Погода в Санкт-Петербурге сейчас

-1 °C
Ветер: юго-восточный, 4 м/с
Влажность: 80 %
Давление: 751 мм рт.ст.
Средние температуры
днемночью
Декабрь+3 °C-5 °C
Январь-1 °C-9 °C
Февраль+1 °C-7 °C
Март+5 °C-4 °C
Апрель+10 °C+1 °C
Май+19 °C+8 °C

Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге

Описание

Центральный музей железнодорожного транспорта
Фото с wikipedia.org

Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации — технический музей в Санкт-Петербурге, посвящённый железным дорогам, подвижному составу и всему, что с этим связано. Основан в 1813 году.

История

Первые помещения

Музей берёт своё начало из фонда Института Корпуса инженеров путей сообщения, при открытии которого был предусмотрен «особый зал» для хранения моделей. Первые модели в «особый зал» поступили в 1813 году. Находился он во дворце князя Юсупова (современный адрес — набережная реки Фонтанки, дом 115).

Покупка и создание моделей, приборов и инструментов осуществлялась на ежегодно выделяемые 5.000 рублей. Первоначально коллекция пополнялась моделями и макетами, закупленными в Западной Европе; затем — из России. Ряд моделей был выполнен в мастерской института. При этом автором проекта некоторых из них был ректор института А. А. Бетанкур.

В 1823 году «особый зал» вместе с институтом был переведен в новое здание на Обуховском проспекте и стал музеем. Музей расположился в двух надворных флигелях, где было очень тесно. В 1829 году была введена должность смотрителя за библиотекой и музеем.

С развитием железнодорожного транспорта в Западной Европе и Америке музей стал регулярно пополняться его моделями и макетами.

В январе 1851 года музей был переведён на первый этаж главного здания института. Для залов в казенных мастерских при Эрмитаже были изготовлены из красного дерева подмакетники, шкафы, этажерки, стеклянные футляры для хранения моделей, приборов и инструментов.

После торжественного празднования в 1859 году 50-летнего юбилея института был издан специальный указ, согласно которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязаны были присылать в институт модели и чертежи построенных сооружений. Поступали модели как транспортных объектов, так значимых гражданских сооружений, памятников и соборов.

В 1862 году музей состоял из шести кабинетов:

  • модельный и механический;
  • строительно-рабочих инструментов;
  • физический;
  • геодезический;
  • минералогический;
  • образцов строительных материалов.

Осенью 1862 года музей открылся для широкой публики.

В связи с большим количеством экспонатов в помещениях музея стало очень тесно. Для устранения этого недостатка в 1866 году музею были предоставлены ещё два зала.

Во время празднования 100-летия со дня рождения императора Николая I министр путей сообщения М. И. Хилков предложил основать в Санкт-Петербурге музей для железнодорожных моделей. В мае 1897 года Государственный Совет отпустил на создание музея 7.500 рублей. Под музей был выделен манеж, который находился во дворе дома министра путей сообщения, но помещения было недостаточно.

Современное здание

М. И. Хилков предложил соорудить для музея и архива общее здание. В марте 1900 года Государственный Совет выделил 90.000 рублей.

2 (15) июня 1901 года в Юсуповом саду состоялась закладка здания музея, главным фасадом на Садовую улицу. Освящение и открытие Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I состоялось 6 (19) декабря 1902 года.

В январе 1903 года были подписаны «Правила допущения посторонней публики для осмотра Музея имени императора Николая I».

К 1904 году к зданию музея с южной стороны пристроили двухэтажный павильон, в который были помещены в 1905 году ботик Петра I, катер Александра II, два знамени расформированного Ладожского батальона ведомства Путей сообщения.

В 1910 году к зданию был пристроен левый корпус по проекту архитектора Е. Е. фон Баумгартен. Строительство здания осуществлял архитектор С. П. Галензовский. В том же году к музею ведомства был присоединён переведённый сюда музей института.

Советское время

В первые годы Советской власти штат музея сократился до хранителя и одного сторожа, но собрание удалось сохранить. 2 ноября 1924 года музей был вновь открыт.

На тот момент экспонаты располагались в пяти отделах:

  • общем;
  • мостовом;
  • железнодорожном;
  • водном;
  • архитектурном.

С 1928 года стали пополняться фонды, ремонтироваться модели, создаваться новые экспозиции. Был создан новый отдел — местного транспорта.

После выделения из состава Ленинградского института инженеров путей сообщения ряда факультетов и отделений (водных, воздушных, автодорожных и военных сообщений) он был в 1930 году переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Часть экспонатов из музея была передана во вновь созданные институты.

После очередного разделения института 15 декабря 1931 года планировалось передать музей в ведение НКПС, но этого сделано не было. В итоге директора учебных заведений решили ликвидировать музей. Экспонаты сваливались в кучу, часть была передана в ленинградские музеи, уничтожена или серьёзно повреждена. Это событие получило широкую огласку, и Президиум областной и городской контрольной комиссии ВКП(б) предложил директорам учебных комбинатов восстановить музей к 1 ноября 1932 года. Это решение выполнено не было.

В 1933 году НКПС принял музей в свое непосредственное подчинение, а в 1934 году он открылся для посетителей.

Экспозиция музея состояла из отделов:

  • вводно-исторического;
  • локомотивного;
  • вагонного;
  • эксплуатационного;
  • СЦБ и связи;
  • пути;
  • мостов;
  • революционного движения;
  • служебных зданий;
  • реконструкции железных дорог.

В фондах музея находилось 11843 предмета, в том числе 490 моделей и макетов. Были созданы павильоны-филиалы в двух самых больших парках города, проводились передвижные выставки.

В 1938 году музей снова вошел в состав Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. В музее созданы действующие макеты сортировочной горки и железнодорожного участка, оборудованного электрической централизацией и автоблокировкой.

После начала Великой Отечественной войны все самые ценные коллекции музея эвакуировали в Новосибирск, которые вернулись в марте 1944 года. Музей открыли для посетителей 18 мая 1948 года.

В 1957 году музей был закрыт на капитальный ремонт, который продолжался до 5 ноября 1957 года, вся экспозиция была разобрана, был организован ремонт моделей.

В 1970 году в музее была создана передвижная выставка по истории зарождения и развития российского железнодорожного транспорта, которая действовала до 1991 года.

В 1987 году музей сменил статус — он стал Центральным музеем железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения.

Современное состояние

В настоящее время в фондах музея находится более 50 тысяч единиц хранения. Идет создание компьютерного банка данных на музейные предметы как самого музея, так и дорожных музеев сети МПС. Ежегодно музей проводит 10-12 выставок.

Экспонаты

Филиалы

Музей в 1990-х годах создал два филиала — «Отечественное мостостроение» и «Натурный подвижной состав».

Отечественное мостостроение

Музей «Отечественное мостостроение» находится в Красном селе. Здесь представлены уникальные модели мостов и материалы по строительству мостов в России.

Натурный подвижной состав

Площадка на базе запаса в Лебяжьем была создана в результате большой поисковой работы сотрудников музея.

Ещё в ноябре 1979 года Министерство путей сообщения поручило директору музея Г. П. Закревской организовать работу по поиску и сохранению в стране локомотивов и вагонов, являющихся памятниками истории железнодорожного транспорта. В результате этой работы в музее собрана коллекция подвижного состава, насчитывающая более 50 единиц уникальных локомотивов. Среди них паровозы: Ок (1899 год), Од (1901 год), П-0001 (Л) (1945 год), Су-258, П36-249, электровоз СС11-14 (1933 год), три вагона электропоезда СМ-027 (переоборудован из СВ 1928 года).

К празднику 170-летия железных дорог России (2007 год) в музее был выставлен отреставрированный вагон-салон последнего китайского императора манчжурской династии Цин Пу И. Раритет в своё время был найден на запасных путях и восстановлен усилиями энтузиастов. Также прошли торжественные мероприятия, а затем, после открытия уникального китайского вагона, железнодорожники и учащиеся железнодорожных вузов отправились на ретро-поезде в Петергоф.

Фото (0)

Перезагрузить фото

Панорама

Инфо

Часы работы:
Все дни в 10:30-17:30

Отзывы

tourist
04.12.2017 Александр
Музей интересный.
Оказался здесь после посещения нового ЖД музея на Балтийской.
Здесь все колуарно. Персонал из прошлого века, который заинтересован рассказать и показать ( хотя уже есть молодой и равнодушно-толерантный).
Музей в большей степени посвящен советскому этапу развития железных дорог.
Сама задумка существования двух ЖД музеев не ясна.
 Отлично
tourist
25.10.2017 Alexander
С большим удовольствием сводил в этот интересный музей внуков. Экскурсовод показала в действии модели железнодорожной техники, рассказала о том, как дороги строят, показала как работают сортировочная горка, путеукладчик, диспетчерская.
Детям и взрослым там интересно.
 Отлично
tourist
30.09.2017 Юлия
Очень понравился музей. Интересно взрослым и детям. А сейчас там открыта выставка,посвященная трамваям. Советкю посетить.
 Отлично
tourist
22.09.2017 Vlad
Прекрасный музей, очень много исторических и уникальных экспонатов. С недавних пор работает без выходных. Рекомендую!
 Отлично
tourist
18.09.2017 Ирина
Очень интересный музей, особенно для увлечённых железнодорожной темой. Ребенку очень понравилось. Вежливый и приветливый персонал.
 Отлично
tourist
07.09.2017 Татьяна
Небольшой, но очень интересный музей. Много интерактива, но его разрешено зарускать только экскурсоводу, поэтому лучше дождаться экскурсии, да и узнаете намного больше. Потом можно остаться и посмотреть экспонаты более детально.
 Отлично
11.09.2016 Denis
Атмосфера совка. Красные ковровые дорожки, бабки в каждом зале и полное отсутствие изменений за 25 лет.Старые макеты и панорамы. Все, видимо, украл Якунин. Музей, кторый мог бы быть фантастическим выглядит как у.г. Он также стар и непривлекателен как и его смотрительници и сама РЖД. Прожирание совковых запасов ((( Детям ни слова про Маглевы, ни макетов Маглевов или чего-то современного, все застыло в СССР, консервант. Этот музей надо отдать в частные руки и отбоя от посетителей не было бы. Когда такие вещи находятся в руках неповоротливой клячи (РЖД) ничего хорошего ждать не приходится. А по субботам этот музей может себе позволить не работать! Ау... совочек... Противно со всего этого.
 Плохо
tourist
10.08.2016 Evgeny
Место сохраняет атмосферу СССР стиле. Может быть интересно тем, кто родился в СССР в 70-х годах.
 Неплохо
tourist
09.08.2016 Tomás
Впечатляющий музей, который действительно приносит в жизнь строительство российских железных дорог, особенно транссиб. К сожалению, абсолютно ничего не по-английски, нет даже аудиогид! Жаль.
 Неплохо
tourist
02.08.2016 Alexey
В детстве регулярно ходили сюда с папой и братом. Рад, что музей жив и здоров, и все так же полон удивительных моделей. Родителям мальчиков обязателен к посещению :)
 Отлично
tourist
28.07.2016 Dimitriy
Восхитительный музей. Я деда терроризировал, маленький когда был. Раз 100 ходили... И сегодня он всё тот же! Только с экскурсией посещать, по тому что экскурсовод включает разные изумительные действующие модели!
 Отлично
tourist
05.07.2016 Ольга
Стоит сходить! Особенно интересно будет детям, все рассказывают и показывают
 Отлично
tourist
07.06.2016 Alexey
Весьма интересное место. Музей очень старый, много интересных макетов, в том числе действующих.
 Отлично
tourist
03.06.2016 Яков
Один из лучших музеев СПБ, один из немногих, который точно будет интересен и местным.
 Отлично
tourist
04.05.2016 Konstantin
В детстве был в этом музее. И вот совсем недавно побывал. Практически ни чего не поменялось. Ностальгия. Хороший музей!
 Хорошо
tourist
31.03.2016 Ирина
Хороший музей,стоит посетить
 Хорошо
tourist
21.03.2016 Ivan
Отличный музей! Здесь представлены модели железнодорожных сооружений и подвижного состава за разные исторические периоды. Экскурсии проводятся примерно раз в полтора часа. На них интересно рассказывают о развитии железных дорог и приводят в действие разные макеты, которые руками посетителей трогать нельзя. Очень рекомендую.
 Отлично
tourist
08.01.2016 Алёна
Хороший музей, интересный, но лучше всего посещать музей с экскурсией, так как только экскурсовод может показать вам работу всех механизмов экспонатов.
tourist
09.12.2015 Александр
Моя детская мечта! Потрясающий музей!
 Отлично
tourist
25.11.2015 Евгений
Интересная экспозиция, огромное количество моделей! Очень понравится детям, но и взрослыми будет интересно.
Рекомендуется к посещению с экскурсоводом - узнаете много нового
 Отлично
25.11.2015 DEAD
Обязателен к посещению, даже тем кто далёк от поездов. Довольно много интересных фактов, огромная экспозиция, рекомендую
 Отлично
tourist
13.09.2015 Ara
Интересные экскурсии часа на 1,5. Но надо быть готовым, что большая часть времени на месте в разговорах и затем короткие переходы. Приду снова, обязательно!
tourist
09.04.2015 George
Взрослым даже интереснее чем детям. Залипали с другом на протяжение двух часов, разглядывая механизмы и модели ж/д техники. Экскурсоводы потрясающие!!
tourist
15.03.2015 Светлана
В музее доступно и интересно поведуют об истории железных дорог, продемонстрируют азы управления движением,можно почувствовать себя пассажиром вагона поезда царских времен
tourist
14.02.2015 Мария
Поездатые поезда!
tourist
06.01.2015 Green
Музей небольшой. Экспонаты с советских времен. Сортировочную станцию и модели электричек включают только во время экскурсии, а в зал с электричками даже войти нельзя. Для истинных энтузиастов жд
tourist
16.11.2014 Sergey
Музей детский. Экспонаты включают только во время экскурсии - беспл. Билет на фотосъемку не обязат. ;-)
tourist
04.11.2014 Ekaterina
Музей интересный! Но приведите его в порядок, а то в некоторых помещениях пахнет затхлостью и старостью( и все хорошее впечатление стирается!
tourist
29.08.2014 Сергей
Отличный музей, очень интересный, модели, особенно локомотивов, очуметь. Будет интересно и взрослым и детям.
tourist
03.08.2014 Maria
Много движущихся макетов, но включает их только экскурсовод. С экскурсией интереснее бродить, чем самим. Очень радуются поездам дети :)) Фотографировать можно только за деньги :(
tourist
29.03.2014 Julia
Очень интересно!! И паровозики ездят, и семафорчики горят!!! Советую!!!
tourist
11.03.2014 Ignaty
В самом дальнем зале по левую руку от лестницы стоит кусок купейного пассажирского вагона 1957 года. Можно зайти внутрь и посмотреть.
tourist
27.10.2013 Алексей
Пятница, суббота - выходные дни
tourist
11.08.2013 Karina
Ничего не изменилось с советских времен. Но дети были в восторге как я в детстве!
tourist
04.08.2013 Weslawa
Экскурсовода не интересно слушать, вялая какая то.
tourist
17.07.2013 Elena
Один из моих самых любимых музеев. До сих пор :) так что не только в 24 интересно, но и в 30 ))
tourist
10.02.2013 Yaroslav
Экспонаты руками трогать нельзя((( а так хочется
tourist
10.02.2013 Yaroslav
Очень интересная экскурсия.
tourist
03.02.2013 Elina
Отличный экскурсовод. Будет интересно всей семье
tourist
31.01.2013 Елена
Интересно рассмотреть вагоны в которых путешествовали разные соцклассы в деталях, есть интерактивные экскурсии за допплату. Все модели действующие.
tourist
29.01.2013 Julia
Музей моего детства)))самый лучший)))))
tourist
27.01.2013 Irina
Двухлетний сын в полном восторге от интерактивных экспонатов
tourist
28.09.2012 Фонд
Музей в 1990-х годах создал два филиала — «Отечественное мостостроение» и «Натурный подвижной состав».
tourist
18.03.2012 Кудрявая
вот детям до 10 лет будет интересно. а 24-х летним не особо
tourist
06.01.2012 Alex
ЧАСЫ РАБОТЫс 11 до 17. Выходные: пятница, суббота. Последний четверг месяца: санитарный день.ТЕЛЕФОН315-14-76
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia