Погода в Венеции сейчас

+4 °C
Ветер: северный, 4 м/с
Влажность: 93 %
Давление: 757 мм рт.ст.
Средние температуры
днемночью
Декабрь+13 °C+5 °C
Январь+12 °C+4 °C
Февраль+13 °C+5 °C
Март+18 °C+8 °C
Апрель+22 °C+14 °C
Май+25 °C+18 °C

Собор Святого Марка в Венеции

Описание

Собор Святого Марка
Фото с tourmenu.net

Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco — «базилика Сан-Марко») — кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.

Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История собора Святого Марка

Первая базилика

Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.

Строительство было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Поскольку здание первой базилики не сохранилось, то о её облике можно судить лишь по археологическим раскопкам, выполненным в ходе реставрации крипты собора, когда была обнаружена древняя кладка стен. Считается, что церковь была построена в форме латинской базилики типа равеннских (Сан-Витале) и занимала место нынешней крипты. Купол, установленный над её центральной частью, находился над местом захоронения мощей апостола Марка.

Базилика была повреждена пожаром, возникшим в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ей серьёзные повреждения. К концу X века базилика была восстановлена, но исследователи считают, что эта была реставрация здания, а не новое строительство.

Современная базилика

Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора.

Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), в 1504—1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год). Титул главного строителя собора в разное время носили такие архитекторы, как Якопо Сансовино и Бальдассар Лонгена.

Множество древних реликвий попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году. К ним относятся квадрига на западном фасаде, «золотой алтарь» византийской работы, образ «Мадонна Никопея».

Базилика играла значимую роль в истории Венецианской республики. По сложившейся традиции глава республики должен был предстать перед горожанами и публично провозглашается дожем из преголы, правой кафедры, специально устроенной для этой цели в соборе. Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, в ней проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной в том числе перед четвёртым крестовым походом, демонстрация захваченных у врагов знамён). В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром III. Собор полностью находился в юрисдикции дожей и имел собственный причт, независимый от местного епископа В 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан-Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года) и храм стал кафедральным собором Венеции.

В настоящее время собор является действующим храмом. Будничные богослужения проводятся в капелле святого Исидора. Кроме мощей апостола Марка среди реликвий базилики выделяется глава апостола Иакова Младшего, мощи мученика Исидора и образ Богородицы «Никопея», что делает её центром христианского паломничества.

Архитектура

Характеристика архитектурного стиля

Длительное строительство базилики оказало влияние на её архитектурный стиль. Построенный как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой современный образ, в котором смешались различные стили. Это объясняется также тем, что в его убранстве использованы привезённые в различное время в Венецию восточный мрамор, колонны различных ордеров, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители. Все это было соединено мастерами в гармоничной архитектонике собора.

Общие особенности

Собор построен в форме греческого креста и является типичной византийской крестовокупольной базиликой, построенной по образу константинопольской церкви Святых Апостолов, но не является его точным повторением. В конце XII века к базилике был пристроен просторный нартекс, а в последующие века ряд других помещений (несколько капелл, баптистерий, сакристия). За исключением алтарной части, заканчивающейся апсидой, рукава креста разделены аркадами на три нефа, хоры (второй этаж боковых нефов) отсутствуют. Размеры базилики составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) составляет 43 метра.

Алтарная часть (пресвитерий) по восточному образцу отделена от центрального нефа готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьетро Паоло и Якобелло Делле Масенье. Алтарная преграда создана из цветного мрамора и увенчана большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и апостол Марк). В алтарной части установлен киворий (V век), под которым находится главный алтарь храма с мощами святого Марка, перенесёнными в собор из крипты в 1835 году. Он высечен из цельного куска зелёного восточного мрамора и поддерживается четырьмя колоннами из известкового алебастра (XIII век). На каждой колонне в девять рядов расположены рельефы с историей Девы Марии и Иисуса, в которых нашли своё отражение, помимо канонических, апокрифические истории.

Наборный мраморный пол базилики создан в XII веке и гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством собора. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений (созданы в период до XV века), выполненных из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера. Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло.

Собор имеет отдельно стоящую звонницу высотой около 100 метров. Она была построена в 1514 году и кроме церковных функций служила также маяком для кораблей, входивших в лагуну. Колокольня полностью разрушилась в 1902 году, но была восстановлена в изначальном виде в 1912 году.

Фасады

Изначально внешний облик собора соответствовал суровым канонам романского стиля. Более роскошная мраморная облицовка фасада собора была выполнена в XIII веке. Идея более пышного убранства фасада возникла после четвёртого крестового похода, когда в Венецию были вывезены колонны и капители из константинопольских дворцов и храмов.

  • Главный фасад (западный)

Облицован мраморными плитами, украшен колоннами, увенчанными капителями коринфского ордера. Имеет пять входов, оформленных в виде порталов с колоннами в два яруса. Архивольты центрального портала украшены композициями с аллегорическими образами искусств и ремёсел. Арки порталов и расположенных над ними люнет украшены мозаикой. Люнеты украшены готическим венцом, выполненным в XIV—XV веках тосканскими мастерами. Между арками венца, украшенными растительным орнаментом, установлены башенки с фигурами святых. В крайних башнях фасада изображена сцена Благовещения (архангел Гавриил в крайней левой башенке, Дева Мария — в крайней правой). Между ними в четырёх башенках установлены фигуры евангелистов с их символами.

Несмотря на то, что большинство существующих мозаик фасада были созданы в XVII—XVIII веках, общий архитектурный замысел мозаичного убранства фасада был выполнен в XV веке, что подтверждает картина Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год). Все «новые» мозаики повторяют старинную иконографию в соответствии с распоряжениями Верховных Прокураторов Сан-Марко, которые в случае переделки утраченной или разрушенной мозаики поручали воспроизвести её сюжет в соответствии с древним образцом и сделать пояснительную надпись.

Бронзовые двери собора (за исключением центральной) были созданы в XII—XIV веках. Их автор, венецианский ювелир Бертуччо, в 1300 году оставил на одной из них надпись, что при работе над ними он руководствовался образцом дверей центрального портала. Двери центрального портала датируются VI веком и были, как многие другие элементы фасада, привезены в Венецию из Константинополя. Створки выполнены из поперечных бронзовых пластин, которые украшены 34 рядами арочек, расположенных в форме павлиньего хвоста.

Между арками входных порталов, под расположенной выше лоджией, установлены византийские плиты с парными барельефами, симметрично расположенные по отношению к главному порталу. Цикл начинается с изображений двух святых воинов — Димитрия Солунского и Георгия Победоносца. Затем следуют изображения Богородицы и архангела Гавриила в сцене Благовещения. Замыкает цикл два изображения подвигов Геракла: укрощение Эриманфского вепря (плита византийского происхождения эпохи Феодосия) и убийство Лернейской гидры (плита венецианской работы, XIII век).

  • Южный фасад

Выходит на пьяцетту и Дворец дожей. Фасад облицован мрамором, украшен мозаикой и статуями святых. Наиболее известен образ святого Христофора, который также повторяется в виде скульптуры на северном фасаде и мозаики в нартексе. Размещение изображения Христофора на южном фасаде, обращённом к морю и видимом с воды, объясняется древним поверием, что того, кто посмотрит на образ этого святого, в этот день не коснётся никакое зло. Под изображением Христофора находится единственный вход в собор со стороны моря. Он украшен полукруглым тимпаном с рельефами пророков (XIII век).

Южный фасад украшают многочисленные декоративные элементы, вывезенные из Константинополя. Наибольший интерес представляет скульптура четырёх тетрархов, выполненная из порфира. Тетрархи установлены на углу сокровищницы, рядом с ним находятся акританские пилястры.

  • Северный фасад

Украшен мраморной инкрустацией различного происхождения. Фасад имеет единственный вход, ведущий в нартекс собора. Он выполнен в форме портала и украшен скульптурным изображением Рождества Христова, созданными венецианскими мастерами в XIII веке в соответствии с византийскими канонами. Из-за использования в декоре портала растительного орнамента вход получил назвнание Порта деи Фьори («врата цветов»).

Крипта

Помещение крипты расположено под пресбитерием и боковыми капеллами апостола Петра и святого Климента. В крипте сохранилась часть архитектурных элементов, относящихся к первой базилике. Они были обнаружены в ходе реставрационных работ второй половины XX века. В центре крипты расположена часовня, украшенная ажурной мраморной плитой византийской работы. Под ней до 1835 года находились мощи апостола Марка пока не были перенесены в главный алтарь собора.

Внутреннее убранство

Своды, купола и верхний уровень стен собора покрыты мозаичными полотнами общей площадью около 4000 м². Создание мозаичного убранства собора было начато в 1071 году (мозаики апсиды) и продолжалось в течение более двухсот лет (мозаики нартекса были закончены в 1280 году). Мозаичный цикл собора Святого Марка является одним из наиболее значимых образцов данного вида искусства.

Ранние мозаики создавались безымянными мастерами, следовавшими исключительно лишь традиции иконописного канона. В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, позднее работу стали выполнять венецианские мозаичисты. В последующие века при обновлении и реконструкции мозаик картоны, по которым выкладывались композиции, создавали Якопо Беллини, Паоло Уччелло, Мантенья, Тициан и Тинторетто. В качестве материала для мозаик использовалось стекло, изготавливаемое на острове Мурано. Стекольная масса различных цветов выкладывалась на фоне золотой фольги, создавая тем самым сияние, несмотря на скудное освещение собора.

Мозаики изображают сюжеты историй Ветхого и Нового Заветов, сцены из жития Богородицы, апостола Марка, Иоанна Крестителя и святого Исидора. Английский теоретик искусства Джон Рёскин писал: «Ни один город не имел столь прославленной Библии. Храм-книга, сверкающий издалека подобно Вифлеемской звезде».

Мозаики нартекса

Нартекс был пристроен к собору в конце XII—XIII веках и украшен мозаикой работы венецианских мастеров-мозаичистов. Мозаичный цикл посвящён ветхозаветным сюжетам и имеет цель показать через них значение пришествия Иисуса Христа в деле спасения человечества. Образцом для ряда ветхозаветных композиций послужили миниатюры находившейся в Венеции ранневизантийской рукописи Книги Бытия, впоследствии известной как Коттоновский Генезис (VI век). Мозаикой покрыты малые купола, своды и люнеты нартекса, сюжет распадается на следующие группы:

  • Купол сотворения мира

Купол разделён на три круговые полосы, расположенные вокруг центральной композиции из золотых чешуек. Содержит 26 сцен, посвящённых первым главам книги Бытия, и сопровождается текстом на латыни: «В начале сотворил Бог небо и землю. Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2).

Каждому из шести дней сотворения посвящена отдельная сцена, на которой, согласно восточной иконографии, фигура Создателя изображена в образе юноши-Христа с крестчатым нимбом и высоким крестом в руке. На всех сценах Создателя сопровождает фигура ангела, символизирующего каждый день творения. Интересна сцена благословения седьмого дня, на которой Бог, восседающий на престоле в окружении небесной свиты, благословляет ангела, символизирующего субботу. Следующие сцены купола посвящены истории создания Адама и Евы, их грехопадению и изгнанию из рая. На сцене изгнания из рая, на заднем плане среди райских кущей изображён крест, как символ предстоящего спасения.

  • Люнеты дверей

На люнетах и арках дверей, ведущих в собор, мозаичный цикл повествует о рождении детей прародителей, об убийстве Каином Авеля и гибели человечества во время великого потопа и спасении праведного Ноя. Далее следует сцена строительства Вавилонской башни, изображающей ей на фоне средневекового города, окружённого зубчатой стеной, в котором каменщики следуют указаниям, помещённого в центр композиции начальника. Рядом помещено изображения библейского смешения языков где Бог, стоя перед незаконченной башней, разделяет по сторонам света людей. Далее следуют сцены из жизни Авраама, где присутствует сюжет его беседы с Богом, изображённым в виде руки, появляющейся из полоски неба.

  • Купола Иосифа

Истории Иосифа Прекрасного посвящены три малых купола северной части нартекса. В них подробно изображена данная библейская история (29 сцен), сопровождающаяся соответствующими цитатами из Ветхого Завета (написаны на латыни в форме сокращений). На ряде сцен египетские постройки (дома, зернохранилища) изображены в форме пирамид. В парусах куполов присутствуют изображения ветхозаветных пророков, держащих в руках свитки с их пророчествами о пришествии Иисуса Христа.

  • Купол Моисея

Содержит восемь базовых сцен из жизни пророка Моисея, начиная от его спасения в водах Нила и заканчивая исходом евреев из Египта. Сцены не разделяются друг от друга золотым фоном, как на остальных мозаиках, а следуют одна за другой в обрамлении стилизованных пейзажей и архитектуры.

  • Входной портал

Вокруг портала в четырёх нишах помещены мозаичные изображения четырёх евангелистов. Их создание относится к концу XI века, то есть к периоду до постройки нартекса, когда портал служил входом в собор со стороны площади. Мозаики содержат греческие рифмованные надписи, обращённые к каждому евангелисту (например, «Души коварной отрази удар, святой Матфей», «Где в вечности остался ты — нас, чистый Иоанн, туда веди»). В большой полукруглой нише, расположенной над порталом, помещена величественное мозаичное изображение апостола Марка, созданное в 1545 году братьями Дзуккато, по картону, приписываемому Тициану. Рядом помещена молитва, обращённая к святому: «О Марк, отпусти грехи тех, которые, сложив руки, взывают к тебе, твоим заступничеством и милосердием Божьим, да будут они спасены».

Сокровищница и музей Сан-Марко

Сокровищница собора расположена в помещениях, соединяющих храм с дворцом дожей. Вход находится в южном трансепте, дверь украшена мозаикой XIII века, созданной в память о пожаре 1231 года и изображает двух ангелов среди языков пламени, держащих уцелевший реликварий с частицей Животворящего Креста. Собрание сокровищницы состоит из многочисленных ларцов для хранения реликвий, потиров и прочей церковной утвари, привезённых с Востока или подаренных римскими папами. Самыми ценными объектами в сокровищнице являются предметы, привезённые венецианцами в качестве добычи после разграбления Константинополя в 1204 году.

В настоящее время в сокровищнице хранится 283 предмета. Это малая часть от прежней коллекции, которая серьёзно пострадала после падения в 1797 году Венецианской республики и разграблении собора, а также после вынужденной продажи в 1815—1819 годах жемчуга и драгоценных камней с целью получения средств для реставрации собора.

Музей Сан-Марко был основан в конце XIX века по инициативе Пьетро Саккардо для собрания предметов, связанных с историей собора. За период своего существования он неоднократно менял своё местонахождение в связи с ростом коллекции. В 2003 году музей Сан-Марко занял верхние помещения нартекса собора и ряд залов северного трансепта, через которые можно пройти в Банкетный зал дворца дожей.

В музее представлена экспозиция связанная с историей мозаичного убранства собора. В ней представлены фрагменты ранних мозаик собора (XI—XII века). К наиболее ценным экспонатам этого отдела относятся мозаики: жены-мироносицы (фрагмент мозаики положение во гроб) и избиение младенцев. В Банкетном зале дворца дожей размещена экспозиция музея с собранием драценных тканей, икон и старинных хоралов. Среди них выделяется серия шерстяных гобеленов фландрской мануфактуры, изображающих цикл Страстей Христовых. Среди живописных шедевров выдеделяется, написанный в технике византийской иконописи, будничный алтарь работы Паоло Венециано, созданный в середине XIV века по заказу дожа Андреа Дандоло.

Фото (30)

Panel talk with Mark Bradford, Darren Walker #venicebiennale2017 #usapavilion"Street Art In Venice"Giardini di Castello Biennale d'Arte Contemporanea Special Collateral Event Venice Spring 2017uploadCollateral Art Event Party Biennale d'Arte Contemporanea 2017 Castello Venice Italy Spring Canal GrandeCanal GrandeEmpty TablesOsteria Nono RisortoShould we try it?Tranquille canalLe pigeon sur la cornicheRainy day in VeniceThe gondole makers....Calle venitienDSC_8060DSC_8040DSC_8039DSC_7996De briques et d'ocreuploadITALY - Veneto - VeniceDSC_8128Back street scenecarlo scarpa, architect: IUAV main gate, venice 1966-1972. built 1985Let Sleeping Dogs LieItaly 2017 (28 of 56)Italy 2017 (29 of 56)Proper Time, Lee Wan #koreanpavilion #venicebiennale2017 #veniceA Fu Manchu-styled "Carl Jung" with a slapstick Chinese accent, who declares "I am Finnish, we are all Finnish!" Before becoming a dartboard for flying kitchen knives. I am reading Yellow Peril tied up with anxieties with the new world order in the oItaly 2017 (27 of 56)

Панорама

Инфо

Часы работы:
Все дни кроме воскресенья в 09:45-17:00, воскресенье в 14:00-17:00

Отзывы

tourist
11.12.2017 Марина
Об этом можно много рассказывать, но лучше вам это увидить своими глазами, что бы понять почему люди хотят побывать здесь вновь и вновь.
 Отлично
tourist
29.10.2017 Влада
Скажу честно, из-за невероятного потока туристов, это место становится самым отвратительным в городе. Ты не слышишь даже свои собственные мысли. Речи о том, чтобы попасть в сам собор , даже не было. Очереди огромные, с сумкой нельзя, приходится оставлять одного из своей компании снаружи со всеми сумками. Единственное, где можно расслабиться, это на набережной перед дворцом дожей. Там есть несколько лавочек, если повезет, можно сесть, отвернуться от всей этой толпы с палками селфи в сторону моря, и смотреть на бирюзовую воду, на касающиеся гондолы.. Это действительно здорово
 Неплохо
tourist
13.10.2017 Olga
Вечером по особому смотрятся мозаики собора, есть какая-то таинственность в лицах святых
 Отлично
tourist
08.10.2017 Dmitry
Как и многие достопримечательности в Италии - открывается неожиданно, из-за поворота. Грандиозно.
 Отлично
tourist
04.10.2017 Настя
Обязателен к просмотру!! И обратите внимание, что колонны собора разные, потому что были привезены из разных мест!) Также зайдите внутрь обязательно.
 Отлично
tourist
26.08.2017 Игорь
И снаружи и внутри очень красивый. Советую зайти внутрь, хоть и есть очередь, но движется она очень быстро. Вход бесплатный
 Отлично
tourist
05.05.2017 Александр
Красивый собор.Много лоска. Обязательно надо увидеть будучи в Венеции
 Отлично
tourist
27.03.2017 Isadora
Базилика прекрасный. Вход бесплатный, но нужно оставить сумки и рюкзаки, в месте, рядом. Для того чтобы посмотреть Pallo Doro, платим 2 евро на человека, но стоит. Кусок сделано все в золото и камни.
tourist
06.03.2017 Dan
Великолепный собор, стоит посмотреть (историю можно и почитать, но лучше один раз увидеть). С большим сумками не пускают (сдать можно по левую руку от входа, в метрах 50).
 Отлично
tourist
30.01.2017 Александр
Зрелище, право слово, впечатляющее. Хотя я и видел много соборов, здесь оказалось такое обилие золота, что кажется как весь воздух вокруг просто светится золотым светом. Я не поклонник такого рода излишеств и мне больше по душе строгое величие католицизма, но поражает, поражает конечно!
 Отлично
tourist
25.12.2016 Dmtr
Частная дожа церкви до 18-19 века. Многие украшения были украдены из Константинополе во время 4-го крестового похода
tourist
31.10.2016 Иван
В собор нельзя входить с сумками и рюкзаками. Их необходимо оставить в другом здании. Если встать лицом к Собору, то оно будет по левую руку на одной из ближайших улочек, ведущих к собору (вы его сразу узнаете, если пройдете мимо). Прием сумок заканчивается раньше, чем собор закрывается на вход - об этом нужно помнить. Вход в Собор бесплатный.
 Ужасно
tourist
19.09.2016 Vikash
Бесплатный вход, но убедитесь, что вы приезжаете туда рано. Стремиться к 9 утра и проверить ваши сумки в бесплатный гардероб до прихода очереди
tourist
17.09.2016 SELÇUK
При упоминании о Венеции первое место, что приходит на ум, что, если я не. Удивительный вызов, в церковь и колокольня в Венеции, символ, так сказать
tourist
12.09.2016 Julia
Впечатляющая архитектура! Для женщин есть специальные требования для закрытыми плечами и ногами. Свободно войти, но заряд для дальнейшего удобства. Казначейство имеет некоторые остатки венецианских Дожей.
tourist
11.05.2016 Los
Этот религиозный храм важнее Венеции. Они напоминают останки апостола Святого Марка. Обязательно нужно посетить???
tourist
15.04.2016 Laurie
Я по наивности заказали на €20, но не понял, что музей был только €5! Однако тур был информативным, если бы не спешили, и наш гид был очень хорошо осведомлен. Весьма рекомендую более чем один раз!
tourist
15.04.2016 Stergios
Вы можете полюбоваться все греческие и византийские фрески и иконы и, конечно, четырех бронзовых коней. Все они украдены Венецианцами из Константинополя в 1204 году. История#.
tourist
03.04.2016 Igor
Обычно туристы в Венеции больше одного дня не задерживаются - поэтому все бегут, все увидеть хочется.
А когда есть возможность побыть подольше, не пытайтесь объять необъятное - заранее решите, куда пойдёте и что будете осматривать не торопясь. И следуйте своему плану. Сан-Марко лучше посетить в конце дня. Когда народ уже устал и не путается под ногами.
Хотя, Сан-Марко при всей его красоте может быть и пропущен в списке обязательного к посещению
 Отлично
tourist
26.03.2016 Mariana
Очень красиво! Не возможно войти без надлежащей экипировке (вам не разрешено посетить, если вы в шортах или выявление вершины).
tourist
20.03.2016 Magali
Красивая церковь и мозаики, стоит посетить. Линии-это не так долго. Есть деньги на себя, как вы должны заплатить, чтобы пойти наверх.
tourist
19.03.2016 Elizabeth
Линии ранняя форма. Если Вы не хотите, чтобы увидеть музей просто идите прямо через ворота после того, как вы пройдете безопасности.
tourist
14.10.2015 Klaus
Сделать хороший снимок на память с записывающих устройств и камер больше нет. Имейте в виду, что вы должны оставить свои вещи на улице, напротив храма!
tourist
14.10.2015 Klaus
Сделать хороший снимок на память, потому что камер и устройств записи больше нет. Также имейте в виду, что вы должны оставить свои вещи на улице, напротив храма!
tourist
07.10.2015 Ângelo
Не убеждайте с толпами, которые можно свернуть в Basilica di San Marco, потому что никто не останавливается, чтобы произвести впечатление то, что это один из самых прекрасных средневековых зданий в мире.
tourist
08.09.2015 Lily
Бесплатный вход, длинными линиями, и быстрым маршем вокруг интерьера (или платить, чтобы увидеть хорошие вещи). Сделать это, если вы в такого рода вещи, но пропустите, если вы находитесь на заборе.
tourist
26.06.2015 Salvatore
Замечательное произведение Византийской архитектуры. Вход бесплатный, но нужно платить за доступ к каждой секции, кроме церкви тбе.
tourist
01.03.2015 Chris
Действительно большой и красивый памятник архитектуры и истории Венеции представлен этот впечатляющий дом. Вход бесплатный, но будьте готовы платить за вещи внутри.
tourist
19.12.2014 David
Красивых - хорошо стоит посещение. Мозаики потрясающие, и казначейство имеет увлекательную коллекцию с хорошим аудиогидом
tourist
05.09.2014 Ben
Не торопитесь, прогуливаясь по базилике. Искусство-это потрясающий и мощи не стоит ждать в очереди.
tourist
02.05.2014 Alisa-Natalia
За 2€ можно забронировать посещение без очереди на сайте - выбираете промежуток времени, оплачиваете картой и экономите в районе 45 минут весной-летом-осенью. Сам вход в базилику бесплатный.
tourist
17.02.2014 Lamisa
Красивый, вход бесплатный, очередь большая, но движется быстро. Попробуйте зайти рано утром в рабочий день.
tourist
05.01.2014 Alexandra
Поднимитесь на башню, там открывается замечательный вид;)
tourist
11.10.2013 Vitaliy
Отличный вид на всю Венецию !
tourist
10.09.2013 Анна
потрясающее внутреннее убранство, летом попасть в базилику сложно, придется отстоять огромные очереди,в майках, шортах, коротких юбках не пускают, запрещают проносить с собой большие сумки, рюкзаки.
tourist
05.08.2013 Светлана
Обязательно прикрывать плечи и колени, даже мужчинам и детям. Если с собой ничего нет, за 1€ можно купить накидку. Закрывается в 17.00
tourist
20.05.2013 Andriy
Примечание: салон мозаики выделяются 11:30-12:30 ежедневно, это лучшее время, чтобы попасть внутрь. Также они не пропустят вас внутрь с рюкзаком: либо использовать хранилище поблизости, или разделить на группы.
tourist
02.03.2013 Gary
Я хотел бы предложить, они дают внутрь этого здания хороший пылиться, это отвратительно! Да и это же дойная корова! Стоит посетить тхо, чтобы увидеть, что суета. Нет фотографий внутри здания.
tourist
20.02.2013 Iván
Некоторые из наиболее хорошо сохранившихся и самых впечатляющих византийские мозаики находятся на северо-западном углу собора. Лучший из всех? Они свободно любоваться и фотографировать! Без вспышки, конечно.
tourist
31.12.2012 Umut
Архитектурный план в Стамбуле, впоследствии разрушены и вместо мечети Фатих, в котором Havariyu, взяли из церкви, 10. Века завершена, золотые мозаики из одной из церквей в мире самые красивые.
tourist
10.07.2012 BBPlanet
В византийском стиле, красивый Собор, расположен рядом с Дворцом Дожей. Древняя Капелла палатина, повествует покровителя через золотые украшения из мозаики.
tourist
29.02.2012 TuscanTravel
Стоять на одном из балконов, где 4 века назад композитор Джованни Габриели расположены несколько духового оркестра за его музыку и просматривать стены инкрустированы красивыми мозаиками.
tourist
02.11.2011 Vasilikw
Не упустите его. Но вы должны оплатить дополнительные билеты на балкон, остатки Сан-Марко, кампанила и сокровища. Итальянцы знают, как сделать большинство из них.
tourist
27.10.2011 Johanna
Если вы проверяете сумку на официальном мешок проверить углом они дают вам бесплатный "сократить очереди" пройти и можно ехать прямо без бронирования.
tourist
29.09.2011 DHR.com
Это одна из лучших церквей в Венеции, и пример лучших Византийской архитектуры. Обратите внимание на великолепную деталь в мозаике внутри и кони Святого Марка на улицу.
tourist
10.01.2011 Jason
Весна за дополнительные поступления в музей (вверх по очень крутой лестнице, с атриумом) и казначейство. Я бы назвал пала д'Оро (алтарь) необязательно.
Поделитесь впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор!
Подумайте, что бы Вы хотели узнать, если бы сами искали отзыв о месте для отдыха. Пожалуйста, опишите как можно подробнее что Вам понравилось и что нет; что бы Вы посоветовали другим гостям, а что владельцам отеля. Чем полнее Вы расскажете об отеле, тем легче будет другим людям сделать выбор и они будут Вам очень благодарны!

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia