Средние температуры
днемночью
Декабрь+6 °C-2 °C
Январь+2 °C-5 °C
Февраль+6 °C-4 °C
Март+11 °C+1 °C
Апрель+17 °C+8 °C
Май+22 °C+14 °C

Почаевская лавра

Описание

Почаевская лавра
Фото с wikipedia.org, автор Sergiy Klymenko [CC BY-SA 3.0]


Свято-Успе́нская Поча́евская ла́вра (укр. Свято-Успенська Почаївська лавра) — православный монастырь (лавра) в Почаеве (Тернопольская область), Украина. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры.

История

Начало

Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 г.

Эпоха Иова Почаевского

В 1597 году монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодия, имения и чудотворный образ Божьей Матери.1649 на средства Домашевских Федора и Евы построен новый каменный храм монастыря.

2 августа 1675. пятидесятитысячное турецко-татарское войско под руководством хана Нурредина подступило к Почаеву. Жители соседних поселений сбежались к монастырю, который был обнесён в ту пору только грубым деревянным частоколом. Все, кто только в силе был держать оружие, как из числа монахов, так и из числа мирян, стали на защиту обители. По преданию, во время чтения акафиста перед иконой Почаевской Божьей Матери, на небе вдруг расступились тучи и над собором появилась сама Богородица в блестящем сиянии, окруженная ангелами, а рядом с ней молящийся Иов Почаевский.

Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа, он же Иов Почаевский (1550—1651).

Греко-католический период

C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был греко-католическим. В этот период были построены: главный храм Лавры — Свято-Успенский (1771—1791), трапезная, монашеские кельи. Средства на реконструкцию монастыря выделял М. В. Потоцкий, архитектор — Ян Готфрид Гофман. Общая композиция комплекса — террасная, здания расположены на склонах с постепенным повышением к главному — Успенскому собору. Главный фасад украшают две башни, по католической традиции — под углом 45° к главной оси, подчёркивают всефасадность собора — характерную черту украинских церквей. В целом композиция с одним центральным куполом на восьмерике и двумя боковыми башнями созвучна лучшим образцам казацкого барокко — соборам Троицкого монастыря в Чернигове и Мгарского монастыря возле Лубен на Полтавщине.

С 1730 года действовала Почаевская типография, издавшая 187 книг. Лавра богато украшена настенными росписями, скульптурами и орнаментами.

В лоне Русской Православной Церкви

В 1831 г., после подавления польского восстания 1830—1831 гг., монастырь указом императора Николая I и с помощью армии[источник не указан 266 дней] передают Русской Православной Церкви, большинство монахов василиан вынуждены покинуть обитель. 1833 г. обитель получила статус лавры с присвоением ей четвёртого места в числе тех, что существовали в Российской империи. В соборном храме над царскими вратами разместили чудотворную Почаевскую икону Божей Матери. 1842 г. на средства графини А. А. Орловой-Чесменской, для храма Святой Троицы была сооружена серебряная арка, в которой покоились мощи преподобного Иова Почаевского.

Почаевская Лавра во время Второй мировой войны и в послевоенные годы

В 1939 году в истории монастыря начался новый период — «советский». 1 сентября 1939 года гитлеровская Германия вторглась в Польшу (на территории которой находился монастырь), и разгромила её в течение двух недель. В середине сентября Советский Союз по Пакту Молотова — Риббентропа с Германией от 24 августа 1939 года без боев занял восточную часть Польши. Так Почаев оказался в границах Советского Союза.

По словам очевидцев — старых монахов, которые жили в Лавре, в 1939 году после прихода советских войск у обители забрали все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания и т. д. Прекратили существовать детские приюты, приходская школа; прекратилась жизнь на территории монастыря, за исключением богослужений. Всех послушников и молодых монахов выгнали из Лавры, оставили только пожилых людей. Число насельников Почаевской Лавры уменьшилось от 300 до 80 человек.

Вслед за присоединением Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР было осуществлено воссоединение западноукраинских и белорусских епархий с Русской Православной Церковью, после чего архиепископом Волынским и Луцким и вместе с тем священно-архимандритом Почаевской Лавры был назначен архиепископ (с 9 марта 1941 года — митрополит) Николай (Ярушевич). Эту каноническую связь не разорвала даже Вторая мировая война. Архиепископ Алексий (Громадский), вместе со своими викарными епископами Острожским Симоном (Ивановским) и Луцким Поликарпом (Сикорским), которые были рукоположены митрополитом Дионисием, вошли в молитвенное общение с Русской Церковью, заняв перед самой войной Волынскую и Житомирскую кафедру. Таким образом, даже во время немецкой оккупации Волыни молитвенное общение Почаева с Русской Церковью продолжалось. Владыка Алексий служил в Почаеве и вместе с другими епископами совершал здесь архиерейские хиротонии. Есть свидетельства, что владыке Алексию удалось даже организовать в Лавре Пастырские курсы.

Не остался монастырь в стороне и от раскола в Православной церкви на Украине, оккупированной немцами. 18 августа 1941 года епископы, оставшиеся верными Московской Патриархии, собрались в Почаевской Лавре и, опираясь на постановления Поместного Московского Собора 1917—1918 годов о даровании Церкви на Украине автономии, подтвержденных в 1922 году Патриархом Тихоном, провозгласили создание Украинской автономной православной церкви. 25 ноября 1941 года новый Собор епископов в Почаевской Лавре избрал митрополита Алексия (Громадского) Экзархом Украины.

Гонения на монастырь в конце 1950-х-1960-х годах

На период правления в СССР Никиты Хрущева, который активно проводил антицерковную политику, пришлись самые большие гонения на Лавру от коммунистических властей. Целью гонения было тотальное и планомерное искоренение религии и монастыри попали под «горячую руку» в первую очередь. Процесс ликвидации монастырей начался в 1958 году, когда значительно повысился налог, установленный в 1945 году, на здания и монастырские угодья. Теперь монастыри должны были платить ежегодно 4 тысячи рублей за одну сотку земли. Так, Почаевский монастырь должен был выплачивать 400 тысяч рублей за свои 10 га пахотной земли.

Вскоре, эти земельные участки, которые обеспечивали монастыри продуктами питания, были отобраны (Постановление Совета министров СССР от 16 октября 1961 года). У Лавры были конфискованы поля и сады, теплица и пасека, огород, сушилка, водокачка, состав и прочее. В 1961 году у неё отобрали так называемый «архиерейский дом», находившийся на территории Лавры, «Святые ворота» с прилегающими к ним помещениями, затем небольшой жилой корпус. В результате вообще были отобраны все здания, прилегающие к Лавре. В доме нынешней семинарии, что стоит у подъёма к Святым Воротам, власть быстро устроила «музей атеизма» так, чтобы ни один паломник не смог пройти мимо. Много ценных вещей и книг перешло в музей. Гостиницу для паломников переоборудовали в психиатрическую лечебницу. Лавре было запрещено нанимать рабочих для работ в мастерских или для сельскохозяйственных работ. Запрещено было проводить любые ремонтно-реставрационные работы. Молодых монахов в монастыре принимать запрещали, старые справиться с работой не могли, тем более не были в состоянии платить грабительские налоги. Монастырь держался за счёт народных пожертвований. Но власти нашли способ, как искоренить и народные пожертвования: упомянутым выше постановлением 1961 года запрещались все «организованные паломничества к святым местам», изымались монастырские гостиницы, запрещалось также ночевать в монастырских церквях.

И такой «мягкий» способ закрытия монастыря не сработал. Тогда власти начали прямое, жестокое давление на всех связанных с Лаврой людей: монахов, послушников, богомольцев. К монахам (несмотря на сан и возраст) монастыря милиция и КГБ применяли в данный период: жестокие физические и психологические издевательства, лишение прописки в монастыре, сфабрикованные медицинские комиссии (физически и психически здоровых монахов часто насильно забирали в психбольницы, обнаруживали у них несуществующие инфекционные заболевания, физически непригодных к службе в армии монахов, могли насильно забрать в вооруженные силы), побои и, наконец, суды, аресты, отправление в тюрьмы и лагеря. Также беспощадные издевательства применялись и к верующим лавры, богомольцам, защитникам монастыря. Жестоко карались те люди, которые помогали монастырю, или могли оказывать сопротивление незаконным действиям милиции и КГБ. Также верующим (даже паломникам) не разрешалось ночевать на территории монастыря, не разрешалось принимать верующим в свои дома на ночевку паломников.

В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными.

В 1961 году в Почаевской Лавре было 140 монахов, через несколько лет их осталось только 35. И все же монастырь выстоял, в чём сыграли роль такие выдающиеся факторы, как достаточно сильная стойкость к гонениям среди тогдашних монахов и то, что монастырь был расположен не в большом городе, а в простом городке Почаев в глубине Украины, чем не обращал на себя особого внимания.

Лавра в конце ХХ — начале ХХІ столетий

23 июля 1975 в Лавре с особенным размахом отпраздновали 300-летие освобождения обители от турок (при Збаражской войне 1675 года). Лавра принимала у себя многих иерархов, клириков, паломников, богомольцев. Всенощное бдение совершалось с чтением акафиста перед чудотворным образом Почаевскои иконы Божьей Матери. На празднование собралось много народа, огромной чередой подходили верующие для елеосвящения. За Божественной литургией после чтения Евангелия митрополит Львовский и Тернопольский Николай объявил слово Святейшего Патриарха Московского Пимена, в котором он благодарил всех за совместную молитву, поздравляя братию лавры с праздником.

В 1970—1980 годах Лавра все ещё была под давлением Советской власти и КГБ. Так известно, что ещё весной 1985 года представители высшей киевской власти распорядились останавливать все автобусы, направлявшиеся в Лавру, чтобы люди не смогли отпраздновать в ней Пасху.

В середине 1980-х годов Почаевская Лавра сблизилась с Троице-Сергиевой Лаврой. Численность почаевскои братии в это время немного увеличилось за счет иноков Сергиевой обители.

В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси в Лавре собралось много тысяч паломников, Божественную литургию служил целый сонм иерархов во главе с митрополитом Варшавским и всей Польши Василием. С тем, кроме этих торжеств, Лавре было предоставлено разрешение на прописку молодых послушников и монахов, то, в чём власть отказывала уже десятки лет. Число монастырской братии снова начало расти. Уже в те годы Почаевская Лавра становилась одной из главных святынь православного мира.

5 августа 1990 года Лавра отмечала 750-летие со дня основания. В этот день её посетил новоизбранный Патриарх Московский Алексий II, возглавивший праздничные торжества. Это было первое в истории посещение Московским Патриархом Почаевской Лавры. В это время по благословению наместника Лавры архимандрита Онуфрия (Березовского) (1988—1990) стали появляться первые печатные издания, рассказывали о жизни обители, были открыты Свято-Духовский скит, а затем и воскресная школа, монахов стали приглашать для преподавания Закона Божия в местную среднюю школу, а детский хор на богослужения в Лавре.

В 1992 году наместник Почаевской Лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал митрополита Филарета (Денисенко) в обособлении от Русской православной церкви, которое позже переросло в раскол в Украинской Православной Церкви. Епископ Иаков пропагандировал среди монахов идею создания независимой Украинской Православной Церкви, но братия Лавры негативно относилась к этому. Постепенно конфликт достиг своего апогея на праздник Вознесения 1992 года, когда Иаков самовольно стал поминать Патриарха Константинопольского и снятого с должности митрополита Киевского и всея Украины и лишенного сана Харьковским собором епископов Украинской православной церкви Московского патриархата Филарета и Президента Украины Леонида Кравчука. После литургии, во время обеда в трапезной братия потребовала у Иакова объяснить эти нововведения, ответа на что наместник не дал. Ночью братия ударила в набат, вошла в покои наместника и вместе с группой богомольцев и без насилия попросила покинуть монастырь, и с торжественным пением братии «Достойно есть» епископу Иакову пришлось оставить монастырь.

Новым наместником Лавры был избран иеромонах Феодор (Гаюн), в том же 1992 году на праздник Почаевской иконы Божьей Матери возведённый в сан епископа. Во время его наместничества Лавре были возвращены часть её бывших угодий, сады и некоторые монастырские постройки. Бывший музей атеизма превратили в Богословскую школу, превращённую позднее в Почаевскую духовную семинарию. Бывшую психиатрическую больницу начали перестраивать под гостиницу для паломников. В 1997 году владыку Феодора перевели на Каменец-Подольскую епископскую кафедру, и братия избрала своим наместником архимандрита Владимира (Мороза). Сразу же после его избрания произошло важное изменение в статусе монастыря: он стал ставропигиальный, то есть подчиненным управлению только митрополиту Киевскому Владимиру (Сабодану). С приходом нового наместника в Лавре начался новый наиболее интенсивный этап ремонтных и строительных работ: восстановление Успенского собора, реставрация колокольни, мощение двора перед Троицким собором… Также произошло восстановление гостиницы для паломников, возведение двух мельниц, устройство монастырского сада и пасеки, открытие различных мастерских, бетонирование дороги и прочее. К 2000-летию Рождества Христова на лаврском дворе была построена и освящена новая часовня.

Современная жизнь обители

С 1997 года Лавра имеет статус ставропигии, то есть канонически прямо подчинён юрисдикции Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Ранее настоятелями монастыря были правящие Волынские (Львовские, после 1988 года Тернопольские и Кременецкие) архиереи.

Наместник Лавры, по избранию братиею, с 26 июля 1996 года — архимандрит (с 3 декабря 2000 года епископ (ныне — митрополит) Почаевский, викарий Киевской митрополии) Владимир (Мороз).

Праздники Почаевской Лавры

  • 5 августа — день Почаевской Божьей Матери;
  • 10 сентября — день памяти преподобного Иова;
  • 12 мая — день памяти преподобного Амфилохия.

Православные архимандриты и наместники

  1. Преподобный Мефодий Первоначальник Почаевский (конец XII — начало XIII)
  2. Преподобный игумен Иов Почаевский (1604—1648)
  3. Самуил (Добрянокий) (1648—1658)
  4. Дорофей (Третьякович) (1658—1659)
  5. Досифей (1659—1666)
  6. Ефрем (Шацкий) (1666—1668)
  7. Софроний (Подчаевский) (1668—1669)
  8. Каллист (Мековский) (1669—1675)
  9. Феодосий (Левицкий) (1675—1683)
  10. Иосиф (Добромирский) ((1675) 1683—1689)
  11. Кассиан (Рыбчинский) (1689—1690)
  12. Евфимий (Моравский) (1690—1693)
  13. Иннокентий (Ягельницкий) (1693)
  14. Иакинф (Жуковский) (1693—1699)
  15. Иосиф (Саевич) (1699—1711)
  16. Лука (Палеховский) (1711—1714)
  17. Юстиниан (Радзикевич) (1714—1715)
  18. Арсений (Качеровский) (1715—1716)
  19. Пахомий (Заблоцкий) (1716—1720)
  20. Гедеон (Левицкий) (1720)
  21. Антоний (Рафальский) (1832—1834)
  22. Григорий (Немоловский) (1834—1848)
  23. Неофит (Лелннович) (1848—1860)
  24. Архимандрит Амвросий (Лотоцкий) (1860—1865)
  25. Архимандрит Феодосий (1865—1868)
  26. Архимандрит Павел (июль 1868 — декабрь 1868)
  27. Архимандрит Михаил (1868—1871)
  28. Архимандрит Смарагд (1871—1872)
  29. Архимандрит Иоанн (Якубович) (1872—1883)
  30. Архимандрит Геронтий (1883—1884)
  31. Архимандрит Валентин (1884—1886)
  32. Архимандрит Модест (Стрельбицкий) (1886—1891)
  33. Архимандрит Ириней (1891—1895)
  34. Архимандрит Филарет (1895—1900)
  35. Архимандрит Амвросий (Булгаков) (9 сентября 1897 — сентябрь 1909)
  36. Архимандрит Тимолай (Ерин) (1905—1912)
  37. Архимандрит Паисий (1912—1920)
  38. Архимандрит Дамаскин (Малюта) (1920—1931)
  39. Архимандрит Паисий (1931 (повторно))
  40. Архимандрит Никодим (1931—1932)
  41. Архимандрит Пантелеймон (Рудык) (1931—1940)
  42. Архимандрит Панкратий (Гладков) (1941—1943)
  43. Архимандрит Панкратий (Кашперук) (1943—1946)
  44. Архимандрит Елисей (1946)
  45. Архимандрит Иосиф (Забарный) (1946—1950)
  46. Архимандрит Иннокентий (Леоферов) (1950—1953)
  47. Архимандрит Севастиан (Пилипчук) (1953—1962)
  48. Игумен Варфоломей (Бабяк) (1962—1964)
  49. Архимандрит Августин (Шкварко) (1964—1970)
  50. Архимандрит Самуил (Волынец) (1971—1974)
  51. Архимандрит Иаков (Панчук) (1974—1982)
  52. Архимандрит Николай (Шкрумко) (1982—1985)
  53. Архимандрит Марк (Петровцы) (1985—1988)
  54. Архимандрит Онуфрий (Березовский) (1988—1990)
  55. Епископ Иаков (Панчук) (1990—1992)
  56. Епископ Феодор (Гаюн) (1992—1996)
  57. Митрополит Владимир (Мороз) (с 1996)

Святыни

  • след стопы Божьей Матери с источником целебной воды ;
  • Почаевская икона Божией Матери;
  • мощи преподобного Иова Почаевского в пещерном храме в честь него же;
  • мощи прославленного в 2002 году преподобного Амфилохия Почаевского там же.

Сооружения

  • Успенский собор (1771—1782 гг., арх. Г.Гофман)
  • Троицкий собор (1906—1912 гг., арх. А. В. Щусев)
  • келии (1771—1780 гг.)
  • Архиерейский дом (1825)
  • звонница (1861—1869 гг.) высотой 65 м
  • надвратный корпус (1835)

Фото (40)

ПочаевPochaivPochayiv monasteryPochaiv Lavra (Počajivśka Lavra)2008.05.15._St.Dormision-Lavra-Pochajiv_St.Assumption cathedral facade_View from South_Paul V. Lashkevich-158.2 226Почаев - святые места Украины2008.05.15._St.Dormision-Lavra-Pochajiv_St.Assumption cathedral_View from South-West(1)_Paul V. Lashkevich-158.2 1822008.05.15._St.Dormision-Lavra-Pochajiv_St.Assumption cathedral-The view from South-East_Paul V. Lashkevich-158.2 2492008.05.15._St.Dormision-Lavra-Pochajiv_St.Assumption cathedral-The Crosses on the domes_View from South-East_Paul V. Lashkevich-158.2 253Poczajów © by Pietro2008.05.15._St.Dormision-Lavra-Pochajiv_St.Assumption cathedral_View from South-West(2)_Paul V. Lashkevich-158.2 199Почаїв (Тернопільська обл.) - Почаївська Свято-Успенська лавраСвято-Успенская Почаевская лавраПочаїв (Тернопільська обл.) - Почаївська Свято-Успенська лавраƮòɯɛɼ behind the treesПочаїв_PochaevPochaiv Lavra (Poczajów) LavraВид На Колокольню и Собор Троицы Живоначальной в Почаевском монастыреПочаїв 06.05.2010Laura in PochaevSviato-Uspenskaia Pochaewskaia LAVRA6._2008.05.14._Holy Dormition Pochayiv Lavra_St.Assumption Cathedral interior_Paul V. Lashkevich-158.2 063Успенський собор. Почаївська Лавра.  *Holy Dormition Pochayiv Lavra*Poczajów   -  Ławra Zaśnięcia Bogurodzicy   - Holy Dormition Pochayiv Lavra  .  info   com 12011.09.01._St.Dormision-Lavra-Pochajiv_The Bell Jubilee_Paul V. Lashkevich-DSC011682._2008.05.14._Holy Dormition Pochayiv Lavra_St.Assumption Cathedral interior_Paul V. Lashkevich-158.2 055►Монах на городіПочаїв (Тернопільська обл.) - Почаївська Свято-Успенська лавраПочаїв (Тернопільська обл.) - Почаївська Свято-Успенська лавраPochaiv Lavra (Poczajów) LavraПочаїв (Тернопільська обл.) - Почаївська Свято-Успенська лавраСтупени 64-метровой колокольни►Почаївська лавра. Технічні приміщенняСвято-Успенська Почаївська ЛавраPochayiv-laura   Свято-Успенская Почаевская Лавра. У врат Успенского собора.Pochayiv-lauraPochaivСвято-Успенская Почаевская лавра - рассветПочаев

Видео (1)

Панорама

Инфо

Отзывы

tourist
30.11.2017 Андрей
Праздник православной души и духа!!! Замечательное место, замечательные впечатления, отличные врспоминания. Вера присутствующих воодушевляет! Особо впечатляет новый строящийся храм, гдевся роспись состоит из смальты (мозаика). Это что-то невообразимое и незабываемое!!!
 Отлично
tourist
27.11.2017 Krystyna
Отличное очень духовное место. Провели здесь замечательных 1,5 дня. Очень большая территория. В храме есть животворящая Икона Божьей Матери, которую рано утром опускают для прихожан и можно ее посетить,так же есть мощи Преподобных Амфилохия и Иова. Рекомендую обязательно приехать и посмотреть все здесь
 Отлично
tourist
23.09.2017 Аліна
Замечательное место чтобы провести виходные. Город , тоже, превосходный.
 Отлично
tourist
06.09.2017 forever
Не важно, что ваши религиозные убеждения, это надо видеть место. Легко добраться до, внутрь доступ-это хорошо.
 Отлично
tourist
24.08.2017 Inna
Почаевской Лавре поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой.
 Отлично
tourist
29.06.2017 Raymond
Очень красивое и святое место. Очень духовный и полезный
 Отлично
tourist
12.05.2017 Щукина
Душевное место, есть что посмотреть ходили по лавре с экскурсией, много всего интересного узнали, но как всегда посмотрели все галопом, а хотелось побыть подольше. Обязательно попробуйте попасть в пещеру, она работает не всегда. Столовая на территории кормит очень вкусно.
 Отлично
tourist
08.05.2017 Vladimir
Низкий поклон Почаевской Лавре!
Мамочке нашей Небесной поклон. Чудотворной Ее иконе земной поклон. Поклон Преп.Иову и Амфилохию Почаевским чудотворцам. Благодарение владыке митрополиту Владимиру и поклон, всей братии и труженикам. СПАСИ И ПОМИЛУЙ ВАС ВСЕХ ГОСПОДЬ!
 Отлично
tourist
07.05.2017 Петр
Те кто пишет о бизнесе, не забывайте, что в костелах и церквях к.п тоже стоят ящики для пожертвований.
На территории лавры самые низкие цены, как на проживание так и на питание ,обед на одну персону обойдется в 25-30грн ,номер в отеле 50грн .
 Отлично
tourist
07.05.2017 Alexandr
Очень позитивное место, находясь на территории Лавры чувствуешь очень много позитива и Блаженства. Лично я в лучшем месте ещё не был... Описать все сложно, это нужно почувствовать...
 Отлично
tourist
27.04.2017 Kateryna
Обидно, что святое место с великой историей превратился в нечто нацеленное на прибыль при правлении Московского Патриархата...
 Неплохо
tourist
05.03.2017 Вячеслав
В Почаеве мы остановились в отеле София, рядом с лаврой. Однако потом узнали, что при монастыре есть гостиница и современные 2-3-4 местные «кельи» для паломников выглядят как комфортабельные номера, со всеми удобствами. И стоят процентов на 30 дешевле, чем частные отели и гостиницы Почаева.

«Трапезная для паломников» при монастыре — это вообще требует отдельного рассказа. Работает с 9 до 17. Я думал, что там нас накормят постной пшеничной кашей без масла с кусочком затвердевшего черного хлеба. (Ну вот такие у меня были представления). То, что я увидел, не влазило ни в какие мои представления о монастырской столовой. Огромное чистое помещение с длинной линией раздачи (как в Пузатой Хате), травяные чаи, охлажденные компоты, соки, чай и кофе (даже Латте), огромный выбор салатов, каш,рыба и рыбные котлеты, ПОСТНЫЕ тортики и пирожные, которые выглядят совсем как обычные и на вкус такие же! Картофель в разных вариантах, тушеные и жареные овощи. Булочки и пирожки домашнего приготовления. Мы не знали чего бы отведать, так чтобы не сильно согрешить в пост…

2 кассы, очередь идет очень быстро. Но самое интересное ждало нас в конце. Набрав всякого разного в невероятном количестве, наш ждал чек, который был раза в три меньше, чем в любом среднем кафе Львова.

Если церковь — это «бизнес», то это плохой бизнес…
 Отлично
tourist
01.02.2017 Vladimiro
Моя страна.... в котором традиции не умрут никогда
 Отлично
04.01.2017 Alex
“Святое и чудесное место!”

Святое место, в которое нужно ехать без раздумий и сомнений!

Кто-то едет восхититься архитектурными творениями, кто-то едет с открытым сердцем и по вере своей...

В храме животворящая Икона Божьей Матери, которую рано утром опускают для прихожан, мощи Преподобных Амфилохия и Иова. Непередаваемые ощущения, а происходящие чудеса просто поражают, заставляя задуматься над бытием.

Все не опишешь словами, нужно чувствовать и ощущать все на себе, тем более все индивидуально.

На территории находится гостиница, а также поражающая, в хорошем смысле слова, Трапезная, в которой невероятно вкусно, прекрасный выбор блюд, бесподобная монастырская выпечка, при всем при этом стоимость удивляет - все для людей!

Перезвон колоколов завораживает, сердце открывается, мысли кристально чистые, внутренние ощущения - непередаваемые!
 Отлично
25.10.2016 Vadim
Я написал не правильный отзыв о магазине лавры. Все таки я невнимательный и не нашел сначала в содержании молитвослова нужную молитву. Но пересмотрев молитвослов в третий раз я нашел нужную молитву. Рекомендую магазин Почаевской лавры.
 Хорошо
tourist
23.10.2016 Ruzal
Свято-Успенская Почаевская Лавра - святыня, где обязательно нужно побывать всем, кто имеет веру. Как только предоставилась возможность съездить в Почаев, я не раздумывая согласилась. Ведь этот город славится знаменитой Свято-Успенской Почаевской Лаврой
 Отлично
17.09.2016 Андрей
Очень красиво и душевно слов нет. Обошел все несколько раз и готовят вкусно
 Отлично
18.08.2016 Анюта
Мне оооооооооочень понравилось, всё очень душевно, икона Божей Матери Почаевская очень красивая, в пещерке у святого Иова тоже очень понравилось
 Отлично
tourist
17.08.2016 Vyacheslav
Побывать в этом месте нужно обязательно. Очень уютно и красиво. Есть большая парковка для паломников. Делают все для людей.
 Отлично
tourist
08.08.2016 Сергей
Был много раз, ещё тянет. Место потрясает своими красотами. Стоит побывать. Переночевать можно в самой Лавре, места бронировать нужно заранее, условия получше многих отелей и цена нормальная.
 Отлично
03.08.2016 Ringoo
Место святое,но сделали из него бизнес.В каждой иконе ящики для денег разве это возможно?Цена отеля высокая,если вы такие верующие то почему наживаетесь на людях.Если вы ходите к Киевскому патриархату вас не отвечают.Все разговаривают на русском языке.Бизнес,сразу за воротами лавры я видела монашек которые курили сигарет.Бог один священник должен выслушать каждого независимо от того, в какую церковь она ходит.Дорогие священники мне вас жаль.......
 Ужасно
24.07.2016 Василий
Я не был там,но хотелось бы съездить,по возможности.
Очень много слышал хорошего об этом месте.
Спасибо за информацию о Лавре.
 Отлично
tourist
11.07.2016 Roman
Московский патриархат.
 Ужасно
tourist
07.07.2016 Evgen
Гарне місце. Кому помолитися кому подивитися кому покуратися:) варто побувати.
 Отлично
tourist
19.06.2016 Алла
Уже второй раз здесь. Очень нравится мужской хор. Слушаешь и наслаждаешься. Немного не поняла предназначения колокола на улице, но все стояли под ним во время звона.
08.06.2016 Kazanok
А ще це "компас" віри, з яким не заблукаєш.
А еще это "компас" веры, с каким не заблудишься.
 Отлично
tourist
03.06.2016 Catherine
Красивейший храмовый комплекс! Для тех, кто хочет просто поглазеть, советую посещать в будни вечером - народу немного ?
tourist
25.05.2016 Eugene
Очень рекомендую всем странствующим и страждущим. Сильное духовное место! Много православных саятынь!
 Отлично
tourist
11.05.2016 Denis
Великолепное место. Для посетителей хочу отметить чТо вербу святят в субботу вечером а не на вербное воскресенье!!!
 Отлично
tourist
01.03.2016 Oleg
Почаевская Лавра - одна из величайших святынь православного мира, вторая по важности на территории Украины после Киево-Печерской Лавры.
 Отлично
tourist
26.01.2016 Олександр
Очень красивое святое место. Приезжает большое количество паломников! Стоять в очереди в трапезную можно около часа, но так вкусно во время поста я ни ел нигде! Впечатления на словах не передать, обязательно сюда приеду еще раз!
 Отлично
tourist
18.09.2015 Vladyslav
Хорошее место. Здесь на душе хорошо. В нижнем храме находится пещера Иова и его мощи. Остановится можно в отеле при Лавре. Также можно осуществить путешествие к источнику святой Анны.
 Отлично
26.06.2015 Sergey
Впечатляет! Красиво и величественно!
 Отлично
22.06.2015 Светлана
РАЙ на Земле! Часто приезжаю сюда и всем советую! Покой, святость, чистота во всем.
 Отлично
tourist
30.05.2015 Василий
Место очень классное!!!
 Отлично
tourist
19.09.2014 Sasha
Люблю посещать храмы разных религий - церкви, костёлы, синагоги и мечети. Но именно здесь как-то не вдохновляет. Не знаю почему. Хотя внешне это место очень красивое.
tourist
26.06.2014 Катерина
Можно при входе под залог получить платок и юбку
tourist
19.05.2014 Александр
Московский патриархат (РПЦ)
tourist
21.04.2014 Sofia
Если вам повезет как нам, то какая нибудь добрая женщина устроит вам совершенно бесплатную экскурсию по всей Лавре.
tourist
19.04.2014 Алина
Самое прекрасное место, чистый воздух , выросла при лавре, очень люблю бывать в родном месте
tourist
19.01.2014 Svetlana
настоящая зима !!!!
tourist
23.08.2013 Максим
Мальчики и девочки, все вы тут умные, красивые и рассудительные! Скажите, если церковь не будет коммерческой, КАК ЕЙ СУЩЕСТВОВАТЬ??? Хоть кто то из Вас делал внушительные пожертвования? Нет!
tourist
04.08.2013 ☆★Anastasiya★☆
Шикарное место
tourist
14.01.2013 валера
Приятно был удивлен,что люди без достатка могут взять свечи и просфору совершенно бесплатно.Кроме Лавры вокруг масса чудесных мест:Святого Духа Скит,источник Праведной Анны,Божья Гора. Рекомендую.
tourist
14.01.2013 валера
Замечательное Святое место,с святынями и древней историей.При желании можно организовать себе комфортное проживание как на территории Лавры так и за ее пределами.Свяченную воду можно набрать безплатно
tourist
26.08.2012 Mass
Лавра из года в год расширяет свои границы,превращаясь из святого места в бизнес империю:святая вода по 3грн,просвира по 1.50, отпечатки святых от 15 грн.
tourist
17.09.2011 Alexander
С 12.45 до 13.30 обед на верху и воду из источника не купите.
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia