкви сохранилась двухуровневая апсида, называемая «tour aux Clercs».
Готическая эпоха
Работы по возведению готического здания церкви аббатства, существующего в наше время, начались в 1318 году, под руководством аббата Марка д’Аржана. Необходимость строительства была вызвана обрушением романского хора, однако строительство новой церкви замедлилось в эпоху Столетней войны.
В церковной капелле Sainte-Agnès можно увидеть надгробный камень с эпитафией, где сказано, что генеральный проектировщик Александр де Берневаль, скончавшийся 5 января 1440 года, является создателем этой церкви. Предположительно, именно он изображён на надгробии с компасом в руках.
От Ренессанса до наших дней
Строительство нефа церкви завершили только к 1537 году, а западный фасад был построен только в XIX веке.
В XVIII веке конгрегация мавристов осуществила реформу ордена бенедиктинцев. При этом в аббатстве прошла крупная кампания восстановления монастырских строений.
С 1803 года и вплоть до настоящего времени в здании прежнего монашеского дортуара XVIII века расположена мэрия Руана. Резиденцию аббата снесли в 1816 году. В здании церкви в период Французской революции находилась фабрика. Впоследствии церковь вернули католикам, но она так и не стала приходской церковью.
В настоящее время в здании церкви проводятся концерты и выставочные экспозиции.

Церковь аббатства
Западный фасад
Западный фасад церкви выполнен в стиле неоготики; его сооружение велось с 1846 по 1851 год. Проект, выполненный архитектором Анри Грегуаром, имеет много общих мотивов с Кёльнским собором. Основания башен XVI века были снесены. К той эпохе принадлежит только окно-роза.
Врата мармузетов
Вход в церковь открыт через «врата мармузетов», которые расположены в южном рукаве трансепта. Рёбра сводчатого потолка сходятся на два крупных выступающих замковых камня. Поле фронтона посвящено Деве Марии. Внутренняя часть арок, а также столб под перекладиной портала, украшены 40 скульптурными медальонами, показывающих житие святого Уэна, статуя которого помещена на портальном столбе.
Внутренняя обстановка
Длина здания церкви аббатства составляет 134 метра, а высота её сводов составляет 33 метра. Церковь имеет красивую центральную башню поздней готики, которая в отличие от Руанского собора не выполняет функцию фонарной башни. В этой башне, высота которой составляет 82 метра, расположены колокола, один из которых весом 4 тонны был расплавлен в 1701 году.

К северной стене нефа примыкает сохранившаяся в наше время галерея клуатра. Её стена декорирована красивой резной каменной паутиной.
Хор и деамбулаторий с его 11 часовнями, видимыми из сада аббатства, отличаются выдержанностью пропорций и равномерным распределением; все они выполнены в стиле зрелой готики, кроме северного фрагмента хора напротив которого расположена романская апсида, прозванная «tour aux Clercs», являющаяся остатками более ранней монастырской церкви. Проходы в хор закрыты металлическими вратами, кованными в 1740/1749 годах. Над большими арками под трифорием сохранилась стенная роспись XIV века. Главный алтарь из позолоченной латуни выполнен в 1885 году парижской мастерской Placide Poussielgue-Rusand.
Витражи церкви аббатства Сент-Уэн представляют собой однородную совокупность, единое художественное произведение, выполненное в XIV—XV веках. Все оконные проёмы церкви оснащены витражами.
Сады аббатства
Прежние сады аббатства теперь называются «садами у мэрии».
В саду возле западного входа, у «врат мармузетов», можно увидеть копию большого рунного камня из Еллинга, которую Дания подарила Руану в 1911 году, по случаю празднования 1000-летнего юбилея Нормандии.
Поблизости расположена каменная скульптура первого герцога Нормандии Роллона работы Арсена Летелье, а также бронзовый бюст бельгийского поэта Эмиля Верхарна, погибшего на железнодорожном вокзале Руана в 1916 году, работы архитектора Анри Лагрифула (1948 год).
Севернее церкви в саду устроен декоративный пруд, украшенный скульптурной композицией похищения Деяниры кентавром Нессом.
Панорама
Отзывы
Церковь Сен-Уэн-это больше, чем Руанский собор, и имеет гораздо меньше внешней отделки, поэтому обширные готические пропорции и чистота линий делают непосредственное воздействие на зрителя.
По бокам четыре башни, в 115м (375-фут.) восьмиугольный фонарь башня Церкви Сент-Уан прозвали "герцогской короны Нормандии".
Витражи, датируемые 14-16 веков, представлены наиболее эффектные черты запасные интерьера. Трубы органа 19-го века является одним из лучших во Франции.
Церковь Сэн-Уэн Abbatiale Saint-Ouen
Аббатство Сент-Уэн было основано в 553 году во имя святого Петра, и стало одним из самых могущественных монастырей бенедиктинского ордена в Нормандии. Первым храмом, построенным на этом месте, стала базилика периода меровингов, где в конце 680-х годов похоронили руанского епископа Одона (святой Уэн), в честь которого и было названо аббатство. Прежде монастырь бенедиктинцев был посвящён «святым Апостолам».
Таких витражных роз, как тут, я еще не встречала. Недостаточно слов, чтобы описать их, они божественно прекрасны!
Хочу дать совет таким же, как и я, любителям готики. Если вы собираетесь посетить все руанские шедевры (наряду с этой церковью это и Руанский собор, и Дворец юстиции, и церковь Сен-Маклу), оставьте Сент-Уэн "на десерт". После её витражей всё остальное будет уже немножко менее впечатляющим. Во всяком случае мне показалось именно так ))
Службы в церкви не проводятся, она используется для разных выставок и концертов.
Жаль только, что здание находится в некотором упадке, ремонт ему бы не помешал.
Such an awesome atmosphere there! I think it is a great place if you need to think in a calm place. Or, maybe, pray, if you are religious.
There is a stand with post cards and CD's, with prices indicated. I decided to buy one of the disks and brought it to the info board. However, the girl there explained that I don't buy the disk from her, but go to the corner where they put candles and drop the money into the donations box. In my eyes, it is cute that they trust me so that I put there as much as indicated.
Behind the temple there is a park with a fountain and benches.
The temple is open not all the time (see photo with timetable).
Замечательная церковь. Когда входишь, сразу замечаешь, как тихо и светло внутри. По контрасту с главным собором на центральной площади, в Сент-Уэн малолюдно и, можно сказать, пусто. Нет множества часовень, мебели, надгробий и т.п. Зато есть огромное пространство, красивые витражи и орган. Интересно было бы послушать, как на нем играют. Аудиогид, который я взял в туристическом центре, говорит, что выступления проводятся иногда.
Какая там классная атмосфера! Я думаю, это хорошее место если нужно подумать в тишине. Или, может, помолиться, если вы религиозны.
Там есть стойка с открытками и компакт дисками с подписанным ценами. Я решил купить один из дисков и принёс его на стойку информации. Но девушка за стойкой пояснила, что я не покупаю диск у неё, а просто иду в угол, где ставят свечки, и опускаю деньги в ящик для пожертвований. По-моему это мило, что они так доверяют, что я положу столько сколько нужно.
За храмом есть сад с фонтаном и лавочками. Храм открыт не все время (см. фото расписания).
При взгляде на церковь снаружи такая медлительность вовсе не вызывает недоумения. Скорее, недоумение вызывает то, что нечто подобное вообще могли создать люди — к тому же без помощи техники, более продвинутой, нежели лебёдка и трос.
Монастырская церковь представляет собой величественную конструкцию длиной 137 м со сводами высотой около 33 м. Центральное перекрестие галерей увенчано высокой готической башней, внешне напоминающей башню собора в Эли в Англии. Хорошо сохранились витражи нефа, которые датируются 15—16 вв. Благодаря выбору цветов и материалов витражи пропускают внутрь гораздо больше света, и интерьер церкви выглядит намного ярче, нежели обычно бывает в готических храмах"...