Андрей Рублев
Средние температуры
днемночью
Декабрь+2 °C-7 °C
Январь-3 °C-11 °C
Февраль+1 °C-9 °C
Март+5 °C-5 °C
Апрель+13 °C+2 °C
Май+23 °C+10 °C
Booking.com

Успенский собор в Звенигороде

Описание

Успенский собор на Городке

Успенский собор
Фото с wikipedia.org

Успенский собор на Городке — белокаменный четырёхстолпный одноглавый храм, памятник раннемосковского зодчества. Построен на рубеже XIV и XV веков. Внутри собора сохранились росписи начала XV века, приписываемые Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.

История храма

Собор Успения Пресвятой Богородицы был выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке - крепости, обнесенной валами, частично сохранившимися и до наших дней. Заказчиком строительства был звенигородский князь Юрий Дмитриевич, младший брат московского князя Василия I. Строителями собора были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве придворную церковь Рождества Богоматери.

Звонница собора была построена в начале XIX века. В том же столетии был упразднен существовавший первоначально в дьяконнике придел в честь великомученика Георгия.

Собор был закрыт в 1930-х, вновь открыт в 1946 году. С конца 1990-х является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.

Архитектура

Успенский собор — первый из четырёх полностью сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV — первой четверти XV века: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (так же построенного по заказу князя Юрия Звенигородского), Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры и собора Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Капитель
Апсида

Архитектура Успенского собора, как и других московских построек того времени, была сознательно ориентирована на зодчество Владимиро-Суздальского княжества XII — первой трети XIII века. Вместе с тем, московские постройки имеют ряд характерных отличий от своих домонгольских прототипов. Успенский собор — это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. Вертикальные членения фасадов выполнены в форме лопаток с примыкающими к ним тонкими полуколонками, завершенными изящными резными «сноповидными» капителями. Такими же полуколонками разделены и алтарные апсиды, а их стены декорированы тонкими вертикальными тягами. Широкая тройная лента резного растительного орнамента, сменившего аркатурно-колончатый пояс домонгольских построек, делит фасады храма по горизонтали. Верхнюю часть алтарных апсид и барабана купола украшает двойная лента из такой же каменной резьбы. В центральных пряслах фасадов располагаются обрамленные арками на колоннах перспективные порталы. Первоначальные узкие и вытянутые по вертикали окна (сохранились только в верхних боковых частях фасадов и посередине центральной апсиды) так же имели тонкое обрамление. Кровля храма первоначально имела позакомарное покрытие. Помимо закомар, завершающих каждое из прясел, ступенчатый верх собора был усложнен четырьмя угловыми закомарами и поясом декоративных кокошников в основании барабана купола. В отличие от владимиро-суздальского зодчества формы закомар и кокошников, а также окон и порталов были килевидными, что являлось важнейшей чертой всей московской архитектуры XIV—XV вв. В настоящее время кровля собора, как и формы оконных проемов искажены поздними ремонтами.

Храм поставлен на высокий подклет. Легкое сужение всех его форм кверху подчеркивает стройность здания. Его высота и устремленность вверх подчеркнуты так же ступенчато-повышенной конструкцией сводов, выраженной снаружи через усложненную форму кровли. Особенностью внутренней конструкции собора является смещение пары восточных столбов к алтарным апсидам, что позволило расширить центральное подкупольное пространство. Из-за этого внешние членения фасадов здания не соответствуют внутренним. Подобный же архитектурный прием был использован и в соборе Троице-Сергиевого монастыря. Однако здесь он выполнен более деликатно, благодаря чему композиция здания не утрачивает гармонии и зрительного равновесия. Данью домонгольской традиции являются расположенные в западной части интерьера хоры, отсутствующие в последующих московских храмах.

Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени.

Фрески и иконы

Пророк Даниил.

Сразу же после постройки Успенский собор был расписан фресками, создатели которых так же по-видимому происходили из московской придворной среды. Росписи сохранились лишь отдельными фрагментами, раскрытыми в 1918 году экспедицией Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи под руководством Н.Д. Протасова в составе художника-реставратора Г.О. Чирикова, столяра П.П. Кодичева и фотографа О.Н. Крашенинникова. В том же году, в отсчете, составленном И. Э. Грабарем было высказано и первое предположение об авторстве фресок: «...краски дают богатую гамму тонов, которая, в связи с общим характером рисунка и типов ликов, заставляет говорить о руке мастера рублевской школы».

Раскрытые фрагменты первоначальной живописи располагаются в барабане купола, в алтаре, на восточных столбах-пилонах и северной стене храма, в северо-западном углу хор. Остальные сохранившиеся росписи храма были выполнены в 30-х гг. XIX века.

В барабане купола были представлены в два яруса праотцы, а ниже поясные фигуры пророков, из которых сохранилось изображение пророка Даниила. Уже эти фрагменты росписи дают представление об особом стиле раннего XV века, сочетающего в себе мощь крупных, представленных в движении фигур и нежные, прозрачные краски, легкость драпировок и изящество тонких кистей рук и ступней ног.

Небольшой фрагмент фрески на северной стене храма, закрытый после реставрации боковым крылом иконостаса, был определен В.В. Филатовым как часть большой сцены Успения Богоматери.

Ангел вручает преподобному Пахомию общежительный монашеский устав.

Полнее всего сохранились росписи восточных столбов-пилонов, закрытые ранее высоким иконостасом и поэтому не тронутые при позднейших ремонтах храма. На их широких плоскостях, обращенных на запад к молящимся в храме, представлены три регистра изображений. В верхнем регистре изображены два медальона с полуфигурами свв. мучеников и целителей Флора и Лавра. Их изображения на предалтарных столпах встречаются ещё в домонгольских древнерусских храмах, к примеру, в соборе Антониева монастыря в Новгороде. Святые Флор и Лавр показаны здесь не только как целители тела, но и как исцелители человеческих душ. Ниже расположены высокие Голгофские кресты. Возможно, что эти композиции были закрыты иконами праздничного и деисусного чинов иконостаса.

В нижнем ярусе представлены две сцены. Слева, на северном столпе изображено дарование ангелом монашеского устава преподобному Пахомию, а справа на южном столпе беседа преподобного Варлаама с его учеником индийским царевичем Иоасафом. Оба этих сюжета представляют собой исключительное явление. Они показывают с каким вниманием строители храма и их современники относились к теме монашеского подвига. Если повышенный интерес к проповеди идеалов монашества был характерен для древнерусской культуры и раньше, то расположение подобных сюжетов вблизи алтаря на самом видном месте в храме было чем-то особенным. Это тем более необычно, что Успенский собор был построен как городской княжеский, а не монастырский храм. Сцена с преподобным Пахомием передает предание о божественном происхождении общежительного монашеского устава, дарованного Пахомию ангелом, который изображен здесь в монашеских одеждах, поучающим преподобного. В сцене беседы преподобного Варлаама с царевичем Иоасафом, обращенным им в христианство, так же звучит мотив духовного наставничества. На развернутом свитке в руке Варлаама написан текст его поучения: "Поведаю тебе, чадо, о бисере бесценном, которым является Христос..." Этот сюжет напоминает собой взаимоотношения самого Юрия Звенигородского и его духовного отца преподобного Саввы Сторожевского.

Мученик Лавр.

Обе сцены фактически представляют собой фресковые иконы, входившие в местный ряд иконостаса вместе с другими образами, написанными на досках. Они были исполнены, по-видимому, двумя разными мастерами. Во фресках пилонов ярко проявляются характерные черты московской живописи XV века: узкие фигуры с небольшими головами и маленькими конечностями, изящные, струящиеся линии, в особенности красивые силуэты полуфигур мучеников, похожие на перевернутые чаши. Драпировки кажутся наполненными воздухом и не прилегающими плотно к телам. Рельеф кажется округлым, словно выточенным. Особый тип ликов с как бы припухшими бровями и готовыми закрыться глазами создает особое состояние сосредоточенности и тишины. То же состояние отражено и в композиции нижних сцен, передающих тихую, мирную беседу наставников и учеников. Спокойные, неспешные жесты показывают согласие и принятие учения, на божественность которого указывает поднятая вверх рука ангела.

Звенигородский чин

Основная статья Звенигородский чин

Спас. Икона Андрея Рублева.

С Успенским собором связаны одни из самых знаменитых древнерусских икон, приписываемых кисти Андрея Рублева. В 1918 году вместе с проведением реставрации настенной живописи собора здесь были найдены три иконы, входившие некогда в состав поясного деисусного чина: Спас Вседержитель, Архангел Михаил, Апостол Павел. В настоящее время они хранятся в собрании Третьяковской галереи. Первоначально деисусный чин должен был состоять из семи или даже девяти икон. Обстоятельства, при которых иконы были найдены, остаются до конца неизвестными. Существуют серьёзные сомнения в том, что первоначально иконы были созданы именно для этого храма, при котором были найдены . В настоящее время в соборе хранится ещё одна икона с поздним изображением Иоанна Предтечи, когда-то также относившаяся к Звенигородскому чину.

Архангел Михаил.

Живопись икон Звенигородского чина принадлежит к высочайшим шедеврам не только русской, но и мировой иконописи. Из всех русских произведений раннего XV века именно эти иконы наиболее близки лучшим византийским образцам, обладая так же и некоторыми специфически русскими чертами. К византийским чертам икон можно отнести их особую идеальность, эллинистическую гармонию, а также пластичность форм, не лишенных при этом легкости, пространственные развороты фигур. Особенности, указывающие на их русское происхождение, заключаются в повышенной роли выразительного силуэта, чистоте и звучности цвета и особой эмоциональной открытости и сердечности образов.

Стиль икон перекликается с другими произведениями круга Андрея Рублева, а экстраординарное качество центральной иконы чина позволяет приписать её работе самого прославленного мастера.

Фото (24)

Cathedral of the Assumption in GorodokCathedral of the Assumption in Gorodok Успенский собор на Городке (около 1400г.)Успенская церковь (кон. XIV в.)Звенигород, ГородокУспенский собор на Городке. Январь 2011 г.Успенский собор-1390-е г.г.Успенский собор на Городке, 1396-1399 ггУспенский собор на Городке, 1396-1399 ггЗвенигород. Успенский собор на Городке.Церковь Богоявления Господня на ГородкеУспенский собор что на Городке (1396—1399) является наиболее древним из сохранившихся храмов Москвы и областиУспенский собор что на Городке (1396—1399) является наиболее древним из сохранившихся храмов Москвы и областиUspensky Cathedral / Zvenigorod, RussiaУспенский собор что на Городке (1396—1399) является наиболее древним из сохранившихся храмов Москвы и областиОдинцовский район, Московская областьЗвенигород. ГородищеВ звенигородском КремлеКолокольня.Церковь рядом с Успенским соборомДом в Звенигородском Кремле (Городище, Городок)Assumption Cathedral 2 (Успенский собор 1396 год)Звенигородский Успенский Собор, что на Городкецерковь успения. городок

Видео (2)

Панорама

Инфо

Отзывы

tourist
01.08.2017 Andrey
Очень сильное место! Старый храм на ремонте, службы идут в церкви рядом
 Отлично
28.05.2017 Солева
Храм на реставрации, в лесах, но попасть в него можно до 14.00 В храме сохранились фрески Рублева !!!
 Отлично
18.04.2017 Солева
Храм на реставрации, в лесах, но попасть в него можно до 14.00 В храме сохранились фрески Рублева !!!
 Отлично
tourist
24.03.2017 Руслан
Замечательный собор. Изящная архитектура и обилие резьбы по камню делают этот собор крайне примечательным.
 Отлично
18.12.2016 Роман
Я провел здесь свое детство и юность!!!
 Отлично
tourist
23.10.2016 Александр
Великолепный собор с фресками Андрея Рублева. Прекрасный батюшка и помощница его очень доброжелательная женщина, что редкость. Походить по валам древнего звенигородского кремля, постоять подумать о вечном в стенах дошедшего до нас от XIV века собора, полюбоваться видом на Москву-реку с утопающего в вековых соснах высокого берега, набрать воды из святого источника входит в обязательную программу посещения Звенигорода.
 Отлично
tourist
12.10.2016 Mikhail
Отличное место! Зимой выглядит очень аутентично!
 Отлично
tourist
03.08.2016 Alex
 Отлично
tourist
21.07.2016 Marina
Маленький уютный храм аж 14 века. Внутри тихо и благодатно. Сейчас правда весь в лесах - реставрация.
17.07.2016 Максим
Очень красивое и духовно богатое место.
 Отлично
tourist
05.06.2016 Константин
 Отлично
tourist
23.12.2015 Andrey
Внутри мрак, тишина и таинственность... Как и 1000 лет назад))) очень крутой собор
13.10.2015 Alexey✌️daily
Один из старейших на территории России. Фрески помнят Андрея Рублева.
tourist
11.06.2015 Дмитрий
 Отлично
20.11.2014 Евгений
супер
 Ужасно
tourist
13.07.2014 Иван
Супер!?!? Просто супер!
 Отлично
tourist
08.10.2013 Ir
Успенский Собор на Городке заложен за год до кончины Дмитрия Донского. Достраивался Юрием Звенигородским (претендентом на великокняжеский престол) в 1392-93 годах. Расписан, по-видимому, позднее.
tourist
07.10.2013 Ir
Здесь обретен "Звенигородский чин" (поясные:Спаса, арх.Михаила и апостола Павла), удельный памятник, шедевр мировой живописи.. Иконы,к сож.,не имели оклада на протяж.столетий! и разделили судьбу храма
tourist
07.10.2013 Ir
Заложен в 1388 : * образец Владимиро-Суздальской/раннемосковской архитектуры, * полит.обстановка: притязания Литвы, *завещание Д.И.Донского, * Усп.Собор д.б. стать храмом учреж. епископии(1388)
tourist
22.07.2013 Tatyana
Один из древнейших храмов Московской земли. Построен по распоряжению князя Юрия Дмитриевича в 1399 в центре Кремля рядом с деревянным теремом-дворцом. Предположительно был расписан Андреем Рублевым.
tourist
16.07.2013 Tatyana
В 1395г. в самом центре кремля князь строит деревянный золотоверхий терем-дворец. Около 1399 в центре рядом с ним возвели белокаменный Успенский собор (предположительно был расписан Андреем Рублевым).
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia