Средние температуры
днемночью
Декабрь+1 °C-6 °C
Январь-3 °C-11 °C
Февраль0 °C-9 °C
Март+4 °C-6 °C
Апрель+11 °C+1 °C
Май+20 °C+8 °C
Booking.com

Тихвинский шлюз

Описание

Восстановленный Тихвинский шлюз в г. Тихвине

Тихвинская водная система — одна из трёх водных систем, соединявших Волгу с Балтийским морем, движение по ней было открыто в 1811 году.

Длина пути «Волга-Балтика» через Тихвинскую систему была самой короткой по сравнению с Мариинским и Вышневолоцким маршрутами. Проект системы не был реализован полностью, что не позволяло использовать суда большой грузоподъёмности.

Строилась Тихвинская водная система по проекту Ф. П. Деволана, который и руководил работами. В 1802 году стали рыть каналы, сооружать плотины и шлюзы. В 1811 году Тихвинская водная система была введена в эксплуатацию.

Маршрут

Водная дорога с Волги на столичный Петербург начиналась на месте современного Рыбинского водохранилища, проходила по рекам Мологе, Чагодоще, Горюну, Соминке, Валченке, далее по Тихвинскому соединительному каналу, по рекам Тихвинке, Сяси, Ладожскому озеру, и реке Неве.

Памятник Петру I у соединительного канала со стороны бассейна Невы

Длина всей системы составляла 654 версты, 176 из которых — шлюзованные участки. Всего было 62 шлюза, 2 вспомогательных, питательных резервуара, всех пристаней — 105, важнейшие из которых Весьегонск, Сомино, Тихвин, Колчаново, Реброво и Сясьские Рядки. Пароходство осуществлялось по Мологе и Сяси, на остальном пути — конная тяга. Суда шли от Рыбинска до Санкт-Петербурга 29 дней.

Тихвинский путь был самым коротким: от Рыбинска до Петербурга — 924 км, тогда как по Мариинской системе — 1143 км, а по Вышневолоцкой — 1440 км. Кроме того, судоходство по Тихвинской системе шло в обе стороны, что нельзя было осуществить на Вышневолоцкой.

Пассажирское сообщение по Тихвинской водной системе

1952—1953 гг — в Тихвине работала прогулочная линия Тихвин, Советский мост — Херсонский шлюз. Пассажирский катер «Гомель» совершал 4 рейса по воскресеньям. 1960—1962 гг — был катер и паром Пашозеро-Бирючево 1957 г — речной катер «Бокситогорск» был переоборудован из грузового в пассажирский, его планировалось использовать на линии Ефимовский — Сомино — Рязанский шлюз. 1958—1962 гг — катер «Бережок» работал на линии Тихвин — Херсонский шлюз, 3 рейса в сутки. 1959—1960 гг — в Тихвине работал дополнительный грузо-пассажирский катер «402» на 40 мест. 1966—1967 гг — теплоход «402» курсировал по маршруту Тихвин — Херсонский гидроузел, 7 рейсов в неделю по пятницам, субботам и воскресеньям, в будние дни — прогулочные рейсы. С 1976 г. прогулочные рейсы прекратились, так как катер был списан. Вместе с этим прекратилось и пассажирское сообщение по Тихвинской системе.

В советское время

В течение 150 лет Тихвинская водная система была жизненно необходима краю, но постепенно необходимость в ней становилась всё меньше и меньше. Тихвинская водная система угасла.

В советский период система использовалась для местного судоходства (грузового и пассажирского) в пределах Ленинградской области. В 1956 году она была официально закрыта, но полная ликвидация затянулась до 1968 г.

Тихвинская система, соединительный канал на Невско-Волжском водоразделе

Современное состояние

В настоящее время сооружения системы, в том числе шлюзы, разрушены. Водораздельная часть, включая соединительный канал, по воде непроходима. В качестве музейного экспоната в г. Тихвине в 1980-е годы были восстановлены один шлюз и плотина, находящийся возле Успенского монастыря, но весенним паводком 2005 года, шлюз был разрушен. В 2012 году началось строительство и восстановление тихвинского шлюза, которое закончилось к весне 2014 года, а торжественное открытие состоялось 9 июля 2014 года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери.

В последние годы работы системы использовался участок длиной 17 км в пределах города Тихвин. В период своего функционирования система находилась на балансе Управления Волго-Балтийского водного пути и Северо-западного речного пароходства. В последние годы активно обсуждается возможности восстановления системы или её отдельных частей.

Фото (15)

Остатки шлюзаГибель Шлюза (безхозяйственность)(The destroyed gateway)Разрушенный мост черезТихвинкушлюзЛедорезы отстояли своё...(The destroyed parts of the gateway)Here was a damШлюз Тихвинский (2000 г.)(The gateway Tikhvin-ice drift)Остатки шлюзаБыл шлюзМонастырь с другой стороныMonastery behind TikhvinkaТихвинский Богородичный Успенский мужской монастырьмонастырьразрушенная плотинаthe destroyed lock

Видео (1)

Панорама

Отзывы

tourist
13.10.2017 Aleksey
Красивый мост! Со стороны выглядит как из прошлого века, весь из дерева. Но на деле (я то наблюдал стройку) это железобетонный новодел обшитый деревом. Оригинальный шлюз сгорел и разрушился от времени лет 10 назад. От былой Тихвинской водной системы совсем ничего не осталось..
 Отлично
tourist
25.08.2017 Антон
Место красивое. Реставрация шлюза сделана хорошо, но делали долго. Жаль что не восстановили часовню на острове между шлюзами
 Хорошо
tourist
25.08.2017 Sergey
Были зимой. Тихое, спокойное место. Народу не много.
 Отлично
tourist
11.06.2017 Елена
Очень красивое место для прогулок и фотосессий! Спокойно! Всегда чисто!
 Отлично
tourist
21.03.2017 Irinka
Красиво. Пикник. Прогулка
 Отлично
tourist
05.03.2017 Олег
Интересное место. Качественно реставрировали. Есть информация на специальных стендах. Красивый вид и место для фотографий.
 Отлично
17.01.2017 Михаил
Очень интересное и красивое место.(В любое время года.)
 Отлично
03.01.2017 Татьяна
Восстановленный старый деревянный шлюз на Тихвинке - часть Тихвинской водной системы. Вероятно, действующий. Очень интересно
 Отлично
26.11.2016 Светлана
Это необычное , такое шумное и такое уединенное место . Вид с моста красив!
 Отлично
24.11.2016 Денис
Очень красивый вид на монастырь и на сам шлюз. Приятное место для прогулок. Можно сделать отличные фотографии.
 Отлично
tourist
27.07.2016 Val
Не знаю, в рабочем ли состоянии, но в 2014 году внешний вид был восстановлен после почти полного разрушения паводком
 Отлично
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia