Погода в Санкт-Петербурге сейчас

-1 °C
Ветер: юго-восточный, 4 м/с
Влажность: 92 %
Давление: 747 мм рт.ст.
Средние температуры
днемночью
Декабрь+3 °C-5 °C
Январь-1 °C-9 °C
Февраль+1 °C-7 °C
Март+5 °C-4 °C
Апрель+10 °C+1 °C
Май+19 °C+8 °C

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Описание

Исаакиевский собор
Фото с wikipedia.org, автор Ivan Smelov [CC BY-SA 3.0]

Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников).

Творение Монферрана — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.

Высота — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4 000 м².

История

Первая Исаакиевская церковь

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год.

К 1706 году на Адмиралтейских верфях работало более 10 тысяч человек, но церквей, куда могли бы они ходить, не было. Чтобы решить эту проблему, Пётр I отдал приказание найти подходящее помещение для будущей церкви. Было выбрано здание большого чертёжного амбара, расположенного с западной стороны Адмиралтейства на расстоянии 15—20 м от канала (проходящего вокруг Адмиралтейства) и в 40—50 м от берега Невы.

Строительство как первой, так и последующих Исаакиевских церквей велось за счёт казны. Первый храм был возведён на деньги, выделенные на строительство Адмиралтейства под руководством графа Ф. М. Апраксина, для возведения шпиля церкви был приглашён голландский архитектор Х. ван Болес. Первый деревянный храм, названный Исаакиевской церковью, был освящён в 1707 году. Её простота типична для первых построек Петербурга петровского периода. Это был сруб из круглых брёвен длиной до 18 м, шириной 9 м и высотой до крыши 4—4,5 м. Внешние стены были обиты горизонтальными досками шириной до 20 см. Чтобы обеспечить хороший сход снега и дождя, крыша имела угол наклона не менее 45 градусов. Её также сделали деревянной и покрыли водонепроницаемым воско-битумным составом чёрно-коричневого цвета, которым тогда смолили днища кораблей.

В 1709 году Пётр I распорядился о проведении реставрационных работ в церкви. Это решение было обусловлено желанием улучшить вид самой церкви, а также решить ряд проблем, возникших по ходу эксплуатации (отмечалось, что в церкви постоянно сыро и холодно, что приводило к разрушению деревянных конструкций).

Эта скромная церковь играла роль одной из главных в городе. Здесь 19 февраля (1 марта) 1712 года венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. В походном журнале есть запись за этот день:

В наступившем году, уже не представлявшем ожидания невзгод, Пётр I обвенчался с Екатериной Алексеевной 19-го, во вторник, на всеядной неделе. Венчание его величества совершено утром в Исаакиевском соборе. В 10 часов утра высокобрачные при залпах с бастионов Петропавловской и Адмиралтейской крепости вступили в свой зимний дом.

С 1723 года, по императорскому указу, только в Исаакиевском храме могли приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства.

Вторая Исаакиевская церковь

Вторая Исаакиевская церковь, в камне, была заложена в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала. 6 (17) августа 1717 года Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского. Вторая Исаакиевская церковь строилась в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего петровской эпохи Г. И. Маттарнови, находившегося на службе в Петербурге с 1714 года. После его кончины в 1721 году строительство возглавил Н. Ф. Гербель. Но через три года он тоже умирает, и фактически завершает строительство каменных дел мастер Яков Неупокоев.

Церковь, построенная в 1727 году в плане имела форму равноконечного греческого креста длиной 28 сажень (60,5 м). Ширина от южных дверей до северных составляла 15 сажень (32,4 м), в других местах — 9,5 сажень (20,5 м). Купол церкви опирался на четыре столба и был покрыт снаружи простым железом. Колокольня имела в высоту 12 сажень и 2 аршина (27,4 м), шпиль — 6 сажень (13 м). Купол и шпиль колокольни были увенчаны медными вызолоченными крестами высотой в 7 футов 8 дюймов и шириной 5 футов. Своды церкви были деревянные. Фасады между окон были украшены пилястрами.

По облику она напоминала Петропавловский собор. Это сходство ещё более усиливалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами, привезёнными Петром I из Амстердама вместе с часами для Петропавловского собора. И. П. Зарудным для церкви был сделан резной золочёный иконостас, подобный иконостасу в Петропавловском соборе.

Церковь была построена на берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник. Место было выбрано явно неудачно, вода, размывая берег воздействовала на фундамент, разрушая кладку. К тому же в мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви и она серьёзно пострадала. Так, например, описывает положение дел в церкви кабинет-министр граф А. И. Остерман, просящий 28 мая (8 июня) 1735 года позволение у синода устроить у него в доме церковь для своей больной жены и определить туда священника:

Церковь Исаакия Далмацкого, у которого дом мой в приходе обретается, в недавнем времени погорела и службы в ней не токмо литургии, но и вечерень, и утрень, и часов, ныне нет.

Уже в июне того же года была составлена смета на исправление церкви. На эти цели было выделено две тысячи рублей, а руководить работами был назначен майор Любим Пустошкин. В соответствующем указе было говорилось:

Церковь Исаакия Далмацкого, как скоро возможно начать ныне, хотя только над алтарём в скорости покрыть досками, а потом и над всею тою церковию подрядить делать стропила и крыши, дабы нынче в ней могла быть служба.

В результате ремонта отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными. В церкви вновь стали проходить богослужения. Но при производстве работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется бо́льшие исправления или даже совершенная перестройка.

Для обследования состояния церкви Сенат направил архитектора С. И. Чевакинского, который констатировал невозможность сохранения здания. Церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега.

Третий Исаакиевский собор

Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана.

Указом Сената 15 июля 1761 года руководителем строительства нового Исаакиевского собора был назначен С. И. Чевакинский. Но начало работ затянулось. В 1762 году вступает на престол Екатерина II. Она одобрила идею воссоздать Исаакиевский собор, связанный с именем Петра I. Вскоре С. И. Чевакинский подаёт в отставку и строительство поручается архитектору А. Ринальди. В 1766 году был издан указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной С. И. Чевакинским. Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль.

По проекту А. Ринальди собор должен был иметь пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню. Стены по всей поверхности облицовывались мрамором. Макет и чертежи проекта хранятся в музее Академии Художеств. Обстоятельства сложились так, что Ринальди не смог завершить начатую работу. Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, и Ринальди уехал за границу.

Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год

Вступивший на престол Павел I поручил архитектору В. Бренна срочно завершить работу. Выполняя желание царя, архитектор был вынужден исказить проект Ринальди — уменьшить размеры верхней части здания и главного купола и отказаться от возведения четырёх малых куполов. Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I — Михайловского замка. Собор получился приземистым, а в художественном отношении даже нелепым — на роскошном мраморном основании высились безобразные кирпичные стены.

Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.

При попытке прикрепить листок с этим четверостишем к фасаду собора Акимов был арестован. Он дорого поплатился за своё остроумие: ему отрезали язык и сослали в Сибирь.

В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму:

Сей храм покажет нам,
Кто лаской, кто бичом,
Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.

Позднее, при императоре Александре I, когда при исполнении окончательного монферрановского варианта собора стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой.

Сей храм трёх царствований изображение:
Гранит, кирпич и разрушение.

30 мая 1802 года третий Исаакиевский собор был освящён.

Современный Исаакиевский собор

Несоответствие Исаакиевского собора парадному облику центральной части Петербурга вызвало необходимость уже в 1809 году объявить конкурс на возведение нового храма. Условием было сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора. Программу конкурса, утверждённую Александром I, составил президент Академии художеств А. С. Строганов. В ней говорилось:

Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность.

В конкурсе приняли участие архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов, Д. Кваренги, Ч. Камерон и другие. Но все проекты были отвергнуты Александром I, так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового. В 1813 году на тех же условиях опять был объявлен конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора. Тогда в 1816 году Александр I поручает инженеру А. Бетанкуру, председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ», заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору О. Монферрану, недавно до этого приехавшему из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей, которые Бетанкур и представил Александру I. Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора.

Проект 1818 года

В 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, а южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней и здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.

Собор на оригинальной почтовой марке, 1986

Внутри Монферран предполагал сделать облицовку стен мрамором, а своды купола украсить росписью, скульптурой и позолотой. 20 февраля 1818 года проект был утверждён Александром I. Руководство над строительством возлагалась на специальную комиссию. Её председателем был член Государственного совета граф Н. Н. Головин, членами — министр внутренних дел О. П. Козодавлев, министр духовных дел и народного просвещения князь А. Н. Голицын, инженер А. Бетанкур. В комиссии также работали архитекторы А. П. Брюллов, Р. Вейгельт, В. А. Глинка, Н. Е. Ефимов, Д. В. Шебуев, А. И. Штакеншнейдер, К. А. Молдавский и многие другие. После этого старый собор обнесли забором и принялись за его разборку.

26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового собора. Прямо на сваи был положен первый гранитный камень с прикреплённой к нему бронзовой позолоченой доской с датой закладки собора.

В 1820 году Монферран выпустил великолепный альбом с гравюрами, изображающими планы и фасады будущего собора.

С резкой критикой проекта вступил архитектор А. Модюи, бывший одним из членов «Комитета по делам строений и гидравлических работ». В октябре 1820 года он в Академию Художеств представил записку с замечаниями к проекту Монферрана. Суть замечаний Модюи сводилась к трём основным пунктам: сомнения в прочности фундамента, опасность неравномерной осадки здания и неправильное проектирование купола, размер которого превышал допустимые пределы и мог обвалиться при опоре на разные по времени постройки пилоны. Строительство собора было приостановлено и создан специальный комитет по рассмотрению замечаний Модюи. В объяснениях комитету Монферран подчёркивал свою зависимость от условий императора: «Поскольку из нескольких проектов, которые я имел честь представить, предпочтение было отдано тому, который уже осуществляется, то… следует обсуждать этот вопрос не со мной; мне надлежит скрупулёзно сохранить то, что приказано сохранить…». А в письме Ш. Персье Монферран уже откровенно признаётся: «Легко видеть, что, подчиняясь приказу императора, я не мог удовлетворительно решить купол». Таким образом проект 1818 года был признан неудачным не только членами комитета, но и самим автором. Комитет установил «невозможным произвести перестройку Исаакиевского собора по известным до сего времени проектам архитектора Монферрана».

Узнав о выводах, Александр I приказал комитету заняться исправлением проекта, соблюдая при этом условие «сохранения, если так можно, существующих стен, а более того старых и новых фундаментов». Также предписывалось сохранить основные черты проекта Монферрана — пять глав и колонные портики. Решение внутреннего пространства собора, главного купола, освещённости здания предоставлялось на усмотрение комитета. Монферрану разрешалось участвовать в работе на общих основаниях. В этом новом конкурсе помимо самого Монферрана участвовали архитекторы В. П. Стасов, А. И. Мельников, А. А. Михайлов-старший и другие.

Проект 1825 года

Монферран учёл советы и замечания крупнейших русских архитекторов, инженеров, скульпторов и художников. По его новому проекту собор оформлялся четырьмя колонными портиками (в проекте 1818 года их было лишь два — южный и северный). Центральная часть собора подчёркивалась подкупольным квадратом, образованным четырьмя новыми опорными пилонами, поставленными шире остальных. Благодаря этому главный купол чётко вписывался в квадрат пилонов и исключалось его провисание. По углам основного объёма устанавливались четыре колокольни, как бы врезанные в стены. Теперь они располагались ближе к центральному куполу, чем в предыдущем проекте. Этим ещё более усиливалось квадратное построение собора.

3 апреля 1825 года был утверждён новый проект Монферрана. Именно в таком виде и был построен современный Исаакиевский собор.

Строительство собора

Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора

Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана. Он поставил перед собой сложную задачу соединить старый и новый фундаменты. В этом принимал деятельное участие инженер А. Бетанкур. Находясь в Нижнем Новгороде, он пишет Монферрану: «В последние дни пребывания моего в Петербурге я так был занят, что не имел возможности поговорить с вами о способах кладки фундаментов Исаакиевской церкви… Будьте добры осведомлять меня через каждые две недели о состоянии, в коем находятся работы по строительству церкви, не премину и я вам отвечать, указывая на все полезное для прочности сооружения…», и несколько позже: «Сударь, я получил ваши три письма по поводу работ по строительству Исаакиевской церкви и был рад узнать, что фундаменты этого здания были сделаны тем способом, какой я вам указал в предыдущем письме…»

Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26—28 сантиметров и длиной 6,5 метра. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью во́ротов, приводимых в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединенны между собой и залиты водой. Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи.

При устройстве фундамента Исаакиевского собора Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…» Это также позволило лучшим способом связать старый ринальдиевский фундамент с новым и в значительной мере гарантировало здание от опасных последствий осадки.

В общей сложности сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий[источник не указан 466 дней].

Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре. Преимуществом именно этого места для каменоломни было большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…»

Работами на каменоломне руководил подрядчик Самсон Суханов, который также участвовал в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. В Пютерлаксе он применил следующий метод выломки монолитов. На отвесной гранитной скале отмечали контур заготовки, затем по этой линии сверлили отверстия, в которые затем вставляли железные клинья. Сильные рабочие по условному знаку одновременно били по клиньям тяжёлыми кувалдами. Операция повторялась несколько раз до тех пор, пока не появится трещина. В неё закладывали железные рычаги с кольцами, в которых были закреплены канаты. За каждый канат брались по сорок человек и, оттягивая их в стороны, отодвигали заготовку. В образовавшийся промежуток закладывались берёзовые распорки, удерживавшие монолиты в таком состоянии. Далее рабочие пробивали отверстия в заготовке и запускали в них крючья с канатами прикреплёнными к стоящим рядом во́ротам, с помощью которых монолит окончательно отделялся от скалы и скатывался на заранее приготовленный деревянный помост.

Часто посещая ломки, Монферран отмечал: «Добывание гранитов, труд сего рода во всех иных местах не весьма обыкновенный, встречают в России очень часто и весьма хорошо разумеют… работы, возбуждающие наше удивление к произведениям древности, здесь не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется».

Транспортировка из каменоломни осуществлялась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда. Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи. Каждое судно буксировалось двумя пароходами до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России.

Следующим этапом строительства было возведение портиков до постройки стен собора. Такое решение архитектора, противоречащее правилам архитектуры, обуславливалось сложностью установки гранитных колонн.

Модель лесов, применявшихся для подъёма колонн

Для подъёма колонн были построены специальные леса, состоящие из трёх высоких пролётов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых балками. В стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в вертикальное положение. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.

Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года, когда жители Петербурга уже могли видеть четыре двенадцатиколонных портика и алтарную часть старой ринальдиевской церкви.

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50—60 см, внутренней — 15—20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев (пиронов), вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи. Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи.

В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий. Построенные кирпичные своды имеют толщину от 1,1 до 1,25 метра и опираются на шесть пилонов. Помимо конструктивных кирпичных сводов были ещё сделаны декоративные, представлявшие собой железный каркас, покрытый металлической сеткой и облицованный искусственным мрамором. Между декоративными и конструктивными сводами оставлено пространство высотой в 30 см. Такое двойное перекрытие сводов является характерной особенностью собора, не встречавшейся ранее в других церковных сооружениях России и Западной Европы.

В 1837 году, когда было завершено основание купола, началась установка 24 верхних колонн. Колонны подымались наверх по наклонному настилу на специальных тележках при помощи оригинальных механизмов. Для поворота колонн использовались приспособления из двух чугунных кругов, в борозду нижнего из которых вставлялись шары.

Следующим этапом строительства собора было сооружение купола. Монферран стремился максимально облегчить купол без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, как было предусмотрено проектом 1825 года, а полностью металлическим. Расчёты купола выполнил инженер П. К. Ломновский. Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек (после башни Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и купола Майнцского собора — в 1828). Образцом послужил купол лондонского Собора Святого Павла, спроектированный Реном. Но Монферран, заимствовав конструкцию, выполнил её из других материалов.

Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической, средней — конической и наружной — параболической. Металлический каркас составлен из 24 рёбер двутаврового сечения. Полоса, соединяющая полки двутавра, перфорирована. Соединения частей каркаса были выполнены на болтах. Диаметр наружного свода составляет 25,8 м, нижнего — 22,15 м. Пространство между фермами было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы на перемычках из кирпича с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма, защищают от холода и значительно легче кирпичных сводов.

Теплоизоляцию горшечных сводов выполнили из двух слоёв войлока с заливкой смолой, войлок, в свою очередь, покрыли известково-песчаным раствором, который был окрашен масляной краской. Открытые части металлических конструкций также были защищены войлоком. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами.

Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения, парами ртути отравились и умерли 60 мастеров. Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев.

Освящение

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения, которое возглавил митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников). На Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми.

План Исаакиевского собора

План Исаакиевского собора 1 — западный портик
2 — северный портик
3 — восточный портик
4 — южный портик
5 — алтарь
6 — придел Святой Екатерины
7 — придел Святого Александра Невского
8 — главный иконостас
9 — Царские врата
10 — подкупольные пилоны

Внешний вид

Исаакиевский собор и Сенатская площадь с высоты птичьего полета

Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором. При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).

Северный фасад

Северный фронтон. «Воскресение Христа»

Фраза, помещённая во фризе северного портика, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения.

Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф. Лемер). В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины. Идея о воскресении Христа, который по приговору суда был распят на кресте и на третий день воскрес из мёртвых, лежит в основе всей христианской религии. В честь Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего людям надежду на спасение и бессмертие, празднуется самый торжественный и радостный праздник христианской церкви — Пасха. Именно в честь этого праздника зажигаются высокие светильники в углах собора, над аттиком, и руки коленопреклонённых ангелов (скульптор И. П. Витали) благоговейно поддерживают их.

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.

Апостол Пётр (слева) изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже «сеть прорывалась», и «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб»; это буря на Галилейском озере, когда господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и дозволил Петру также пройтись по волнам. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне его распяли вниз головой.

Апостол Павел (справа) изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярым гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре Нероне, ему отрубили голову.

Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.

Скульптуры в нишах — «Несение креста» (левая ниша) и «Положение во гроб» (правая ниша) — выполнены скульптором П. К. Клодтом.

Двери: (скульптор Витали) «Вход в Иерусалим», «Се человек», «Бичевание Христа», Св. Николай Чудотворец, Преподобный Исаакий Далматский, Коленопреклонённые ангелы.

Вид на Исаакиевский собор и Вознесенский проспект с Адмиралтейства

Западный фасад

Барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»

На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода). Изображённый в центре барельефа Исаакий Далматский с крестом в левой руке другой словно благословляет склонившего голову Феодосия, одетого в доспехи. Слева от императора — его жена Флацилла. Ещё левее — две фигуры, в первой из которых улавливается сходство с президентом Академии художеств А. Н. Оленина, а во второй — c министром императорского двора и председателя Комиссии по строительству собора князя П. М. Волконского. В правой части — коленопреклоненные воины. В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках — портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана. Надпись по фризу — «Царю царствующих».

Фома (скульптор Витали) — этот апостол изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.

Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой.

Марк (скульптор Витали) — евангелист изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.

Дверь: скульптор Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.

Южный фасад

Барельеф «Поклонение волхвов»

На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839—1844 годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей. Справа от Марии склонив голову стоит Иосиф. В левой части изображён старик с ребёнком, в руках ребёнка — небольшой ларец с подношениями. В фигурах старика с ребёнком, месопотамского и эфиопского царей, раба-эфиопа видны индивидуальные особенности; сохранилось свидетельство о том, что их лепили с натурщиков. Надпись по фризу — «Храм мой храм молитвы наречётся».

Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре I был учреждён Андреевский флаг, а также Орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Филипп (скульптор Витали) — скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.

Матфей (скульптор Витали) — евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.

Левая ниша — «Благовещение» (скульптор А. В. Логановский)

Правая ниша — «Избиение младенцев» (скульптор А. В. Логановский)

Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.

Восточный фасад

Восточный фронтон «Исаакий Далматский останавливает императора Валента»

На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер). В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения. Надпись по фризу: «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки».

Иаков (скульптор Витали) — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.

Симон (скульптор Витали) — изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.

Лука (скульптор Витали) — евангелист изображён с тельцом, символизирующим святость завета. Он проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, Италии и Греции и по одной версии мирно скончался в 80-летнем возрасте; по другой — принял мученическую смерть и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.

Интерьер

К. П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам Брюллова

В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841 года, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, И. Д. Бурухин, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

Воскресение Христа. 1841—1843. Витраж главного алтаря

В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж — изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны. Витражи получили «законные» права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время.

В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 панно и картин. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты Брюллов, Басин, Бруни, Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. К. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей были разработаны Монферраном. Работы проводились под контролем императора и Синода. Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно. По первоначальному предложению Кленце (с ним был согласен Николай I) росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики. Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа — маслом на бронзовых досках. Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол (самая большая композиция площадью 800 квадратных метров) и паруса в центральном нефе, Бруни — коробовый свод и аттик главного нефа, Басин — приделы Александра Невского и св. Екатерины. Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета, восточная — зпизодам из жизни Христа.

Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100—120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси». Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе.

Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для оформления интерьера использовать мозаику. Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны. Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств. При создании панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели). Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Т. А. Неффа. Мозаикой заменили картину С. А. Живаго «Тайная вечеря», росписи парусов главного купола, аттика («Поцелуй Иуды», «Се человек», «Бичевание», «Несение креста» Басина) и пилонов.

Мозаичные картины собора экспонировались на лондонской Всемирной выставке 1862 года, где получили высокую оценку.

Исаакиевский собор в первые годы после Октябрьской революции

После революции храм был разорён. В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей для нужд голодающих Поволжья из него было изъято 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. Его настоятель протоиерей Леонид Богоявленский был арестован, а храм стал обновленческим. В 1928 году службы прекращены: президиум ВЦИК 18 июня 1928 года постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника». 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев.

Исаакиевский собор во время Великой Отечественной войны

Зенитчики на фоне ночного Исаакия
Следы одного из 148478 снарядов, выпущенных немецкими войсками по Ленинграду в 1941— 44 г.г.

Во время Великой Отечественной войны пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I.

Исаакиевский собор после Великой Отечественной войны

С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1950—1960-е годы проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Внутри храма был установлен маятник Фуко (в настоящее время демонтирован), который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли.

В 1990 году проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.

Собор находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Директора музея

Георгий Петрович Бутиков — с 1968 по 2002 год.

До января 2008 года — Николай Нагорский (ум. в январе 2008 года).

С 3 июня 2008 года — Николай Буров (Бывший глава Комитета по культуре Петербурга).

Список настоятелей собора

Настоятели собора за всю историю
Даты Настоятель
Первый храм
… — …
1721—1727 протопоп Алексей Васильев
Второй храм
1727 — 7 июля 1735 протоиерей Иосиф Тимофеевич Чедневский (скончался 13 апреля 1736)
1736—1741 протоиерей Василий Павлович Терлецкий (1673—после 1761)
1742 — 10 ноября 1744 протопоп Петр Яковлев (1704 — 10 ноября 1744)
12 января 1745 — 29 декабря 1750 протоиерей Тимофей Семенов (скончался 29 декабря 1750)
1751—1757 протоиерей Александр Львов
1757 — 20 октября 1758 протоиерей Феодор Лукин (скончался 20 октября 1758)
8 декабря 1758 — 29 октября 1771 протоиерей Никита Далматов (Долматов) (скончался 29 октября 1771)
1771 — начало 1789 протоиерей Иоанн Матфеев
11 февраля 1789 — 16 февраля 1800 протоиерей Георгий Михайлович Покорский (1740—15 октября 1800)
Третий храм
21 мая 1800 — 31 декабря 1829 протоиерей Михаил Алексеевич Соколов (1762—31 декабря 1829)
1829 — 27 октября 1836 протоиерей Иаков Иванович Воскресенский (30 апреля 1775—27 октября 1836)
1836 — 31 октября 1855 протоиерей Алексей Иванович Малов (скончался 31 октября 1855)
Четвёртый храм
1858 — 22 декабря 1860 протоиерей Андрей Иванович Окунев (7 августа 1794—22 декабря 1860)
24 декабря 1860 — 9 декабря 1869 протоиерей Иоанн Дмитриевич Колоколов (1799—9 декабря 1869)
30 сентября 1870 — 2 сентября 1884 протоиерей Петр Алексеевич Лебедев (13 января 1807—2 сентября 1884)
1884 — 16 февраля 1886 протоиерей Платон Иванович Карашевич (1824—16 февраля 1886)
1886 — 4 октября 1897 протоиерей Пётр Алексеевич Смирнов (1831—1907)
13 октября 1897 — 22 октября 1909 протоиерей Иоанн Антонович Соболев (1829—1909)
4 ноября 1909 — 19 февраля 1917 протоиерей Александр Иванович Исполатов (1835—1917)
23 февраля 1917 — 3 июля 1919 протоиерей Николай Григорьевич Смирягин (1839—1919)
июль 1919 — 29 апреля 1922 протоиерей Леонид Константинович Богоявленский (1871—1937)
май — 23 июля 1922 протоиерей Пётр Павлович Балыков (1892—после 1922)
июль 1922 — 18 марта 1923 протоиерей Василий Николаевич Велтистов (1854—после 1923)
март 1923 — июль 1924 протоиерей Николай Фёдорович Платонов (1889—1942)
июль 1924 — январь 1925 протоиерей Павел Порфирьевич Чуев (1889—после 1925)
1925 протоиерей Дмитрий Феофанович Стефанович (1876—1926)
январь — август 1926 протоиерей Александр Иванович Боярский (Сегенюк), (1885—1937)
август 1926 — 3 октября 1927 протоиерей Лев Михайлович Теодорович (1867—после 1930)
октябрь 1927 — 9 марта 1928 протоиерей Пётр Николаевич Никольский
март — 14 июля 1928 «архиепископ» Геронтий (Григорий Андреевич Шевлягин), (1893—после 1934)
14 июля 1928—1990 службы в храме не проводились
1990—2001 протоиерей Борис Михайлович Глебов
2002 год — настоящее время митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров)

Общественное мнение о соборе

Современные иерархи Русской Православной Церкви не стали выделять крупнейшее храмовое сооружение в городе, как главное. В настоящее время Исаакиевский собор не является кафедральным собором Петербургской митрополии.

Оценки современного состояния

По мнению профессора Санкт-Петербургского политехнического университета Валерия Голода, в 2000-х годах «с механической точки зрения состояние собора аварийное. Запас прочности иногда бывает от двукратного до шестикратного. Но какая часть из этого запаса исчерпана, а какая продолжает держать конструкцию? Закрывать глаза на это нельзя».

Факты

Исаакиевский собор. 2008 год
  • В связи со строительством и освящением собора Александром II была учреждена государственная награда — медаль «В память освящения Исаакиевского собора». Награждались ей лица, принимавшие участие в строительстве, украшении и освящении собора.
  • Для храма была изготовлена новая гробница. Она была изготовлена по образцу гробницы Храма Спаса-на-Сенной (автор — известный ювелир Ф. А. Верховцев).
  • Знаменитый немецкий живописец на стекле Макс Айнмиллер создал для собора запрестольный витраж высотою в 9,5 м.
  • В интерьере использованы шунгит и алевролитовый сланец, единственные месторождения которых находятся в Карелии.
  • Длительный срок строительства собора (40 лет) современники Монферрана объясняли тем, что некий прорицатель предсказал архитектору смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора. Поэтому архитектор не спешил со строительством. Монферран действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора.
  • В 1879 году И. Н. Полисадов основал Общество проповедников для кафедры Исаакиевского собора — первое общество такого рода в столице.
  • 3 сентября 1991 года Банк СССР выпустил в обращение памятную монету номиналом 50 рублей с изображением Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в серии «500-летие единого Русского государства». Монета изготовлена из золота 999 пробы тиражом 25000 экземпляров и весом 7,78 грамма.

Фото (31)

Катедрала Светог Исака - Saint Isaac's Cathedral - Isaakievskiy Sobor  - Исаaкиевский Собoр - Санкт Петербургcreation MonferanКатедрала Светог Исака - Saint Isaac's Cathedral - Isaakievskiy Sobor  - Исаaкиевский Собoр - Санкт ПетербургSin coches, sin gente.   Без машин, без людей.St. Petersburg - a city of spectacular architecture and a golden dome!Исаакиевский собор на рассвете. St. Isaac's Cathedral at dawn.Interior of St. Isaac's Cathedral. — Исаакиевский собор.  Придел Св. Екатерины.Bas-relief of St.Isaac cathedralSan Pietroburgo, cupola della Cattedrale di Sant'IsaccoInterior of St. Isaac's Cathedral. — Исаакиевский собор. Придел Св. Александра Невского.Предновогодний пейзажSt. Isaak Cathedral at nightSt. Isaac Cathedral in Saint Petersburg DSCN4991_1Санкт ПетербургIMG_6886Санкт-Петербург, Адмиралтейство, Эрмитаж, Петропавловская крепость, Арсенал, вид с Исаакиевского СобораВид на здание Сената и Синода (сейчас - Конституционного суда РФ) с коллонады Исаакиевского соборавид с колоннады Исаакиевского собора (fullsize)Léningrad - Nicolas Ier et St IsaacIsaac Kathedrale in St. PetersburgSt. Isaac's Cathedral. — Исаакиевский собор.Вид на Мариинский ДворецВеликолепный вид - Magnificent views...Исаакиевский соборMariinsky Palace. — Мариинский дворец.НебоView from Isakii 4View from St. Isaac's Cathedral to the Hermitagepanoramica de san petersburgoИсаакиевский собор зимним вечером

Экскурсии

Архитектура и легенды Исаакиевской площади
История и архитектура
Разобраться в истории, стилях и загадках одной из красивейших площадей Петербурга
Цена: 600 руб. за человека
Продолжительность: 1.5 часа
Во время этой экскурсии мы поговорим о зданиях, памятниках Исаакиевской площади, архитектурных стилях и эпохах, когда они создавались, об их назначении, а также о легендах и загадках, окружающих их.
Подробнее...
Андрей
Гид
Андрей
Входной билет в  музей-памятник Исаакиевский собор
Пешеходные
Входной билет в музей-памятник "Исаакиевский собор" - один из наиболее значительных художественных музеев России, пользующийся известностью во многих зарубежных странах.
Цена: 400 ₽ Групповая
Продолжительность экскурсии: 1 час
Входной билет в музей-памятник "Исаакиевский собор" - один из наиболее значительных художественных музеев России, пользующийся известностью во многих зарубежных странах. Исаакиевский собор - уникальный памятник отечественной архитектуры и один из лучших кафедральных соборов Европы. Это выдающийся образец русского культового искусства. Художественное оформление собора включает крупнейшее собрание русской монументальной живописи середины XIX века, насчитывающее более 150 произведений. Среди них работы известных художников Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Свыше 300 статуй, скульптурных групп и рельефов выполнены Иваном Витали. Важную роль в художественно-декоративном убранстве играют более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Несомненный интерес представляет один из крупнейших в России витражей площадью 28,5 кв.м. В оформлении интерьера многочисленные произведения живописи, мозаики, скульптуры, эффектное сочетание цветного камня и позолоты создают богатейшую цветовую гамму
Подробнее...
Подъем на крышу с видом на набережную и Исаакиевский Собор
Необычные
Прогулки по крышам – это увлекательное путешествие по самым потаенным, интересным и живописным местам Санкт-Петербурга. Что мы предлагаем: - Час интересных историй о Санкт-Петербурге - Море ярких эмоций и впечатлений - Красивые фотографии на фоне основных достопримечательностей города. - Теплая и уютная атмосферам с видом на набережную.
Цена: 1000 ₽ Индивидуальная
Продолжительность экскурсии: 1 час
Прогулки по крышам – это увлекательное путешествие по самым потаенным, интересным и живописным местам Санкт-Петербурга. Наши экскурсии помогут взглянуть на город с самых выгодных ракурсов и будут интересны не только гостям города, но и его коренным жителям. Разработанная нами программа позволит избежать перечисления сухих дат и фактов, а также позволит прикоснуться к самой истории города, его дворцов, проспектов, улиц и разводных мостов. С нами работают гиды, занимающиеся данным видом экскурсий уже более четырех лет. К каждой экскурсии мы подходим индивидуально, заранее обговаривая детали маршрута и содержания встречи с клиентами. Наша задача – быть максимально информативными и оставить у наших клиентов яркие и теплые воспоминания на долгое время. Наши площадки расположены в историческом центре города и позволяют насладиться не только видом архитектуры, но и изящных изгибов Невы. Что мы предлагаем: - Час интересных историй о Санкт-Петербурге - Море ярких эмоций и впечатлений - Красивые фотографии на фоне основных достопримечательностей города. - Теплая и уютная атмосферам с видом на набережную.
Подробнее...

Панорама

Панорама Яндекс с воздуха

Панорама Яндекс

Инфо

Часы работы:
Все дни кроме среды в 10:30-18:00

Отзывы

tourist
22.11.2017 Анастасия
Какой великий, благородный, мудрый... Его описывать можно бесконечно! Очень радует что нам дают побывать на его коллонаде! Сколько пережил, но его история только делает его более значимым да последующих поколений! Порадует что он стал действующим собором!
 Отлично
tourist
09.11.2017 Bryan
История музея начинается с 1928 года, когда в Исаакиевском соборе была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора». Посетители могли увидеть чертежи, рисунки, модели, связанные со строительством храма документы ЛИИЖТа, Русского музея, Академии художеств и Ленинградского центрального архива, а также портреты архитектора О. Монферрана, художников К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и П.В. Басина.

12 апреля 1931 года с показа опыта с самым большим в мире маятником Фуко в Исаакиевском соборе был открыт Государственный антирелигиозный музей. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль.

В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в Исаакиевский собор для сохранения перевозятся экспонаты музеев города и пригородных дворцов Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины.

После войны, вместе с подготовкой к открытию, в соборе проводились ремонтные и реставрационные работы, которые начались в 1945 году и продолжались до 1963 года. Для посетителей музей открыл свои двери в декабре 1948 года.

Послевоенная экспозиция Исаакиевского собора включала следующие разделы: «Исаакиевский собор как историко-художественный и архитектурный памятник»; «История постройки Исаакиевского собора»; «От собора к музею»; «Маятник Фуко».

В январе 1963 года музей-памятник «Исаакиевский собор» стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда.
 Хорошо
tourist
06.11.2017 Виктор
Собор в изумительном состоянии. Его величественный вид всегда манил меня. Удивительное место! Внутреннее пространство настолько гармонично, что не хочется уходить. При входе сразу предложили экскурсию, которая оказалась очень познавательной. Кстати, очень хорошо, что он имеет статус музея. Это позволяет огромному числу людей наслаждаться не только чисто его архитектурным величием, но и сильной доброй энергетикой намоленного места
 Отлично
tourist
05.11.2017 Иван
Цивилизованнный вход, купили билет в автомате. Отличный вид на город+аудигид из колонок . Лучше и выше на 30 м. чем в "Этажи". Сильно дует, одевайтесь теплее
 Отлично
tourist
28.10.2017 Svetlana
Мне очень понравилось, особенно бесплатная экскурсия, включенная в цену билета. В кратце, по делу и обо всем! Сам Собор очень красив!
 Отлично
tourist
17.10.2017 Ника
Люди пришедшие платят за вход. Верующим вера позволяет входить через выход бесплатно. Обычных людей останлвят. А верующих не останавливт. Интересно, как они отличают "верующих"?
 Хорошо
tourist
12.10.2017 Игорь
Самый красивый храм в России. Главный храм Российской Империи. Настоятельно рекомендую даже не верующим. Внутри очень интересная экскурсия. Отделка оказывает очень сильное впечатление. Талантливейшие мозаичные изображения и колонны, отделанные малахитом и афганским лазуритом не могут оставить равнодушными. Резные двери - настоящий шедевр. Удивительно, что всё это великолепие дошло до наших дней, через все революции и войны.
А экскурсоводы откроют глаза на детали, о которых вы не задумывались ранее.
Обязательно поднимитесь на колоннаду - оно того стоит.
 Отлично
tourist
06.09.2017 Георгий
Исаакий ! Грандиозный храм!
В описании имеется ошибка. Собор был построен не в 1818 году. В указанном году началось лишь его строительство, которое продолжалось 40 лет. И было закончено в 1858 году.
 Отлично
tourist
24.08.2017 V
Одно из знаковых мест Петербурга. Величественное сооружение. Архитектура спорная. Все гости города обязательно должны здесь побывать.
Я за Исаакий - музей, доступный всем.
РПЦ - ненасытный монстр.
 Отлично
tourist
22.01.2017 Udesh
Удивительное место. Отличная архитектура.
Мы можем видеть вокруг города
 Отлично
tourist
21.01.2017 Elena
Огромный храм с ярким убранством. Действительно красивый и необычный. Обязательно поднимитесь на верхнюю смотровую площадку(отдельный билет) - преодолев не так много ступеней вы увидите весь город.
 Отлично
tourist
14.01.2017 Sarah
Отличный вид на город и выражает уникальный слияния Санкт-Петербурга между западными и восточными европейскими влияниями.
 Отлично
tourist
12.01.2017 Stas
Невероятно завораживающие и обязательное для посещения в Питере место. Для того, чтобы в полной мере прочувствовать историю Исаакиевского собора и ещё больше насладиться видами Питера обязательно приобретите билет на Колоннады.
Внутри самого собора вам проведут интереснейшую экскурсию, которая входит в стоимость билета.
Студентам и обладателям карты ISIC скидки.
 Отлично
tourist
03.01.2017 Кудесник
Проводятся постоянные экскурсии. Экскурсоводов достаточно, ждать долго не приходится. Очередь в кассу можно избежать, если покупать билеты рядом с кассой в терминале. Есть 2 варианта билетов: в сам храм, и в звонницу.
На экскурсии рассказывают историю строительства, годы, пережитые в Великую Отечественную, ход работ по реставрации. Очень интересно рассказывают об иконах, фресках, колоннах, витражах и пр. элементах архитектуры. Не в каждой церкви/храме об этом узнАешь.
Почти всё можно всё фотографировать.
Сам храм один из лучших по дизайну и убранству, сильно завораживает.
 Отлично
tourist
03.01.2017 Anton
Одна из лучших экскурсий за свою цену! Довольно дешевый вход цена и очень красивый собор!
 Отлично
tourist
28.12.2016 ЛюбЛю
Неописуемый восторг! Внутреннее убранство завораживает. Храм действующий. Стоимость вход.билета 250 р.(без колоннады)
 Отлично
tourist
18.12.2016 Галина
Удивительный собор с отличным видом на город. Это витражи, алтарь, который является довольно необычным для Православной Церкви.
 Отлично
tourist
21.10.2016 Andrea
Хороший собор для посещения, если вы находитесь в городе. На вершине вы получаете прекрасный вид на Санкт-Петербург.
 Отлично
tourist
20.10.2016 Виталий
Собор поражает своей красотой и размером. При виде внутреннего убранства собора просто открываетя рот. Вход стоит 250 рублей на взрослого, ребеное прошел бесплатно (но это не каждый день). Внутри храма есть небольшой храм. Очень понравилось восхождение на колонаду (150 руб с человека). Пожилым думаю будет сложновато забраться по леснице на колонаду ступенек многовато и выкоковато. Сильно тучным там вообще делать не чего. Т.к. после подъема на длинную лесницу надо протиснуться в щелочку, что бы покасть на финальную лесницу. Когда попадете на колонаду, там будет транслироваться экскурсия по открывающейся панораме - полезно послушать. Учтите, если холодно и ветер - на колонаде у вас все мопли в носу замерзнут (одевайтесь потеплее). Подъитожим. Если вы в Питере вы просто обязаны посетить данный собор. Единственное что мне не понравилось, что в чудесном красивейшем храме устроили торжище (сплошные торговые лавки внутри).
 Отлично
20.10.2016 Nils
Одна из самых красивых церквей, которые я когда-либо видел. Наверняка не упустите шанс увидеть Санкт-Петербург с вершины церкви!
 Отлично
12.10.2016 Татьяна
Один из символов моего лучшего города на Земле ?. Исаакиевский собор прекрасен и величественен в любое время года. И не забудьте подняться на коллонаду (кстати, это можно сделать до 22 часов). Всего 262 ступеньки - и перед вами открывается восхитительный вид на центр города, а если повезет с погодой ?, то и на более новые районы. На коллонаде постоянно транслируется информация об исторических зданиях, которые вы видите.
 Отлично
tourist
12.10.2016 Наталья
Красивый собор. Особенно впечатляет смотровая площадка на город, но что бы на нее добраться предстоит сложное карабканье по крутым лестницам, лифт вечно не работает. За то вид на город открывается просто сногсшибательный. Интересно для любого жителя и гостя города.
 Хорошо
tourist
17.09.2016 Olga
Обожаю это место, необыкновенное, завораживающее своей мощью
tourist
08.09.2016 Alexey
Один из лучших соборов построенных в России за все времена. Что тут говорить еще даже и не знаю. Если приезжаю в Питер с теми кто здесь еще не был, поход в Исакий в обязательной программе.
 Отлично
tourist
06.09.2016 Павел
Петербург
(Павел Егоров Энтлор)
Изящный, строгий император,
Великий, знатный и лихой,
России свет, её фарватер
Восстал обителью святой.

Он молод сердцем, полон сил,
Блистает разумом и светом,
Навек Отчизну просветил
Ученым праведным заветом.

В чудесном каменном наряде,
Сияет славный Петербург,
Фигурный, в статусном обряде
Творит нещадный драматург.

Играет музыкой великой,
Струится кровью невских вод,
От позолоты чертит блики,
Взрывает яростный народ.

Желтеет строгими домами,
Белеет строем колоннад,
Лишает разума словами,
Устроит ночью маскарад.

По-императорски свободный,
Все может, все ему дано,
Идейный, властный, всенародный,
Из злата ценного руно.

Он вовсе не Петра творенье,
Он – император - сам и есть,
Восприняв духа воплощенье,
Воскрес Великий Петр здесь.
 Отлично
tourist
30.08.2016 Кирилл
Описывать сам собор... не вижу смысла. Одно из исторических и культурных мест Санкт-Петербурга.
НО! Ночью. Подняться на колоннаду. И сверху, посмотреть на ночной город. НЕЗАБЫВАЕМО!
 Отлично
tourist
27.08.2016 Slava
Поекраснейший из соборов. Кассы справа от главного фасада (Исаакиевская площадь): отдельно оплачивается посещение собора (около 300 руб) и подъем на колоннаду (150 руб).
tourist
26.08.2016 Chiara
Прекрасный вид на Санкт-Петербург, но билет стоит слишком дорого (300 р. только для просмотра) . Хорошее место, но не более того.
 Неплохо
tourist
22.08.2016 Pedja
Красивый вид сверху, но он переполнен. Пойти вечером на великолепный панорамный вид.
tourist
22.08.2016 Pedja
Прекрасный вид сверху, но он переполнен. Пойти вечером на великолепный панорамный вид.
tourist
20.08.2016 Виктор
Очень красивый как внутри, так и снаружи. Очень рекомендую для посещения. С коллонады открывается прекрасный вид на Питер.
 Отлично
tourist
14.08.2016 H
Здесь был самый красивый собор, который я видел! И не пропустите восхождение на 300 ступенек, можно увидеть Санкт-Петербург как панорамное фото?
tourist
14.08.2016 Dunbar
Впечатляющий собор. Стиль ближе к католической, как под влиянием архитектора. Лица немногих человеческих статуй икон оставаясь в рамках правил Православной Церкви. Надо видеть. Сувенирный магазин. Нет общественных туалетов.
 Отлично
tourist
09.08.2016 Eric
Замечательный собор и какой смысл вздыхать от колоннады!
На ночь это чудесно, чтобы сделать фотографии города.
Но я был разочарован тем, что штативы не пускают! Я ставлю рефлекс на полу, чтобы иметь хорошее качество снимков.
 Отлично
tourist
05.08.2016 Paul
Недавно был на колоннаде. Ощущениче, что до неба можно дотянуться рукой. Никакие 200+ ступенек не преграда. Город на ладони. Собор - просто исполинских размеров - очень впечатляет!
 Отлично
tourist
02.08.2016 Рина
Очень красивый вид с колоннады, не зря он в два раза дороже, чем внутрь. Музей красивый, но мало экспонатов.
 Отлично
tourist
24.07.2016 Ma
Великолепная архитектура...также он имеет отличный вид, когда вы идете на вершине...очень рекомендую!
tourist
20.07.2016 Oleg
Исаакиевский собор поражает своими размерами. Здесь огромное всё: иконы, статуи, двери, окна, изображения святых. Музей и церковь соседствуют внутри собора. Помните об этом! Так же не забудьте посетить колоннаду собора, с которой открывается великолепный вид на город. Собор очень популярен у туристов учитывайте это при посещении.
 Отлично
tourist
15.07.2016 Alexandr
Очень полезно и здорово. В то же время выдержанно и строго. Глобальная и массивная архитектура.
 Отлично
tourist
08.07.2016 Антон
Самый замечательный собор! Торжественный, величественный, монументальный, просторный, атмосферный! Обязательно к посещению!
 Отлично
tourist
08.07.2016 Сергей
Отличные вечерние прогулки по колоннаде от 300 р. Шикарный вид! Билеты проще купить не в кассе, а практически без очереди в автоматах по карте. Есть автоматы рядом с кассой и рядом со входом.
27.06.2016 Richard
Это надо видеть огромный кафедральный собор в Сан-Петербург. У многих огромные колонны и золотые купола снаружи роскошный, богато оформленный интерьер, плюс прекрасный вид с балкона, вокруг за пределами купола. Это хорошо стоит цена билета и 200 ступенек.
 Отлично
tourist
24.06.2016 Sophie
Колониальный класс но слишком много людей. Можно поехать после 6 вечера, когда там меньше людей, так как билет стоит дороже. Музей является менее привлекательным, не большая разница из других церквей, можете пропустить, если не очень активны в церкви.
 Отлично
21.06.2016 M
Выделяются собор ! Я не пошел внутри, но снаружи это удивительно.

Я заплатил, чтобы сделать ходьбы от собора, и я был хорошо стоит.
 Отлично
tourist
14.06.2016 Виталий
Очень красивое место! Всем рекомендую к посещению! Что бы не стоять в очередях - за день вы можете курить электронные билеты! Это быстро и удобно. Если же вы уже у собора, то есть автоматы по продаже билетов, к ним как правило очередь меньше или не вообще нет.
 Отлично
tourist
12.06.2016 Александр
Очень красивый собор. Он впечатляет своим величием. Очень интересные экскурсии. С коллонады открывается прекрасный вид на Санкт-Петербург
 Отлично
tourist
11.06.2016 Виталий
Здание очень красиво. Архитектор постарался на славу, жаль что детище свое пережил совсем ненадолго. Одна из знаковых достопримечательностей города. Жаль, что не удалось подняться на обзорную площадку и посмотреть на город сверху.
 Отлично
03.06.2016 Natalia
Красиво и внутри и снаружи. С колонады шикарный вид на город , внутри экскурсии с гидом, который рассказывает историю постройки и внутреннего убранство собора. В соборе есть действующий приход, где по воскресеньям в 8 утра можно прийти на службу, помолиться, естественно тогда вы входите бесплатно. В остальное время внутрь 250 руб с человека. На колонаду 150 руб с человека.
 Отлично
tourist
26.05.2016 Але
Самый красивый собор в Питере. Обожаю это место. Можно попасть вовнутрь бесплатно, посетив службу. И случайно можно услышать красивейшее пение хора!
tourist
21.05.2016 Rimma
Очень красивый музей и действующая церковь. Потрясающий вид с колоннады.
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia