• МузеиМузеи ↓
    • Военный музейВоенный музей
    • Детский музейДетский музей
    • Научный музейНаучный музей
    • Народный музейНародный музей
    • Технический музейТехнический музей
    • Художественный музейХудожественный музей
    • Музей народного промысла/игрушекМузей народного промысла/игрушек
    • Музей деревянного зодчестваМузей деревянного зодчества
    • Исторический/краеведческий музейИсторический/краеведческий музей
    • Дом-музейДом-музей
    • Музей-усадьбаМузей-усадьба
  • Храмы и монастыриХрамы и монастыри ↓
    • ЦерковьЦерковь
    • ЧасовняЧасовня
    • МонастырьМонастырь
  • Дворцы и усадьбыДворцы и усадьбы ↓
    • ДворецДворец
    • УсадьбаУсадьба
    • ЗамокЗамок
  • Крепости и кремлиКрепости и кремли ↓
    • КремльКремль
    • КрепостьКрепость
    • ФортФорт
    • БашняБашня
    • Городище/археология/валыГородище/археология/валы
  • АрхитектураАрхитектура ↓
    • Рынок/торговые рядыРынок/торговые ряды
    • Памятник архитектурыПамятник архитектуры
    • МостМост
    • Памятник/мемориалПамятник/мемориал
    • Инженерное/военное сооружениеИнженерное/военное сооружение
  • ПриродаПрирода ↓
    • Заповедник/зоопаркЗаповедник/зоопарк
    • Родник/источникРодник/источник
    • Верховье рекиВерховье реки
    • ПещераПещера
    • ВодопадВодопад
  • Развлечения и спортРазвлечения и спорт ↓
    • АквапаркАквапарк
    • Горные лыжиГорные лыжи
    • Зона отдыха/пляжЗона отдыха/пляж
    • Конный спортКонный спорт
    • Спортивно-игровой клубСпортивно-игровой клуб
    • Театр
    • АттракционыАттракционы
    • Лодочная станцияЛодочная станция
    • Яхт-клубЯхт-клуб
  • Гостиницы и едаГостиницы и еда ↓
    • Гостиница/мотельГостиница/мотель
    • ТурбазаТурбаза
    • Ресторан/кафеРесторан/кафе
  • ШколыШколы ↓
    • Частная школаЧастная школа
    • МатематическаяМатематическая
    • ГуманитарнаяГуманитарная
    • МногопрофильнаяМногопрофильная
  • Коттеджные поселкиКоттеджные поселки ↓
    • Поселок эконом-классаПоселок эконом-класса
    • Поселок бизнес-классаПоселок бизнес-класса
    • Элитный поселокЭлитный поселок
  • Великие люди
  • Религия ↓
    • Иудаизм
    • Католицизм
    • Мусульманство
    • Старообрядчество
    • Православие
    • Шатровая церковь
    • Лавра
  • Музей ↓
    • Авиамузей
    • Военный музей
    • Музей под открытым небом
    • Музей-усадьба
    • Народный промысел
  • Культурное наследие России
  • Объект ЮНЕСКО
  • По времени ↓
    • XI в
    • XII в
    • XIII в
    • XIV в
    • XV в
    • XVI в
    • XVII в
    • XVIII в
    • XIX в
    • Война 1812г
    • Великая Отечественная война
  • Прочее ↓
    • Прогулка по парку
    • Золотое кольцо
    • Детям
    • Аренда катеров/моторных лодок
  • Природа ↓
    • Озеро
    • Святой источник
  • Архитектура ↓
    • Средневековый замок
    • Руины
    • Деревянное зодчество
  • Наука ↓
    • Космонавтика
+ место
Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Panoramio

Рыбинск - достопримечательности на карте

Достопримечательности

Где остановиться

Гостевой дом На Казанской
8.3 Оценка гостей на основе отзывов
Цена от: 2330 руб
показать на карте
Гостиница Гостиничный комплекс Рыбинск
6.9 Оценка гостей на основе отзывов
Цена от: 1930 руб
кондиционер паркинг ресторан телевизор прачечная
показать на карте
Bed & Breakfast Studio Apatment on Plekhanova 32
Цена от: 1660 руб
показать на карте
Гостиница Гостевой дом
Цена от: 3060 руб
домашние животные не курящий паркинг ресторан телевизор
показать на карте
Гостевой Дом Бурлак
Цена от: 3790 руб
показать на карте
Hostel Dvorik
показать на карте
Hotel Kstovo Center
Цена от: 3520 руб
показать на карте
Апартаменты Студия
показать на карте

Экскурсии

Описание

Ры́бинск — город (с 1777) в России, административный центр Рыбинского муниципального района Ярославской области, городской округ. Расположен у слияния рек Волги, Шексны и Черёмухи.

До Октябрьской революции — крупнейший центр торговли зерном, перегрузочный центр Мариинской водной системы, прозванный «столицей бурлаков».

В советское время основой экономики города становится НПО «Сатурн». После строительства в середине XX века Рыбинской ГЭС к северо-западу от города возникло Рыбинское водохранилище — крупнейший для своего времени искусственный водоём мира.

В 1989 году население Рыбинска достигло 251,4 тысяч человек и с тех пор быстрыми темпами сокращается, хотя он остаётся вторым по величине городом Ярославской области.

География

Город расположен в 270 км к северу от Москвы и в 80 км к северо-западу от Ярославля. Кроме трёх основных рек, в городе протекает ещё ряд мелких речек и ручьёв. Исторический центр города ограничен реками Волга, её правым притоком Черёмухой, левым притоком Черёмухи Коровкой и левым притоком Коровки Дресвянкой или Пахомовским ручьём. Местность по правому берегу Черёмухи в городе называется «За Черёмухой», а окраина по правому берегу Пахомовского ручья — «За Пахомовским мостом». Небольшая речка Уткашь, правый приток Волги, впадающий ниже Черёмухи, отделяет южную часть города — Копаево. Другой правый приток ручей Фоминский протекает по северо-западной окраине и отделяет от города микрорайон Переборы. В левобережной части города протекает ручей Крутец и речка Селянка, отделяющие от заволжской части города его южную окраину — Слип. Инопаш, приток Шексны, ограничивает заволжскую часть с севера.

Город расположен в самой северной точке реки Волги, до Рыбинска она течёт в основном на северо-восток, а от Рыбинска поворачивает на юго-восток. Рыбинск лежит на обоих её берегах, но основная часть находится на правом берегу, ориентирован вдоль неё и имеет протяжённость 27 км при ширине не более 6 км.

Город расположен в равнинной, часто заболоченной, местности. Через него проходит условная граница зоны смешанных лесов и тайги.

В черте города расположена плотина Рыбинской ГЭС, образующая Рыбинское водохранилище. Особенность этой плотины в том, что она перекрывает место впадения реки Шексны в реку Волга, слившись образовали широкое, но мелководное водохранилище. Между старым руслом Шексны, водохранилищем и Волгой образовался довольно протяжённый остров, хорошо видный на приведённой карте.

Герб и флаг

Герб 1778 года

Герб городу Рыбинску был пожалован по указу от 3 августа 1777 года[источник не указан 645 дней] императрицей Екатериной II (как и статус города). Утверждён законом от 20 июня 1778 года. «Щит в червлёном поле: главная часть Ярославского наместнического герба: выходящий из-за реки медведь, держащий в левой лапе золотую секиру, при оной реке пристань; две же стерляди доказывают изобилие той рыбы.»

Рыбинский герб представляет собой красный щит, разделённый на две части. В верхней — выходящий из-за реки медведь с золотой секирой на левом плече, показывающий принадлежность города к Ярославской области. Красный цвет поля символизирует храбрость, мужество, неустрашимость. В нижней части изображён голубой пояс и две стерляди, свидетельствующие об изобилии воды и рыбы. Из воды на холм идут две лестницы, обозначающие пристань, с которой Екатерина II всходила 9 мая 1767 года в рыбинский собор слушать божественную литургию.

Стерляди на гербе Рыбинска связаны именно с наличием перекатов на Волге выше Переборов. Эта «царская» рыба семейства осетровых доставлялась к царским застольям именно из Рыбинска, отчего он и был назван

Нельзя представлять прекращение крупного судоходства выше Переборов так, как будто Волга мелела везде.

Отнюдь не везде Волгу можно было перейти вброд. Перекаты — это броды, типа подводных перешейков, намытых паводками, 2-3 метра шириной снаружи не видны, глубина там была 30-50 см. Были они за 2-5 км друг от друга, но глубина Волги между ними оставалась 2-3 метра. Вот эти вот участки между перекатами и были естественными местами обитания рыбы, включая стерлядей.

Осюда и название и герб.

История

Возникновение

Исторически Рыбинск возник на правом берегу реки Волги при впадении в неё реки Черёмухи. Острый мыс между ними называется Стрелка. Устье реки Шексны — левого притока Волги, как и другие левобережные районы вошли в состав города только в XX веке, в связи с бурным ростом в период индустриализации.

В историческом центре города найдена стоянка каменного века. Древнейшее поселение на месте впадения Шексны в Волгу называлось Усть-Шексна. Первое летописное упоминание связано с Ростовским восстанием 1071 года: Ян Вышатич «сташа на Усть-Шексны» для суда и расправы над восставшими волхвами. Раскопками обнаружены следы обширного торгово-ремесленного поселения начала XI века (площадь свыше 30 га) с изделиями византийского и скандинавского происхождения, обилием арабских дирхемов. Очевидно, на месте современного города был крупный пункт Волжского торгового пути. Найдена также актовая печать Игоря Ярославича.

В следующий раз поселение упоминается в 1504 году уже как Рыбная слобода в духовной грамоте Ивана III. В это время и позднее слобода принадлежала непосредственно московским царям и обеспечивала царский двор рыбой. Сохранились документы о натуральном рыбном налоге на жителей. Слобода была деревянной, и от этой эпохи в городе памятников не сохранилось. В XVII веке строятся первые каменные церкви, включая городской собор Спаса Преображения.

Рыбинск и его южные окрестности, из «Атласа Ярославской губернии» 1858 года
Северные окрестности Рыбинска, из «Атласа Ярославской губернии» 1858 года

XVIII — начало XX века

В 1777 году Рыбная слобода, став центром уезда Ярославской губернии, получила статус города и название Рыбинск.

После переноса российской столицы в Санкт-Петербург Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении — на перекрёстке путей от Санкт-Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому. Это и послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII—XIX веках.

В районе Рыбинска заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги, а выше города, в посёлке Переборы, Волга становилась настолько мелкой, что её переходили вброд. Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка товаров и хлебных грузов, пришедших с низовьев Волги, на небольшие суда, которые могли перемещаться по Мариинской и Тихвинской водным системам, соединяющим Волгу с Балтикой. В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны, а с 1870 года по железной дороге Рыбинск-Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы. Далее грузы следовали во все концы России и за границу. В начале XX века хлеба и товаров привозилось в Рыбинск до 1,5 млн т на сумму около 75 миллионов рублей. Только сравнительно незначительная часть хлеба перемалывалась на местных мукомольных мельницах и шла на варку пива. В городе возникло большое складское хозяйство, в том числе один из первых нефтяных складов братьев Нобелей. В это время в Рыбинск переселяются жители окрестных городов, которых экономическое развитие обошло стороной: Углича, Бежецка и др. Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков, ломовиков и козельщиков, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей (ломовиками назывались владельцы телеги, которые использовались для развозки мешков как по городу, так и по уезду). Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно учетверялось. Массовое развитие пароходства на Волге привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось.

Примечание. В других городах для погрузки-разгрузки баржей использовались крючники, но Рыбинск (как и Царицын) были ключевыми перевалочными пунктами волжского хлебного пути. Крючники использовались для переноски товара либо в ящиках, либо в тюках, и в Рыбинске крюки не использовались. Зерно транспортировалось в трёхпудовых мешках. Поэтому для его переноски использовалось специальное приспособление под названием «коза», представлявшее из себя деревянную раму, с одной стороны которой были лямки (как у рюкзака), а с другой торчали два деревянных стержня, на которые клали мешок с зерном и пр товарами. Стержни были гнутые кверху, как «у козы рожки» — отчего приспособление и получило своё название (экземпляр «козы» можно увидеть в рыбинском краеведческом музее). Переноску мешков с зерном и осуществляли козельщики.

Особенность хлебной торговли, характерная для Ярославской и соседних губерний, состояла в том, что эти губернии являлись не только импортёрами, но и экспортёрами зерна. Дело в том, что пшеница была трёх сортов.

1-й сорт. Это — твёрдые сорта пшеницы, отличавшиеся повышенным содержанием протеина. Именно этот сорт использовался для выпечки высококачественных хлебобулочных изделий. В Ярославской губернии почти не произрастал из-за короткого вегетативного периода и недостаточно тёплого лета. Импортировался из южных губерний.

2-й сорт. Уступал в содержании протеина 1-му, но мог использоваться для хлебобулочных изделий в смеси с 1-м сортом. Это озимые сорта. Дешевле 1-го сорта. Ярославская и окружающие губернии обеспечивали себя им в урожайные годы полностью, поэтому зерно этого сорта полностью переправлялось на север. Закупалось только в неурожайные годы.

3-й сорт. Низкое содержание протеина, вдвое дешевле 1-го сорта. Это яровые сорта, либо озимые в неурожайные годы. Для выпечки не годилось. Использовалось как кормовое, а также для производства пива и водки. Зерно этого сорта и было основным урожаем региона. Зерном 3-го сорта регион обеспечивал себя не только полностью, но в урожайные годы производил с избытком, и оно шло на север и даже на юг — до Москвы (ввиду его низкой цены).

Часть транспорта с юга разгружала в Переборах зерно 1-го сорта, загружалась зерном 3-го сорта — и следовала на север, иногда обратно на юг.

Для урегулирования этих ценово-организационных вопросов и существовала Рыбинская хлебная биржа.

В городе развивается и промышленность. Купец Н. М. Журавлёв в 1859 году строит в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы (затоплены при строительстве водохранилища в 1940 году). Строится чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские (на базе которых ныне работает завод дорожных машин «Раскат»). В городе работали крупные мукомольные фабрики купца Е. Калашникова и А. Галунова. В 1907 году братья Нобель построили существующий до сих пор судостроительный завод в пригородном посёлке Слип. Во время Первой мировой войны в город были эвакуированы предприятия, давшие начало ныне действующим заводам (на базе предприятия «Феникс» возник «Полиграфмаш», а на базе завода «Рессора» судостроительное предприятие «Вымпел»). В 1916 году начинается строительство автомобильного завода «Русский Рено», на базе которого потом вырос моторостроительный завод.

С XVIII века город застраивался по единому плану, созданному Ярославским губернским архитектором И. Левенгагеном в 1784 году: одни улицы параллельны берегу Волги, другие строго перпендикулярны, кварталы в плане — квадратные. Главной улицей города стала Крестовая, вытянутая вдоль Волги. На углах часто возводились двухэтажные особняки, типовые проекты которых были приняты в Российской империи.

Из-за большого числа купечества город отличался высоким благосостоянием жителей, при небольшой численности населения и уездном статусе имел многие учреждения, свойственные большим городам: гимназии, училища, библиотеки (1864 год — публичная библиотека при хлебной бирже, 1880 год — земская библиотека), благоустроенную набережную, городские парки, храмы всех конфессий (кроме православных — старообрядческие, костёл, лютеранскую церковь, синагогу). В 1860 году строится типография, которая развилась в крупное предприятие, функционирующее и поныне (в настоящее время под названием ОАО «Рыбинский дом печати»). С 1864 года в городе выпускается газета. В 1876 году по проекту архитектора В. А. Шрётера построен большой театр, на сцене которого с гастролями побывали практически все известные артисты дореволюционной России (сгорел в 1921 году и разобран на кирпич). Хлебная биржа в Рыбинске, открытая в 1842 году, была третьей биржей в России; в 1912 году было построено новое здание. В начале XX века в городе появилась электростанция, водопровод, электрическое освещение улиц.

XX век

В 1921—1923 город был центром Рыбинской губернии, а в 1929—1930 — Рыбинского округа. С 1936 года — в составе Ярославской области.

Новый этап развития Рыбинска начался при индустриализации страны. С начала 30-х годов XX века город быстро растёт, превращаясь из торгового в промышленный. На базе завода «Русский Рено» создаётся крупнейший в городе моторостроительный завод, выпускавший в основном авиационные моторы. В 1932 году в городе открывается Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе.

В отличие от многих советских городов, это предприятие никогда не было «градообразующим», в городе было множество других крупных предприятий: завод полиграфических машин, судостроительные заводы, завод дорожных машин. По-прежнему играл существенную роль речной порт и связанные с ним склады, в том числе хлебные элеваторы: в 1936 году рядом с железнодорожной станцией «Рыбинск-Товарный» был построен терминальный элеватор, самый крупный в Европе на момент строительства.

Вокруг заводов вырастают рабочие посёлки, давшие названия городским микрорайонам: Восточный, Северный и Западный вокруг моторостроительного завода, Старый и Новый — возле судостроительного катерозавода, Волжский — рядом с Механическим заводом. В 1930-е годы территория города приобретает современные очертания, многие населённые пункты входят в состав Рыбинска: посёлки Переборы, Копаево, Волжский, посёлок гидроэлектростанции ГЭС-14, а также Заволжье, куда переселились много людей из затопляемой зоны.

В 1936 году в рамках проекта «Большая Волга» было начато строительство Рыбинской ГЭС и гидроузла. Проект преследовал несколько целей: обеспечить глубоководный путь из Волги к Балтике и к Москве-реке, а также обеспечить растущий промышленный центр электроэнергией. Строительство велось организацией «Волгострой», с привлечением большого числа заключённых «Волголага». В Переборах, в том месте, где Волга была особенно мелкой, был построен двухниточный шлюз и водосливная плотина Рыбинского водохранилища. Плотина ГЭС перекрыла русло Шексны, которая теперь выше плотины слилась с Волгой в одно водохранилище. Рыбинское водохранилище необычайно широко и мелководно, оно затопило большие площади земель в поймах рек Шексна и Молога, за что данный проект подвергается критике. Водохранилище, кроме многих сёл и деревень, затопило город Молога, население которого большей частью было переселено в Рыбинск.

Строительство было почти закончено перед началом Великой Отечественной войны; в 1941 году началось заполнение Рыбинского водохранилища. Недостроенная ГЭС всё-таки давала ток во время войны: 18 ноября 1941 года был запущен первый гидроагрегат, а 15 января 1942 года — второй; в 1942 году после строительства линии электропередач рыбинский ток пришёл в Москву.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов жители города, обладающие техническими специальностями, особенно часто служили в авиации и танковых войсках. Многие из них удостоены звания Героя Советского Союза. В 1941 году в город Рыбинск было эвакуировано Пушкинское танковое училище. Боевые действия город непосредственно не затронули, но на подступах по берегу Волги возводились оборонительные сооружения, остатки которых сохранились до сих пор. Город, предприятия, склады подвергались бомбардировкам немецкой авиации. Ряд стратегических объектов, в том числе завод авиационных моторов и авиационный институт, были эвакуировано в город Уфу, где они дали основание местным объектам (Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уфимский государственный авиационный технический университет). Многие жители города, эвакуированные в Уфу, навсегда поселились там. Однако через некоторое время эти объекты были воссозданы и в Рыбинске.

В начале июня 1942 года одиночный немецкий самолёт, незамеченный постами ВНОС, пролетел 450 км от линии фронта и беспрепятственно сбросил мину ВМ1000 на авиамоторный завод в Рыбинске.

Хотя в начале 2-й мировой войны Рыбинское водохранилище и не было полностью заполнено, и в 1941 г. только одна турбина давала ток (а с весны 1942 уже были подключены 2) — оно изначально задумывалось как стратегический объект — резервный источник электроэнергии для важнейших объектов Москвы: Кремля, Генштаба, радиовещания, вокзалов. Поэтому, в отличие от других электростанций, электричество с Рыбинской ГЭС проведено на спецподстанцию Москвы не ЛЭП, а подземным бронированным кабелем. Именно за счёт этого подземного резервного кабеля снабжение электричеством московских стратегических объектов не прерывалось никогда — несмотря на ожесточённые бомбёжки, даже когда подмосковные ТЭЦ были выведены из строя.

Хотя город и не был во фронтовой полосе, но были 3 ГСС: пилоты истребителей, сбившие каждый более 10 немецких пикировщиков. Немецкие массированные налёты с целью разрушить здание ГЭС с турбинами или хотя бы дамбу продолжались до середины 1942 г. Для противодействия этим налётам был создан Рыбинский авиаотряд с около 15 истребителями: ЯК-1 и ЯК-3. Особенность его была в том, что звёздочек на фюзеляжах за сбитые самолёты не рисовали — ибо в этом отряде было около 40 пилотов, они дежурили по графику, и им подавали очередной самолёт, готовый к бою (сегодня один, завтра другой). В 1941 там над ГЭС круглосуточно висела пара дежурных ЯКов; при обнаружении бомбардиробщиков они завязывали бой — даже с намного превосходящим их противником, зная что максимум через 7 мин им на помощь взлетят ещё 3 двойки дежурных истребителей. Такая организация привела к тому, что над Рыбинском было сбито около 50 бомбардировщиков за 1.5 года, которым удалось сбросить всего 2 бомбы в цель: одна повредила дорогу по дамбе, а другая разрушила часть стены здания ГЭС. не повредив сами турбины.

В 1946 году город был переименован в Щербаков (в честь политика Александра Щербакова), но уже в 1957 году ему было возвращено историческое название Рыбинск. Однако в 1984 году город вновь переименован — уже в Андропов (в честь генсека Юрия Андропова), а в 1989 году название Рыбинск снова было возвращено. Переименование города в Андропов было формальным: дорожные и пр. указатели не менялись, как и названия и печати городских организаций, предприятий и почтовые адреса. Возвращение исторического названия Рыбинск произошло столь же формально.

После войны в городе появились приборостроение (Рыбинский завод приборостроения), электротехническая промышленность (Рыбинский кабельный завод, завод «Магма»), крупный оптико-механический завод «Призма». Развивались деревообрабатывающая (мебельно-деревообрабатывающий комбинат «Свобода», спичечная фабрика «Маяк») и пищевая промышленность, а также машиностроение: появились завод гидромеханизации и станкостроительный, а на базе механических мастерских Волгостроя в посёлке Волжском возник Волжский машиностроительный завод, специализировавшийся на среднем машиностроении. В связи с большой концентрацией предприятий, имевших стратегический характер и работавших в том числе на военно-промышленный комплекс, Рыбинск был «полузакрытым» городом (хотя официально закрытым он не являлся): его практически не посещали туристы (особенно иностранные). Город активно развивался: строились новые жилые микрорайоны (Веретье-1,2,3, Скоморохова гора, новый Центр), социальные объекты, расширялась транспортная сеть. В 1960-е годы в центре города через Волгу построен автомобильный мост, который соединил с городом микрорайоны Заволжье-1 и Слип (Заволжье-2), в котором расположен один из судостроительных заводов города. Население города непрерывно увеличивалось и в конце 1980-х превысило 250 тысяч человек.

В 1986 году город Рыбинск получил статус исторического. По итогам голосования 4 сентября 2005 года город с 2006 года наделён статусом городского округа. В 2010 году лишён статуса исторического города.

Экономические реформы 1990-х годов, уменьшение финансирования оборонной промышленности негативно отразились на социально-экономическом развитии Рыбинска: многие предприятия претерпели сокращения, некоторые обанкротились, было заморожено строительство многих жилых домов и социальных объектов. Сейчас Рыбинск занимает одно из последних мест по вводу в эксплуатацию жилья.. Всё это вызвало отток населения и, вместе с демографическим спадом 1990-х, привело к сокращению численности населения города.

Структура

В 1939 году в городе были образованы Ворошиловский, Молотовский и Сталинский районы. В 1944 году был добавлен четвёртый — Шекснинский район, образованный за счёт включённых в городскую черту рабочих посёлков Шекснинский и Переборы. Однако в 1948 году районное деление в городе было упразднено. Повторно оно было введено в 1972 году, когда были созданы Пролетарский и Центральный районы. Граница между ними проходила по Шексне, далее по улице Луначарского, затем от железнодорожного вокзала по линии железной дороги на запад. В 1989 году городские районы вновь были упразднены.

В настоящее время Рыбинск является единым административным пространством, районное деление города отсутствует. Существует полуофициальное деление города на микрорайоны, которые часто называют районами или посёлками:

  • Левобережная сторона. На ней располагаются 4 микрорайона:
  1. Микрорайон Волжский;
  2. Микрорайон ГЭС-14;
  3. Заволжье-1;
  4. Слип (Заволжье-2);
  • Правобережная сторона. Ядром является Центральный район — исторический центр Рыбинска.
К востоку от него находятся:
  1. Полиграф (Зачеремушный район);
  2. Копаево;
  3. Микрорайон им. Кирова
  4. Посёлок Ягутка;
К югу:
  1. Гагаринский район;
  2. Мариевка;
  3. Запахомовский район;
  4. Скоморохова гора;
К западу:
  1. Микрорайон Северный;
  2. Микрорайон Западный;
  3. Прибрежный район;
  4. Веретье-1;
  5. Веретье-2;
  6. Веретье-3;
  7. Посёлок Шанхай (Веретье-4);
  8. Микрорайон Переборы;

Население

Численность населения
1856 1897 1913 1923 1926 1931 1939 1956 1959 1962
8600 25 000 29 900 48 300 60 000 69 800 144 000 162 000 181 685 195 000
1967 1970 1973 1975 1976 1979 1982 1985 1986 1989
212 000 218 282 228 000 234 000 234 000 238 579 245 000 250 000 252 000 251 442
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
253 000 253 000 253 000 252 000 250 000 249 000 247 000 246 000 244 000 243 000
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
240 000 238 300 222 653 222 700 220 000 217 500 214 900 213 000 211 000 206 070
2010 2011 2012 2013 2014 2015
203 854 200 300 198 132 196 565 194 843 193 341

Население по данным на 1 января 2013 года составляет 196,6 тыс. человек (мужчины — 86 тыс., женщины — 110,6 тыс.). Плотность населения — 2946,2 чел. на км². За двадцать с небольшим лет, с 1989 по 2010 год, население города сократилось почти на 55 тысяч человек.

Население по данным переписи 2010 года — 200 771 человек, к 1 января 2013 года население города сократилось до 196 619 человек, это было обусловлено тем, что в 2012 году в городе родилось 2020 человек, а умерло 3665 человек, помимо естественной убыли населения в размере 1645 человек дополнительным фактором уменьшения численности населения города стал миграционный отток населения в размере 607 человек за 2010 год. Национальный состав традиционный для центра России, с абсолютным преобладанием русского населения.

Численность населения

Возрастное распределение на 1 января, тыс. чел.:

2008 2009
моложе трудоспособного возраста 26,8 26,8
из них детей в возрасте 1-6 лет 10,8 11,0
в трудоспособном возрасте 131,5 129,0
старше трудоспособного возраста 52,7 52,9

Демографические показатели:

2007 2008 2012
Число родившихся на 1000 человек населения 9,2 9,5 10,6
Число умерших на 1000 человек населения 18,4 18,4 16,7
Естественный прирост, убыль (-) на 1000 человек населения −9,2 −8,9 −6,1

Экономика

В городе широко представлены энергетика и электротехническая промышленность (Рыбинская ГЭС, Рыбинсккабель, Рыбинскэлектрокабель), машиностроение (ОАО «НПО „Сатурн“», ОАО «Сатурн — Газовые турбины», ОАО «Русская механика», ЗАО «Энмаш», ООО «Завод дорожных машин», завод дорожных машин ОАО «Раскат», ЗАО «Завод гидромеханизации», завод полиграфических машин ООО «Литэкс»), деревообрабатывающая (мебельная фабрика «Виктория», мебельная фабрика «Свобода», фабрика мебельных фасадов «Норматив»), лёгкая, пищевая промышленность, судостроение (судостроительный завод «Вымпел», «Верфь братьев Нобель», «Рыбинская верфь»), приборостроение (Рыбинский завод приборостроения). Наиболее крупными предприятиями города являются ОАО «НПО „Сатурн“» и ОАО «Сатурн — Газовые турбины».

На конец 2008 года в городе было зарегистрировано 4672 организации.

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2008 году составил, млн руб.: добыча полезных ископаемых — 0; обрабатывающие производства — 25 558,2 (150 организаций, что на 14 меньше, чем в 2007 году); производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3023,7 (60 организаций, что на 11 меньше, чем в 2007 году). Объём отгруженных товаров собственного производства, в обрабатывающих производствах 2009 года составил 21,37 млрд руб. Удельный вес Рыбинска в Ярославской области в 2008 году, %: численность населения (на 1 января 2009) — 15,9; среднегодовая численность работников организаций — 16,1; наличие основных фондов организаций (на конец года) — 10,3; объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности: добыча полезных ископаемых — 0, обрабатывающие производства — 18,2, производство и распределение электроэнергии газа и воды — 14,6; строительство — 8,1; ввод в действие общей площади жилых домов — 68,7; оборот розничной торговли — 60,2; инвестиции в основной капитал — 65,6.

Туризм

Город Рыбинск имеет потенциал в сфере туризма. Интересными событиями города являются: Этап кубка мира по лыжным гонкам в Дёмино, День купца, Фестиваль поэзии и песни памяти Льва Ошанина. Город активно принимает автобусные группы, по Рыбинску проводятся пешеходные обзорные экскурсии. Большую ценность представляет исторический центр города с застройкой XVIII — начала XX веков.