Средние температуры
днемночью
Декабрь+12 °C+6 °C
Январь+9 °C+4 °C
Февраль+10 °C+4 °C
Март+12 °C+6 °C
Апрель+17 °C+11 °C
Май+22 °C+17 °C
Booking.com

Керченская паромная переправа

Описание

Керченская паромная переправа
Фото с wikipedia.org, автор Solundir [CC BY-SA 4.0]

Керченская паромная переправа (переправа «Крым — Кавказ») — морская паромная переправа, соединяющая Крым и Краснодарский край. Переправа выполняет перевозку через Керченский пролив пассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов. Через переправу проходит автодорога А290.

Переправа расположена на северо-восточной окраине города Керчь и эксплуатируется круглосуточно в течение всего года. Паромы курсируют между построенными в самом узком месте пролива портами «Крым» и «Кавказ», расстояние между портами — менее 5 км.

История

Первые упоминания о переправе через Керченский пролив относятся к периоду античности. Задачи по организации и защите переправы в то время выполнял город Порфмий, входивший в состав Боспорского царства.

Первый мост через пролив

В 1944 году, после освобождения советскими войсками Крыма, через пролив за 150 дней был построен временный железнодорожный мост. Этот мост прослужил всего 3 месяца — феврале 1945 года он был сильно повреждён льдом, нагнанным из Азовского моря. За несколько дней до этого по мосту проехала советская правительственная делегация, возвращавшаяся с Ялтинской конференции.

Строительство переправы

Поврежденный мост был признан непригодным к восстановлению. Обломки моста постепенно разобрали, так как они мешали судоходству. Рассматривались варианты создания нового моста, но, в итоге, было принято решение в качестве более дешёвой альтернативы построить железнодорожную переправу.

В начале 1950-х годов на северо-восточной окраине Керчи развернулось строительство порта «Крым», а на косе Чушка — порта «Кавказ». Каждый из портов мог одновременно принимать по два железнодорожных парома. У причалов были установлены П-образные подъёмники, опускавшие на паром разводной мост с железнодорожными путями.

22 сентября 1954 года Керченская паромная переправа была открыта. С помощью паромной переправы появилась возможность сократить на 270 км дальность перевозок из Украинской и Молдавской ССР в районы Краснодарского края и Кавказа, а из Крыма и южных районов Украины — почти на 1000 км.

Железнодорожные паромы «Восточный», «Заполярный», «Северный», «Южный»

С момента открытия и до начала 1990-х годов железнодорожные перевозки на переправе выполняли четыре железнодорожных парома проекта 723 (тип «Надым/Северный»), построенные на «Севмаше». Изначально эти паромы создавались для речных железнодорожных переправ через Енисей в Игарке и через Обь в Салехарде, являвшихся частью строящейся Трансполярной магистрали. Первая пара судов — «Надым» и «Заполярный» — была спущена на воду в 1951 году, вторая пара — «Северный» и «Чулым» — в 1952 году. Паромы были рассчитаны на перевозку 16 товарных или 8 пассажирских черырёхосных вагонов.

Во второй половине 1951 года «Надым» прибыл в Игарку, а «Заполярный» — в Салехард. «Северный» и «Чулым» отправиться на Трансполярную магистраль не успели — строительство магистрали было внезапно остановлено, а все четыре судна перенаправлены на новую переправу в Керченском проливе. С паромов демонтировали вагоноподъёмники, используемые на речных переправах, «Надым» переименовали в «Восточный», а «Чулым» — в «Южный».

Для наката составов на паром и формирования поездов в каждом из портов Керченской переправы работало по два маневровых локомотива. В ранние годы использовались паровозы серии Эл, затем они были заменены на тепловозы ТЭМ1, которые, в свою очередь, уступили место ЧМЭ3. К каждому локомотиву цеплялось «прикрытие», составленное из нескольких порожних платформ, таким образом предотвращался заход тяжёлого локомотива на подъёмник и паром — на палубу заезжали платформы «прикрытия», к которым и цеплялись вагоны. Если паром перевозил товарные составы, то накат вагонов производился двумя локомотивами, одновременно на оба борта парома, чтобы избежать крена судна от неравномерного распределения тяжёлого груза. Пассажирские поезда, вагоны которых обладают меньшей массой, накатывались на паром одним локомотивом. По терминологии работающего на переправе персонала, место у причала, расположенное со стороны Азовского моря (северная сторона порта) называлось Азовским парком, а со стороны Чёрного моря (южная сторона порта) — Черноморским парком.

 

Помимо железнодорожных составов, паромы осуществляли перевозку автомобилей — несколько машин могло разместиться на свободном от вагонов месте в носовой части палубы. Иногда паромы выполняли рейсы без вагонов, заполнив всю палубу автомобилями.

В зимнее время нагрузка на переправу сокращалась — большинство пассажирских поездов, следующих через переправу, были летними.

Железнодорожные паромы «Восточный», «Заполярный», «Северный» и «Южный» прослужили на переправе почти 40 лет. В конце 1980-х годов прекратилось движение пассажирских поездов через Керченскую переправу — старые, изношенные паромы были признаны небезопасными для пассажирских перевозок. Проект строительства новых паромов долгое время откладывался, а после экономических трудностей, возникших в эпоху Перестройки, и вовсе был заморожен.

Первым из паромов был списан «Восточный» — в 1987 году. «Южный» и «Заполярный» списали в 1989 и 1991 годах соответственно. Последний оставшийся железнодорожный паром — «Северный» — до 1996 года занимался перевозкой грузовых составов, затем несколько лет простоял в порту «Крым», после чего его отправили на слом.

 

С приходом автомобильных паромов, спроектированных как паромы-ледоколы, упростилась зимняя навигация на Керченском проливе. В зимнее время один из «Керченских» работал на переправе, перевозя пассажиров и автомобили, а также расчищая от льда путь железнодорожным паромам, другой «Керченский» в это время проводил грузовые суда по фарватеру Керченского пролива.

Третий автомобильный паром для Керченской переправы — «Ейск» — был построен в Риге в 1988 году.

Паром «Керченский-1» с начала 2000-х годов перестал участвовать в работе переправы. Обсуждались проекты переоборудования этого парома в буксир или пожарное судно, но они так и не были реализованы. В 2012 году паром порезали на металл.

 

Расширение переправы после присоединения Крыма к Российской Федерации

После присоединения Крыма к Российской Федерации резко увеличился объём пассажирского и грузового сообщения с полуостровом. Летом 2014 года длина очереди на переправе достигала 1400 машин, а время ожидания в очереди растягивалось до 27 часов. Для разгрузки переправы грузовой транспорт был переведён на альтернативные маршруты (Новороссийск — Феодосия, Новороссийск — Керчь, Темрюк — Керчь).

С 23 мая 2014 года в дополнение к паромам «Керченский-2», «Ейск» и «Николай Аксёненко» на переправе начал работу греческий автомобильный паром «Ионас». Пассажировместимость этого парома составляет более 600 человек летом и около 450 — зимой. Для легкового автотранспорта предусмотрены две палубы: нижняя палуба вмещает до 105 машин, верхняя — до 65 машин. С июля 2014 года на переправе начал работать второй греческий паром — «Олимпиада» — однотипный «Ионасу». Также компанией «Аншип» на линию был выведен малый паром «Севастополь» вместимостью 20—25 легковых автомобилей.

В августе 2014 года значительно увеличилось количество автомобилей со стороны Крыма — длина очереди на паром достигла 12 км, что вызвало транспортные проблемы в Керчи. Отчасти это было обусловлено поломкой верхней аппарели на пароме «Олимпиада», из-за чего пропускная способность переправы снизилась до 100 автомобилей в час. В срочном порядке были оборудованы три накопительных площадки — две в порту и одна на территории бывшего керченского аэропорта. Уменьшить время ожидания в очереди удалось за счет выхода на линию Кавказ — Керченский рыбный порт парома «Робур».

В августе того же года к работе на переправе приступил паром «Крым» (бывший норвежский паром «Ostfold»), а в сентябре — греческий паром «Гликофилуса-III».

В 2014 году при благоприятной погоде паромы ежедневно совершали до 114 рейсов, перевозя до 4400 автомобилей и до 22 600 пассажиров (в том числе до 5100 по «Единому билету»). За год объём перевозок составил 2 900 000 человек и 701 000 автомобилей. Благодаря проведённому расширению число перевезенных автомашин возросло в 5 раз, пассажиров — в 3,5 раза.

Зимой 2014—2015 годов в портах «Крым» и «Кавказ» были проведены дноуглубительные работы. В порту Крым также был заменен плавучий пирс для автомобильных паромов. Проведенные работы позволили привлечь к работе на переправе паромы с тремя палубами для погрузки автомобилей.

После реконструкции мощность Керченской паромной переправы была доведена до 50 000 пассажиров, 10 000 легковых и 1000 грузовых автомобилей в сутки.

Кроме реконструкции причалов решались и организационно-логистические проблемы, такие как установка электронных терминалов, обустройство накопительных площадок, кафе и ресторанов. 12 мая 2015 года была открыта продажа билетов через Интернет, к июлю объём продаж через Интернет достиг 40 %.

16 мая 2015 года на линию «Крым — Кавказ» вышел большой автомобильный паром «Протопорос-IV» вместимостью 205 автомобилей и 1350 пассажиров. 20 мая на линии «Кавказ — Керченский торговый порт» начал работу паром «Майор Чапичев» (однотипный «Гликофилусе III»). Оба судна прибыли из Греции.

Однотипный «Протопоросу-IV» паром «Победа» (бывший «Протопорос-VI») пришёл на переправу 2 июня. Паромы «Николай Аксёненко» и «Севастополь» были сняты с расписания из-за того, что порт «Крым» может одновременно принимать только два автомобильных парома. Паром «Ионас» покинул Керченскую переправу и был переведён в Балтийское море — греческий судовладелец сдал этот паром в аренду эстонской компании.

Благодаря этим изменениям, направленным на увеличение пропускной способности переправы, средняя загрузка паромов в мае 2015 года составляла 75—80 %, в отдельные дни снижаясь до 20—30 %. Пиковые моменты наблюдались только после штормов.

 

В 2014 году в комбинированном железнодорожном — автобусном — морском сообщении с Крымом была введена услуга «Единый билет», позволяющая оформить право на проезд тремя видами транспорта. Запланированный период действия в 2015 году — с 30 апреля по 30 сентября. 

Фото (23)

From Ukraine to Russia / Из Украины в РоссиюGde-to tochno na granize / Где-то точно на границеМаяк возле порта КрымНа горизонте порт Кавказ.Керченский проливKerch channelКерченский проливМаякКрым-КавказПозади Порт КавказКерченский пролив и берег.Почти фрегат :)Керченский проливпаромганица Русија Украина. Керченски пролазПаром - порт Керчь - порт Кавказ. Вид на Крым. The ferryboat. Ports Kavkaz (Caucasus) & KirchНа пароме в Керчьво льдахпроливthe Azov Sea, the Kerch StraitThe Kerch Strait / Керченский проливПо пути в Азовское мореПанорама. Вид на Керченский полуостров с парома Керчь-2. The view on to Crimea from the Kirch-2 ferry

Панорама

Отзывы

tourist
26.10.2016 Оксана
Персонал паромов недоучен сервису:( Не будем указывать,название #паром а на котором переправлялись назад из #Крым а в октябре(извинились)но настроение было изрядно подпорчено охранником и уборщицей.
tourist
07.10.2016 Lena
Не много времени провели в ожидании.туалеты фи.чай,кофе есть где купить ,но дело было после полуночи,в дневное время в маленькой палатке возможно будет пусто.
tourist
31.08.2016 Ирек
Сайт актуальной информации - parom.drom.ru
tourist
23.08.2016 Liya
В кассе кассир болтала по телефону, в итоге толком не объяснила куда ехать, заблудились, потеряли время. В остальном, на переправе, все быстро, персонал внимательный и вежливый.
tourist
14.08.2016 Evg_ivb
Бутерброды прекрасны. Хотя может это от того, что желудок от времени ожидания переправы готов себя переварить?
tourist
10.08.2016 Oleg
Приятно думать, что находишься средь двух морей
tourist
24.07.2016 Анюта
Будет огромный мост, по которому (всего 19 км) можно будет добраться до Крыма. Сейчас же все происходит в объезд, что очень неудобно
tourist
15.07.2016 Ekaterina
Переправлялись ночью, все прошло очень быстро и слажено ??
tourist
10.05.2016 Natalia
Очереди нет вообще ? Главное - правильно выбрать время
26.11.2015 Roman
Долго можно проторчать, скорее бы мост построили :)
tourist
18.10.2015 Elena
Чайки почти ручные!!! Сопровождали весь путь!!!
tourist
18.09.2015 Dasha
Укачивает немного
tourist
08.09.2015 Николай
Прошел всё быстро
tourist
25.08.2015 Тимур
Паромы хорошие, идут быстро. С погрузкой немного тормозят но в целом нормально.
tourist
23.08.2015 Denis
Покупайте электронный билет гораздо быстрее все проходит!!!
tourist
20.08.2015 Анастасия
Готовьтесь ждать час и больше :) лучше купить электронный билет дома
tourist
13.08.2015 Elena
Новые вместительные паромы!
tourist
30.07.2015 Natalia
Красивые виды на берег
01.07.2015 Лизка
Берите с собой хлебушек, кормить чаек.
tourist
25.04.2015 Margarita
22 и 25 апреля 2015 стояли в очереди на переправу 15 минут, в общей сложности погрузка, очередь и переправа заняли 1.5 часа. Переправа легковушки до 4,20 м стоит 1190р, взрослый пассажирский 162р.
tourist
23.03.2015 Роман
Проехали довольно быстро, за 2 часа!
tourist
28.01.2015 Bonbon
Зимой без очереди, только на погрузку подождать
tourist
08.10.2014 Ольга
Очень скучно....веселят только чайки...
tourist
26.09.2014 Olga
Изумительный рассвет!
tourist
23.09.2014 Игорь
Кто-то ждал 60 часов, кто-то 40. Мне повезло - 12 часов. Только и остается сказать:”Слава Путину, мать его” ((
tourist
14.09.2014 DIMA
Очень крутые очереди! Всем советую лететь самолетом D
10.09.2014 Konstantin
Прекрасное место, для отдыха, находясь сутки в ожидании :D
tourist
08.09.2014 Виктория
Забавно за время что мы тут провели можно успеть не только детей завести ???
tourist
31.08.2014 Guapo
Возьмите с собой хлеб,кормить чаек.
27.08.2014 Antosha
Страховку оформляйте загодя, на таманской стороне ее стоимость превышает 1300 рублей!
tourist
23.08.2014 Максим
Из хорошего здесь только Погода?
tourist
23.08.2014 Денис
Уехали только на четвертом пароме. Мест на пароме была уйма! Еще столько бы людей поместилось! Переправлялись 45 минут, ждали 3 часа, 400 рублей отдали на человека. Это #Россия, детка. Автобусы пер-ют
tourist
22.08.2014 Viktorya
Тут можно умереть!оставляйте машины со стороны темрюка на посту гаи,а дальше на рейсовых автобусах
tourist
13.08.2014 Алина
Нормально!Оставили машину возле поста ДПС,а сами дождались автобуса Геленджик-Севастополь и проехали на паром без очереди(так как посажирские автобусы в первую очередь)
tourist
09.08.2014 Егор
Автомобильные очереди к паромной переправе просто ужасают
tourist
07.08.2014 Женя
5км очереди :(
tourist
04.08.2014 Павел
Сейчас спросил типов в машине в очереди - 18й час стоят они, паромов ходит 2 больших и маленьких много - но... Не справляются:( удивляюсь с этих людей, которые в очереди, я :))
tourist
03.08.2014 Дмитрий
Стояли 9 часов, но оно того стоит! Больше всего понравился Коктебель и Черноморское :) отсыпайтесь пока есть возможность, впереди отдых! Крымчане добрые, гостеприимные и отзывчивые :)
tourist
11.07.2014 Nadezhda
10 июня 2014 - очередь на паром в Крым - 30 часов
tourist
11.07.2014 Николай
Провели в очереди уже 16 часов
tourist
07.07.2014 Татьяна
Плохо организована погрузка пассажиров. Мы стояли, пока не пошел ливень. Люди стали возмущаться, тогда запустили. Все мокрые и злые! Больше так никогда не поедем!
tourist
01.07.2014 J:oker
Скорее стройте мост! Ну или туннель.
tourist
30.06.2014 Anna
13 часов простояли!!!Туалетов нормальных нет,горячей воды не дают!Большие греческие паромы ходят редко(ночью похоже вообще не ходят).Любовь к Крыму ушла после этой ночи в очереди!
tourist
29.06.2014 G
Всего то 10 часов...
tourist
28.06.2014 Olga
Очередь 5,5 км , капец! Стоим уже 16 часов!
tourist
27.06.2014 Svetlana
Это капец!что в одну,что в другую сторону по 12 часов!!!!ходят 2 маленьких парома,раз в два часа!!!!это ужасно!
tourist
26.06.2014 Тот
Пока стоял в очереди, успел воспитать внука
tourist
21.06.2014 Эдуард
Порт похож на гетто беженцев. Издевательство над людьми!!! Это называется "Крым - наш"!!! Езжайте лучше на курорты Краснодарского края!!!
tourist
19.06.2014 Елена
"Грек" довольно уютный паром, но долго грузится из-за большого количества вмещаемых машин:)
tourist
12.06.2014 Kesena
Сегодня 12.06.14 очередь в 10-15 часов, так сказали пограничники! Мы решили оставить Крым ???
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia