Тирлянский

Описание

Тирля́нский — село в Белорецком районе Башкортостана. Находится в месте впадения реки Тирлян в реку Белую. Расстояние до Белорецка 33 км.

История

Изначально на месте Тирлянского строился Белорецкий завод. Именно на эти земли было выдано разрешение Твердышевым Берг-коллегией. Однако речка Тирлян оказалась маловодной и заводчикам в срочном порядке пришлось переносить строительство на новое место.

В «Материалах по истории Башкирской АССР» (Т. 4. Ч. 2. С. 183—187) в документе за 1759 года речь идет о разрешении И. Б. Твердышеву и И. С. Мясникову строить железоделательный завод при речке Кураке (Куряклы), притоке реки Сим. В ведомости за 1761 год отмечено: «Тирлянский железный завод. Строится вновь по указу государственной берг-коллегии 1759 года в Катайской волости на реке Тирляне на покупной у башкирцов земле. И оной завод ещё не в действии, затем что ещё не построен». В документе за 18 июля 1762 года заводчики уже просят о переносе строящегося завода с реки Тирлян (а не с реки Курака) на Белую реку. Берг-коллегия разрешила его перенести и определила «тот завод вместо Тирлянского именовать Белорецким».

Посёлок Тирлянский вновь основан с началом строительства вспомогательного молотового завода на р. Тирлян в 1801 г. Основала Тирлянский завод заводчица Дарья Пашкова (Мясникова). На четырех молотах с 1803 г. перековывали в железо чугун, доставляемый с Белорецкого завода. На заводе трудились крестьяне села Березовка, расположенной в двух верстах от него. В 1795 г. в селе было 243 двора, где проживало 1125 крестьян. В 1866 г. в Тирляне вместе с с. Березовка насчитывалось 1699 мужчин и 1856 женщин, 1520 домов. Тирлянский долгое время оставался вспомогательным производством.

1908 год. Мировой экономический кризис. Почти на шесть лет закрыты крупнейшие железоделательные предприятия (Катав-Ивановский и Юрюзанский заводы). Тысячи жителей огромной территории безуспешно пытаются найти работу. В это же время по другую сторону Уральского хребта арендаторы Белорецкого железоделательного завода пытаются решить проблему транспортировки своей продукции в центральные части России. Строительство узкоколейной железной дороги от станции Запрудовка, расположенной вблизи Катав-Ивановского завода через Тирлян до Белорецкого завода было начато немецкой фирмой «Вогау и К» — арендатора Белорецкого завода Пашковых. В конце 1909 года артели строителей из Катав-Ивановска и Тирляна двинулись навстречу друг другу, прокладывая сквозь тайгу путь шириной в 30 метров и длиной в 110 километров. В 1912 году на стройку прибыли немецкие рабочие. Вместе с коренным населением они ведут укладку рельсов, тянут линию связи. Белорецкая железная дорога стала выдающимся достижением инженерной мысли. Для старинных заводских посёлков, через которые она проходила, приход поезда означал второе рождение. 6 августа 1912 года была открыта первая ветка высокогорной узкоколейки длиной в 110 километров (Катав-Ивановск — Тирлян). Второй участок пути от Тирляна до Белорецка длиной 35 километров был построен в 1913 году. Грандиозный проект арендаторов Белорецкого завода был осуществлен. Очень непросто было провести эти 145 километров рельсового пути через многочисленные горные перевалы, в исключительно тяжёлых условиях. Частному предприятию удалось за три года построить железную дорогу в 145 километров! В 1912—1914 годах силами наёмных китайских рабочих была построена 16 километровая ветка до Журавлиного болота, где добывали торф.

Список раздельных пунктов Белорецкой узкоколейной железной дороги следующий: Запрудовка (г. Катав-Ивановск), Самодуровка (село Верхний Катав), Двойниши, 46 км, Машак, 60 км, Юрюзань, 75 км, Арша, 87 км (Верхнеаршинский), Рудник, Тирлян, Шушпа, Катайка, Белорецк.

В 1960 году через Белорецк прошла железная дорога Уфа — Магнитогорск, и старый узкоколейный путь стал использоваться все реже и реже. 1 ноября 1967 года перевозка грузов по БЖД была прекращена окончательно. В связи с нерентабельностью и высокими затратами на содержание пути, ликвидирован участок узкоколейной железной дороги между Верхнеаршинским и Верхним Катавом. После постройки асфальтированной дороги в 2001 году между Тирляном и Белорецком, с 20.05.2002 года закрыто движение пассажирских поездов Белорецк — Тирлян — Белорецк. К осени 2003 года разобран участок узкоколейной железной дороги между Тирляном и Верхнеаршинским. По состоянию на конец 2003 года, узкоколейная линия от Белорецка до Тирляна оставалась жива. На ней было нерегулярное движение — в основном вывоз из Тирляна подвижного состава на металлолом. Периодически из Белорецка в Тирлян также доставлялся мазут для котельной. Эти последние 34 километра когда-то были самым главным участком Белорецкой железной дороги, где ежедневно проезжали сотни пассажиров. Последний участок Белорецкой узкоколейной железной дороги (от Белорецка до Катайки) был разобран весной-летом 2007 года.

Достопримечательности

В Тирлянском, несмотря на малые размеры поселка, довольно много достопримечательностей:

  • Главная из них — это развалины завода. Завод был закрыт после наводнения 1994 года.
  • Рядом с руинами завода стоит огромное железное колесо со спицами. Это один из двух приводов, вращающих прокатные станы.
  • Ещё есть выемка в скальных породах, проложенная под линию Белорецкой узкоколейной железной дороги (БУЖД), за которой открывается прекрасный вид на пруд.

Отели

2 гостя
Взрослые2+
Дети до 17 лет0+
Возраст7+
Возраст7+
Возраст7+
Возраст7+
Возраст7+
Возраст7+
Возраст7+
Возраст7+
Возраст7+
Возраст7+
Найти отель

Отзывы

Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны! Правила размещения отзывов

Карта

X