Кричев
Описание
Кричев — город на востоке Могилёвской области Белоруссии. Расположен на реке Сож (приток Днепра) в 104 км от Могилёва, на автомобильной дороге Бобруйск — Москва.
Название
Существует несколько версий происхождения топонима «Кричев». Согласно одной из них, он образовался от слова «кричное» или «крица», «кричное железо» — название болотной железной руды, которой было много в его окрестностях. Другая версия связывает название города с кривичами. По третьей версии название происходит от прозвищного имени кръч — кузнец с притяжательным суффиксом -ев.
История
Первое письменное свидетельство о Кричеве относится к 1136 году, когда он под названием Кречут упоминается в числе городов, платящих дань смоленскому князю Ростиславу Мстиславичу. В первой половине XIV века город переходит под контроль Мстиславского княжества, которое в 1359 году входит в состав Великого княжества Литовского. В конце XV века Кричев, как важный приграничный замок становится центром Кричевской волости. В 1633 году город получает Магдебургское право, создан городской магистрат.
После нашествия шведов в 1708 году Кричеву был нанесён большой урон: из 500 домов осталось 200, разорены сукновальни, мельницы, пивоварни.
Словацкий евангелист Даниел Крман (1663—1740) в своем дневнике, написанном на латинском языке, рассказывает про Кричев в 1708 году следующее: »29 сентября в праздник св. Михаила мы достигли большого города под названием Крушов (Кричев -прим.), разделённого на три части. В одной части на возвышенном месте находится крепость Радзивиллов, вся деревянная. Кроме того, есть там много русских храмов. Здесь один священник учил меня читать русские буквы. Переночевали мы в каком-то саду, прилегающем к дому, который разграбили наши слуги. Но когда утром пришли женщины с плачем и рыданием, грабители были вынуждены отдать и вернуть всё…"
В первой половине XVIII века Кричевщиной владел князь Иероним Радзивилл. При нём в 1740 году началось известное крестьянское восстание. Восставших возглавил крепостной Василий Ващило, объявивший себя внуком Богдана Хмельницкого.
В последующем старостой Кричева стал Ежи Август Мнишек (1715—1778).
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году в Кричевском старостве, владельцем Кричева был надворный маршалок великий коронный граф М. Мнишек. За отказ принять присягу верности Екатерине II был конфискован в казну и подарен императрицей князю Г. А. Потёмкину.
Административно Кричев считался местечком в составе Чериковского уезда Могилёвской губернии.
В 1780-е года строится судоверфь, со стапелей которой спускались корабли, которые через Днепр выходили в Чёрное море. В частности, на флотилии судов Кричевского производства осуществлялось путешествие Екатерины II в Новороссию. В Кричеве строятся 2 кожевенных, 2 стекольных, кирпичный, винокуренный, меднолитейный заводы, отделение Херсонского адмиралтейства, канатная мануфактура, мануфактура по выработке парусины. Парусина и канаты отправлялись по Днепру в Херсон, где под началом адмирала Ф. Ф. Ушакова строились корабли.
Г. Потёмкин построил в Кричеве дворец (архитектор И. Е. Старов), ставший памятником русского классицизма.
У князя Потёмкина родился необыкновенный замысел — вооружить против турок евреев. Реализация этой идеи, принадлежавшей, возможно, его другу Цейтлину, началась с образования кавалерийского эскадрона, набранного из евреев города Кричев Могилёвской губернии. В декабре 1787 года светлейший князь создал еврейский казачий полк и назвал его Израилевский. Полком командовал князь Фердинанд Брауншвейгский. По мысли Потёмкина, Израилевский полк должен был состоять наполовину из пехоты, наполовину из кавалерии (евреев-казаков, вооружённых пиками). В марте 1788 года уже прошли учения первых тридцати пяти бородатых еврейских казаков. Скоро набралось уже два эскадрона, однако пять месяцев спустя Потёмкин приказал распустить Израилевский полк, — как шутил принц де Линь, «чтобы не ссориться с Библией».
Граф Г. Потёмкин лишил город самоуправления, объявил его местечком, а жителей перевёл в крепостные. Горожане подали в суд, тяжба продолжалась 18 лет. Вскоре Потёмкин передал свои владения И. О. Голынскому.
Вскоре Кричев приходит в упадок, предприятия закрываются. Действующими остаются только винокуренный завод и парусиновая мануфактура. Некоторое оживление происходит только в середине XIX века, после строительства трассы Москва—Варшава. В начале XIX века Кричев остаётся местечком, в нём 2 тысячи жителей и 371 двор, 6 церквей, один костёл и две синагоги. На ручье Кричевце стояли водяная и ветряная мельницы, винокуренный завод. В городе было 28 лавок, ежегодно проводились две ярмарки.
В 1880 году в городе, являвшимся волостным центром, проживало 2230 мужчин и 2340 женщин, было народное училище, 7 каменных и 754 деревянных домов, 71 торговая лавка, 6 церквей, костёл, 2 синагоги. В 1897 году — 3,7 тыс. жителей.
В 1930-е годы в Кричеве в процессе индустриализации возводятся несколько промышленных предприятий, в том числе цементный завод. В 1939 году в городе 16 тысяч жителей, в том числе 11 404 белоруса, 2365 русских, 1362 еврея, 745 украинцев.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны войска Вермахта подходят к городу, и 17 июля 1941 года части Красной Армии оставляют Кричев. Однако, в окрестностях города бои продолжаются до середины августа. Во время оккупации на территории города действуют группы подпольщиков. 29 сентября 1943 года части Красной Армии получают приказ освободить Кричев и 30 сентября справляются с этой задачей. По итогам боёв особо отличившиеся соединения: 212-я стрелковая дивизия полковника Мальцева, 385-я стрелковая дивизия полковника Супрунова и 572-й пушечно-артиллерийского полк полковника Савина приказом Верховного Главнокомандующего получают почётное наименование «Кричевских». Кричев становится первым белорусским городом, имя которого присваивается воинским частям. К моменту освобождения в Кричеве осталось всего 32 неразрушенных дома из 929 и 860 человек населения.
Несмотря на разрушения, уже в 1944 году на не до конца восстановленном цементом заводе началась отгрузка цемента для нужд Ленинграда. В 1949 году в Кричеве был построен завод резиновых изделий. Полностью восстановить и превысить довоенный уровень производства городу удалось только к концу 1950-х годов. В 1959 году в городе 19 тысяч жителей. В 1970 году — 25,7 тысяч.

