Рустави
Описание
Рустави (груз. რუსთავი) — город на юго-востоке Грузии, расположен на берегах реки Куры в 11 километрах к юго-востоку от Тбилиси.
История
Рустави ("начало оросительного канала" в переводе с грузинского) — один из древнейших городов Грузии, сыгравший значительную роль в её истории. Грузинский историк 11 в. Леонтий Мровели упоминает Рустави среди крепостей, противостоявших войскам Александра Великого. Это позволяет датировать основание Рустави 5-4 вв. до н. э.
В своем труде «Жизнь царей» Леонтий Мровели пишет, что царь Трдат, 28-й царь Картли (конец 4-го века до н. э.), построил церковь и канал. Академик Николос Бердзенишвили пишет, что с тех пор Рустави рассматривается как важный административный центр.
Во время правления Вахтанга Горгасали (5-й век) Рустави играет заметную роль в политической жизни Грузии. В Рустави учреждается епископство, просуществовавшее до 13-го столетия, когда его разрушили монголы. Затем епископство было переведено в Марткопи, однако, епископ Марткопи носил титул Руставского (Руставели).
Политическое значение Рустави подтверждается также археологическими изысканиями в крепости Рустави; были обнаружены руины сооружений, относящихся к 4-му и 5-му вв. н. э. В 1068 году в Грузию вторглись турки-сельджуки под предводительством Султана Алп-Арслана.
В 1097 г. Давид-Строитель перестал выплачивать дань туркам-сельджукам. В 1104 г. он объединил Кахети-Эрети. В 1105 году он разгромил армию эмира Гянджи. В руках мусульман остались только Тбилиси, Рустави, Самшвилде, Сомхити и Агарани. В 1110 году Давид взял Самшвилде, в 1115 — Рустави, в 1122 — Тбилиси.
В 1265 г. на Кавказ вторглись войска Берка Хана, правителя Золотой Орды. Грузия сражалась одновременно с двумя врагами — Ираном и монголами. Рустави вновь был разрушен до основания войсками Тамерлана.
Во времена индустриализации Рустави стал важным промышленным центром. Появились металлургические предприятия, химические заводы, а также важная железнодорожная станция на ветке Тбилиси-Баку. В Рустави было построено около 90 крупных и средних промышленных предприятий. Главным индустриальным центром стал Руставский Металлургический Завод, построенный в 1941-1950 гг. с целью обработки железа из соседнего Азербайджана. Рабочие были собраны со всей республики, включая беднейшие сельскохозяйственные районы Западной Грузии. Развивалась не только металлургия, но и производство цемента, химикатов и синтетических волокон. 30 августа 1944 года появилась первая местная газета – «Металлургиисатвис» (в переводе с грузинского – «За Металлургию»). В 1948-м появляются новые улицы, первая из которых названа в честь Комсомола, вторая – в честь строителей Рустави, и третья – по имени древнего поселения Бостан-Калаки. 19 января 1948 года декретом Верховного Совета Грузинской ССР Рустави был присвоен статус города республиканского значения. 27 апреля 1950 г. весь город праздновал производство первой промышленной стали в Грузии. В строительстве города принимали участие и немецкие военнопленные.
Современный Рустави разделен на две части – Дзвели Рустави (Старый Рустави) и Ахали Рустави (Новый Рустави). В первом доминирует сталинская архитектура, в то время как во втором преобладает советское блочное строительство. Развал Советского Союза в 1991-м стал для Рустави катастрофой, так как при этом разрушилась интеграция в советскую экономику, обеспечивавшая деятельность градообразующих предприятий. Большинство промышленных предприятий было закрыто, и 65% населения потеряло работу, что привело к росту преступности и нищеты. Количество жителей упало с 160,000 в середине 1990-х до 116,000 в 2002-м. Нью-йоркский художник Грег Линдкист задокументировал разрушение руставских цементных заводов в своих картинах и инсталляциях («Nonpasts», 2010).
Последняя из построенных в СССР стационарных трасс для кольцевых автогонок. Первые заезды прошли в конце 1979 г. Этапы чемпионатов СССР проводились на автодроме Рустави 11 раз (1979-1989). После развала СССР трасса не реконструировалась, дорожное покрытие пришло в негодность. В 2009 году участок земли с руинированной трибуной и полуразрушенным дорожным покрытием был приобретен на государственном аукционе частной компанией «Стромос», которая осуществляет реконструкцию комплекса по требованиям Категории II FIA.
Культура
Грузинский Государственный Академический Ансамбль «Рустави» был основан в 1968 году. За 35 лет он провел более 3000 концертов и с успехом выступил более чем в 50 странах мира.