Андрей Рублев Культурное наследие ЮНЕСКО XII в

Погода во Владимире сейчас

+5 °C
Ветер: юго-западный, 3 м/с
Влажность: 88 %
Давление: 756 мм рт.ст.
Средние температуры
днемночью
Октябрь+9 °C+3 °C
Ноябрь+5 °C-1 °C
Декабрь+1 °C-7 °C
Январь-4 °C-11 °C
Февраль0 °C-9 °C
Март+4 °C-6 °C
Booking.com

Успенский собор во Владимире

Описание

Успенский собор
Фото с panoramio.com

Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный православный храм Владимирской епархии; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева.

В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению В. Н. Татищева, «по снисканию бо его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь идет не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были достаточно изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 метра) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

 
Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция С. В. Заграевского.

И стены, и крестчатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Н. Н. Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов(в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Е. Е. Голубинский полагал храм пятиглавым, Н. Н. Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведенный Т. П. Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования С. В. Заграевского показали верность гипотезы Е. Е. Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Перестройка собора в 1186—1189 годах

 
Успенский собор, юго-западная сторона
 
План собора, 1899 год
 
Общий вид Успенского собора с колокольней, лето 2011 г.

После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров).

Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158—1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186—1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.

В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.

Фасады всеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с перспективными скосами — вверху.

Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III.

Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 года.

Относительно строителей галерей Всеволода летопись отмечает, что князь «иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».

В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.

Дальнейшая история собора

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.

Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тыс. рублей. Обновление собора было проведено в духе времени, самое же главное изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был установлен новый, выполненный в барочном стиле.

На протяжении XVIII—XIX вв. претерпел серьёзные изменения и внешний облик собора: были растёсаны окна, сооружены специальные контрфорсы, установлена четырёхскатная кровля. Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня, представляющая собой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Н. А. Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.

В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора. В 1882—1884 гг. проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублева; в 1886—1891 гг. собор отреставрировали снаружи: были убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменены более аутентичными шлемовидными.

В XX веке собор также несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 70-х — начале 80-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, по возможности отрегулировали температурно-влажностный режим.

Современное положение

Успенский собор включен в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Старинные фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, связанного с несовершенством систем вентилирования и отопления храма.

Фото (26)

VladimirUspensky Cathedral / Vladimir, RussiaVladimir Assumption CathedralУспенский соборУспенский соборУспенский соборВладимир. Успенский собор из-за стеныУспенский собор во ВладимиреDormition Cathedral in VladimirУспенский собор во Владимире安息大教堂 ( 聖母升天大教堂 )(The Assumption Cathedral)Успенский соборВладимир, Успенский собор (собор Успения Пресвятой Богородицы). Russia, Vladimir, the Uspensky Cathedral.Church in Vladimir at nightВладимир, Успенский собор (собор Успения Пресвятой Богородицы). Russia, Vladimir, the Uspensky Cathedral.Свято-Успенский кафедральный соборВладимир,  Успенский  собор.Владимир. Успенский соборUspenskij SoborРоссия, г. Владимир, Успенский собор. Russia, Vladimir, the Cathedral of the AssumptionВладимирВладимир, Успенский собор (собор Успения Пресвятой Богородицы). Russia, Vladimir, the Uspensky Cathedral.г.Владимир.Колокольня Успенского собора►Владимир. Колокольня Свято-Успенского кафедрального СобораУспенский собор (Владимир).Dormition Cathedral

Панорама

Панорама Яндекс с воздуха

Панорама Яндекс

Инфо

Часы работы:
Все дни кроме понедельника в 07:00-20:00

Отзывы

tourist photo
15.03.2017 Serg
Очень красивый собор. Считается главным в городе. Внутрь можно попасть по билету за 100р в "музейное время". Внутреннее убранство и количество святынь прям-таки завораживает. Рекомендую к посещению!
 Отлично
tourist photo
08.03.2017 Юрий
Был в 12 году. Величественный храм
 Хорошо
tourist photo
05.03.2017 Константин
Невероятно красивый собор, как изнутри, так и снаружи. Обязательно к помещению с изучением истории оного)
 Отлично
tourist photo
13.01.2017 Sergey
Самая главная церковь области! ей почти 1000 лет
 Отлично
tourist photo
05.01.2017 Vasiliy
Сюда стоит сходить хотя бы за тем, чтобы посмотреть на подлинные фрески Рублева. И экскурсию, кстати, стоит взять - нам понравилась, хотя обычно мы экскурсии не любим
tourist photo
05.01.2017 Vasiliy
Подлинные фрески Андрея Рублева
05.01.2017 Ирина
Величественный собор, впечатляет красотой! Но! Внутрь вход по билетам. Прискорбно
 Плохо
28.12.2016 Vadim
Один из символов города. С моста с подсветкой отлично выглядит
 Отлично
tourist photo
22.11.2016 Garid
Очень красивое место
 Отлично
tourist photo
18.09.2016 Kirill
Интересная придумка - объявить музейное время и собирать деньги за вход, при том что внутри идёт реконструкция, всё закрыто строительными лесами
tourist photo
22.08.2016 Bruno
Бела Собор ем Владимир.
 Хорошо
tourist photo
28.07.2016 Tema
Потрясающе! Очень красивый голос храм. Вокруг идёшь, верхушки не видно, как будто вокруг куда ходишь.
tourist photo
11.07.2016 Jana
Красивые
 Отлично
tourist photo
12.06.2016 Юрий
Платный вход по билетам в собор? Так не должно быть. Налоговая в курсе?
 Ужасно
tourist photo
06.06.2016 Антон
Очень красивый собор. Чувствуется "дыхание истории") Величественно и торжественно. Великолепное и богатое внутреннее убранство. Вычурно выглядит почасовая работа то музея, то церкви))
 Отлично
05.05.2016 Radmir
Нет слов, такую красоту словами не описать,это просто надо видеть.
 Отлично
tourist photo
04.05.2016 Дмитрий
Сильный и красивый собор. Обязательно возьмите экскурсию.
 Отлично
tourist photo
01.05.2016 Анна
Постояв в очереди, можно подняться на звонницу и позвонить в колокола, полюбоваться видами?
16.03.2016 Denis
Очень красивый собор
 Отлично
23.02.2016 Игорь
Великая русская история начиналась в этом месте. Роспись выполненная Андреем Рублевым. Все пропитано Божьей благодатью.
 Отлично
tourist photo
17.02.2016 Mikhail
Красивое место. Собор особенно красив в летний период, когда кругом зелень и блестят его золотые купола.
 Отлично
tourist photo
03.12.2015 Александр
Очень красивый собор. Потрясающий вид с площадки
 Отлично
tourist photo
22.09.2015 Gregorygrisha
Удивительно расположение знака "движение запрещено" прямо на въезде в а-ля паркинг площадку у собора. Все равно встали под знаком, неприятностей не нажили - нет контроля/штрафования.
tourist photo
08.08.2015 Ольга
Красивый собор. Рядом находится парк с потрясающей обзорной площадкой
tourist photo
11.06.2015 Tatyana
Комплекс построек разного времени, первая 1158 года. Усыпальница многих представителей владимирского великокняжеского дома. Успенский собор хранит самое большое количество фресок Андрея Рублева.
tourist photo
14.04.2015 Дмитрий
Великолепно
tourist photo
14.04.2015 Дмитрий
Очень красивый храм и обзорная площадка
tourist photo
15.03.2015 Dmitry
Они всегда казались мне одинаковыми, но этот очень красивый и заметно отличается от всех остальных.
tourist photo
07.03.2015 Светлана
Очень красивый
tourist photo
23.11.2014 Inna
Самый прекрасный собор, который я когда-либо видела.
20.11.2014 Vladimir
Приятно был удивлен данной красотой.
Умели ведь строить раньше. Красиво и на века.
 Отлично
tourist photo
22.08.2014 imdenis
Любоваться на храм лучше со стороны смотровой площадки.
tourist photo
04.08.2014 Marina
Рядом смотровая площадка
tourist photo
03.05.2014 Alexpan
Величественно!!! Настолько, что слов нет здесь что-либо писать!
tourist photo
02.05.2014 Tamara
Взяли экскурсию за 200 рублей- очень интересно!! Потом еще на "чай" 250 - очень классно нам "продавали":))
tourist photo
21.03.2014 Alexandr
История крещения Руси...
tourist photo
31.10.2013 Ir
Фрески Андрея Рублева/Даниила Черного дошли с утратами. Отн.полно уцелели: неск.изобр. святых на столбах, евангельские сцены в верх.зонах храма, сцены "Страшного Суда" и Жития Иоанна Предтечи в алтаре
tourist photo
31.10.2013 Ir
Владимирское благочиние. Главный храм Русской Церкви до 1428. В 1408 расписан Андреем Рублевым под рук. Даниила Черного. Избран в качестве образца для постройки Успенского собора в московском Кремле.
tourist photo
31.10.2013 Ir
990-дубовая церковь, 1158/61 - 6тистолпный, 3нефный одноглавый белокаменный, 1185/9 5главый, 1238/1411/1536 горел,1810 молния, 1882-91 раскрытие Рублев.фресок, 1936 вместо колокольни-парашютная вышка
tourist photo
13.09.2013 Oleg
В это сложно поверить, но собор пережил нашествие Батыя в 1237 году.
tourist photo
21.07.2013 Сергей
С 13:00 до 16:45 экскурсионное время, вход в собор 80 руб., с экскурсией 150 руб., в остальное время вход бесплатный!
tourist photo
20.07.2013 Maria
Потрясающая красота!!
tourist photo
04.07.2013 Danitch
Не надо заблуждаться, фресок руки Андрея Рублёва в России не осталось
tourist photo
07.06.2013 Svetlana
Когда слова не нужны.. Его надо увидеть!
tourist photo
10.05.2013 Dmitry
Утром и вечером, когда идут службы, вход бесплатный. Все остальное время - 80 руб.
tourist photo
10.05.2013 Dmitry
Удивительный по красоте собор!
tourist photo
10.05.2013 caxepok
Он нарисован на учебнике истории
tourist photo
10.05.2013 Nin4ik
Очень красиво
tourist photo
21.04.2013 Alexander
Выдающийся памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева.
tourist photo
20.02.2013 Stacie
Вы просто обязаны зайти внутрь. Такой красоты вы мало где увидите в России. Выходной день - понедельник.
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia
Изменено: 2017-10-10 23:26