Booking.com

Свято-Троицкий монастырь в Тюмени

Описание

Свято-Троицкий монастырь
Фото с wikipedia.org, автор Дмитрий Кошелев [CC BY-SA 3.0]

Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный)

Свято-Троицкий монастырь (до 1715 года Спасо-Преображенский) — один из старейших архитектурных ансамблей Сибири, действующий православный монастырь в Тюмени (ул. Коммунистическая, 10).

Расположен на высоком Затюменском мысу, образованном поймами рек Бабарынки, Туры (правый берег) и Тюменки, близ бывшей Ямской слободы (ныне на месте слободы находится Тюменский архитектурно-строительный университет). Основан в 1616 году, возобновлён в 1995 году.

История

Преображенский период

В 1621 году тюменские воеводы получили из Казанского приказа следующую грамоту:

А в Казанском дворе... тюменский чёрный поп Иона сказал: поставил де в Тюмени за Ямскою слободою Преображенский монастырь старец Нифонт Казанский в 124 году мирскою дачею.

Это первое известие об основании монастыря в 1616 году иноком казанской Раифской пустыни Нифонтом. Первоначально монастырь не имел даже церкви. В июле 1621 года игуменом монастыря был назначен Авраамий из Ростова Великого, монастырским строителем постриженик Кирилло-Белозёрского монастыря Иона Лихарёв, келарем постриженик Новгородского Антониева монастыря старец Онуфрий. Им поручалось возвести монастырскую церковь, срубить новые кельи и другие строения. В 1622 году под руководством мастера Корнелия Хорева была возведена тёплая деревянная шатровая церковь, освящённая как Спасо-Преображенская. Грамотой царя Михаила Фёдоровича от 25 января того же года монахам назначена «руга» (казённое жалование) и отведены в вотчину две рыбные «ловли».

В 1622 году при воеводе Прокопии Хрисанфовиче Измайлове вообще производилось большое строительство, связанное с обновлением Тюменского острога, город чуть ли не был поставлен вновь. Согласно Дозорной книге 1624 года, помимо монастырской Спасо-Преображенской церкви, в городе в тот период располагались:

  • на территории кремля —
    • соборная церковь Рождества Богородицы,
    • приходская Успенская церковь (во имя Николая Чудотворца и Фёдора Стратилата);
  • на территории укреплённого посада (в составе острога) —
    • церковь Всемилостивейшего Спаса (холодная),
    • церковь Архангела Михаила и св. Михаила Малеина с приделом во имя Зосимы и Савватия (тёплая),
    • церковь Ильи Пророка с приделом Бориса и Глеба, а также приделом Флора и Лавра.

Троицкий период

Затюменский мыс в начале XX века
Церковь апостолов Петра и Павла. С. М. Прокудин-Горский, 1912 год

В июле 1705 года в результате большого пожара сгорел почти весь город, кроме острога и первой каменной Благовещенской церкви. В том числе сгорела единственная монастырская Спасо-Преображенская церковь. Тюмень не входила в число городов, где предусматривалось каменное строительство, но в 1706 году митрополит Филофей Лещинский ходатайствовал перед Петром I о разрешении построить в тюменском Преображенском монастыре «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь» и таковое получил.

Каменная соборная церковь возводилась в 1708—1715 годах, из них последние 4 года под непосредственным наблюдением Ф. Лещинского, который оставил митрополичью кафедру, принял схиму и жил в монастыре. Наконец, 3 июня 1715 года церковь была освящена как Троицкая, по ней монастырь стал называться Троицким. Церковь стала третьим каменным строением Тюмени после каменных амбаров для казны (1702 год) и Благовещенской соборной церкви (1704 год).

Несмотря на то, что указом от 9 декабря 1714 года каменное строительство было запрещено везде, кроме Санкт-Петербурга, вернувшийся в 1715 году на кафедру митрополит Филофей смог устроить строительство в 1717 году на территории монастыря небольшой двуглавой церкви Зосимы и Савватия (Сорока мучеников).

Запрет на каменное строительство в России был снят в 1722 году, в связи с чем Ф. Лещинский добился разрешения на строительство церкви апостолов Петра и Павла. Возведение началось в 1726 году, но после смерти митрополита строительство затормозилось и продлилось до 1755 года. Строительство настоятельского корпуса и каменных стен осуществлялось так же неспешно, в 1724—1739 годах.

В 1761 году при монастыре основана латинская школа. На плане 1766 года впервые обозначен Дунькин сад. По «Духовным штатам» от 26 февраля (8 марта) 1764 года монастырь отнесён к низшему, III-му классу . В 1842 году в городе произошёл сильный пожар, в котором Петропавловская церковь с колокольней «пострадали так, что кроме каменных стен ничего в них не осталось». Последовавший в 1851—1853 годах ремонт внёс некоторые изменения в облик церкви. В опубликованном в 1862 году «Описании Западной Сибири» отбывавший сибирскую ссылку Ипполит Завалишин назвал монастырь лучшим в Сибири после иркутского Вознесенского и Иннокентьевского монастыря.

Послереволюционный период

В январе 1923 года на основании постановления Наркомюста от 24 августа 1918 года монастырь был закрыт, чуть ранее улицу Большую Монастырскую переименовали в Коммунистическую. В 1922 году в доме настоятеля монастыря разместился губернский архив, позже переведённый в Спасскую церковь. В декабре 1929 года монастырь передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные учреждения. Решением Тюменского горкома ВКП(б) в начале 1930 года могила Филофея Лещинского была уничтожена, его останки переданы в Тюменский антирелигиозный музей, размещавшийся в Благовещенском соборе (взорван в ночь с 13 на 14 июня 1932 года). В сентябре 1941 года монастырь передан КЭЧ Тюменского гарнизона.

В 1946 году принято решение о строительстве на территории монастыря очистных сооружений, для чего снесены церковь Сорока мучеников (бывшая Зосимы и Савватия) и домовая церковь митрополита Филофея в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Полное разрушение монастыря предотвращено изданием в мае 1947 года постановления Совета министров РСФСР № 389 «Об охране памятников архитектуры», распространявшегося и на Троицкий монастырь. Охранный статус монастыря был повышен постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1948 года № 503. В 1949—1950 годах Тюменским облисполкомом принято решение о проведении капитального ремонта. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 монастырь объявлен памятником архитектуры республиканского значения, в апреле того же года он передан областному управлению культуры.

В 1995 году впервые после закрытия монастыря был назначен настоятель архимандрит Тихон (Бобов), занимающий эту должность до сегодняшнего времени. 11 декабря 1996 года началась передача Троицкого собора, настоятельского корпуса и здания церковно-приходской (воскресной) школы в пользование Тобольской и Тюменской епархии. В день Святой Троицы 15 июня 2003 года совершено первое богослужение в отреставрированном Троицком соборе. В декабре 1997 года освящено Тюменское православное духовное училище, для которого в 2006 году возведено новое здание (арх. В. А. Силантьев) напротив монастыря. В том же году в ходе ремонта Вознесенско-Георгиевской церкви были обретены мощи Филофея Лещинского, которые торжественно перенесены в Троицкий собор.

Архитектура

Троицкий монастырь вместил в себя основные типы церквей своего времени: традиционный кубический (Троицкий собор), трапезный (церковь Сорока мучеников) и крестообразный (церковь Петра и Павла).

Троицкий собор

Собор Троицкий

При доминировании древнерусского начала кубических монументальных храмов Троицкий собор в то же время обнаруживает тяготение к «украинскому барокко»: аскетизму его мощного лаконичного кубического объёма противостоит фасадный декор барочного происхождения. В связи с этим фактом Б. А. Жученко высказывает предположение, что тобольский мастер Матвей Максимов лишь начал строительство храма, а завершал его украинский мастер. Американский славист У. К. Брумфилд сумел разглядеть в архитектуре собора даже напоминание о конусообразной вертикальной форме субургана в буддийской архитектуре Юго-Восточной Азии.

В 2005 году в ходе реставрации произведены наиболее существенные изменения внешнего вида монастыря за всю его историю: купола были покрыты имитирующим позолоту нитридом титана, что негативно сказалось на суровом монументальном строе памятника.

Церковь Петра и Павла

Крестообразный план церкви получил распространение в украинской архитектуре конца XVII века. В. И. Кочедамов предположил, что прототипом церкви стал Георгиевский собор (1701 год) киевского Выдубицкого монастыря, а автором проекта являлся тоболяк С. У. Ремезов. Однако Б. А. Жученко считает более подходящим вариант со Всехсвятской церковью (1698 год) на Экономических вратах Киево-Печерской лавры. При этом церковная колокольня имеет традиционную для допетровской России шатровую форму.


Галерея

Фото (8)

Мимикрирующий особняк.  #тюмень #autumn #осеньimg102010simg102009simg102013sTyumen 20168613767237_143123559455772_5889209069761924583_oTyumen railway station

Панорама

Инфо

Часы работы:
Все дни в 07:00-19:00

Отзывы

01.12.2016 Nikolay Svechnikov
хорошо
 8
25.11.2016 Кирилл Беспятов
Очень хороший храм , выходишь и так на душе хорошо?
 10
12.10.2016 Huub Van Rooij
Красивое место. ..
 8
11.05.2016 prodamgaraj
Пути Господни неисповедимы, поэтому он позволил мне написать этот отрицательный отзыв.
 2
11.12.2015 Sergey Lambin
Красивый храм
 10
09.09.2015 Ilnur Ilyasov
Бога нет
 2
19.10.2014 Алиса Маликова
Самая старая архитектура города
 10
05.12.2013 Vitaly
Хранит мощи Филофея Лещинского, который отстроил около 300 храмов в Сибири. Мощи чудесным образом сохранились во времена СССР и вернулись в монастырь.

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia