Погода в Северодвинске сейчас

-2 °C
Ветер: южный, 2 м/с
Влажность: 86 %
Давление: 755 мм рт.ст.
Средние температуры
днемночью
Декабрь0 °C-8 °C
Январь-6 °C-13 °C
Февраль-1 °C-11 °C
Март+1 °C-7 °C
Апрель+6 °C-1 °C
Май+15 °C+6 °C

Северодвинск

Описание

Северодвинск — город (с 1938 года) в Архангельской области России, административный центр муниципального образования «Северодвинск». Основан в 1936 году как рабочий судостроительный поселок. В городе расположен Северный центр судостроения и судоремонта России.

История

Открытие и начало освоения берегов Северной Двины

Земли по берегам Северной Двины были открыты в конце IX века викингами.

Бьярмия (Биармия) впервые упоминается в рассказе о путешествии Оттара из Холугаланда, состоявшемся в период между 870 и 890 годами. Чтобы разведать, какие края лежат за Лапландией, Оттер отправился вдоль берега на север, несколько дней ждал попутного ветра, чтобы плыть на восток, а затем повернул на юг, где его корабль вошёл в устье большой реки. Там жили не лапландцы, а бьярмы, язык которых похож на финский, и поэтому Оттер и его спутники могли с ними объясняться. Бьярмы жили оседло, занимались земледелием и были богаты. Известны также рассказы о ещё нескольких путешествиях в эти земли около 920, 1026 и 1090 годов.

В 1217 году сюда прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало далее через Русь в Святую землю, чтобы участвовать в пятом крестовом походе. Экипаж второго судна был уничтожен местными жителями. Для мести король Хакон IV в 1222 году послал двух своих военачальников на четырёх больших судах с сильным войском. Они опустошили берега, вернувшись с богатой добычей. После этого Бьярмия перестала упоминаться в скандинавских источниках.

С начала XII века земли по берегам Северной Двины являются владениями Новгорода Великого.

Освоение морского российского севера Поморья стало востребованным из-за нашествия Батыя и разорения Южной Руси.

Постепенная колонизация Поморья новгородскими переселенцами, ассимиляция местного финно-угорского населения, привели к формированию особого субэтноса русского народа — поморов.

В. Н. Татищев в своей «Истории Российской» даёт такое определение: «Обсчее имя Поморие, а по уездам: Архангельский, Колмоград, Вага, Тотьма, Вологда, Каргополь, Чаронда и Олонец»… «Есть северная часть России, в которой всё по берегу Белого моря и Северного моря от границы Карелии с финнами на восток до гор Великого пояса или Урала заключается. К югу же издревле русские поначалу часть по части овладевали и к Руси приобсчали. Ныне же всё оное и есче с немалою прибавкой под властью Поморской губернии состоит».

Английские и норманские корабли заходили в устье Северной Двины вплоть до XIII века, после чего из-за малого ледникового периода плавать по Северному морскому пути стало невозможным.

В 1419 году в исторических летописях Руси как монастырь и обитель впервые упоминается Николо-Корельский монастырь.

После того, как к берегам Никольского Устья 24 августа 1553 года прибило штормом один из английских кораблей, искавших северо-восточный морской путь в Китай под командованием Ричарда Ченслера, порт был основан официально, поскольку других выходов к морю у Русского государства в то время не было. После установления первого контакта с местными жителями Ченслер отправился в Холмогоры (в то время столица Русского Севера), а оттуда, после ледостава, на санях в Москву, на аудиенцию к русскому царю Ивану Грозному. После встречи с русским царём, впервые за историю, были установлены дипломатические отношения между Россией и Великобританией, а в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя. Позже Ченслер стал английским послом при Иване Грозном. Сейчас в честь Ричарда Ченслера названа одна из улиц города на острове Ягры. Напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка со складами и жилыми домами. Её обитатели разгружали морские суда и грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда — вглубь России.

И сюда же приходили русские товары из Холмогор. Отсюда и уходили многие английские экспедиции. Порт в иностранных источниках был известен как Святой Николай («рейд Св. Николая»).

В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший настоящим главным морским портом Русского Севера, и постепенно, с ростом Архангельска, Николо-Корельский монастырь и его порт начинают терять своё прежнее торговое значение.

Основой хозяйства в XVII веке в монастыре стали рыбный и соляной промыслы, а также разведение скота.

В Смутное время, уже после освобождения Москвы, польские войска Яна Ходкевича разорили северные земли, нанеся большой урон и Николо-Корельскому монастырю.

В 1808—1809-х годах вблизи от монастыря возводились укрепления против возможного прихода английских кораблей. После Тильзитского мира отношения России и Англии были на грани войны. Английские корабли захватывали в северных морях русские торговые суда и, более того, даже захватили город Колу.

В 1854—1855-х годах, во время Крымской войны, англо-французская эскадра блокировала Архангельск, промышляла вблизи Николо-Корельского монастыря и на всём Белом море.

К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нём жили всего 6 монахов и 1 послушник.

В 1921 году монастырь был ликвидирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников «Коммунар», а в 1929 году в нём была образована сельхозкоммуна «Искра».

Посёлок Судострой и город Молотовск

31 мая 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б), Совет Труда и Обороны СССР на основании проведённых изысканий приняли постановление № 0-137сс о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья Северной Двины. Строительство было названо Судостроем.

Стране был необходим крупный завод на побережье одного из морей Северного Ледовитого океана. Место в дельте Северной Двины было выбрано как наиболее защищённое с моря, благодаря узкой горловине Белого моря.

1 апреля 1937 года Постановлением ВЦИК новый населённый пункт при судостроительном заводе Приморского района Северной области получил свой официальный статус и отнесён к категории рабочих посёлков. В 1938 году Судострой получил статус города и имя «Молотовск» в честь советского партийного деятеля Вячеслава Молотова.

Приказом наркома тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе от 29 мая 1936 года начальником строительства судостроительного завода и рабочего посёлка Судострой был назначен Иван Тарасович Кирилкин.

Построены две улицы посёлка Судострой, построены подсобные предприятия: бетонный завод, арматурный цех, механические мастерские, кирпичный завод, дизельные электростанции.

Посёлок Судострой, и далее город Молотовск строились и расширялись одновременно с ростом строительства и производственной деятельности судостроительного завода (Судостроительный завод № 402).

В 1938—1953-х годах существовал Ягринский исправительно-трудовой лагерь. Первоначально он размещался на острове Ягры, что дало ему название, затем появились отделения в других частях современного города. Лагерные пункты имелись и в близлежащих деревнях. В разное время в лагере содержалось от 5 до 31 тысячи человек (По некоторым данным до 50 тысяч). При этом только за 1940—1945 годы в лагере умерло более 9 тысяч человек. Заключённые строили заводы, порт, жилые дома и дороги, валили лес и добывали песок для строительства города на болотистой местности.

Во время Великой Отечественной войны

В военные годы город Молотовск совместно с Архангельском и Мурманском являлся одними из главных портов, принимавших грузы стран-союзниц по ленд-лизу.

История северных конвоев долгие годы связывались лишь с Мурманском и Архангельском. Северодвинск (Молотовск) при этом оставался как бы в тени. О городе в СССР, в силу характерной деятельности основных промышленных предприятий, старались упоминать как можно реже.

А между тем, Молотовский порт нёс большую тяжесть тех военно-транспортных операций.

Первая военная зима выдалась суровой и навигация началась очень тяжело. Подготовка и обустройство причалов в Молотовске шли спешным порядком. В Молотовске появился представитель Государственного комитета обороны И. Д. Папанин, срочно возведённый к этому времени в ранг контр-адмирала.

В декабре в Архангельск прибыли представители военно-морских сил США, чтобы организовать на местах приёма грузов постоянные американские миссии. В Молотовске отделение миссии разместилось по адресу: ул. Парковая 13. Возглавил его работу помощник атташе Филипп Уорчелл.

23 декабря 1941 года линейный ледокол «Иосиф Сталин» с большим трудом провёл в Молотовск транспорты конвоя PQ-6. Конвой PQ-6 оказался последним союзным конвоем, пробившимся через льды к причалам Архангельска и Мурманска в 1941 году.

В первый день лета 1942-го в Молотовск пришли два транспорта PQ-16. Они доставили танки, самолёты, взрывчатку, бензин и продовольствие.

Молотовск, как и Архангельск, принял уцелевшие остатки разгромленного конвоя PQ-17. К сожалению, сегодня мы пока не можем перечислить все суда PQ-17, ставшие на его рейде и к причалам. Тяжелейшие последствия трагедии PQ-17 известны.

К зиме 1942—1943 годов положение на северных направлениях резко ухудшилось. Противник стремился перерезать Кировскую железную дорогу — сухопутная связь с Мурманском тогда бы прервалась.

По указанию правительства и наркома ВМФ основными «грузополучателями» ленд-лиза стали Архангельск и Молотовск. Причём Молотовску (из-за тяжёлых льдов на Северной Двине и мелководья её русел) теперь отводилась главная роль в период зимних навигаций. Тем более, что к этому времени по инициативе И. Д. Папанина завершилось совершенствование Молотовского порта и близлежащей нефтебазы. За лето 1942 года в Молотовском порту появился мощный кран для выгрузки «тяжеловесов», увеличены глубины на его акватории, выросла и линия причалов, один из которых оборудовали для бункеровки ледоколов и пароходов углём.

В послевоенные годы

В 1950-е годы XX века завод решено было перевести на строительство атомных подводных лодок, и в скором времени он стал главным советским предприятием по производству стратегических подводных лодок.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 733/2 от 12 сентября 1957 года город Молотовск был переименован в город Северодвинск.

Город Северодвинск начал стремительно развиваться. Численность населения резко возрастала, в том числе и за счёт местных и приезжих молодых специалистов. Активно работали судостроительные и общегородские предприятия, резко возрастало в Северодвинске строительство жилья для корабелов (всего за 30 лет в Северодвинске было построено и передано ВМФ в эксплуатацию с качественным эксплуатационно-ремонтным сопровождением около 130 атомных подводных лодок).

После распада Советского Союза Северодвинску было присвоен статус Государственного Российского центра атомного судостроения.

Судостроительные заводы «Севмаш», «Звёздочка», город и все предприятия центра атомного судостроения постепенно с трудом пережили кризис 1990-х, сумели приспособиться к современным рыночным условиям (активное участие в конкурсах по госзаказам, выполнение заказов других стран, разнообразие выпускаемой продукции) и вернуться к стабильному существованию.

Руководители

Начиная с 1936 по 24 декабря 1938 года руководство городом осуществлялось Архангельским горисполкомом.

24 декабря 1939 года в Молотовске прошли первые выборы в собственный горисполком. Председателем выбран Александр Степанович Родионов.

С 1941 и по 1951 год руководство городом берёт на себя Иван Афанасьевич Плюснин, 1-й секретарь Молотовского горкома КПСС. 28 апреля 1961 года в честь него названа одна из улиц города Северодвинска — улица Плюснина.

Далее руководители Северодвинска указаны в хронологическом порядке:

  • 1951—1957 — Виктор (Викентий) Тихонович Глухов — председатель горкома партии. В декабре 1957 года В. Т. Глухова избрали председателем Архангельского областного совета профсоюзов. Проработал на этом посту до скоропостижной кончины. Избирался делегатом XIX съезда КПСС.
  • 1957—1961 — Леонид Степанович Павлов — председатель горисполкома
  • 1961—1972 — Николай Григорьевич Орлов — председатель горисполкома. Именно в годы его работы была построена чуть ли не половина города Северодвинска (больницы, школы и многое другое). Н. Г. Орлов был, по сути, самым молодым руководителем города Северодвинска. Он им стал в 33 года
  • 1972—1980 — О. С. Щёгольков — председатель горисполкома
  • 1980—1987 Анатолий Егорович Ткаченко — председатель горисполкома, почётный гражданин Северодвинска. При нём были построены сотни тысяч квадратных метров жилья, детские сады, школы, драмтеатр, целые микрорайоны. Анатолий Ткаченко награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, Орденом «Знак Почёта», медалями.
  • 1987—1991 — Эдуард Сергеевич Борисов — председатель горисполкома
  • 1991—1993 — Валерий Игнатьевич Лысков — первый мэр Северодвинска.
  • 1993—1996 — Вячеслав Васильевич Росляков
  • 1996—2009 — Александр Николаевич Беляев — глава муниципального образования «Северодвинск» — мэр Северодвинска в 1996—2009 гг., министр по региональному развитию и местному самоуправлению правительства Архангельской области в 2009—2012 гг.
  • 2009-н/вр — Михаил Аркадьевич Гмырин — глава муниципального образования «Северодвинск» — мэр Северодвинска.

Почётные граждане Северодвинска

Высшим знаком признательности Северодвинска гражданам Северодвинска, Архангельской области, СССР и Российской Федерации, внёсшим выдающийся личный вклад в развитие города Северодвинска, повышение его роли и значимости в Российской Федерации является Звание «Почётный гражданин Северодвинска».

На постах и научных координаторов и простых тружеников, ответственных за свое дело, особо важное дело для России, на работах в городе в разные годы трудились:

  • Почётные граждане Северодвинска. — официальный сайт Администрации Северодвинска.

В том числе:

  • Александров Анатолий Петрович — учёный-физик, один из основателей отечественной ядерной энергетики и атомного ледокольного и подводного флота СССР
  • Ковалёв Сергей Никитич — генеральный конструктор центрального конструкторского бюро «Рубин». Его называют «отцом отечественного стратегического атомного подводного флота»
  • Устинов Дмитрий Фёдорович — Народный комиссар и министр вооружения СССР 1941—1953 год, министр оборонной промышленности СССР 1953—1957 год, Министр обороны СССР 1976—1984 год.

Военно-морская база

Малый противолодочный корабль «Онега»

В Северодвинске расположена Беломорская военно-морская база, существующая со времён Великой Отечественной войны и входящая в состав Северного флота.

Части Беломорской военно-морской базы дислоцированы преимущественно в Северодвинске, где сосредоточены крупнейшие предприятия судостроительного и судоремонтного комплекса — ОАО «Севмаш» и Центр судоремонта «Звёздочка».

В Белом море проходят регулярные испытания новейшего морского оружия, в том числе стратегического.

В 2010—2013 году подводниками Северного флота осуществлены пуски баллистической ракеты «Булава», которая будет составлять основу вооружения морских стратегических ядерных сил России.

Фото (15)

Лесная ул., фото 2Рассвет? Закат!Дворикул.Советская дом 4Индустриальная ул., фото 2Дорога в Школу №3Belomorskiy 48\15улица ЖелезнодорожнаяДомик в лесуРеспубликанская ул., фото 4Республиканская ул., фото 1Республиканская ул., фото 5ЖД 21Лесная ул., фото 1Индустриальная ул., фото 3

Панорама

Отзывы

tourist
19.05.2014 Владимир
Город корабелов и моряков;-)
tourist
24.10.2013 Viacheslav
Город военных моряков, корабелов и торговли.
tourist
17.07.2013 Konstantin
Столько пуха, это нечто... Весь город как в снегу
tourist
03.06.2013 Fоursquаrе
Северодвинск - город в Архангельской области. Расположен на берегу Белого моря, возле Никольского устья Северной Двины, в 35 км от Архангельска. Население — 193,519 тыс человек. Основан в 1936 году.
tourist
28.01.2013 Victor
В гостиницах трудно с завтраками.
tourist
05.01.2013 Артем
Северодви́нск — центр атомного судостроения России. 190,1 тыс. человек (01.01.2012) Расположен на берегу Белого моря, возле Никольского устья Северной Двины, в 35 км к северо-западу от Архангельска.
tourist
07.11.2012 Aleksey
Обожаю этот город! Хорошие люди все так спокойно и приятно, особенно после Столичной суеты
tourist
25.01.2012 Александра
Родное место.очень красивый,спокойный город.город моего детства!
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia