Booking.com

Полтава - путешествия на карте

Описание

Полтава
Фото с wikipedia.org, автор Turzh, Vlad2003, DenysZ [CC BY-SA 3.0]

Полта́ва (укр. Полта́ва) — город на территории Украины, административный центр Полтавской области и Полтавского района (в состав района не входит). Расположен в северо-восточной части страны, на Приднепровской низменности. Находится на реке Ворскла. Первое упоминание о крае датируется XII веком, но, судя по археологическим раскопкам, на месте Полтавы ещё в VIII веке существовало поселение. С 27 февраля 1802 года по 3 июня 1925 года — административный центр Полтавской губернии.

Полтава — важный культурный центр, крупный транспортный узел. Площадь города — 112,52 км², административно город разделён на 3 района: Шевченковский (бывший Октябрьский), Киевский и Подольский (бывший Ленинский).

Географическая характеристика

Месторасположение

RoseVents.svg Расстояние от Полтавы до крупных городов (по автодорогам) С-З Киев ~ 343 км Сумы ~ 173 км
Флаг России Брянск ~ 551 км С-ВЗ Черкассы ~ 244 км
Винница ~ 595 км
Роза ветров
ВЮ-З Кропивницкий ~ 247 км Днепр ~ 212 км Донецк ~ 397 км
Луганск ~ 497 км Ю-В

Полтава находится в восточной части Европы, в 301 км к востоку от Киева. Географические координаты: 49º 35’ северной широты, 34º 33’ восточной долготы, 140 м над уровнем моря.

Город расположен на Приднепровской низменности, на обеих берегах реки Ворскла. Один из притоков реки — Коломак, впадает в неё в пределах города. В черте города находятся несколько небольших естественных озёр и множество искусственных прудов. Рельеф города в большинстве своем равномерен, на расстоянии 1,5 км от реки наблюдается резкий спуск (правый берег Ворсклы, на котором расположен город, более крут, высота холмов доходит до 80—100 м относительно уровня реки).

Географическое положение Полтавы довольно выгодно и с течением истории существенно повлияло на развитие города. Город находится на важных транспортных путях и обеспечивает связь между крупнейшими городами Украины — Киевом, Харьковом и Днепром.

История

Археологические находки

На территории Полтавы первобытные люди проживали ещё во времена палеолита. В урочище Белая гора, расположенном на окраине Полтавы, обнаружена стоянка времён неолита. Археологические раскопки на территории города показали, что ещё в IX веке на Ивановской горе на территории нынешней Соборной площади славянским племенем северян было построено укреплённое городище. Близ парка Победы найдены остатки двух поселений конца X — начала XI века. Напротив юридической академии найдены остатки посада из трёх глиняных домов ХI — XII веков. Дальнейшие изыскания показали, что на территории Соборной площади, Первомайского проспекта и Спасской улицы существовали непрерывные участки городской застройки — улицы, жилые, хозяйственные и производственные помещения.

Средневековье

В Ипатьевской летописи 1174 года впервые упоминается укрепление на реке Лтаве, однако не указывается его точное местонахождение.

В 1240 году поселение было практически полностью разрушено во время монголо-татарского нашествия, и долгое время не встречались созвучные названия в письменных источниках. В середине XIV века Киевское княжество, в состав которого входила и Полтава, было присоединено князем Ольгердом к Великому княжеству Литовскому.

В 1430 году в грамоте великого князя литовского Витовта впервые упоминается Полтава, находившаяся в это время под его властью, которую он передал перешедшему на литовскую сторону ордынскому князю Александру Глинскому, который соорудил здесь крепость — деревянные укрепления и земляные валы вокруг Полтавы. В 1482 году Полтава подверглась нападению крымского хана Менгли I Гирея. С 1503 года Полтава принадлежала князю Михаилу Глинскому. В 1508 году она была у него отобрана польским королём Сигизмундом I за участие в антипольском восстании. Однако позже всё же была возвращена семье Глинских. В 1537 году хозяином Полтавы становится зять Глинских — Байбуза.

В 1569 году по Люблинской унии Полтава из состава Великого княжества Литовского была передана в состав Королевства Польского. В 1576 году Стефан Баторий разделил всю Левобережную Украину по земству и по воинству на полки, а полки на сотни. Во второй половине XVI века на Полтавщине значилось около 300 селений, среди которых были города, слободы, села. На территории Полтавщины образовались большие владения литовцев и поляков.

В 1630 году Полтава отдана Бартоломею Обалковскому, в 1641 году она перешла к Станиславу Конецпольскому и впервые названа городом. Примерно в эти годы Полтава получила Магдебургское право, хотя феодалы и продолжали вмешиваться в дела города. В те времена в Полтаве работали гончары, кузнецы, сапожники.

В 1646 году Полтаву захватили отряды Иеремии Вишневецкого. На тот момент по официальным документам в городе числилось 812 хозяйств.

В составе Гетманщины

После восстания Хмельницкого Полтава стала военно-административным центром Полтавского полка в составе Гетманщины. Вся территория города была поделена на полки. Во время Русско-польской войны Полтава была одним из главных регионов Левобережной Украины, ставшим надёжным тылом, откуда пополнялись людские резервы и шло снабжение армии Богдана Хмельницкого. Немало выходцев из этих мест проявили себя в ходе войны (Нестор Морозенко, Мартын Пушкарь, Иван Искра и др.

В это время Полтава активно развивается в культурно-экономическом аспекте — строится Крестовоздвиженский монастырь, в городе живут и работают создатели казацкого летописания Самуил Величко и Григорий Грабянка, поэт Иван Величковский.

В 1658 году Полтава стала центром восстания против гетмана Ивана Выговского.

В период Руины город несколько раз подвергался нападениям союзных с Выговским крымских татар, в связи с чем вокруг города были сооружены новые укрепления — Полтава была обнесена рвом и окружена валом. Однако в 1658 году Выговский сумел взять город и предал его опустошительному разорению. Многие жители Полтавы были отданы в рабство крымским татарам.

После Андрусовского перемирия 1667 года Полтава вместе с Левобережной Украиной вошла в состав Русского царства.

В 1693—1695 гг. в результате набегов крымских татар город был разграблен.

1700—1917

В конце XVII века начинается восстановление и развитие города. На рубеже XVII—XVIII вв. Полтава становится одним из ремесленных и торговых центров Левобережной Украины.

Важное значение для города имела Северная война 1700—1721 годов между Россией и Швецией. Во время похода короля Карла XII на Москву через Малороссию гарнизон Полтавы (4200 солдат и 2,5 тысяч вооружённых горожан) в течение трёх месяцев удерживал город до подхода основных сил русской армии. 27 июня (8 июля) 1709 год у стен города состоялось генеральное сражение Северной войны — Полтавская битва. В составе обеих армий были казацкие полки, в русской армии — во главе с Семеном Палием, в шведской — во главе с Иваном Мазепой. Результатом боя стало полное поражение Карла XII, после которого тот вместе с Мазепой сбежал в Османскую империю.

После Северной войны город стал известен на всю Российскую империю как город русской воинской славы. Полтава начала активно застраиваться, вскоре город стал одним из главных торгово-ремесленных центров Малороссии.

В 1775 году Полтава вошла в состав Новороссийской губернии, в 1784 — в состав Екатеринославского наместничества.

В начале XIX века на Полтавщине действовало 35 промышленных предприятий, среди которых: селитряные, мыловаренные, суконные фабрики, кирпичные заводы и другие.

После того, как в 1802 году Полтава стала административным центром Полтавской губернии, в 1803 году был утверждён первый генеральный план города, в соответствии с которым в 1803—1805 годы был создан городской сад, спроектирован и застроен центр города — архитектурный ансамбль вокруг Круглой площади, от которой лучами исходили 8 улиц.

В 1811 году в центре площади был открыт монумент Славы.

Во время Отечественной войны 1812 года Полтава стала центром формирования ополчения Полтавской губернии.

В дальнейшем, Полтава стала центром культурной и духовной жизни Малороссии. С 1818 года здесь действовала масонская ложа «Любовь к истине», в которой состояли Иван Котляревский, В. Лукашевич, В. Тарновский и другие. В 1818—1819 годы в училище учился Николай Гоголь. В полтавской гимназии обучались драматург и театральный режиссёр Михаил Старицкий, историк и общественный деятель Михаил Драгоманов, математик Михаил Остроградский. Здесь практически всю жизнь проработал Иван Котляревский. В 1844 году в город приезжал Тарас Шевченко. Здесь работали и творили Иван Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Василий Докучаев и его ученик Владимир Вернадский, врач Николай Склифосовский.

В 1818 году были открыты институт благородных девиц и духовное училище при Крестовоздвиженском монастыре, в 1820 году — школа садоводства.

В 1835 году в городе была создана губернская публичная библиотека, с 2 апреля 1838 года началось издание газеты — «Полтавские губернские ведомости». В 1840 году был открыт кадетский корпус.

В 1846 году полтавские интеллигенты В. Белозерский, Георгий Андрузский и другие вошли в основанное в Киеве Кирилло-Мефодиевское братство.

В 1852 году из города Ромны в Полтаву была переведена Ильинская ярмарка.

К началу 1860 года в городе с 30 тысячами жителей были открыты женская гимназия, дневная и 5 субботних и воскресных школ.

В 1876 году в Полтаве открылось Александровское реальное шестиклассное училище.

В 1884 году на окраине города было создано опытное поле (в дальнейшем преобразованное в сельскохозяйственную станцию).

В 1900—1921 годы в Полтаве жил, учился и работал известный писатель Владимир Короленко.

В 1901 году в Полтаве была создана социал-демократическая организация искровского толка.

30 августа 1903 года был открыт памятник Ивану Котляревскому.

В 1908 году в стиле украинского модерна было возведено здание губернского земства.

В 1909 году, к 200-летию Полтавской битвы, были открыты Петровский парк и памятник полковнику Келину и доблестным защитникам Полтавы. На месте, где когда-то стояла старинная Сампсониевская башня, соорудили Белую беседку — невысокую полукруглую колоннаду, с которой открывается вид на несколько десятков километров.

К 1913 году Полтава представляла собой типичный провинциальный губернский город Российской империи. В городе преобладала одно- и двухэтажная застройка, промышленность была слаборазвита, в городе действовали 64 предприятия (паровозоремонтные мастерские, маслобойка, чулочные мастерские, несколько мельниц и другие мелкие производства), общая численность рабочих на которых составляла около 2 тысяч человек.

1918—1991

В 1917 году в городе были сильны большевистски и пророссийски настроенные члены Полтавского Совета рабочих и солдатских депутатов.

После Октябрьской революции в городе была создана Полтавская объединённая организация РСДРП(б).

17 декабря 1917 года войска Центральной Рады разогнали Полтавский Совет, однако уже 6 (19) января 1918 объединенные отряды Красной гвардии из Петрограда и Москвы под командованием П. В. Егорова, красногвардейцы Полтавы и 1-й полк Червонного казачества под командованием В. М. Примакова заняли город. 12 (25) января 1918 начал работу Полтавский военно-революционный комитет, в феврале 1918 года начал работу городской Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, а городская дума была распущена.

1 марта 1918 года из Киева в Полтаву переехало правительство Советской Украины, но 10 марта 1918 оно выехало в Екатеринослав. 29 марта 1918 года Полтаву заняли наступающие австро-немецкие войска.

29 апреля — до середины ноября 1918 года в городе работали губернские органы государственной власти Полтавской губернии Украинской державы и находилось управление 6-го Полтавского корпуса Украинской державы.

27 ноября 1918 года отряды вооружённых коммунистов вошли в город, но спустя два дня были выбиты войсками УНР.

16 июля 1919 город был занят частями Добровольческой армии. Участник событий, штабс-капитан В. М. Кравченко вспоминал:

…разбитые части красных, не оказывая почти никакого сопротивления, стали отступать, и на их плечах, не встретив и перед Полтавой ожидаемого упорного сопротивления, в ночь на 16 июля с одной стороны в город ворвались терские казаки и почти одновременно и гвардейские части белых. Из Полтавы все в панике бежали.

<…>

За несколько дней перед этим в Полтаве побывал Лев Троцкий, устроил парад войскам на Шведской могиле и поклялся городу, что красные войска Полтаву не сдадут, что белые могут войти в город только через его труп. Белые в город всё-таки вошли, но трупа Троцкого нигде не нашли.

31 декабря 1919 года в городе была восстановлена Советская власть.

С 30 июня и в июле 1922 года в городе на основании приказа командующего Вооружёнными Силами Украины и Крыма № 778/204 продолжалось формирование управления 8-го стрелкового корпуса. Здесь оно находилось до октября 1925 года. В состав корпуса входила 44-я сд.

В 1922 году была создана и начала работу кондитерская фабрика.

В 1923-37 годах было проведено несколько административных реформ.

В 1924 году была создана и начала работу чулочная фабрика «Текстильщик», 25 мая 1925 года — табачная фабрика, в 1929 — мясокомбинат. Кроме того, в 1929 году в Полтаве была проведена канализация.

В 1931 году были построены и введены в эксплуатацию масложиркомбинат и Полтавская фабрика термометров, в 1934 году — прядильная фабрика.

22 сентября 1937 года была создана Полтавская область с центром в городе Полтава.

После начала Великой Отечественной войны город несколько раз подвергался авиабомбардировкам люфтваффе, 18 сентября 1941 года немецкие войска вошли в город. Город был включён в состав рейхскомиссариата «Украина». В соответствии с планами колонизации «восточного пространства», по распоряжению немецких оккупационных властей количество школ в городе было сокращено с 37 до 2, а количество учащихся уменьшено с 18259 до 150. В период оккупации в городе действовал подпольный обком под руководством С. Ф. Кондратенко.

1 июня 1942 года Полтаву посетил Гитлер.

В летне-осенней кампании 1943 года Полтава представляла собой важный узел коммуникаций в тылу немецких войск, и потеря города означала потерю ряда других крупных опорных пунктов. В результате, немецкое командование начало масштабные работы по укреплению города. На работы были мобилизованы не только местные жители, но также жители Киева, Чернигова и Житомира. С приближением к Полтаве советских войск в сентябре 1943 года немецкие войска начали расстреливать жителей города, сжигать здания и не подлежащие эвакуации материальные ценности, устанавливать минно-взрывные заграждения. Первая линия немецких укреплений проходила по рекам Мерепа и Уда, основной рубеж немецкой обороны находился на правом берегу реки Ворсклы. В результате, бои за город приняли ожесточённый характер и продолжались круглосуточно с 21 до 23 сентября 1943 года. Взять Полтаву получилось только после форсирования Ворсклы и обхода города с юга и севера войсками 5-й гвардейской армии генерала А. С. Жадова и 53-й армии И. М. Манагарова.

22 сентября 1943 года в 23 часа командир 201-го стрелкового полка 84-й стрелковой дивизии майор Ермишин, на центральной площади города установил Красное знамя.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 23 сентября 1943 года почетное наименование «Полтавских» было присвоено:

  • 9-й гвардейской воздушно-десантной дивизии;
  • 13-й гвардейской стрелковой дивизии (командир дивизии гвардии генерал-майор Бакланов, Глеб Владимирович);
  • 66-й гвардейской стрелковой дивизии (командир дивизии гвардии генерал-майор Якшин Аким Васильевич);
  • 95-й гвардейской стрелковой дивизии;
  • 97-й гвардейской стрелковой дивизии (командир дивизии гвардии полковник Анцыферов Иван Иванович);
  • 57-му танковому полку (командир полка подполковник Фёдоров Илья Андреевич);
  • 42-й лёгкой артиллерийской бригаде (командир бригады полковник Скородумов Алексей Макарович);
  • 301 истребительно-противотанковому артиллерийскому полку (командир полка подполковник Власенко Михаил Романович);
  • 431 инженерному батальону (командир батальона инженер — подполковник Болтусевич Игорь Николаевич);
  • 294 истребительной авиационной дивизии (командир дивизии подполковник Тараненко Иван Андреевич);
  • 266-й штурмовой авиационной дивизии (командир дивизии полковник Родякин Фёдор Григорьевич);
  • 9 авиационному полку дальнего действия (командир полка гвардии подполковник Аверьянов Алексей Иванович).

После окончания боевых действий и завершения работ по разминированию началось восстановление города. Центр города был практически стёрт с лица земли. За время немецкой оккупации были убиты 18 200 жителей города, разрушены все промышленные предприятия, все предприятия коммунального хозяйства, 45 учебных заведений, 9 больниц и 5 поликлиник, музеи, кинотеатры, театр, клубы и 350 тыс. м² жилой площади, в денежном выражении убытки составили 1137 млн. рублей. В 1944 году Гипроград УССР составил предварительный план первоочередных восстановительных работ, в 1945—1947 был составлен генеральный план восстановления Полтавы (в соответствии с которым в 1944—1958 гг. город был восстановлен и реконструирован).

В 1947 году был введён в эксплуатацию завод «Легмаш».

2 мая 1951 года состоялось открытие стадиона добровольного спортивного общества «Урожай».

В 1954 году на базе авторемонтных мастерских был создан механический завод.

В 1958 году был построен театр имени Н. В. Гоголя, введена в эксплуатацию городская ретрансляционная телевизионная станция (после чего в городе появилось телевидение) и начато создание парка «Дружба».

В 1959 году в эксплуатацию были введены 66 км газовых сетей, началась газификация города.

В 1961—1963 гг. был построен и введён в эксплуатацию Полтавский завод газоразрядных ламп.

В апреле 1962 года началось создание дендропарка, в сентябре 1962 года запустили первые троллейбусы.

В 1964 году был отстроен разрушенный во время войны краеведческий музей и введён в эксплуатацию Полтавский фарфоровый завод.

В 1964—1966 гг. был построен и введён в эксплуатацию Полтавский завод искусственных алмазов и алмазного инструмента, в 1964—1967 гг. — Полтавский завод химического машиностроения.

В 1971 году был построен и введён в эксплуатацию молокозавод.

4 апреля 1973 года началось строительство Полтавского домостроительного комбината.

В 1974 году Полтава была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В 1978 году был построен и введён в эксплуатацию сахарный завод, в 1979 — литейно-механический завод.

В 1986 году в результате объединения полтавского завода мясного оборудования и полтавского завода «Продмаш» было создано производственное объединение «Полтавамаш».

На 1 января 1989 года население Полтавы составляло 324 тыс. человек, в городе действовали 70 промышленных предприятий, 10 проектных и научно-исследовательских институтов, гравиметрическая обсерватория, 5 институтов, 2 высших военных училища, 13 ПТУ, 2 средних специальных училища, 8 техникумов, 39 общеобразовательных учебных заведений, 6 музеев, 2 театра, 6 кинотеатров, филармония, 4 медсанчасти, 40 лечебных и санитарно-профилактических учреждений, 27 аптек и 11 аптечных филиалов, 3 областных и 45 государственных и профсоюзных массовых библиотек.

Независимая Украина

Независимость Полтава встретила с населением 314 тысяч человек[уточнить].

В 1995 году было расформировано Полтавское высшее зенитное ракетное командное Краснознаменное училище имени генерала армии Н. Ф. Ватутина (находившееся в Полтаве с 1958 года).

В 1997 году в Полтаве начал работу головной офис Украинской универсальной биржи.

В феврале-марте 2015 года в Полтаве на базе 215-й авиационной комендатуры началось формирование 18-й отдельной авиационной бригады вооружённых сил Украины.

Символика города

Флаг

Флаг утверждён 10 февраля 2000 года, он состоит из двух горизонтально расположенных равных полос белого и зелёного цвета, на котором изображён золотой лук с натянутой стрелой (один из символов города).

Цвета флага используются в оформлении города; городские спортивные команды, как правило, носят бело-зелёную форму.

Гимн

Гимн Полтавы — является одним из символов города. Музыка для гимна была написана полтавским композитором — Алексеем Чухраем. Слова — Леонида Вернигоры.

Здавен ми славні, так ведеться,
Запам’ятали нас віки!
Наш дім і місто, і фортеця,
Не завойовані ніким.

Заповідав нам Котляревський
Закон, що нас охороня:
Де мир і злагода в сімействі,
Блаженна буде сторона.

Що ми духовна є столиця,
Давно вже визнав цілий світ.
Живи й сіяй в віках, світлиця!
Як материнки першоцвіт!

Хвала, хвала тобі Полтаво,
У пісні солов'їній
У тебе матінка Держава
Безсмертна Україна

Фото (49)

Центр 2009Летняя ПолтаваЦентральные улицы ПолтавыЖовтневая 37Лето 20092009Обелиск победе над шведами.     2009Полтавський національний педагогічний університет імені В. Г.КороленкаPoltavaСтроения XIX векаОбелискКорпусной садКолона в честь победы над Шведами  в 1709Полтава. Центр, горисполкомНочью в центре. Мерия.Полтавской битвеПолтавская дирекция "Райфайзен Банк Аваль"IMG_0884_Poltavskaya_mostovaya__Poltava_Cobbles.jpgИмидж-студия МариПолтавский ОрелКорпусной садУлица ФрунзеВозле галереиПолтава центрул. Октябрьская, 38ул. Октябрьская, 38ул. Парижской Коммуны, 33аул. Монастырская, 5аул. Остроградского, 2ул. Остроградского, 2ул. Остроградского, 2ул. Фрунзе, 7ул. ОктябрьскаяФонтан, но без водыМонумент Славыул. Октябрьская, 30ул. Октябрьская, 28/13Памятник  - М.В. ОстроградскомуГерб Полтавы. ул. Октябрьская, 36ул. Октябрьская, 42ул. Октябрьская, 42ул. Октябрьская, 40ул. Октябрьская, 42ул. Октябрьская, 37ул. Октябрьская, 36ул. Октябрьская, 35ул. Октябрьская, 35ул. Октябрьская, 37polt_016

Экскурсии

Уникальная экскурсия на Верфь исторического судостроения "Полтава"
Пригороды
Мы хотим познакомить Вас с новой достопримечательностью Петербурга – центром уникального деревянного кораблестроения. Наша верфь располагается в поселке Лахта, на территории Яхт-клуба Санкт-Петербурга в яхтенном порту «Геркулес» и занимается строительством реконструкции 54-пушечного линейного корабля «Полтава», который был спроектирован Петром I и спущен на воду в Санкт-Петербургском Адмиралтействе в 1712 году. Верфь объединила на своей площади парусные, такелажные, рангоутные мастерские, которые продемонстрируют все технологические процессы и без сомнения не оставят равнодушными посетителей.
Цена: 400 руб. Групповая
Продолжительность экскурсии: 1 час
Мы хотим познакомить Вас с новой достопримечательностью Петербурга – центром уникального деревянного кораблестроения. Наша верфь располагается в поселке Лахта, на территории Яхт-клуба Санкт-Петербурга в яхтенном порту «Геркулес» и занимается строительством реконструкции 54-пушечного линейного корабля «Полтава», который был спроектирован Петром I и спущен на воду в Санкт-Петербургском Адмиралтействе в 1712 году. «Полтава» была названа в честь решающего сражения Северной войны с одноименным названием и была первым крупным военным кораблем Балтийского флота. Все детали корабля будут изготовлены из дуба по всем правилам кораблестроения XVIII века. «Полтава» станет центром музейного комплекса, посвященного истории военно-морского флота, но уже сейчас верфь является интереснейшим туристическим объектом. В мировой практике существуют подобные проекты реконструкции исторических кораблей-символов крупных морских держав. Например, французский фрегат «Гермиона» или корабль Вест-Индийской компании «Батавия» в Нидерландах, которые стали туристическими центрами еще во время строительства: ведь процесс изготовления частей набора деревянного корабля может быть не менее захватывающим, чем готовая реконструкция. Подробно познакомиться с тем, как в XXI веке строят корабль XVIII века, посетителям верфи помогут обзорные экскурсии. Сотрудниками верфи разработан специальный маршрут с увлекательным и детальным рассказом об истории «Полтавы» и всех этапах ее реконструкции. Зрителям представится возможность сравнить современные методы и приемы строительства деревянных кораблей с технологией петровского времени. Верфь объединила на своей площади парусные, такелажные, рангоутные мастерские, которые продемонстрируют все технологические процессы и без сомнения не оставят равнодушными посетителей. По завершению экскурсии посетители смогут заглянуть в сувенирный магазин (реконструкцию «Домика Петра I»), где будет представлен большой ассортимент памятных подарков. Наш проект – совершенно уникальная экскурсионная площадка Санкт-Петербурга с очень богатым туристическим потенциалом.

Отзывы

04.10.2016 Oleg
Делать тут дольше нескольких часов нечего, но познакомиться стоит.
13.08.2016 Alexander
лучший город на земле
02.08.2016 jill
Каждый раз возвращаясь с командировки или путешествия, понимаешь, что Полтава это любимый город!!!
01.08.2016 Iana
Милый и душевный город. Понравилось. Все так по-домашнему
07.07.2016 Mary
Вехорлы — хорошее место для отдыха в сосновом бору.
06.05.2016 Екатерина
Уютный зелёный город :)
07.03.2016 Блондинка ?
мы еще вернемся)
28.02.2016 Serge
мягкая вода, кроткие люди :о)
03.12.2015 Игорь
Обязательно посетите музей авиации (желательно в теплое время года)
15.11.2015 Ira
Впечатлений особых не получила. Центр грязный! Впрочем архитектура местами очаровывала.
11.08.2015 Elen
Приятный зеленый город. Прогуливаясь по пешеходке появляется ощущение что идёшь по Одессе. Много кафешек, но многие работают до 22.00. Беседка, корпусный парк, центр очень красивы. Дороги средние.
14.05.2015 Tinka
Симпатичный небольшой городок, где есть куда прогуляться и на что посмотреть.
07.03.2015 Анастасия
Очень чистый, тихий, хороший город!!!Я полюбила его оч!!!))))
14.11.2014 Ihor
Красивый, тихий и уютный город. Обязательно посетите памятник Галушке и Беседку - насладитесь открывающимся на город видом! Не забудьте побывать на поле Полтавской Битвы и редутах!
11.10.2014 Василий
Впервые и ночью)
21.09.2014 Ozhik
Отличная троллейбусная развязка. Троллейбусы в хорошем состоянии, нет льгот.
21.09.2014 Ozhik
Население: около 300 тыс. чел.
21.09.2014 Ozhik
Тихий и зеленый городок с историей.
22.08.2014 Igor
Концерт, посвященный 23-й День Независимости
21.07.2014 Vall-Y
Город очень красивый и люди приятные :) много парков и мест, где можно отдохнуть :) наслаждаюсь городом сполна!)
19.05.2014 Sergiy
Очень зеленый город. Нравится.
19.05.2014 Sergiy
Широкие дороги, с ужасными ямами. Такси дешевое. Цены в кафе и ресторанах приятно удивляют. даже очень не дорого.
05.05.2014 Maria
Проехала через всю Украину, а в Полтаве самая хорошая и красивая погода.☀? Причем, не первый раз замечаю☝
14.12.2013 Владимир
Полтава- вареники!
22.10.2013 Rus
Дороги как в аду на заезде и выезде.
21.09.2013 Ivan
Кошмарные дороги, почти негде нормально поесть. Зато тихо и уютно.
13.08.2013 pavel
Дорог нет?
09.08.2013 Yana
Самый чистый и мой любимый город!
06.08.2013 Natalia
Самые худшие дороги! Автомобилисты, объезжайте этот город!
19.07.2013 Оксана
Жаль, что проездом...но...жд вокзал- какой-то грустненький...какие-то постройки-развалюшки...:(
05.07.2013 Anton
Тут мля всегда дождь!!!
28.06.2013 Roman??
Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. ... Далече грянуло ура: Полки увидели Петра.
04.06.2013 Andriy
Хорошее, приятное место, на мое большое удивление Котляревским и языком и не пахнет(
02.06.2013 Maria
Дороги -широкие, ямы- бездонные! )) Заезжаю в магазинчик, беру хлебчик-кирпичик..ммм.. Такого в Киеве нет..))
01.06.2013 Mass
Очень уютный и спокойный городок с приятными ценами в кафешках :)
05.05.2013 Alexander
Безумно красивый город, хорошая дорога от Киева - всем рекомендую побывать !
17.04.2013 Vitaliy
Нормальная дорога на Кременчуг кончилась
16.03.2013 Maksym
Самый зеленый город, кто бы как не говорил..
12.03.2013 Olga
Хороший и тихий город. Много магазинов и ТЦ, что несомненно радует. Только автовокзал печальный. А в общем было круто! :)
01.02.2013 Viktoriia
Тихий, спокойный, чистый, просто замечательный городок)))
05.01.2013 Daria
Приезжаю сюда и сплю сутками напролет)
24.09.2012 Anton
Ну такой нормальный городочек, если проезжать покраешку.

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia