Большой театр оперы и балета Республики Беларусь в Минске
Описание
Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь (белор. Нацыянальны акадэмічны Вялікі тэатр оперы і балета Рэспублікі Беларусь) — единственный оперный театр и крупнейший театр в Республике Беларусь, расположенный в Минске (Троицкое предместье), главная музыкальная и театральная сцена страны.
Здание театра является образцом советского довоенного конструктивизма (авторы — И. Г. Лангбард и Г. Лавров), имеет статус памятника архитектуры национального значения.
В театре существуют оперная и балетная труппы, симфонический оркестр, хор, Детский музыкальный театр-студия, творческий коллектив «Белорусская Капелла».
Представления в театре идут в большинстве спектаклей на языке оригинала, а также на обоих государственных языках страны — на белорусском и русском.
История
Государственный театр оперы и балета Белорусской ССР был создан на базе Государственной студии оперы и балета, существовавшей в Минске в 1930—1933 годах, и открылся 25 мая 1933 года постановкой оперы «Кармен». Собственного помещения у театра в то время не было, и вплоть до 1938 года все его спектакли проходили на сцене Белорусского драматического театра.
В 1934 году началось масштабное строительство здания Минского оперного театра по проекту известного советского архитектора И. Г. Лангбарда (в стиле советского конструктивизма). Строительство велось на месте снесённого старейшего в городе Троицкого базара и продолжалось довольно долго — 5 лет, причём в 1937 году первоначальный план был переработан в сторону уменьшения расходов и, соответственно, размеров здания. Наконец, 10 марта 1938 состоялось открытие нового оперного театра в Минске.
В первые годы работы театра на сцене были поставлены оперы «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балет «Лебединое озеро» и др.
В 1939—1940 годы на сцене театра были осуществлены постановки первых белорусских национальных опер — «Міхась Падгорны» Е. К. Тикоцкого, «У пушчах Палесся» А. В. Богатырёва, «Кветка шчасця» А. Е. Туренкова и первый национальный балет «Салавей» М. Е. Крошнера.
Первые деятели театра — Илья Гитгарц (художественный руководитель), Г. Н. Петров (дирижёр), О. М. Борисович (режиссёр), Л. В. Крамаревский (балетмейстер); солисты пения — Л. П. Александровская, Р. В. Млодек, С. Ю. Друкер, И. М. Болотин, М. И. Денисов; солисты балета — А. В. Николаева, Т. С. Узунова, Ю. В. Хераско, С. В. Дречин и др..
Во время немецкой оккупации 1941—1944 годов здание театра получило повреждения — в первые же дни Великой Отечественной на него попала авиабомба, разрушив зрительный зал, представители оккупационной власти устроили в полуразрушенном здании конюшни, а интерьеры и убранство театра разграбили и вывезли в Германию. Коллектив заведения в это время находился в эвакуации в Горьком, где в местном оперном театре даже работала довольно значительная (50 человек) группа минских солистов; потом в Коврове.
После освобождения города советскими войсками (1944) театр был тщательно реконструирован и достроен, в частности, появились ярусные балконы в зрительном зале. Во время восстановительных работ внутри здания использовались зарисовки А. О. Бембеля. Реконструкция помещения минской оперы длилась три года и завершилась в 1948 году. Вокруг театра был организован парк, также спроектированный Лангбардом. Коллектив же театра, вернувшийся сразу по освобождении Минска, возобновив деятельность, некоторое время давал представления в Окружном Доме офицеров.
В 1947 году реконструированное здание театра было открыто премьерной постановкой одной из лучших национальных опер «Кастусь Каліноўскі» Д. А. Лукаса, режиссер Б. А. Мордвинов, он же поставил там оперы: «Алеся» Тикоцкого (тоже в 1947), «Пиковая дама», «Риголетто» (обе в 1948), «Князь Игорь», «Проданная невеста» (обе в 1949), «Иван Сусанин» (1950), «Тихий Дон» (1951), балеты «Князь-озеро» В. А. Золотарёва, «Красный цветок» Глиэр. Довоенный репертуар удалось полностью восстановить лишь 1949 году. В конце 1940-х — в 1950-х годов были осуществлены постановки, вошедшие в золотой фонд белорусского оперного театра — балет «Князь-озеро» В. А. Золотарёва (1949), «Дзяўчына з Палесся» Е. К. Тикоцкого (1953) и др., а также опер классического репертуара — «Борис Годунов», «Садко», «Иван Сусанин» (1950), «Мазепа» и т. д. В 1955 году появился первый детский оперный спектакль «Марынка».
В течение 1967 года произошли новые реставрационные и строительные работы — в результате здание получило низкую шлемоподобную крышу. В 1978 году проводилась новая реконструкция здания.
В Советском Союзе театр имел устойчивую репутацию одного из самых ярких и открытых к творческим поискам оперных коллективов, за что в 1940 году получил звание «Большой» и был награждён орденом Ленина, а в 1964 — «академический» [4].
В советское время в Минском оперном театре работали такие известные театральные деятели как дирижёры Онисим Брон, Владимир Пирадов, Лев Любимов, Татьяна Коломийцева, Ярослав Вощак, Владимир Мошенский, Геннадий Проваторов, Александр Анисимов; режиссёры Олег Моралев, Дмитрий Смолич, Юрий Юженцев, Семён Штейн, Вячеслав Цюпа, Маргарита Изворска-Елизарьева; художники Сергей Николаев, Евгений Чемодуров, Евгений Лысик, Эрнст Гейдебрехт, Евгений Ждан, Вячеслав Окунев.
Театр много гастролировал по городам СССР, в частности не раз выступал на самой престижной в Союзе сцене — в Большом театре в Москве.
В 1989 году на сцене Оперного театра БССР была поставлена ставшая шедевром национальная опера «Дикая охота короля Стаха» (по произведению В. С. Короткевича), получившая Государственную премию Белоруссии.
Деятельность театра в 1990-е годы обозначена непрерывным обогащением репертуара шедеврами классики, последующим обращением к национальному материалу, продолжением творческих поисков.
В 1996 году в результате реорганизации единый театр разделился на самостоятельные структуры: оперы и балета.
В 1996 году балет «Страсці» («Рагнеда») Мдивани-Елизарьева, посвящённый непростой судьбе полоцкой княгини Рогнеды был удостоен Государственной премии Республики Беларусь, премии Международной ассоциации танца под эгидой ЮНЕСКО «Бенуа де ля данс».
Последние крупные (сроком на 2 года) восстановительные работы в помещении минского оперного театра осуществлялись с 2006 года. В 2009 году после капитальной реконструкции помещения было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета.
За последние 15 лет (данные в начале 2010 года) коллектив театра побывал с гастролями в более чем 30 странах мира, причём в некоторых из них неоднократно.
Руководство
Директора
- Сергей Кортес (1996—2002) — директор-художественный руководитель Театра оперы
- Андрей Лаптёнок (2002—?) — директор Театра оперы
- Валерий Гедройц (?—2009) — директор Театра оперы
- Валентин Елизарьев (1996—2009) — директор-художественный руководитель Театра балета
- Владимир Гридюшко (с 2009) — директор объединённого Театра оперы и балета
Художественные руководители, главные режиссёры
- Вячеслав Цюпа (1987—1992) — главный режиссёр театра оперы и балета
- Сергей Кортес (1991—2002) — сначала художественный руководитель оперной труппы, с 1996 года — художественный руководитель-директор Театра оперы
- Маргарита Изворска-Елизарьева (2002—2009) — художественный руководитель Театра оперы
- Валентин Елизарьев (1996—2009) — художественный руководитель-директор Театра балета
- Михаил Панджавидзе (с 2010) — главный режиссёр объединённого Театра оперы и балета
- Юрий Троян (с 2009) — художественный руководитель балета объединённого Театра оперы и балета
Главные дирижёры
- 1933—1936 — Илья Гитгарц
- 1937—1938 — Евгений Акулов
- 1938—1941 — Натан Грубин
- 1944—1948 — Онисим Брон
- 1948—1950 — Владимир Пирадов
- 1951—1964 — Лев Любимов
- 1966—1968 — Газис Дугашев
- 1969—1972 — Кирилл Тихонов
- 1972—1980 — Ярослав Вощак
- 1980—1984 — Александр Анисимов
- 1984—1989 — Геннадий Проваторов
- 1989—2007 — Александр Анисимов
- 2007—2014 — Виктор Плоскина
Труппа
На январь 2014 года в состав труппы помимо прочих входят:
Дирижёры
- Виктор Плоскина — заслуженный артист Украины
- Николай Колядко — заслуженный деятель искусств Республики Беларусь
- Андрей Галанов
- Вячеслав Волич
- Андрей Иванов
- Иван Костяхин
- Олег Лесун
Режиссёры
- Галина Галковская
- Виктор Скоробогатов — заслуженный артист Республики Беларусь, лауреат Государственной премии Республики Беларусь
- Олег Мельников — заслуженный артист Республики Беларусь
Артисты оперы
- Наталья Акинина, меццо-сопрано — лауреат международного конкурса
- Елена Бунделева, сопрано — заслуженная артистка Республики Беларусь
- Андрей Валентий, бас — лауреат международного конкурса
- Оксана Волкова, меццо-сопрано — заслуженная артистка Республики Беларусь
- Татьяна Гаврилова, сопрано — лауреат международных конкурсов
- Тамара Глаголева, сопрано — заслуженная артистка Республики Беларусь
- Екатерина Головлева, сопрано — лауреат международного конкурса
- Юрий Городецкий, тенор — лауреат международных конкурсов
- Владимир Громов, баритон — заслуженный артист Республики Беларусь
- Александр Кеда, бас — заслуженный артист Республики Беларусь
- Василий Ковальчук, бас — народный артист Беларуси
- Эдуард Мартынюк, тенор — лауреат международного конкурса
- Олег Мельников — заслуженный артист Республики Беларусь
- Анастасия Москвина, сопрано — заслуженная артистка Республики Беларусь
- Владимир Петров, баритон — народный артист Беларуси
- Ярослав Петров, бас — народный артист Беларуси
- Илья Сильчуков, баритон — лауреат международных конкурсов
- Елена Сало, меццо-сопрано — лауреат международного конкурса
- Татьяна Третьяк, сопрано — дипломант международных конкурсов
- Станислав Трифонов, баритон — лауреат международных конкурсов
- Сергей Франковский, тенор — народный артист Беларуси
- Нина Шарубина, сопрано — заслуженная артистка Республики Беларусь
- Елена Шведова, сопрано — заслуженная артистка Республики Беларусь
- Андрей Морозов, баритон — лауреат международных конкурсов
Заведующая труппой оперы — Нина Козлова, заслуженная артистка Республики Беларусь
Концертмейстеры оперы
- Лариса Толкачева — заслуженная артистка Республики Беларусь
- Георгий Карант — заслуженный артист Республики Беларусь
Балетмейстеры
- Ольга Костель — лауреат международных конкурсов
- Александра Тихомирова
- Юрий Троян — народный артист Беларуси, художественный руководитель балета театра
Артисты балета
- Егор Азаркевич — ведущий мастер сцены
- Игорь Артамонов — народный артист Беларуси
- Марина Вежновец — ведущий мастер сцены, заслуженная артистка Республики Беларусь
- Ольга Гайко — народная артистка Беларуси
- Константин Героник — лауреат международных конкурсов
- Юлия Дятко — заслуженная артистка Республики Беларусь
- Олег Еромкин — заслуженный артист Республики Беларусь
- Ирина Еромкина — заслуженная артистка Республики Беларусь
- Денис Климук — ведущий мастер сцены
- Юрий Ковалев — ведущий мастер сцены
- Антон Кравченко — заслуженный артист Республики Беларусь
- Людмила Кудрявцева — народная артистка Беларуси
- Константин Кузнецов — заслуженный артист Республики Беларусь
- Екатерина Олейник — лауреат международных конкурсов
- Игорь Оношко — лауреат международного конкурса
- Анна Фокина — ведущий мастер сцены
- Людмила Хитрова — ведущий мастер сцены
Заведующая труппой балета — Татьяна Шеметовец, заслуженная артистка Республики Беларусь
Педагоги-репетиторы (балет)
- Людмила Бржозовская — народная артистка Беларуси
- Татьяна Ершова — народная артистка Беларуси
- Александр Мартынов — заслуженный деятель искусств Республики Беларусь
Концертмейстеры балета
- Людмила Семёнова — заслуженная артистка Республики Беларусь
- Ольга Селочник
- Екатерина Слободницкая
- Андрей Раранский
Хормейстеры
- Нина Ломанович — народная артистка Беларуси, главный хормейстер
- Сергей Агранович
Художники
- Александр Костюченко — главный художник
- Екатерина Булгакова — художник по костюмам
Панорама
Отзывы
!
Снаружи располагается большой парк и фонтан, куда приятно приходить в любое время года.
Театр сделан по классическим канонам театров советского конструктивизма.
Внутри просторно, мест достаточно много.
Убранство советское, встречаются серпы и молоты.
Репертуар не сильно большой, но все же разнообразный. Но вот декорации, сцена и зал очень очень бедные и старые.
Само здание помпезное, хороший фон для фото. Внутри тоже лепнина-люстры. На удачных местах все отлично видно (была на 5 ряду 31 место, все ок), музыка на уши не давит.
В антракте надо шевелиться быстро к буфету, чтобы не стоять длинную очередь. Ассортимент бедненький с большой наценкой (три вида просто никаких бутербродов, пирожные, чай-кофе и много спиртного). Я шла на балет в будний день после работы, и если бы не кфс по дороге, буфет бы меня не спас.
Танцевали, если честно, не ах. Смотрела 'Лебединое озеро'. Мало кто с душой и энергетикой. Прима все первое действие с одинаковым лицом, просто технично. А вот шут впечатлил.
В общем и целом - советую. Но не возлагайте завышенных ожиданий.
Но ...
Театр очень красивый , всегда чисто ,очень приветливый персонал.
























