ЮНЕСКО XVIII в
Средние температуры
днемночью
Декабрь+2 °C-5 °C
Январь-1 °C-9 °C
Февраль+1 °C-7 °C
Март+5 °C-4 °C
Апрель+11 °C+4 °C
Май+19 °C+12 °C

Большой Гатчинский дворец

Описание

Большой Гатчинский дворец
Фото с wikiphoto.space
Надпись на Гатчинский Его Императорского Величества государя цесаревича и Великого Князя Павла Петровича Дворце
Огромно здание из камня именита,
Которым Пудостка окружность знаменита.
Величием равно величью тех громад,
При Нильских берегах которые стоят;
Но вкусом, зодчеством, искусством, красотою,
Садов, лугов, прудов с прозрачною водою,
Превозвышая их являют Павлов двор,
Вмещающи в себя всех редкостей собор;
И тако Гатчина со именем согласна,
Её и внутренность и внешность есть прекрасна.
В. Рубан

Большой Гатчинский дворец построен в 1766—1781 годах в Гатчине по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича Орлова. Расположенный на холме над Серебряным озером, и ныне окруженный массивом высоких деревьев, дворец производит впечатление средневекового замка. Интерьеры дворца — образец русского классицизма второй половины XVIII в. и историзма середины XIX века. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи.

История дворца

Строительство

В 1765 году Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу (будущий город Гатчина) у князя Бориса Александровича Куракина и, согласно распространенному, но документально не подтвержденному мнению, подарила её своему фавориту графу Григорию Григорьевичу Орлову в благодарность за организацию дворцового переворота 1762 года, в результате которого она стала императрицей. 30 мая 1766 года на территории мызы началось строительство Гатчинского дворца.

Разработка проекта дворца была поручена "государственному" (т. е. придворному) архитектору-итальянцу Антонио Ринальди. В Гатчине он попытался воспроизвести итальянскую виллу, но, окруженный изначально английским (т. е. пейзажным), а не регулярным садом, как было обычно в Италии, дворец вскоре стал ассоциироваться с мрачным средневековым замком. Сближал его со средневековой крепостью набор традиционных для русского глаза "крепостных элементов": каменная облицовка стен, башни и подземный ход. К изначальному проекту относится и ров, служивший всего лишь вариантом ограждения парадного двора, но не фортификацией (изначально он не имел каменного бастиона). Хотя все они не выходили из набора архитектурных форм европейского зодчества вплоть до конца 18 века. Разросшиеся к середине 19 века деревья, скрывшие объем дворца и оставившие вид только на его части, а так же перестройка, проведенная в то же время Романом Кузьминым, только усилила ассоциации дворца со средневековой крепостью, и он превратился в "замок".

Строительство продвигалось медленно, в конце 1768 года дворец был доведён до карниза, в 1770 году начались работы по наружной отделке, которые продолжались до 1772 года. Внутренняя отделка затянулась до конца 1770-х годов (в центральном корпусе дворца до 1950-х годов сохранялась медная доска с указанием дат начала и окончания строительства «Заложен в 1766 мая 30. Окончен 1781 года»).

Строительные работы велись итальянским каменных дел мастером Джузеппе Педуцци, который оставался при делах и после смены владельца поместья (в документах середины 1780-х годов его имя еще встречалось).

После окончания строительства новый дворец представлял собой здание, состоящее из трёх связанных между собой частей. Основная часть — центральный трёхэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. На южной были часы, на северной — громоотвод. Главный корпус соединялся двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре — Кухонным и Конюшенным дворами, представлявшими собой замкнутые четырёхугольники одноэтажных корпусов, шедших по периметру дворов. По углам каре находились восьмиугольные башни. Снаружи здание было облицовано парицким известняком, добывавшимся недалеко от Гатчины в деревне Парицы. Облицовка вестибюля и парапета над карнизом была сделана из пудостского камня. Сведений о внутреннем убранстве дворца в эти годы практически не сохранилось, так как были утеряны описи имущества графа Орлова. Но можно предположить, что великий князь Павел Петрович, получивший поместье после смерти Орлова, при перестройках сохранил все лучшее из имевшегося, перестроив только то, что не соответствовало статусу дворца.

Орлов недолго прожил в новом дворце. После его смерти в начале 1783 года Гатчина была выкуплена обратно у его братьев Екатериной II (4 июля 1783 года) и 6 августа того же года была подарена великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I), куда новый владелец переехал в сентябре. В это время Павел Петрович был занят строительством своей резиденции, которая была названа его именем (село Павловское). Из-за ограниченности личного бюджета Гатчиной он смог заняться только когда в Павловске были закончены основные работы, в 1790-х годах.

 

Первая перестройка дворца

Существовало несколько неосуществлённых проектов перестройки дворца. Один из них представляет особый интерес, поскольку на плане, датируемом 1783 годом, на оси Гатчинского дворца (на месте современного Балтийского вокзала) показан новый монументальный дворец, замыкающий своим массивом обширный плац перед дворцом. Этот проект не был осуществлён в Гатчине, но явился прообразом Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Другой проект предполагал строительство ещё одного обширного дворца с тремя внутренними дворами на территории, прилегающей к Арсенальному каре.

В начале 1790-х годов начались работы по переделке внутренних помещений дворца. Одной из первых в полуциркуле к Кухонному двору (или каре) появились Чесменская галерея и шедшая за ней Овальная, в 1794 году установили колонны в Мраморной столовой и в результате, к моменту вступления Павла Петровича на престол внутренние помещения приобрели тот облик, который они имеют и сейчас. Единственным помещением, которое в спешке доделывали к весне 1797 года, была Греческая галерея и маленькая комната, позднее получившая имя "Комната Ротари".

Вступление Павла Петровича на престол позволило приступить к расширению дворца, ибо из загородной резиденции великого князя Гатчина превратилась в загородное местопребывание императора, в связи с чем понадобилось большое число покоев для всех членов императорской семьи, придворных, а так же многочисленной обслуги, гостей, артистов, почти ежевечерне дававших спектакли, и др. Основной этап работ во дворце начался осенью 1796 года, архитектором стал Винченцо Бренна, работавший в то время в Гатчине. В его задачу входили надстройка обоих каре вторыми и третьими этажами и приспособление их под жильё, а также переделка открытых галерей — колоннад во втором этаже главного корпуса. После перестройки вместо открытых галерей появились стены, декорированные полуколоннами. Кроме того, стены появились на первом этаже в центре главного корпуса на месте открытых аркад и сквозного прохода в парк. Работы по устройству комнат для семьи Павла I в Арсенальном каре (бывшем Конюшенном) и в главном корпусе дворца были начаты в 1797 году. Кроме этого площадь перед дворцом, занятая газонами, была превращена в плац, а вдоль рва установили металлическую решетку на каменных тумбах.

В 1800 году Павел I назначил главным архитектором Гатчины Андреяна Дмитриевича Захарова. Ему пришлось закончить некоторые работы во дворце, так как в это время Бренна был занят на постройке Михайловского замка в Петербурге. В частности Захаров закончил надстройку Кухонного каре. Также по его проекту на месте старой церкви во дворце, которая существовала ещё с орловских времён, в 1800 году была построена новая.

После смерти Павла I в 1801 году Гатчина стала принадлежать его жене Марии Фёдоровне. По её желанию в 1809—1811 годах архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным во дворце были произведены небольшие переделки. Они касались убранства комнат императора Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны в третьем этаже главного корпуса дворца, переделки комнат вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Арсенальном каре. Тогда же дворец был приспособлен "на случай зимнего пребывания». С этой целью парадные и часть жилых комнаты получила воздушное отопление: внутри стен были пробиты каналы для горячего воздуха, поступавшего от печей, установленных в подвалах. В разрушенных и до сих пор не восстановленных Чесменской галерее и Овальной комнате эти каналы очень хорошо видны в кладке.

В 1835 году на одной из башен дворца был установлен сигнальный оптический телеграф.

Вторая перестройка дворца

Следующий этап крупных работ по перестройке дворца пришёлся на 1840-е годы, когда он принадлежал императору Николаю I. С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года был в должности главного архитектора Министерства Императорского двора. Основные работы велись в каре, которые были практически полностью перестроены. В каре были сделаны подвальные этажи, увеличена высота первого и третьего этажей, а между ними построен небольшой второй этаж, который рассматривался как антресольный. За счёт перестройки высота каре увеличилась до высоты полуциркульных галерей. Из-за изменения высоты каре центральный корпус дворца перестал доминировать над зданием, поэтому под руководством Кузьмина к боковым башням корпуса был достроен ещё один этаж. Кроме крупных работ по реконструкции дворца в центральном корпусе были проведены реставрационные работы и частично изменена отделка парадной лестницы для размещения в ее верхнем ярусе живописных полотен с видами Гатчины и Павловска. На балконе фасада, выходящего на плац был построен навес, поддерживаемый колоннами, которые по замыслу архитектора должны были быть мраморными, но в конечном итоге по рекомендации Николая I были выполнены из чугуна. Также в 1850-х годах была создана массивная бастионная стена. По плану Р. Кузьмина дополнением к бастионной стене должны были служить предмостные башни-барбаканы, возведенные из гранита, однако рукой императора эти излишества были вычеркнуты из проекта. Это были последние крупные работы по перестройке дворца, при следующих владельцах проводился только необходимый текущий ремонт.

1 августа 1851 года на плацу перед дворцом был установлен памятник Павлу I, отцу Николая I.

При императоре Александре III в 1880-х годах во дворец были проведены электричество, телефон, заменены водопровод и канализация, печное отопление заменено калориферным. В это время во дворце уже имелись специальные подъемники, подававшие пищу из буфетных кухонь нижнего этажа в жилые покои Александра III.

Дворец после революции

После Февральской революции 1917 года и отречения от престола императора Николая II к власти пришло Временное правительство во главе с Александром Фёдоровичем Керенским. Дворец перестал принадлежать царской семье, и по решению нового правительства 27 мая 1917 года в пригородных дворцовых резиденциях начали работать комиссии по приемке и описи имущества дворцов. Гатчинскую комиссию возглавлял Валентин Платонович Зубов. Параллельно обсуждался вопрос о дальнейшем использовании дворцов. Было решено, что дворцы, в том числе и гатчинский, должны стать национальными музеями. После Октябрьской революции, 26 октября 1917 года, Зубов стал первым директором гатчинского дворца-музея.

В дни революции в Гатчине столкнулись казачьи части генерала Краснова и отряды красногвардейцев. 27 октября 1917 года во дворец прибыл штаб третьего конного казачьего корпуса во главе с председателем временного правительства Керенским. 1 (14) ноября 1917 года на площади перед дворцом был проведён митинг, на котором нарком советского правительства по военным и морским делам Павел Ефимович Дыбенко убедил казачьи части не выступать против советской власти в Петрограде, в результате чего в ночь с 1 на 2 ноября Керенский покинул дворец, который заняли революционные войска.

Для посещения музей был открыт 19 мая 1918 года.

Период с 1918 по 1941 год был временем развития дворца как музея. Только в 1919 году, во время Гражданской войны, дворец оказался в зоне боевых действий, когда войска Юденича вошли в Гатчину. Красноармейцы, погибшие во время этих событий, были похоронены на плацу перед дворцом. Могила до нашего времени не сохранилась.

Сохранились данные о посещаемости дворца-музея в первые годы после его открытия. Например, в 1921 году музей посетило наибольшее количество посетителей — более 21 тыс. человек.

В 1926 году принадлежности дворца: мебель, бронзовые изделия и ковры были вывезены на склад Госфондимуществ для последующей распродажи.

Большой Гатчинский дворец до Великой Отечественной войны был крупнейшим из дворцов-музеев пригородов Санкт-Петербурга и нередко назывался «пригородным Эрмитажем».

Дворец в годы Великой Отечественной войны

После объявления о начале войны в пригородных дворцах-музеях, в том числе и в гатчинском, начали принимать меры по эвакуации ценностей и по защите зданий от воздушных бомбардировок. 15 августа 1941 года под окнами дворца разорвалась первая авиабомба, а уже в конце месяца город оказался в пределах досягаемости немецкой артиллерии. 24 августа снарядами было повреждено Арсенальное каре, а 3 сентября во двор каре упала авиабомба, причинившая ему значительные повреждения.

Осуществить полную эвакуацию находящихся во дворце ценностей не удалось. Только четыре эшелона с самыми ценными экспонатами были отправлены в тыл, а также один эшелон был отправлен в Ленинград. Оставшееся имущество было размещено в подвалах дворца, часть крупной скульптуры была захоронена в парке, другая часть закрыта мешками с песком. Только 9 сентября оставшиеся сотрудники музея эвакуировались. В этот же день снарядом была повреждена башня Кухонного каре, другой снаряд взорвался около паркового фасада дворца.

Гатчина и дворец до января 1944 года находились в руках оккупантов. При отступлении немецкие войска сожгли и заминировали гатчинский дворец. Часть оставшихся ценностей они уничтожили, часть увезли в Германию. На одной из стен дворца на штукатурке сохранилась надпись «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». Эта надпись с фрагментом стены была сохранена и сейчас демонстрируется в экспозиции дворца.

Дворец в послевоенные годы

В послевоенные годы началось восстановление Гатчинского дворца. Но работы, проводимые во дворце, не были реставрационными в полном смысле этого слова. Принимались меры, чтобы это здание можно было использовать. В 1944 году уцелевшие мраморные, гипсовые барельефы и отдельные декоративные детали были закрыты временными щитами. К началу 1950-х годов были восстановлены межэтажные перекрытия, кровля, оконные и дверные проёмы в главном корпусе. Арсенальное каре же еще долго оставалось без кровли, в результате чего сильно пострадала сохранившаяся отделка Мраморной лестницы и Китайской галереи. При приспособлении дворца для нужд военного производства часть отделки была утрачена.

Воссоздавать дворец-музей не планировалось, поскольку это считалось нерентабельным. Спасенные предметы из коллекций Гатчинского дворца-музей были переданы по приказам Министерства культуры СССР и РСФСР на хранение в 24 музея страны. Возвращение этих предметов в родные стены происходит до сих пор и с большим трудом.

В 1950—1959 годах во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». В 1960 году здание дворца было снято с учета ГИОП, то есть перестало числиться в списках памятников архитектуры. Статус дворца как памятника архитектуры восстановлен в 1970-е годы.

В 1961—1963 годы архитектором М. М. Плотниковым была начата разработка проекта возрождения Гатчинского дворца. Проводились архитектурные обмеры, поиск архивных материалов, выполнялись чертежи интерьеров первого и второго этажей Проект предполагал восстановление интерьеров по состоянию на 1890 год, и не для музея, а под нужды ВНИИ, но он так и не был осуществлен.

Реставрация возобновилась благодаря усилиям А. С. Ёлкиной, главного хранителя музея с 1968 по 1998 год (статус музея сохранял Дворцовый парк). На протяжении 8 лет она добивалась от чиновников разных уровней, чтобы «Электростандарт» освободил здание. Удалось это лишь в 1976 году. М. М. Плотниковым был разработан новый проект восстановления парадных залов (2-й этаж Главного корпуса) — по состоянию на конец XVIII века — период наивысшего расцвета Гатчинского дворца. Восстановление лепного декора велось скульптором-модельщиком Л. А. Стрижовой. Живописные работы исполняла бригада художников-реставраторов под руководством Я. А. Казакова. Первые интерьеры дворца-музея были торжественно открыты для обозрения 8 мая 1985 года, к сорокалетнему юбилею Великой Победы.

Восстановление интерьеров дворца продолжается и сейчас. Средства, выделяемые на восстановление дворца в постперестроечное время, были минимальны, но с 2006 года значительно увеличились. Полное восстановление дворца и парка планировалось к 2012 году, однако из-за экономического кризиса финансирование реставрационных работ было отложено.

Большой дворец является одним из неофициальных символов Гатчины — его изображение часто можно встретить на сувенирной продукции, на обложках книг, посвящённых городу.

Архитектура дворца

Здание дворца располагается на возвышенности, доминируя над окружающим ландшафтом. Северный фасад здания обращён к парку и выходит на склон, спускающийся к Серебряному озеру, за которым простирается Дворцовый парк с обширным Белым озером. Южный фасад дворца закрывает своим массивом обзор на парк, акцентируя внимание на архитектурном облике здания.

Взглянув на общий план дворца можно выделить три основные части. Центральный корпус представляет собой вытянутый прямоугольник, к углам которого со стороны парка примыкают две пятигранные пятиярусные башни. На противоположной парку, южной стороне центрального корпуса находится заглубление с тремя арками входных дверей и балконом, создающее игру объёмов. Корпус соединён двумя полукружиями галерей с двумя трёхэтажными каре, почти квадратными в плане. Углы каре выделены восьмигранными трёхъярусными башнями, две из которых, примыкающие к галереям, завершены куполами. Планировка дворца создаёт ощущение пластичности и целостности как здания в целом, так и каждого его элемента в частности, что усиливается чередованием протяжённых объёмов и выступающих гранёных башен.

Южный фасад

Композиционная ось ансамбля проходит через среднюю линию плаца, начальной точкой которой служит памятник Павлу I, от которого чётко просматривается структура и объёмные соотношения отдельных частей дворцового здания.

Первый этаж центрального корпуса и примыкающих к нему галерей ритмично членится пилястрами дорического ордера. Простенки между пилястрами «облегчаются» окнами — прямоугольными в центральном корпусе и полуциркульными в стенах галерей. Над каждым окном заглублённое панно, в сочетании с рельефными наличниками сообщающее фасаду пластическую текучесть. Второй этаж трактован более богато — на главном корпусе используются парные пилястры ионического ордера, а на полуциркулях галерей — ионические полуколонны. Оконные проёмы, как и на первом этаже, имеют прямоугольный профиль в центральном корпусе и полукружный — в галереях. Также усложнён рисунок наличников оконных проёмов, завершающихся рельефной выкружкой барочного характера. Третий этаж оформлен более просто — лопатки, расположенные соответственно пилястрам, рельефные наличники вторят обрамлению оконных проёмов первого этажа. Поэтажные членения выполнены в виде классического антаблемента, окружающего здание по всему периметру. Центральный корпус и галереи увенчаны парапетами, состоящими из каменных тумб и ажурной решётки. Связанные с парапетом аттики отмечают основные оси фасадов, на которых расположены входы во дворец. В центральной и торцевой части галерей расположены двери, выделенные двухколонными дорическими портиками. Перекрытия портиков несут на себе балконы с ажурным ограждением. К каждому портику ведут гранитные лестницы в форме усечённого конуса. К центральным аркам главного корпуса ведёт пологий пандус.

Общее оформление фасада, выходящего на плац, представляет собой сочетание и противопоставление прямых (вертикали пилястров и прямоугольные проёмы) и волнистых (полуциркульные завершения проёмов галерей) линий. Кульминационными точками волнообразного движения являются купола башен, закрепляющие объёмно-пространственную композицию и создающие выразительный переход к фасадам каре.

Фасады обоих каре продолжают линию разворота, начатую галереями и придают фронтальной композиции бо́льшую масштабность и монументальность. На фасадах каре повторяется поэтажные членения полуциркульных галерей, с небольшим отличием — в простенки первого этажа включены небольшие прямоугольные окна второго этажа, а в башнях — круглые люкарны. В декоре используются пилястры дорического ордера и наличники строгого рисунка, на гранях башен — русты. Все эти элементы придают довольно протяжённой стене ритм, снимающий ощущение статичности.

Сочетание массивных корпусов каре с изящным центральным корпусом создают органичное соединение черт крепостной цитадели и загородной виллы. Одна из характерных черт, создающих впечатление укреплённого замка — бастионная стена с амбразурами и двумя бастионами, «охраняющими» мосты, перекинутые через ров. Профиль стены в плане зеркально повторяет конфигурацию южного фасада, композиционно замыкая парадный плац, предназначенный для проведения военных парадов и смотров.

Magnify-clip.png

Северный фасад дворца, в отличие от южного, невозможно полностью охватить взглядом, он открывается постепенно при обходе здания. Самой выразительной частью этого фасада является центральный корпус, замкнутый с двух сторон Часовой и Сигнальной башнями. Центр фасада акцентирован двухколонным дорическим портиком, служащим основанием балкону с ажурной решёткой. Балконная дверь завершена лучковым рельефным сандриком. Массив стены расчленён горизонтальными тягами и пилястрами и не имеет каких либо ярко выраженных выступов, что придаёт ему, в сочетании с пятью полуциркульными арками на первом этаже, особую цельность. В оформлении первого этажа использованы пилястры дорического ордера, второго — ионического ордера, третьего — лопатки. Арки обрамлены широкими массивными наличниками, импосты подчёркнуты выступающими квадратами, а своды арок — замковыми камнями. К аркам входных дверей ведёт широкая гранитная лестница в восемь ступеней, имеющая всходы с трёх сторон.

Пластический и высотный аккорд создаётся двумя башнями, сообщающими фасаду сходство с замком. В самых верхних ярусах башен устроены люкарны, завершённые рельефными полуциркульными сандриками.

Полуциркульные фасады с северной стороны, в отличие от южного фасада, имеют трёхэтажное членение. В декоре первых двух этажей используются гигантские пилястры дорического ордера, на третьем этаже — ионического. Их вид создаёт впечатление монументальности форм и суровости облика.

Интерьеры дворца

В создании интерьеров Гатчинского дворца просматривается два основных этапа. Первоначальное убранство внутренних помещений дворца создавалось в 1770—1780-х годах по проектам главного архитектора дворца — Антонио Ринальди. Отличительной особенностью декораций дворцовых помещений, созданных в это время, была тонкая и изысканная лепка, а также наборные паркеты из ценных пород дерева. Стены помещений декорировались стилизованными цветами, плодами и растительными побегами. Лепные работы выполнялись опытными, в основном итальянскими, мастерами.

В 1790-х годах внутренние помещения дворца подверглись значительной переделке под руководством Винченцо Бренны. Бренна создал новое оформление залов дворца. Архитектор применял классические архитектурные ордера, лепку, позолоту, сложные орнаментальные композиции, драпировки и гобелены. Росписью некоторых помещений занимался известный живописец своего времени Скотти. Не смотря на значительность переделок, большая часть комнат (семь из тринадцати) сохранила отделку, восходящую ко времени Григория Орлова.

Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году пожаром была уничтожена отделка всех дворцовых залов. Восстановление интерьеров началось в 1976 году и продолжается до сих пор.

Фото (28)

Palace in GatchinaGatchina - "Il giardino Privato"Замок в ГатчинеThe Big PalaceГатчинский дворецГосударственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина". The state historical-artistic palace and park museum-reserve "Gatchina".View of the Gatchina Palace from the Clock TowerRussia, GatchinaThe Big Palace InteriorsГосударственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина". The state historical-artistic palace and park museum-reserve "Gatchina".Gatchina. A palace. WWII traces.Corner of palace in GatchinaPalace of Paul IГатчина ДворецДворецГосударственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина". The state historical-artistic palace and park museum-reserve "Gatchina".Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина". The state historical-artistic palace and park museum-reserve "Gatchina".Russia, GatchinaRussia, GatchinaGatchina Palace's panoramaGatchina. A mellow autumn.Gatchina. A monument to the Russian Emperor Pavel I.Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина". The state historical-artistic palace and park museum-reserve "Gatchina".Gatchina. A palace.Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина". The state historical-artistic palace and park museum-reserve "Gatchina".Russia, GatchinaGatchinaGatchina. The first Russian submarine.

Экскурсии

Императорские резиденции — Гатчина: дворцово-парковый ансамбль
За городом
Исторические загадки и легенды, неповторимое скульптурное убранство парков и красота архитектуры
Цена: 7200 руб. за экскурсию
Продолжительность: 5 часов
Город Гатчина хранит в себе много исторических загадок и легенд, с которыми вы познакомитесь во время экскурсии. В этом городе построен дворец "русского Гамлета", множество храмов, мостов и создано неповторимое скульптурное убранство парков.
Подробнее...
Андрей
Гид
Андрей

Панорама

Инфо

Часы работы:
Все дни в 10:00-18:00

Отзывы

tourist
04.11.2017 Екатерина
Величественный и мрачный Гатчинский дворец - историческая жемчужина г. Гатчины, его безусловно стоить посетить наравне с другими императорскими резиденциями такими, как: Петергоф, Царское село, Павловск... Внешне напоминает средневековый замок, внутри имеется подземный ход наряду с 3 этажами экспозиций. В настоящее время медленно, но верно ведется реставрация Гатчинского дворца. Стоимость посещения 300 руб. + 60 руб.экскурсия. Что оттолкнуло в процессе посещения: 1) грубость обслуживающего персонала дворца, 2) скудность экспозиции, 3) при самостоятельном просмотре можно заблудиться, администрации следовало бы добавить таблички с указанием направления "Продолжение просмотра", 4) в некоторых залах прохладно (советую одеваться теплее). Для удобства посетителей имеется: 1)обширная парковка через дорогу от дворца, 2) туалет, 3) кафе, 4) детская комната. Удручающе действует то, в какое состояние привела война такой грандиозный архитектурный ансамбль. Очень больно за то, как пострадало наше культурное наследие! Надеюсь и верю в дальнейшую реставрацию Гатчинского дворца! Рекомендую к посещению, он достоин Вашего внимания!
 Неплохо
tourist
25.10.2017 Дмитрий
Очень понравилось. Хорошая экскурсия. Много мультимедийной информации. Огромный парк, отличное место для прогулки. Много водоплавающих птиц. Есть белки. Оборудована достаточно большая парковка.
 Отлично
tourist
24.10.2017 Irina
Хочу в Гатчину! Желание при каждом посещении Санкт Петербурга. Музей реставрируется и это очень радостно, зная о почти полном его ограблении и разрушении! Прекрасный парк и павильоны в нем. В этом году открыты для посещения палаты АлександраШ и его семьи. Поражает скромность императора. При росте почти 2 метра такие помещения небольшие. А мог бы и в царских палатах обитать! Музей развивается, реставрируется. Проходят интересные концерты и фестивали. Проводится работа с детьми.
 Отлично
tourist
16.10.2017 alena
Внешняя суровость замка никак не подразумевает пышности внутреннего убранства. Но! Это так! Потрясающие интерьеры. Многих деталей не хватает. Как объяснил экскурсовод, после эвакуации во вторую мировую, многие другие музеи забрали экспонаты и не хотят отдавать ? На парк сил не хватило. Поедем ещё раз?
 Отлично
tourist
27.09.2017 Алексей
Красивый дворец и парк. Можно покататься на лодке по озеру. Много уток. Вход в парк пока бесплатный.
 Отлично
tourist
31.08.2017 DARINA
Стали ухаживать за парком. В музее от старых экспозиций,до ремонта, мало, чего осталось. Но новые выставки и развитие историко-культурного комплекса не менее хороши. Сердце радуется,что ощущение заброшенности гатчинского замка улетучивается с каждым годом.
 Отлично
tourist
17.08.2017 Лиза
В Гатчине, в отличие от суетных Питера, Петергофа, Царского привлекают покой, близость дикой природы, отсутствие толп. Знаменитый богатый историей дворец обязывает пройти маршрут, скрыжить все галочки в путеводителе, прокричать, что положено, в подземелье. А что если вместо экскурсии покемарить на скамейке в парке, думая о своем? Пробежаться с утра по дальним уголкам, куда всегда не хватало времени забраться? Погреться прямо на траве под редким балтийским солнцем, покормить уток с мостиков, любуясь благородными бликами вод? Тихий аутентичный Приорат вдохновляет и нагружает исторической информацией не хуже Эрмитажа. Если сесть напротив окон в одной из комнат второго этажа, то можно увидеть и услышать вечных купальщиков, с вневременным визгом летящих с тарзанки в озеро.
А может не мучить себя аудиогидом, а с утра под колокольный благовест отправиться в старинную намоленную церковь, подумать о главном на заутрене? А на следующий день после неприлично долгого сна махнуть неподалеку в Суйду в настоящий не новодельный дом Арины Родионовны. Или в аристократичную, утонченную усадьбу Рукавишниковых/Набоковых в Рождествено, обреченно, но с достоинством сползающую в озеро. Покидать камешки с высокого берега, перебирая в памяти звуки из «Лолиты», размышляя о превратностях судеб великих… Как из этих ингерманладнских лесов вышла американская девочка-подросток, любительница молочного коктейля?
Не ожидать. Не зацикливаться. Не пичкать себя датами и именами, а открыть сердце своим ассоциациям и ощущениям от давно знакомых мест. В Гатчине, если постараться, это может получиться.
 Отлично
tourist
09.08.2017 Snow
Хороший парк, который, пока, не испортили излишним "окультуриванием". Есть более дикая лесная часть, есть классический парк с дорожками. Есть лодки и катамараны, на лето 2017 - 400/час. Озеро и протоки примерно как и весь парк. В меру дикие. Это приятно. Рыбалка запрещена, повсюду висят таблички и, скорее всего следят, т.к. такого количества крупной плотвы, карасей и т.д., плавающих на виду, у берега, не видел с конца 80-х. Цены в парковых кафе конские, при невнятном ассортименте и качестве - проще выйти на центральную улицу и поесть там.
На конец июля 2017 начали ставить турникеты на входах...пока ещё парк открыт, но понятно что буржуазные сволочи добрались и сюда
 Отлично
tourist
17.07.2017 Victor
 Отлично
tourist
02.07.2017 Anna
Отличное место для загородных прогулок. Отдельные части парка напоминают скорее лес, другие представляют прекрасный образец регулярного парка в лучших европейских традициях. Вход бесплатный, что не может не радовать. Работает прокат лодок и катамаранов. Советую захватить корм для уток и белок, они очень коммуникабельны и встречаются на каждом шагу. Кроме этого средство от комаров тоже будет не лишним)))
 Отлично
tourist
12.06.2017 Борис
Дворец производит монументальное впечатление, как и большинство внутренних интерьеров. Нравится, что есть возможность посмотреть на помещения до ремонта, и то, что руководство пытается внедрить какую-то мультимедийную составляющую. Хотя, совковость ещё чувствуется.
Парк внушает своими размерами. Есть утки и белки. Но ему ужасно не хватает ухода.
 Отлично
tourist
28.05.2017 Anna
Парк вполне хороший, для прогулок годный. Лодку деревянную 5-ти местную можно взять на часик, есть где прокатиться, водоемы большие. Особо нет впечатлений, кроме одной мелочи: стоит лишь свернуть с дорожки в лесок, на земле можно найти много-много пустых раковин. Дворец, конечно, впечатлил! И цвет камня, и его текстура, и "немецкая" монументальная архитектура - Дворец не похож на другие Петербургские. Внутрь заходить не стали, увы, оставили экскурсию на более благоприятное время
 Хорошо
tourist
03.05.2017 Виктор
Прекрасное место. Билеты взрослые 300р, + фотосъемка 100р. Былое величие посмотреть всегда интересно. Однозначно рекомендую. Для детей есть детская комната. Можно взять экскурсию, или аудиогид. Ну или просто самим бродить.
 Отлично
tourist
03.05.2017 Татьяна
Обожаю наш дворец. Была уже 1000 раз и все равно готова приходить еще и еще. Дворец прекрасен в любую погоду. В серую и дождливую погоду - дворец становится тяжелым и серым. А когда погода ясная и солнечная, то дворец как бы парит над землей. Красота. Всем советую посетить его.
 Отлично
tourist
26.03.2017 Наталья
нам нравится летом гулять по парку Гатчинского дворца. Тем более добратся очень просто - садиться у метро Московская за площадью на комфортные автобусы и даже с коляской и маленьким ребенком. Через 40 мин. ты в парке. Лучше выйти на остановке Стадион и войти в парк.
 Отлично
tourist
04.01.2017 Александра
Открылась новая лестница и театр (2017), очень красиво)
23.12.2016 Дмитрий
Большой Дворец в Гатчине - один из моих любимых. Здесь обычно всегда спокойно в отличии от дворцов в Пушкине, Петергофе, Павловске. Ни какое суеты, все размеренно и неторопливо. http://np-travel.spb.ru/ex_gatchina.html - тут красивые фото дворца и гатчинского парка. Подземный ход - фишка дворца, таких подземных ходов нет ни в одном другом дворце Петербурга или Ленобласти.
 Отлично
tourist
13.12.2016 Федор
Большое количество залов для посещения. Возможность посмотреть на зал до реставрации (актуально на декабрь 2016). Приятные экскурсоводы. Сами экскурсии недорогии в отличии от входного билета. Если думаете посещать, то ответ одназначно посетить (для любителей истории). Стоит правда уточнить, что если добираться из Санкт-Петербурга не на машине, то поездка точно займет половину дня.
 Отлично
tourist
08.12.2016 Дмитрий
В ленинградской области много удивительных парков. И каждый по своему красив. Посмотрев большую часть из них сделал вывод, что именно Гатчинский самый-самый завораживающий.
 Отлично
tourist
07.11.2016 Dmitriy
Сам дворец, без сомнения, чудный. Очень хорошо, что его восстанавливают, есть, что посмотреть. Но сервис настолько совковый, что у меня нет слов. Туда не ходи, сюда не ходи, здесь не сиди, тут не стой, да что за вообще? Какая вам разница хожу я по маршруту или нет, я сам по себе, без экскурсовода. Если хотите, чтобы люди ходили куда надо - ставьте указатели "продолжение осмотра ->", и не надо кричать. Если не хотите, чтобы люди заходили в двери, то вешайте табличку или еще лучше закрывайте их, а то отправили нас "идите туда", а оказалось, что дверь открывать нельзя, потому что это "не та дверь". С каждой последующей комнатой осматривать дворец хотелось все меньше, постоянно какая-то канитель. То же самое и снаружи: везде заборы, часть парка никак не посмотреть.
 Хорошо
tourist
07.11.2016 Dmitry
Сам дворец, без сомнения, чудный. Очень хорошо, что его восстанавливают, есть, что посмотреть. Но сервис настолько советский, что у меня нет слов, даже не выразить словами; оставлю фотографию.
tourist
30.10.2016 Vladimir
Огромный парк, огромный дворец, великолепные виды. Надо как минимум дня, чтобы всё осмотреть. Парк сейчас реставрируют, поэтому обойти весь не удалось. Огромное количество птиц.
 Отлично
24.10.2016 Дарий
Смотрительницы заглядывают прямо в душу и бахилы не предусмотрены, странно и довольно необычно для подобных мест
tourist
22.10.2016 Katrin
Прекрасный дворец. Обязательно к посещению, если вы окажетесь в Гатчине.
tourist
07.10.2016 IRA
Интересно но маловато. В башню обязательно!
tourist
08.09.2016 Дмитрий
Очень интересный дворец. Недорогая экскурсия за 50 рублей. В подземном переходе летают настоящие летучие мыши. Входной билет дороговат - 350 руб.
 Хорошо
tourist
30.08.2016 Кирилл
Настоятельно рекомендую к посещению - ВСЕМ! Одно из красивейших мест Ленинградской области. Очень душевно!
Увы... не взирая на все реставрации, красивейший парк, в довольно... "пошарпоном" состоянии. Некоторые мосты разрушены, почти до основания. Пристань - в запустении. Из достопримечательностей парка, разве, что "Березовый домик" и "Павильон Венеры" - в достойном состоянии.
 Хорошо
tourist
30.08.2016 Stu
Очень красивый дворец. Были с экскурсией. Все было рассказано понятно и интересно. Надеюсь,что реставрация закончится скоро и можно будет посмотреть все красоты дворца.
 Хорошо
tourist
30.08.2016 Elena
Отлично. Очень порадовало наличие детской комнаты. Пока взрослые наслаждались истории моя 4х летка веселилась с детьми, еле утащила потом оттуда. Но в подземелье вместе ходили. Обязательно загляните в подземный ход.
 Отлично
tourist
23.08.2016 Alessandro
Еще один царь-град рядом С.-Петербурге. Снаружи он не выглядит с великолепным, но внутри это другая история.
 Хорошо
tourist
20.08.2016 AleksZ
Очень красиво, только город совсем не заинтересован в благоустройстве территории... Вся красота осталась с царских времен
 Отлично
tourist
03.08.2016 Artur
Место недооценено нашими гражданами )) мало народу и свежий воздух )) оч нравится
tourist
01.08.2016 Leila
Красивый дворец в стиле классицизма. Очень напоминает Европу. В летнее время стоимость посещения 350руб. Посещение Собственного Сада и Павильона Венеры за отдельную плату.
tourist
27.07.2016 Лизавета
Вход во дворец 350 рублей, в парк бесплатно. Очень большой парк, в жару гулять комфортно. Парковка хаотичная и не продуманная.
tourist
05.07.2016 Олег
Были в гостях у директора дворца-заповедника Василия Панкратова, титаническими усилиями которого дворец и парк уверенно возрождаются. Получили огромное удовольствие от прогулки по парку и от экскурсии по залам музея! Рекомендую!
 Отлично
tourist
01.07.2016 Алексей
Отличное место для путешествия. Востановлено около 30% всего дворца, но и это уже много. На самом деле это даже не дворец, а замок у которого есть своя часовня, смотровая башня, подземелье, церковь, огромный плац и пушки.
Понравилось даже больше чем Екатерининский дворец. Мужикам точно рекомендую!
 Отлично
tourist
01.07.2016 Andris
Удивительный дворец!
tourist
27.06.2016 Леонид
В целом неплохо, но отреставрированных залов немного.
tourist
21.06.2016 Алексей
Очень красивый дворец. Был здесь на Ночи музеев. Прекрасно. Парк живописный.
 Отлично
tourist
17.06.2016 Сергей
Отличное место чтобы отдохнуть семьей на выходных. Довольно дорогие билеты для посещения музея, но мы же в России))
 Отлично
15.05.2016 Alexander
Вход 350р. Принимаются карты. За групповую экскурсию, а также фотосъемку нужно доплачивать
tourist
03.05.2016 Afx
Красивый парк, очень большой, с большим количеством воды и любопытных мест. Гулять можно очень долго, в какой то момент полностью забываешь, что ты рядом с городом. Работает с раннего утра до десяти вечера.
А вот дворец еще не полностью восстановлен, экспозиции унылые, восстановление комнат, инсталляций выполнено дёшево, без чувства вкуса и времени. Билет дорогой, сотрудники очень неприятные бабки. 1 раз сходить можно.
 Хорошо
tourist
17.04.2016 Olga
Прекрасное место. Настоящее чудо 38 года: довоенная опись экспонатов и фотографирование всех интерьеров дворца! Кроме этих фотографий и альбома акварелей Э. Гау-точных источников у реставраторов нет.
tourist
26.03.2016 Марат
Красивые виды, царские. Обязательно погуляйте в парке за музеем!
 Отлично
11.01.2016 Наталия
Очень красивое место, да ещё и с экскурсией повезло!!!
Больше всего впечатлила экскурсия в Приоратском дворце,построенном на болоте, да ещё и из земли!!!
Нам даже подробно объяснили технологию его постройки!!! Да и про его историю протяжении ещё двух оставшихся веков не забыли :-)
 Отлично
tourist
05.01.2016 Ilya
раз-раз, прием
tourist
22.12.2015 Artem
Очень атмосферно.
tourist
20.12.2015 Olga
Хорошее красивое место, экскурсия скучная, но самим побродить интересно. В парке отлично можно погулять!!!
tourist
18.11.2015 Миша
Очень хороший парк и музей. Парк большой, есть где прогуляться, каждый найдёт для себя любимое место ;).
 Отлично
tourist
06.09.2015 Владимир
Красивый дворец!
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia