XIX в

Погода в Санкт-Петербурге сейчас

0 °C
Ветер: западный, 3 м/с
Влажность: 94 %
Давление: 752 мм рт.ст.
Средние температуры
днемночью
Декабрь+3 °C-5 °C
Январь-1 °C-9 °C
Февраль+1 °C-7 °C
Март+5 °C-4 °C
Апрель+10 °C+1 °C
Май+19 °C+8 °C
Booking.com

Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

Описание

Храм Спаса-на-Крови
Фото с wikipedia.org

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, или Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 [13] марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.

История

Временная часовня

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.

Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.

Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурс

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечению памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 года были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолов, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Рисунок будущего храма, выполненный архимандритом Игнатием, до доработки проекта архитектором Альфредом Парландом, 1883

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки под наблюдением профессора Д. И. Гримма, окончательно проект был утверждён только 1 мая 1887 года. В создании Храма принимали участие: помощники проф. А. А. Парланда архитектор В. И. Фиделли и Д. А. Орехов; художник Н. К. Бодаревский, мозаичист В. А. Фролов, бронзовых дел мастер Фёдоров и др.

Строительство храма

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. В комиссию по строительству храма, возглавляемую Великим князем Владимиром Александровичем, вошли архитекторы Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, которые во время возведения здания давали консультации и вносили коррективы в проект; большое участие в переработке проекта принял И. В. Штром, предложения которого существенно повлияли на композицию осуществлённого храма.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года (в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Западный фасад

27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

История прихода храма

Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.

6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00.

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриашего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.

История после закрытия прихода

Спас на Крови

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию начались под руководством бывшего пиротехника В. И. Демидова утром 28 октября 1961 года, их проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков, Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапёр Валентин Николаев. Это была уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и незаурядного самообладания и мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.

23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

Архитектура и внутреннее убранство

Вид на южный фасад храма (2011 год)

Купола

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Внешний вид собора

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Фото (31)

Cathedrale Saint Sauveur sur le sang versé à Saint PetesbourgХрам Воскресения Христова (Спас на крови)Iglesia de la Sangre DerramadaС праздником Крещения Господня! Fragment Temple  "Savior on the Spilled Blood".The Church of Spilled BloodSt.-Petersburg  Erlöserkirche auf dem Blute  1883 - 1907Санкт - Петербург 26. 07. 2008. kazaniya @Saint Peresburg, Russia, Grating of Mikhailovsky parc and the Church of Saviour-on-BloodSankt PetersborgChurch of the Resurrection. — Храм Спаса на крови.Фрагмент храма Спаса-на Крови. Fragment Temple Savior on the Spilled BloodParque MikhailowskyСанкт-ПетербургСон о Спасе на Крови..Спас на Крови. ГербыСанкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова 2 лит Б, Спас-на-КровиСпас на крови.  Catedral    Sant   Salvador   Sobre   la   Sang   . Sant    Petersburg .Church of the Savior on BloodDom Die Auferstehen Christi auf  dem Blute, 1883-1907 - Spas-na-kroviSant Petersburg (Foto_Seb) 1136_IMGSan Pietroburgo, cappella dietro la chiesa della ResurrezioneSan Pietroburgo, chiesa della Resurrezione ISANT PETERSBURGканал ГрибоедоваChurch of Our Savior on the Spilled Blood -   Церковь Спаса на КровиСпас на кровиCathedral of the Resurrection, St.Petersburg, 2006Решетка Михайловского садаМозаичная роспись собораChurch on Spilled Blood 3

Панорама

Панорама Яндекс с воздуха

Панорама Яндекс

Инфо

Сайт: cathedral.ru
Часы работы:
Все дни кроме среды в 10:30-18:00

Отзывы

tourist
19.11.2017 Антон
Рекомендую зайти внутрь. Просто потрясающая мозаика площадью более 7000 кв.м. восстановленнная трагическим трудом неравнодушных людей, мастеров. Рассказ экскурсовода Людмилы Ивановны произвел глубокое впечатление
 Отлично
tourist
06.11.2017 Evgenia
Потрясающе место. Очень красиво и необычно. Обязательно стоит посетить
 Отлично
tourist
11.10.2017 Игорь
Сооружение очень красивое. Жаль внутри экскурсии за дополнительную плату. Есть хорошая скидка для студентов. Внутри сильно отличается от собора Василия Блаженного, несмотря на внешнее сходство. Рядом ряды продажи сувениров.
 Отлично
tourist
05.10.2017 эльбрус
Все хорошо. Но увы очень скучно рассказывают гиды. Чуть не уснул там. И увы не возле каждого экспоната есть таюличка. А читать все в одном месте. Не очень удобно
 Неплохо
tourist
08.09.2017 Андрей
Супер! Очень красиво! В стоимость билета входит экскурсия. Рекомендую посетить.
 Отлично
tourist
24.08.2017 Frank
Один из наиболее красивых и уникальных храмов Петербурга.

В стоимость билета входит экскурсия. Просто надо подождать несколько минут сразу за входом. Группа соберется и гид начнет рассказ.
Очень понравилось.
 Отлично
tourist
11.07.2017 Максим
Спас на крови. Лояльные цены на вход, имеются льготы. В самом здании очень красиво, море туристов. При возможности останьтесь на вечернюю литургию, очень успокаивает. А самое интересное то, что сувениры здесь гораздо дешевле, чем в других местах.
p.s По ценам самые дешёвые здесь и в подземном переходе Невский просп./ ул. Садовая
 Отлично
tourist
29.04.2017 Никита
Хороший мемориал, построенный в память о убийстве Александра 2 . Красивый с наружи и сказочный в нутри . Особенно поразила мазайка
 Отлично
tourist
27.04.2017 Денис
Отличная организация, постоянно проходят экскурсии для посетителей. В цене билета экскурсия. Интересно и познавательно.
 Отлично
tourist
23.04.2017 Yura
Красивый, мне нравится. Да, некоторых Петербуржцев от его аляповатости и крикливости тошнит, но он, мне кажется, как-о вписался в облик Петербурга. Рядом, в Михайловском саду, хорошая детская площадка.
 Отлично
tourist
15.04.2017 Yura
Красивый, мне нравится. Да, некоторых Петербуржцев от его аляповатости и крикливости тошнит, но он, мне кажется, как-о вписался в облик Петербурга. Рядом, в Михайловском саду, хорошая детская площадка.
 Отлично
tourist
14.04.2017 Мария
Один из самых красивых соборов Санкт-Петербурга. Его внутреннее убранство впечатляет не меньше, чем внешнее. При том можно приходить в разную погоду и видеть собор по-новому.
 Отлично
tourist
15.03.2017 Елена
7000 (!!!) квадратных метров мозаики, собранной, конечно же, вручную!
Пока там гуляли, прибивались к разным экскурсионные группам и советую экскурсию именно у Ивановой Анны Владимировны. Она расскажет много интересных фактов о строительстве храма, его истории и реконструкции. Экскурсия недолгая, но очень интересная и качественно отличается от других подобных. Так что, если будет возможность, то только к ней!
 Отлично
tourist
05.03.2017 Irina
Прекрасная архитектура, восхитительный интерьер. Храмом уже 'не пахнет', к сожалению, но очень красиво!!! И вокруг.... Парк, канал, площадь. Атмосферно.
 Отлично
tourist
21.01.2017 Lefteris
Если вы хотите посетить исторические места с мозаичными стенами, это правильное место. Вот и все!
tourist
21.01.2017 Elena
Красивейшее место с особенной историей. В стоимость билета входит маленькая экскурсия с гидом. Убранство собора поражает яркостью и уникальностью. Очень понравилось!
 Отлично
tourist
08.01.2017 Maria
Очень красивый храм! Жалко, что большая очередь на кассу помешала зайти в нутрь :(
tourist
07.12.2016 Мария
Очень красивый храм. Наверно лучший в Питере. При его строительство стоило титанических усилий многим людям
tourist
26.11.2016 Elena
Очень интересная экскурсия! История храма поражает
tourist
26.10.2016 Дмитрий
Очень красиво
tourist
25.10.2016 Katrin
Прекрасный и необычный храм. Будете рядом, обязательно зайдите внутрь.
tourist
12.10.2016 Вадим,
Практически брат московскому Храму Василия Блаженного, не смотря на разных зодчих и время постройки.
tourist
09.10.2016 Katrin
Внутри просто красиво, отбросьте всю эту религиозно-фанатичную ересь и наслаждайтесь искусством!
tourist
02.10.2016 ahmad
Это была хорошая поездка для меня, но атмосфера очень крутая
 Отлично
tourist
22.09.2016 Максим
Потрясающее сооружение. Отделка мозаикой. Мраморные полы. Трагическая история создания. Каждый архитектор обязан увидеть это сооружение в живую!
 Отлично
tourist
22.09.2016 Alexey
На мой взгляд, это самый красивый храм в Петербурге. Кто-то может сказать, что он слишком вычурен, кто-то говорит, что он слизан с московского Храма Василия Блаженного. Другим же, в том числе и мне, кажется, что он идеально вписывается в окружающую архитектуру, особенно приятно на него просмотреть со стороны Канала Грибоедова. Несмотря на трагичность истории его появления, в пасмурную погоду вид Спаса-на-Крови воодушевляет, положительно отличаясь от окружения. Достойно посещения храма и внутреннее убранство. Несомненно, заглянув в Петербург, не стоит пропускать это место.
 Отлично
15.09.2016 Снегурочка
Когда я училась в ЛФЭИ им. Вознесенского, во время лекций любовались в окно на сверкающие на солнце купола собора. Забыть невозможно, хоть и прошло 30 лет
 Отлично
tourist
08.09.2016 Michael
Шедевр архитектуры, главная привлекательность-это захватывающий мозаики внутри
tourist
02.09.2016 Maryam
У большинства людей любимое место в Санкт-Петербурге. Множество дорогих сувенирных магазинов на улице. Кроме того, попробуйте пойти на ночь, чтобы получить некоторые удивительные фотографии :)
27.08.2016 Наталья
Сам храм непередаваемо красив и снаружи, и внутри. Впечатление испортило некорректное отношение в кассе и администратора. Дочка-студентка, на летних каникулах посещала с нами экскурсию в храм,в кассе придрались к тому, что студенческий билет не продлен, хотя его продляют только в сентябре с началом нового семестра, и заставили покупать билет за полную стоимость без льгот. Ни в музеях Москвы, ни в других музеях Питера не видели такого не корректного отношения.
 Отлично
tourist
26.08.2016 Илья
Пожалуй, для меня, как человека впервые посетившего Спас на Крови, но не являющегося религиозным, этот храм мне больше понравился.Он красивый и величественный как снаружи, так и внутри.Поразили иконы и картины из мозаики на стенах, состоящие из очень маленьких кусочков.Уже ради мозаики можно сходить, она впечатляет. Ну а перед походом в храм, рекомендую все же ознакомиться с историей храма.как довоенной, так и послевоенной.
Из минусов могу отметить стоимость посещения. Если вы не входите в категорию льготников, цена посещения этой культурной ценности может оказаться неприятным сюрпризом
 Хорошо
tourist
23.08.2016 Eduardo
Хотя снаружи это не очень ярких тонах, внутри имеет несколько удивительные мозаики. По средам
23.08.2016 walkwithdeath
Самая красивая церковь в Санкт-Петербурге. Это надо видеть! Вход: 250 рублей.
 Отлично
tourist
22.08.2016 Pedja
Надо видеть место. Убедитесь, что вы получите внутри аудиоустройства тур. Вам только одно и она обслуживает две пары наушников.
tourist
11.08.2016 Karina
Невероятной красоты храм, обязательно зайдите внутрь, все рассмотрите и послушайте экскурсию! После 18:00 вход для всех 400₽! По праздникам и воскресеньям с 7:30 до 10:00 проходят литургии.
tourist
02.08.2016 Рина
Любимый Спас на крови. В детстве напоминал мороженое. Стиль очень отличается от остальных зданий Петербурга.
 Отлично
tourist
01.08.2016 Наталья
Мне трудно сейчас оценить красоту музея, потому что столкнулась с некорректным отношением сотрудников. Я - многодетная мама из Москвы, удостоверение действительно до 2025 года, но мне отказали в бесплатном посещении музея, мотивируя это тем, что из 4 детей только двое на сегодняшний день несовершеннолетние. А администратор добавил, что де "пожили по Московским законам . Поживите по Питерским." Было обидно до слез. Добавлю, что это единственный музей в Санкт Петербурге, где у меня возникли подобного рода проблемы. В Исакиевский собор без проблем пустили, в Эрмитаж.
 Ужасно
tourist
24.07.2016 Ma
Надо видеть!Отличная архитектура и вид!достопримечательность города!я предпочитаю посетить ночью,удивительно.но вы должны пройти в день в случае, если вы хотите зайти внутрь церкви.
tourist
18.07.2016 Егор
Хотелось получить культурный экстаз, ведь про этот музей/храм не говорит только ленивый, однако разительных отличий от других православных храмов я не увидел. Везде золото, Иисус и снова золото.
tourist
15.07.2016 Nadezhda
Очень красивый храм, внутри он так же прекрасен. Можно просто побродить вокруг. Летом, часов в 6 вечера, посмотреть как отражаются купола в канале в солнечный день, это зрелище завораживает. А зимой храм красив , если смотреть на него сквозь деревья из Михайловского садика. А если немного пройти в сторону Марсового поля, можно попасть на пересечение реки Мойки и канала Грибоедова - оттуда храм прекрасно смотрится на фоне мостов, и здесь можно сделать прекрасные фото.
 Отлично
tourist
08.07.2016 Антон
Великолепнейший храм! Потрясающая мозаика! Одна из визитных карточек Петербурга. Обязательно к посещению!
 Отлично
tourist
06.07.2016 Tikhon
Лайфхак - чтобы сделать красивый снимок храма, нужно встать на мостик через канал. Шикарный ракурс.
 Отлично
27.06.2016 Richard
Я думаю, что это самый фотографируемый храм в Санкт-Perterburg. Экстерьер удивительно, но интерьер большинство пунктов окрашены. Линии почти всегда долго. Если у вас нет транспорта, пешком долго.
 Отлично
tourist
27.06.2016 Ilya
Local news: для того чтобы ощутить всю Красоту Собора, приходите на службу. Тогда он раскрывается полностью.
Каждое воскресенье и, по большим православным праздникам с 7 до 9:30 утра.
 Отлично
tourist
24.06.2016 Аля
Всем советую посетить
Мозаика великолепна. Прекрасен храм как внутри, так и снаружи. Проводятся экскурсии стоимость которых включена в билет.
 Отлично
tourist
15.06.2016 Dimitriy
Храм очень красив и с наружи и внутри.
 Отлично
tourist
14.06.2016 Eldar
Самая лучшая коллекция мозаик и фресок в городе, да и в России, наверное!
12.06.2016 Елена
Нереально красиво
 Отлично
tourist
08.06.2016 Dmitry
Приятное место безусловно. Конечно очень много туристов и место просто этим убито, а также безумной коммерцией вокруг.
 Отлично
tourist
30.05.2016 Andrey
Друзья, обязательно зайдите во внутрь!!! Внутреннее оформление храма ошеломляет!
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia