Детям

Переславский музей паровозов в Талицах

Описание

Переславский музей паровозов в Талицах
Фото с wikipedia.org [CC BY-SA 3.0]

Пересла́вский железнодорожный музей — частный технический музей (форма собственности — некоммерческое партнёрство), где собраны натурные образцы узкоколейной железнодорожной техники, а также сопутствующие им машины и механизмы конца XIX — первой половины XX веков.

История

В 1989 году Вадим Вадимович Миронов познакомился с хозяином ярославского кооператива «Декор» Анатолием Фёдоровичем Гусевым. Они решили выкупить узкоколейную железную дорогу и превратить её в музей. Вадим Миронов и его супруга Кира финансировали поисковые экспедиции .

Музей был основан в 1991 году, отделившись от кооператива «Декор». Первоначально существовал в виде частной коллекции с ограниченным доступом для посетителей, но с возможностью организации на заказ поездок на ретро-поездах по Переславской железной дороге.

С 1998 года музей открыт для свободного посещения (с 2006 года посещение платное). Число посетителей доходит до восьми сотен в день .

В 2002—2004 годах музей неоднократно проводил паровозные фестивали для широкого круга посетителей. В 2002—2003 годах музей поддерживал регулярное пассажирское сообщение от посёлка Купанское до города Переславля . По данным 2006 года, музею принадлежит 2 километра пути .

В 2008 году музей получил 480 тысяч рублей от Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» . На эти деньги «дорога отремонтирована, установлены дорожные знаки и указатели, выполненные в соответствии с правилами дорожного обустройства середины XX века, развешаны соответствующие плакаты. На въезде в посёлок оборудована парковка со сторожкой».

По состоянию на начало 2009 года — это единственный железнодорожный музей России , специализирующийся только на узкоколейной технике и автомобилях .

В 2010 году восстановлено 200 метров пути, переложена вся рельсошпальная решётка с полной заменой верхнего и нижнего строения пути. В 2011 году восстановительные работы были продолжены и на сегодняшний день полностью действующим является участок пути около километра. На 2012 год было запланировано продолжение восстановительных работ по замене рельсошпальной решетки и строений пути, строительство новых навесов для экспонатов, реставрация экспонатов.

Экспозиция

В экспозиции музея представлены натурные образцы узкоколейной железнодорожной техники. Многие экспонаты уцелели в единственном экземпляре и имеют сертификаты памятников истории техники. Некоторые машины и механизмы восстановлены до рабочего состояния. Экспонаты зачастую требуют ремонта. По словам директора музея, через несколько лет (примерно к 2012 году) фактически закончится комплектование коллекции, и можно будет более пристальное внимание уделять реставрации .

Паровозы и их фрагменты

В коллекции музея четыре паровоза 1928—1955 годов выпуска, восстановленных до рабочего состояния, несколько машин, ожидающих восстановления, а также отдельные фрагменты очень редких на сегодняшний день паровозов:

  • Паровоз 157-469 - Коломенского завода, 1928 г.п. (находится в процессе восстановления)
  • Паровоз Фт4-028 - завода Тампелла (Финляндия), 1945 г.п. (единственный в мире уцелевший экземпляр) — восстановлен до рабочего состояния
  • Паровоз Гр-269 - завода имени Карла Маркса (Германия), 1950 г.п. (доставлен из Грозного, с недостроенной Грозненской детской железной дороги) (восстановлен до рабочего состояния)
  • Паровоз Кп4-469 - завода имени Дзержинского в Хржанове (Польша), 1955 г.п. (восстановлен до рабочего состояния)
  • Паровоз Кп4-300 - завода имени Дзержинского в Хржанове (Польша), 1954 г.п. (не восстановлен)
  • Паровоз ВП4-2120 - Воткинского паровозостроительного завода, 1958 г.п. с трёхосным тендером ВП4-1862
  • Котёл паровоза типа 63 (осевая формула 0-4-0) - Коломенского завода, предположительно, 1918 год
  • Фрагмент танк-паровоза серии Е (осевая формула 0-3-0) - Коломенского завода, 1921 год
  • Фрагмент танк-паровоза типа 0-3-0 колеи 900 мм - фирмы Краусс, 1880-е годы
  • Двухосный тендер паровоза серии 159, 1930-е годы

Дизельные локомотивы

  • Четырёхосный мотовоз МД54-4-1547 - Истьинского машиностроительного завода, 1963 г.п. (восстановлен до рабочего состояния)
  • Двухосный мотовоз МД54-2 - Истьинского машиностроительного завода (восстановлен до рабочего состояния в 2010 г.)
  • Тепловоз с гидропередачей - ТУ4-1984 Камбарского машиностроительного завода, 1969 г.п. (используется в хозяйственной деятельности)
  • Четырёхосный мотовоз — самоходная электростанция ЭСУ2а-511 Губинского механического завода (используется в хозяйственной деятельности)
  • Четырёхосный мотовоз — самоходная электростанция ЭСУ3- 2 (в музее на временном хранении)

Самоходный подвижной состав

  • Пассажирская автодрезина № 51 - Шатурских железнодорожных мастерских, 1930-х г.п.
  • Участковая автодрезина Уа №4727 - Калужского машиностроительного завода, 1939 г.п.
  • Пассажирская автодрезина ПД1 - Демиховского машиностроительного завода, 1950-х г.п.
  • Пожарная автодрезина ПМД-3-259 - Демиховского машиностроительного завода, 1960-х г.п.
  • Грузовая автодрезина ГМД4 - Демиховского машиностроительного завода, 1960-х г.п.
  • Дрезина на базе автомобиля ЗИМ (ГАЗ-12)
  • Мотодрезина ТДУ5 - Калужского машиностроительного завода, 1950-х г.п.
  • Ручная дрезина - Выксунских железнодорожных мастерских, начало XX века

Вагоны

  • Пассажирские вагоны - Мальцовского завода, фирмы Гёрлиц (нем. Görlitz) и др. 1898—1935 годов постройки
  • Открытый пассажирский вагон треста «Азнефть», Бакинских нефтепромыслов 1928 года постройки (реконструирован «с нуля» до рабочего состояния в 2010 г.)
  • Грузовые вагоны различных заводов 1890—1960 годов постройки
  • Цистерны 1900—1920-х годов постройки
  • Плужные снегоочистители системы Бьёрке, 1928—1953 годов постройки

Железнодорожное оборудование

  • Комплект электрожезловых аппаратов системы инженера Тре́гера образца 1924 года
  • Комплект станционного пожарного оборудования 1890-х — 1950-х годов
  • Колокол со станции Труфаново бывшей Тула-Лихвинской УЖД.

Автомобили и тракторы

При музее имеется постоянно действующая экспозиция автотракторной и мото-техники 1930-х — 1950-х годов: ГАЗ-51, ГАЗ-М1, Willys MB, ЗИС-5 и другие образцы. .

Научно-просветительская деятельность

Сотрудники музея участвовали в подготовке и издании двух книг , статей в сборнике и журналах по истории узкоколейных железных дорог России и СССР. Музей принимал участие в международной конференции (2003) , поддерживает тесные контакты с отечественными и зарубежными исследователями истории техники. В музее проводятся экскурсии, позволяющие посетителям ознакомиться с историей узкоколейных железных дорог, устройством паровоза и другой железнодорожной техники.

Интересные факты

  • Экспонаты музея нередко участвуют в съёмках. На территории музея снимались некоторые эпизоды фильма Петра Тодоровского «Анкор, ещё анкор» (1992), очень многие эпизоды справедливо критикуемого телесериала «Диверсант» Андрея Малюкова (2004), телесериала «Диверсант. Конец войны» Игоря Зайцева (2007), «Сердце врага» Александра Высоковского.

Фото (7)

ПаровозЛокомобилиAbandoned Railroad, June-2008Старые вагоныВагон технической пропагандыМузей ретроавтомобилей3м.На ручной дрезине дальше не проедешь.

Видео (2)

Панорама

Инфо

Сайт: kukushka.ru
Часы работы:
Все дни кроме понедельника, вторника в 10:00-18:00

Отзывы

tourist
10.11.2017 Arina
Спасибо большое Сергею за отличный рассказ с интересными историческими подробностями! Ребята - фанаты своего дела, 3 часа в музее пролетели очень быстро. И если бы городская администрация построила нормальную дорогу до музея, то было бы совсем замечательно.
 Отлично
tourist
05.11.2017 Алексей
Местами красиво и интересно.
Но трогать ничего нельзя, лазить нельзя, без экскурсовода там тоска и за экспонатами плохо следят (или не следят вообще).
На дрезине не прокатились, так-как время ожидания нашей очереди было оглашено как 3 часа.
 Неплохо
tourist
15.10.2017 Сергей
Посвящен узкоколейной железной дороге. Экспозиция бедновата. Много из представленного ещё предстоит отреставрировать. Место очень интересное. Потраченное время не жаль.
 Неплохо
tourist
10.10.2017 Stiv
Прикольная переправа,но нужная только для тех,кто передвигается своим ходом.На машине что этой стороной ехать,что той.Стоимость до 1500 кг. снаряжённой массы 200,от 1500 до 2000 кг.-300 руб и т.д....Паром отправляется каждый час из Мышкина,а каждые полчаса из Коровино.⚓?
 Неплохо
tourist
09.10.2017 Александр
Интересно посмотреть на парк узкоколейной техники. Понятно, что состояние желает лучшего. Но возможность прокатиться на дрезине (самому) - на мой взгляд бесценна :)
В магазине сувениров можно интересно поговорить с продавцом.
 Хорошо
tourist
03.08.2017 Геннадий
Место не из этого времени. Можно покататься на дрезине. Рядом музей "Гараж". Тоже стоит зайти.
 Отлично
tourist
28.07.2017 Юлия
Очень интересное место. Старые вагоны, депо, музыка как в советских фильмах. Можно покататься на дрезине в хорошую погоду. Рядом музей Гараж с советскими автомобилями и машинами времен войны. В них можно посидеть, сфотографироваться. Также можно примерить каску и взять в руки автомат.
 Отлично
tourist
13.06.2017 Dmitry
Отличное место для тех, кто хочет окунуться в атмосферу промышленного величия 20го века, когда строили много и на века из толстого металла. Много уникальных вещей, включая паровоз, собранный на заводе в Финляндии единственный оставшийся и на ходу, покатушки на дрезине, авто ЗИМ на жд ходу для начальства дороги. Лично мне все очень понравилось. Потом еще долго был переполнен мальчишечьим восторгом. Ни разу не пожалел, что приехал! Да, вы тут не увидите супер сервиса, музей маленький и частный. Люди, которые его держат, настоящие.
 Отлично
tourist
26.12.2016 Denis
Место очень понравилось. Привлекает своими экспонатами! Настоящие паровозы. Можно потрогать руками. Есть еще дрезина, на которой можно прокатиться метров 500 до шлагбаума и обратно. Атмосфера непередаваемая!
 Отлично
tourist
09.11.2016 Дмитрий
Единственный в своём роде музей УЖД. Это то что не попилили и не сдали в металлолом. Это уникальный подвижной состав. Это теперь уже редкость. Прекрасная экскурсия в депо. Замечательные покатушки на ручной дрезине. Круто!
 Отлично
tourist
05.11.2016 Natalya
Интересная коллекция узкоколейной техники, смотрители с удовольствием рассказывают и отвечают на вопросы. Можно прокатиться на дрезине
 Отлично
tourist
18.08.2016 Дмитрий
Небольшой музей, есть интересная техника, жаль ее не очень много
 Хорошо
10.08.2016 Денис
Отличное место для детей мальчиков от 3х до 75ти лет. Множество железнодорожной техники, костюмированный персонал, буфет, а у входа находится еще и ряд ретро автомобилей.
 Отлично
tourist
14.07.2016 Роман
Музей небольшой, но интересный. Неповторимые ощущения от поездки на ручной железнодорожной дрезине, и от экскурсии на внедорожном Дожде времен второй мировой.
 Отлично
tourist
08.07.2016 Иван
Отличная коллекция экспонатов, больше всего впечатлил рельсовый легковой автомобиль-бывшая скорая помощь. Жаль, что только в один вагон можно зайти внутрь — и это сувенирная лавка.
 Отлично
tourist
25.06.2016 Alexey
Теперь есть парковка на 12 машин прямо у входа в музей (грузовик от и к дальней парковки за 400м от музея не возит!)
tourist
18.06.2016 Игорь
Отличный музей. Покатались на дрезине, но зимой очень холодно ехать в качестве пассажира.
 Отлично
08.05.2016 Alexander
Пожалуй, самое интересное место в окрестностях Переславля. Очень атмосферно, идеально для всех ностальгирующих. Огромный плюс - интерактивность. Соответствующее звуковое сопровождение прилагается.
tourist
19.03.2016 Juliana
Необычно, калоритно, атмосферно... Даже музычка играет из 40х
tourist
21.02.2016 Алёна
Музей класс! Но зимой холодно! И на дрезине класс! Зимой почти без очереди!
 Отлично
12.02.2016 Anton
Неплохой музей, жаль только в стороне от основных дорог находится.
Рядом с музеем еще небольшая коллекция ретро-автомобилей есть, вход за отдельные деньги.
К сожалению, много экспонатов в ужасном состоянии и неизвестно, будут ли когда-нибудь отреставрированы.
 Хорошо
tourist
07.02.2016 Dmitry
Богатая экспозиция, не ожидал увидеть такой хороший музей
tourist
29.12.2015 Julia
Случайно заехали зимой, было интересно! Нам понравилось!
tourist
23.12.2015 Andrey
Очень занятное и необычное место. Будет интересно не только детям
10.11.2015 Anton
Отличный музей. Много раз там бывал.
 Отлично
tourist
13.09.2015 Renie
Вход - 150р, катание не дрезине - 150р. (Заранее вставайте в очередь). Экскурсия - 500р, детям не очень интересно, может заскучать и взрослый. Сами экспозиции понравились, интересный музей.
tourist
13.09.2015 Renie
Одна из немногих сохранившихся узкоколеек - заповедная линия в окрестностях Переславля-Залесского от местечка Вёкса до посёлка Талицы, где расположен единственный в России музей "кукушек".
tourist
10.09.2015 Юлия
Очень понравилось! Всем рекомендую посетить!
 Отлично
tourist
06.08.2015 Yury
Неплохой музей. Жаль что не удалось покататься на дрезине. Очередь надо отстоять не менее часа.
 Неплохо
tourist
16.07.2015 Marina
11 лет назад музеем занимались энтузиасты, можно было полазить по вагонам, один паровоз даже ездил по праздникам. Теперь 150 р и хамская охрана. Экспонаты те же, но в упадке. Трогать нельзя.
tourist
04.07.2015 Alexandra
150 рэ вход и столько же за покатушки на дрезине ! Почему эе тогда не все вагоны стоят в защитных ангарах а буквально выгорают на солнце?)
tourist
25.06.2015 Alexandra
Что-то ни о чём...
tourist
03.05.2015 Irina
Доезжайте на машине прямо до музея. Там тоже есть стоянка.
tourist
12.04.2015 Victoria
Нам понравилось, но мало! Не оставляйте машины на первой стоянке - рядом со входом есть стоянка для авто, а то идти еще полкилометра:)
tourist
08.01.2015 Натали
Музей под открытым небом и в минус 20 оч.холодно)))))
tourist
04.12.2014 Olya
Было бы круто, если бы на технику была возможность не только снаружи посмотреть, но и внутрь залезть. Это ж самое интересное...
tourist
03.11.2014 Igor
Интересный музей, хотя экспонаты находятся зачастую не в самом лучшем состоянии. Есть экспозиция автомобилей, среди которых один ретро Бьюик. Главное развлечение - прокатиться на дрезине по узкоколейк
tourist
14.09.2014 Ann
Катайтесь на дрезине! Веселее каруселей, лучше фитнеса)
tourist
25.08.2014 ksenia
Невероятная атмосфера! Можно покататься на дрезине и посмотреть на автомобиль на колёсных парах!
23.08.2014 Petr
Обязательно покатайтесь на чем-нибудь из старой техники, если не хотите ждать очереди на ручную дрезину. Удовольствия не меньше.
tourist
11.05.2014 Marina
Входной билет 150р и покататься на дрезине 150р. На первой стоянке можно не останавливаться. От нее идти около 400м
tourist
27.04.2014 Maria
Потрясающе!!
tourist
26.03.2014 Ptenezz
На джипе прокатиться куда лучше, чем на дрезине.
tourist
07.01.2014 Алексей
Свалка ржавого металлолома :-(
tourist
03.11.2013 Renat
Кто тут пишет про груду металлолома, тот не понимает куда он приехал. Здесь реально действующая техника, которые энтузиасты восстанавливают и поддерживают. За глянцем и лоском идите в автосалоны.
tourist
27.10.2013 Dmitry
Отличный музей, красивая природа вокруг.
tourist
24.08.2013 Сергей
Ничего так, для разнообразия можно и заглянуть, покататься на дрезине, пофоткаться.
tourist
19.08.2013 Tatiana
Можно поглазеть на груду металлолома за 100 рублей, еще за 100 - прокатиться на дрезине.
15.08.2013 Devil
Охрана озлобленная,нервная,если это вообще охрана!прозвучало следующее:пиз...те нах..Р отсюда,а еще лучше в третьяковку)) то ли вид фотика испугал,то ли количество объективов,но зачем орать?музей блин
tourist
14.07.2013 Екатерина
У нас был крутой экскурсовод
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia