Воскресенский собор в Вологде
Описание

Воскресе́нский собо́р — бывший тёплый кафедральный собор в Вологде (при холодном Софийском соборе), построенный в 1772—1776 годах по велению вологодского архиепископа Иосифа Золотого в стиле барокко. В настоящее время — основное здание Вологодской областной картинной галереи, памятник архитектуры федерального значения.
В июне 2015 года губернатор Олег Кувшинников по итогам встречи с главой Росимущества Ольгой Дергуновой, сообщил, что собор будет передан Вологодской епархии до 1 июля 2016 года.
История
Решение о постройке тёплого (зимнего) кафедрального собора было принято в начале 1750-х годов при епископе Серапионе. Первая попытка построить собор была предпринята в 1757 году уже при Иосифе Золотом, и освящён во имя Сретения Господня. Однако законченное в 1771 году здание было разобрано потому как «найдены были на нём многие на арках, в асщелины», и собор признан «к достройке весьма ненадёжным».
Новый Воскресенский собор построен на месте разобранной юго-восточной башни Вологодского кремля. На постройку шёл камень из развалин его крепостных стен и башен. Считается, что строительство велось местным архитектором Златицким по модели, выполненной столичным мастером. Деревянная модель, характеризующаяся более высоким куполом и тонкой трактовкой деталей, хранится в Вологодском государственном музее-заповеднике. Строительство было закончено в 1776 году, уже после смерти Иосифа Золотого, при епископе Иринее.
Посвящение
Собор посвящён Воскресению Христа — одному из центральных событий Евангельской истории.
Архитектура
Воскресенский собор — двухэтажное здание, овальное в плане, с пятью главами. Имеет трапезную, четыре полукруглых придела по сторонам и вытянутый алтарь. Собор венчает большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершённый фонарём с главой. Купол окружён двухъярусными восьмиугольными башенками — главками приделов.
Фасады украшают тосканские колонны и пилястры, окна обрамляют фигурные наличники. Парадный вход в собор с Кремлёвской площади был устроен в стиле ампир (с фронтоном и колоннами также тосканского ордера) к приезду императора Александра I.
По мнению искусствоведов, исходный проект был упрощён и огрублён при строительстве. Г. К. Лукомский так описывает архитектуру собора:
...Довольно хаотическое и бесформенное сооружение. Задуманный, видимо, в интересных формах эпохи барокко (судя по деревянной модели, хранящейся в соборном древнехранилище), в осуществлении он, к сожалению, подвергся изменениям, и особенно пострадали пропорции купола, ставшего приплюснутым, и детали: получились обрезанными колонки, грубыми, не вылепленными тщательно, наличники и карнизы.Таким образом, стиль барокко получил в этом храме, закрашенном в тёмно-жёлтый с белым тона, не вполне типичное выражение. Приём был хорош - получить самый храм круглым представлялось очень заманчивым, но, к сожалению, в глухой провинции трудно было выполнить детали, требовавшие деликатной выработки.
Интерьер
О первоначальном внутреннем убранстве собора судить сложно. В 1832—1833 годах интерьер собора подвергся поновлению. По оценке Г. К. Лукомского,
Внутри собор не представляет решительно ничего интересного. Роспись (орнаментальная) изобличает дурной вкус эпохи Александра II и III, а киоты, иконостасы и все предметы носят на себе отпечаток безвкусия, типичного для поры quasi-русского стиля, отдающего холодной ремесленностью и поползновениями к роскоши.С 1847 по 1928 годы в трапезной собора находилась икона Троицы «Зырянская» XIV века, уникальная своими надписями на коми-зырянском языке, сделанными древнепермским письмом.
- Кремлёвская площадь. Слева направо: Воскресенский собор, колокольня, Архиерейский двор с церквями (в глубине), Софийский собор
- Троица Зырянская, 1379-1400 г., ВГИАХМЗ
























