Детям

Погода в Калининграде сейчас

+13 °C
Ветер: западный, 8 м/с
Влажность: 58 %
Давление: 758 мм рт.ст.
Средние температуры
днемночью
Апрель+15 °C+6 °C
Май+20 °C+12 °C
Июнь+23 °C+15 °C
Июль+28 °C+18 °C
Август+27 °C+18 °C
Сентябрь+22 °C+13 °C

Музей Мирового океана в Калининграде

Описание

Первый в России музей моря на корабле

Музей Мирового океана 

Музей Мирового океана — первый в России комплексный маринистический музей, расположенный в Калининграде. Имеет экспозиции, посвящённые судоходству, морской флоре и фауне, геологии и гидрологии мирового океана, а также маринистическую библиотеку и действующую экологическую станцию.

Посетитель может осмотреть музейные суда «Витязь», «Космонавт Виктор Пацаев» (судно входило в число судов Службы космических исследований АН СССР), подводную лодку Б-413, а также скелет кашалота; познакомиться с коллекцией старинных пушек и якорей. Филиал музея — ледокол «Красин» — находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге.

В музее проводятся конгрессы, действуют тематические клубы. Музей также ведёт научную работу.

История

Музей Мирового океана был образован на бумаге 12 апреля 1990 года, когда Совет Министров РСФСР принял Постановление № 116 «О создании Музея Мирового океана Министерства культуры РСФСР в г. Калининграде». Однако первых посетителей музей смог принять только пять лет спустя, когда на вставшем в 1994 году на вечную стоянку у музейного причала судне «Витязь» были оборудованы выставочные площади. По-настоящему дебютным стал для музея 1996 год, когда в его стенах проводились праздничные мероприятия в честь трёхсотлетия флота России.

В 2000 году рядом с «Витязем» у музейного причала встала «вышедшая в запас» дизель-электрическая подводная лодка Б-413. А год спустя к ним присоединилось судно «Космонавт Виктор Пацаев».

С 2000 года ведутся работы по консервации остатков найденного в янтарном карьере посёлка Янтарный деревянного парусного корабля XIX века.

В 2003 году завершено строительство главного корпуса с конференц-залом.

В 2006 году завершён капитальный ремонт портового склада довоенной постройки, в котором в следующем году была открыта экспозиция «Морской Кёнигсберг-Калининград».

В 2007 году музею передан памятник архитектуры XIX века «Фридрихсбургские ворота», а также завершён капитальный ремонт и открыт корпус «Пакгауз» выставочного корпуса.

В 2009 году Музей Мирового океана завоевал гран-при на фестивале «Интермузей-2009».

В настоящее время музей активно строится. В дополнение к уже существующему зданию возведён корпус, в котором размещены аквариумы, а также залы для проведения выставок, конгрессов, конференций, лекций и демонстрации фильмов.

Администрация музея расположена в историческом здании, в котором в течение более 60 лет, до начала Второй мировой войны находилось консульство Бельгии.

Музею Мирового океана также принадлежит памятник архитектуры XIX века «Королевские ворота», в котором разместилась экспозиция «Великое посольство».

В планах музея — создание экспозиции «Мировой океан», строительство «Визит-центра» и яхтенной гавани «Марина», размещение в здании мостового железнодорожного поста интернет-кафе, создание музея «Берега» в г. Светлогорске и экспозиции «Россия на Балтике» в «Елизаветинском форте» г. Балтийска.

Миссия и направления деятельности

Миссия музея Мирового океана:

  • всестороннее представление Мирового океана и роли России в его исследовании и освоении;
  • формирование целостного мировоззрения через осознание богатейшего ресурса Земли — океанского пространства, соединяющего страны и континенты.

Специфика музея — сохранение исторических судов как музейных объектов.

Основными направлениями деятельности музея являются: научно-исследовательская, экспозиционно-выставочная, культурно-просветительская, издательская и информационная. Научно-исследовательская работа ведется по следующим направлениям:

  • история изучения и освоения Мирового океана;
  • современное представление о природе Мирового океана;
  • сохранение исторических судов;
  • морская история и культура Балтики.

К научным лабораториям музея относятся лаборатория морской аквариумистики и лаборатория мониторинга окружающей среды.

Экспозиция и экскурсии

На начало 2007 года фонд музея составлял 54 726 единиц хранения, в том числе: основной фонд — 37 336 и научно-вспомогательный фонд — 17 392 единиц хранения. Всего в музее 18 хранилищ общей площадью 474 м². Общая площадь, занимаемая музеем — 10 818 м², в том числе экспозиционная — 4 442 м².

Научно-исследовательское судно-музей «Витязь»

У причала Набережной исторического флота ошвартовано самое крупное в мире научно-исследовательское судно-музей «Витязь». Это одновинтовой двухпалубный теплоход, который отличает прямой наклонный форштевень, резко разваленные носовые образования и крейсерская корма.

История этого судна охватывает немецкий, советский и российский периоды. В 1939 году в Бремерхафен было спущено на воду рефрижераторное судно под именем «Марс». Во время Второй мировой войны «Марс» использовался нацистами в качестве военного транспортного судна. После завершения войны оно было передано Великобритании в качестве репарации, а затем менее чем через год передано СССР. В 1946—1947 годах под названием «Экватор» судно выполняло грузоперевозки. В 1947—1949 годах судно перепрофилировано в научно-исследовательском судно Академии Наук СССР и получило своё нынешнее название «Витязь».

Под флагом Академии Наук СССР судно плавало 30 лет, с 1949 по 1979 год, совершило в общей сложности 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7 942 научные станции. С его борта измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине, открыт новый тип животных — погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа советской океанологии, в экспедициях работали учёные из 50 научных институтов СССР и 20 стран мира. Судно участвовало в программе Международного Геофизического года и других крупных международных проектах. Судно принимали в 100 портах 49 стран мира. Гостями «Витязя» были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, а также знаменитые учёные, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто.

Свой последний визит судно нанесло в Калининград, где в течение 11 лет его будущее оставалось неопределённым. Учитывая значительный вклад судна «Витязь» в изучение Мирового океана, в 1992 году было принято решение об его сохранении в виде музея. Через два года ремонтно-восстановительных работ «Витязь» был пришвартован у причала Набережной исторического флота. Самое большое по водоизмещению научно-исследовательское судно-музей «Витязь» является самым первым и по-прежнему главным экспонатом музея.

В ноябре 2007 года «Витязю» присвоен статус «Памятника науки и техники 1 ранга». В музее хранятся кальки чертежей судна с верфи «Шихау» (Германия), где был построен «Марс». ЗАО «ЦНИИМФ» (Санкт-Петербург) передало в музей фотографии внутренних помещений «Витязя», выполненных в 1948 году после переоборудования судна в Висмаре (ГДР).

Подводная лодка-музей «Б-413»

В декабре 1997 года по инициативе директора музея Мирового океана С. Г. Сивковой Министр культуры России Н. Л. Дементьева обратилась к Председателю Правительства России В. С. Черномырдину с просьбой о безвозмездной передаче Б-413 в качестве экспоната в музей с постоянным расположением в городе Калининград. Приказом Главнокомандующего ВМФ от 3 сентября 1999 года Б-413 была выведена из боевого состава ВМФ. Согласно директивы Командующего Балтийским флотом адмирала В. Г. Егорова Б-413 передислоцирована из Кронштадта в Калининград, где в конце 1999 года поставлена в док на судоремонтном заводе «Янтарь» для переоборудования под музей.

14 июня 2000 года отшвартовалась у музейного причала в городе Калининград, а 1 июля 2000 года состоялась торжественная передача подводной лодки Балтийским флотом Музею Мирового океана.

2 июля 2000 года Б-413 открыта для посетителей как музей. На подводной лодке открыта выставка «Из истории российского подводного флота».

Судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»

Научно-исследовательское судно Роскосмоса, названное в честь лётчика-космонавта Виктора Пацаева, с 2001 года находится в Музее Мирового океана в Калининграде. Единственное сохранившееся судно из состава «Звёздной флотилии», расформированной вследствие распада Советского Союза и тяжёлого экономического положения России в 1990-х годах. До 1994 года основными задачами судна являлись приём и анализ телеметрических данных и обеспечение радиосвязи между космическими аппаратами и Центром управления полётами.

В настоящее время НИС «Космонавт Виктор Пацаев» обеспечивает связь с Международной космической станцией. Также на судне развёрнута выставка «Три стихии Звёздной флотилии», которая посвящена судьбе космического флота СССР. По судну проводится экскурсия «Космическая Одиссея».

Рыболовецкое судно-музей «СРТ-129»

Судно включено в состав музея в 2007 году, является типичным рыболовецким судном, использовавшимся для ловли рыбы в море калининградскими рыбаками. На судне имеются открытая для посещения рубка, уменьшенные макеты рыболовецких судов, демонстрируются фильмы о рыболовстве в России и СССР.

Ледокол «Красин»

Арктический ледокол русского и советского флотов «Красин», являющийся филиалом музея, ошвартован в Санкт-Петербурге. В конце 1980-х «Красин» был приобретен Всесоюзным обществом «Знание» и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола — набережная Лейтенанта Шмидта, у Горного института.

Экспозиция «Мир океана. Прикосновение…»

В главном корпусе музея размещается экспозиция «Мир океана. Прикосновение…», в которую входят морские аквариумы, коллекции раковин морских моллюсков и кораллов, геологических и палеонтологических образцов, а также крупнейший в России скелет кашалота.

В коллекции раковин морских моллюсков «Жемчужины моря» насчитывается более 6 тысяч раковин моллюсков, в экспозиции представлено около 900 экземпляров. Коллекция «Коралловые сады» представляет более трёхсот образцов кораллов для обозрения. И наконец, в морских аквариумах можно увидеть рыб и других обитателей из различных районов Мирового океана. Здесь имеются различные тропические рыбы, скаты-хвостоколы, крылатки, пираньи Южной Америки, а также акулы Атлантики.

Коллекция геологических и палеонтологических образцов собрана на различных континентах и даёт представление о геологическом строении побережья Мирового океана и самого молодого моря планеты — Балтийского. На фоторафиях с космической орбиты запечатлены морские берега и рисунки береговых линий. Экспозицию завершает маяк, на котором установлена составная линза Френеля, предназначенная для подачи световых сигналов в море.

Скелет «балтийского» кашалота.

В отдельном павильоне музея выставлен крупнейший в России скелет кашалота. Кости были обнаружены в прибрежной зоне Балтийской косы в 2004 году, поэтому скелет был назван «балтийским». Судя по размерам, длина морского млекопитающего составляла 15 метров, само оно было некрупное, в возрасте от 15 до 20 лет. Поскольку в Балтийское море кашалоты не заходят, то предположительно он попал к берегам Балтийской косы из-за нагона воды со стороны Европы. В июле 2010 года к окончательной реставрации костей кашалота приступил старший таксидермист Юрий Стариков из Зоологического музея Санкт-Петербурга.

Экспозиционно-выставочный корпус «Морской Кёнигсберг — Калининград»

Выставочный корпус «Пакгауз»

Фридрихсбургские ворота и Лодейный двор

В 2012 году на территории отреставрированных и переданных музею Фридрихсбургских ворот, единственного сохранившегося элемента крепости Фридрихсбург, открылся комплекс Лодейный двор. Здесь размещены реставрационная мастерская, музейная судоверфь и экспозиция, посвящённая традиционным лодкам России. В частности в экспозиции есть донской каюк и облас (лодка хантов). В 2012 году было спущено на воду первое традиционное судно, построенное силами музея — куренас (рыбацкая лодка Куршского залива).

Другие экспонаты и объекты на территории музея

Помимо экспозиции на причале у набережной исторического флота, музей располагает:

  • археологической находкой «Корабль XIX века»;
  • подводными обитаемыми аппаратами «Пайсис-VII» и «Тетис»;
  • яхтой 1950-х годов «Фольксбот»;
  • гидрографическим катером, шлюпками барка «Крузенштерн», рубкой подводной лодки Б-613, ялом (экспонаты открытой территории), а также действующими катером и яхтами.

В фондах музея хранятся материалы, связанные с деятельностью учёных и исследователей океана — М. В. Клёновой, В. Г. Корта, П. П. Ширшова, В. П. Зенковича, П. Л. Безрукова, И. Д. Папанина и других. Особую ценность представляют научные рисунки рыб Курило-Камчатской впадины, выполненные в 14-м рейсе «Витязя» сотрудником Института океанологии доктором биологических наук Л. А. Пономарёвой, рисунки китообразных Мирового океана (сотрудник АтлантНИРО Б. А. Леонов), а также рисунки глубоководных видов рыб (кандидат биологических наук И. А. Трунов).

В музее выставляются графические работы художника-мариниста Е. В. Войшвилло с изображениями исторических судов, а также модели научных и исторических судов.

Среди наиболее ценных экспонатов — мебель из кабинета адмирала С. О. Макарова, личные вещи и архивы ученых-океанологов, отечественных космонавтов (в том числе, А. А. Леонова).

Территорию музея пересекает первый железнодорожный мост через реку Преголя в Кёнигсберге, который в 1865—1929 годах соединял районы Форштадт и Лаак и служил для сообщения между вокзалами Остбанхоф и Литценбанхоф. Проект строительства был одобрен правительством Пруссии в 1862 году по проекту восточно-прусского железнодорожного общества. В 1863 году началось строительство, стоимость которого составила 385 тысяч таллеров. Для того чтобы не мешать движению судов по реке, мост был спроектирован подъёмным с использованием механизма коленчатого рычага вместо ранее использовавшегося подъёмного механизма балок. Опускной кессон сооружён из 10-ти миллиметровой листовой стали и имеет размеры 14 метров в длину, 5 метров в ширину и 18,8 метров в глубину. По обеим сторонам моста также располагались пешеходные дорожки.

По состоянию на 2010 год, мост хорошо сохранился и является самым старым из сохранившихся металлических разводных мостов Калининграда через реку Преголя. Мост является собственностью Калининградской железной дороги.

Фото (40)

Калининград. Музейное научно-исследовательское судно "Витязь" / Kaliningrad. The museum's cientific-research vessel VitiazКалининград. Музейное научно-исследовательское судно "Витязь" / Kaliningrad. The museum's cientific-research vessel VitiazСеверный пролет с башней и демонтированный средний подъемный пролет Старого Железнодорожного моста через реку Преголя / Northern span with a tower and the dismantled average elevating span of the Old Railway bridge through the river Pregel (08/05/200Russa, Kaliningrad, Nave Cosmonaut Victor PatsaevThe scientific ship KOSMONAVT VICTOR PATSAYEVИз глубины вековSubmarine - museumКалининград. Музейное научно-исследовательское судно "Витязь" / Kaliningrad. The museum's cientific-research vessel Vitiaz"Vitiaz'" shipSubmarine with Königsberg  Dom in the backgroundМалый разводной мостМалый разводной мостМУЗЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНАПЕРВЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ч/з реку ПРЕГЕЛЬ 1865г.ГЛУБОКОВОДНЫЕ АППАРАТЫвывескаНаучное судно "Космонавт Виктор Пацаев"Museum ship "Cosmonavt Pacaev"old bridgesКалининградВодная прогулка по ПреголиRussia. Kaliningrad. Museum of SeaС Днем Рождения Мама :-) Zum Geburtstag MamaLittle single bathyscapheКалининград. Старый подъемный железнодорожный мост / Kaliningrad. Old railroad bridgeМОСТОВОЕ СООРУЖЕНЬЕ (1865г)Калининград. Вид с корабля / Kaliningrad. The view from the shipКалининград.Музей Мирового Океана / Kaliningrad. World Ocean MuseumКалининград. Старый подъемный железнодорожный мост / Kaliningrad. Old railroad bridgeThe German railway bridge across the river PregelСУДНО КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ "КОСМОНАВТ ВИКТОР ПАЦАЕВ"Green bedМусорный бак из прошлогоJolly boatDas PackhausThe round houseDas PackhausВид с маякаКалининградНаучно-исследовательское судно "Витязь"

Панорама

Инфо

Адрес: набережная Петра Великого, 1
Часы работы:
Все дни в 10:00-18:00

Отзывы

Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны! Правила размещения отзывов

Карта