Калачинск
Описание
Кала́чинск — город в Омской области. Население — 22 599 чел. (2020). Расположен на левом и правом берегах реки Омь (приток Иртыша), в 84 км от Омска.
История
Первую разведку территории вдоль реки Оми произвёл в 1755 году прапорщик Укусников. В 1767 году начальник инженерной экспедиции Сибирского корпуса генерал-майор Малм впервые называет озеро Калачиками, что представляет собой метафору, обусловленную формой озера.
Основание деревни Калачики было документально зафиксировано Ревизской сказкой 26 января 1795 года. В то время в ней уже проживало 14 семей, насчитывавших 130 человек. Дата основания деревни точно неизвестна, приблизительно в 1783—1794 годы между Ревизскими сказками.
Официально считается датой основания весна-лето 1794 года. Первые дома были поставлены на крутом берегу реки Омь, чуть ниже образованного её старым руслом озера Калач. Развитие деревни Калачики шло медленно, так как вокруг уже были или вновь заводились небольшие деревеньки, в Калачиках никогда не было помещичьего землевладения.
К 1816 году количество семей в Калачиках удвоилось, а число жителей достигло 203 человека.
Дальнейшее бурное заселение здешней округи относится к 1860-м годам после отмены крепостного права и особенно — к 1890-м годам.
Сильным толчком развития Калачиков стало открытие в 1896 году Великого Сибирского железнодорожного пути. К этому времени в Калачиках проживало 400 душ обоего пола, а к 1904 году население увеличилось до 691 человека.
В конце XIX века входил в Куликовскую волость Тюкалинского уезда Тобольской губернии, имелось: хлебозапасный магазин, торговая лавка, маслобойный завод, 2 кузницы и склад сельхозорудий.
В начале 1918 года в Калачинске состоялся первый уездный съезд Советов, избравший исполнительный комитет во главе с председателем Я. М. Калниным.В 1917 году членом продовольственного комитета Калачинского уезда становится Яков Мартынович Калнин, латышский поэт и учитель.
В марте 1918 года в Калачинске произошёл контрреволюционный мятеж из-за попыток национализации частной собственности, а в июне 1918 года — прямое вооружённое вторжение колчаковских отрядов.
Белогвардейцы окружили на железнодорожном вокзале калачинских большевиков и расстреляли их.
Освобождение Калачинска от колчаковцев завершилось 21 ноября 1919 года 27-й Омской стрелковой дивизией, входившей в 5-ю армию М. Н. Тухачевского.
Сразу же в Калачинске был образован уездный ревком, председателем которого стал Ян Петрович Кродер, известный латышский революционер.
5 декабря 1919 года по решению Сибревкома из Тюкалинского выделяется самостоятельный Калачинский уезд. В него вошли 16 волостей. Одновременно село Калачинск стало уездным городом. Ревкомы были заменены Советами. Но уже 2 мая 1925 года статус Калачинска был понижен до сельского поселения, а затем и до села.
К 1922 году население Калачинского уезда превысило 173 тыс. человек, в Калачинске в это время в 521 доме проживало 3967 человек.
7 ноября 1922 года здесь началось издание местной газеты.
Постановлением Сибревкома от 24 сентября 1924 года был образован Калачинский район из 6 волостей с 74 населёнными пунктами и населением в 51 185 человек.
С 1920 года есть кирпичный завод, элеватор (1938 г.), промкомбинат (1940 г.), раймясомолкомбинат (август 1940 г.).
В октябре 1929 года в Калачинске была создана машинно-тракторная станция (МТС) (одна из трёх первых в Сибири).
Границы Калачинского района изменялись несколько раз, начиная с 1935 года.
24 января 1943 года с. Калачинск было преобразовано в рабочий посёлок, который 27 ноября 1952 года приобрёл статус города районного подчинения, а в 1963 году был признан городом областного подчинения.
Во время Великой Отечественной войны калачинцами было пожертвовано для нужд фронта и собрано по займам и облигациям 33 млн рублей (в ценах 1945 года), произведено промышленной продукции на 23 млн.рублей, отправлено 96 тысяч тонн продовольствия.
В Калачинске с 1941 года работал эвакогоспиталь, с декабря 1942 года до конца войны базировалась 17-я Окружная школа отличных стрелков снайперской подготовки, которая регулярно каждые 3 месяца отправляла на фронт более 2500 снайперов.
В Калачинском районе всю Великую Отечественную войну действовало два интерната, где воспитывались 480 эвакуированных из блокадного Ленинграда детей.
На Великую Отечественную войну ушло более 10 тысяч калачинцев, из них более половины погибло. Их фамилии позже были высечены на плитах городского Мемориала.
В послевоенные годы Калачинск и район энергично обустраивались, строились, доводили до завершения дела, прерванные войной.
В 1954 году началось освоение целинных и залежных земель. В 1964 году ещё раз производится территориальный передел, площадь Калачинского района превысила 3 тыс. кв. км, население — 68 тыс. чел.
В 1993 году Калачинск был третьим в Омской области городом по численности населения, после Омска и Тары. На 1 января 1993 года в районе 49243 человек, в том числе в городе 26038 человек.
Строительство
К 1900 году на станции уже было вокзальное здание, простоявшее до 1987 года, и кирпичная водонапорная башня, которая стоит до сих пор. В 1902—1904 гг. к станции проложен первый водопровод.
Село постепенно приближалось к вокзалу, от которого оно первоначально находилось на расстоянии двух вёрст к северу. К 1922 году насчитывалось 28 улиц, в 1993 году их уже более ста.
В 1928 году был построен первый элеватор, в 1930 году принят в эксплуатацию первый деревянный мост через Омь (до этого перевоз осуществлялся паромом).
Большое строительство в Калачинске начинается в третьей предвоенной пятилетке, но настоящее строительство, с началом которого Калачинск начал приобретать черты города, развернулось в конце пятидесятых. В 1958—1959 годах ведётся строительство пищекомбината, пивзавода, кондитерской фабрики, комбината бытового обслуживания.
В 1961 году построено здание СПТУ, в 1966 построены: мост через Омь, здание Дома Советов, производственный корпус мехзавода. За 8-ю пятилетку (1966—1970 гг.) введены в эксплуатацию: хлебозавод, путепровод, здания автовокзала, кинотеатра, почтамта, хозмага, книжного магазина, санэпидемстанции. В 1971—1973 гг. возведены обувная фабрика, элеватор, цех по сборке транспортёров на мехзаводе.