Booking.com

Храм Христа Спасителя в Москве

Описание

Храм Христа Спасителя
Фото с wikipedia.org

Кафедра́льный собо́рный храм Христа́ Спаси́теля в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке.

Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов.

Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.

Храм имеет статус Патриаршего подворья.

Архитектура и убранство храма

Современное здание

Храм, на время завершения строительства крупнейший в России, рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:

  • т. н. «верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года;
  • т. н. «нижний храм» — Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.
  • Стилобатная часть, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Уничтоженное здание

По замыслу К. А. Тона, храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как традиции классических примеров, так и черты владимиро-суздальского зодчества. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады были подчинены точным законам симметрии, а входы изначально должны были представлять торжественные открытые лоджии-галереи, позже в проектах «заложенные» массивными дверьми и остеклением, что пропорционально исказило изначальный замысел автора, соединившего в архитектуре русские и отдалённые мотивы итальянского возрождения. Плоскости стен были оштукатурены, а декоративная резьба и скульптура была исполнена из белого мрамора из карьера близ села Протопопова Коломенского уезда. Высота здания составляла 48,5 саженей (около 103,5 м), пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами составляло 1500 квадратных саженей. Вместимость храма составляла до 7200 человек.

Внешние стены храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом.

Исторический очерк

Идея построения храма-памятника была впервые высказана в декабре 1812 года генералом П. А. Кикиным, весьма близким к императору Александру I, в письме к ревнителю старинных традиций адмиралу А. С. Шишкову: «Война сия, по-видимому, долженствовавшая решить судьбу России, потрясти основания гражданских и политических связей ея, и даже самой Веры, не есть обыкновенная; почему и памятник должен быть таковой же — Провидение Божие помощью веры и народного духа спасло нас. Ему благодарность, и памятник Ему же принадлежит».

Мысль Кикина состояла в возобновлении древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: по позднему (и сомнительному) преданию, Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Согласно одной из трактовок, в эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного) и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Проект и строительство храма на Воробьёвых горах

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах:

Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.
В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознёс себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время.
Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.

— Александр I

В 1814 году проектное задание было уточнено: решено было в течение 10—12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.

Проект А. Витберга

В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких архитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др. Но победил проект 28-летнего Карла Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был исключительно красив. По сравнению с нынешним, храм Витберга был втрое больше (высотой 240 метров), включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Ради утверждения проекта Витберг перешёл в православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Раньше на этом месте находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьёвский дворец. Средства на строительство выделили огромные: 16 млн. рублей от казны и немалые народные пожертвования.

Фрагмент «Плана столичного города Москвы», выполненного в 1819 году офицерами Военно-топографического депо с указанием места предполагаемой постройки храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах.

12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. Директором строительства был назначен сам Витберг, не имевший никакого опыта руководителя — должного контроля не вёл, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился излишне доверчиво. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже «нулевой цикл». Деньги уходили «неизвестно куда» (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесённые казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку; всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии проекты Витберга были использованы при постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.

Второй проект: Константин Тон

Алексеевский монастырь. Картина Карла Рабуса, 1838

Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго. Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.

Сооружение храма

Храм Христа Спасителя на «Топографическом плане города Москвы», составленном офицерами Военно-топографического депо в 1838—1839 годах

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. На закладке присутствовали митрополит Филарет, император Николай I, великие князья Александр Николаевич и Михаил Павлович. В камень для закладки, который был перевезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах, была положена крестообразная позолоченная доска, на которой были высечены имена председателя и членов строительной комиссии и архитектора.

Активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость храма достигла почти 15 млн. рублей.

Для доставки к месту строительства храма блоков гранита и мрамора из северных губерний европейской России в северо-западной части Московской губернии был сооружён Екатерининский канал, соединивший Москву-реку и Волгу через реки Истру, Сестру и Дубну.

Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г. И. Семирадский, А. И. Корзухин, Ф. А. Бруни и другие художники Императорской Академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие скульпторы, как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Строительством храма руководил ученик К. А. Тона, архитектор И. С. Каминский. Значительный вклад в оформление интерьеров храма внёс архитектор В. А. Коссов. В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, составлен штат духовенства и причта, утверждена смета на содержание собора в сумме 66 850 рублей в год («штат расходов по содержанию московского кафедрального собора во имя Христа Спасителя» — указом от 25 мая 1883 года принят «на счёт казны»). К 1881 году были окончены работы по устройству набережной, площади вокруг храма и установлены наружные фонари. После смерти Тона в 1881 году руководить завершением строительства был назначен его ученик академик А. И. Резанов, который ещё в 1830—1840-х годах в качестве рисовальщика участвовал в проектировании храма.

Изображение храма Христа Спасителя на «Иллюстрированном плане столичного города Москвы», изданном в 1878 году А. А. Касаткиным

Современники критически восприняли строившийся храм. Например, художник В. В. Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра». В действительности же, московский храм стал отражением сложных процессов как в русской, так и в общеевропейской архитектуре XIX века, когда на смену «интернациональному» классицизму пришел период историзма (эклектики) и начались попытки переосмысления и возрождения в разных странах своей национальной архитектуры. И конечно, этот творческий поиск был методом «проб и ошибок». Среди близких по времени и духу зданий в Европе можно назвать базилику Сакре-Кёр в Париже.

Ещё до окончания строительства храма Христа Спасителя его изображения начали появляться на планах Москвы, например, на «Иллюстрированном плане столичного города Москвы», изданном в 1878 году А. А. Касаткиным, и на «Иллюстрированном новом плане столичного города Москвы с достопримечательными зданиями Кремля, кремлёвских и других московских соборов, монастырей, известных церквей, дворцов кремлёвских и загородных знаменитых окрестности ея», нарисованном в 1882 году чертёжником Орловским. Изображения эти отличались от впоследствии построенного здания храма.

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того, а также императрицы, наследника, великой княжны Ксении Александровны. Освящение храма сопровождалось торжественным шествием из храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом. Вслед за освящением в храме была совершена первая литургия.

В память о строительстве и освящении храма была учреждена государственная награда — Медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя», которой награждались лица, связанные со строительством.

Жизнь храма до 1931 года

Храм в 1881 г.
В 1912 году

Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.

За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном (дирижёр И. К. Альтани). В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

Ключарём храма с августа 1917 до ареста в 1922 году был священномученик Александр Хотовицкий. 5 (18) ноября 1917 в соборе, после литургии и молебна, было определено имя Патриарха Московского и всея России — старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв) вынул жребий митрополита Тихона (Беллавина).

С января 1918 года специальным декретом государство прекратило финансирование церквей. С целью поддержания жизнедеятельности храма, было организовано Братство храма Христа Спасителя, которое за короткий срок на средства частных жертвователей провело временное электрическое освещение, организовало церковный хор, читальню, отремонтировало ризницу. Одним из членов Братства был издатель И. Д. Сытин, который на собственные средства выпустил небольшую книгу об истории и архитектуре Храма Христа Спасителя.

Клир и прихожане Храма Христа Спасителя не поддержали оформившегося в мае 1922 года обновленческого Высшего церковного управления. По свидетельству митрополита Михаила (Ермакова): «Верующее население Москвы в громадной массе тоже против самозванцев. Когда Антонин и Леонид хотели совершить рукоположение прот[оиерея] Альбинского в кафедр[альном] Храме Христа Спасителя, народ не допустил, рукополагали на Патриаршем подворье».

В ответ на это Высшее церковное управление 6 июня вынесло постановление, в котором просило государственную власть произвести следствие по делу о контрреволюционной деятельности в храме Христа Спасителя. Просьба была уважена, и вскоре в кафедральном храме Москвы водворились обновленцы. Настоятелем храма в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

Настоятели

  1. Соколов, Алексей Иванович (с 31 августа 1883)
  2. Казанский, Павел Иванович (с 1899)
  3. Соболев, Михаил Иванович (с 1908)
  4. Марков, Владимир Семёнович (с 1911)
  5. Арсеньев, Иоанн Васильевич (с 15 января 1918)

Разрушение

Перед разрушением (Б. Деку, 1931)
Разрушение Храма Христа Спасителя (1931)

13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы; спустя 11 дней (16 июня) появилось резолюция «Комитета по делам культов» при Президиуме ВЦИК:

Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.

Интерьер храма, 2009 г.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.

Christ the Saviour Cathedral, preserved part no. 1, Donskoy Monastery, Moscow.jpg Christ the Saviour Cathedral, preserved part no. 2, Donskoy Monastery, Moscow.jpg Christ the Saviour Cathedral, preserved part no. 3, Donskoy Monastery, Moscow.jpg
Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.

Воссоздание

Скульптуры восстановленного храма Христа Спасителя

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. Группа публично распространяла информацию, считавшуюся в атеистическом СССР глубоко крамольной. Однако после празднования 1000-летия Крещения Руси, состоявшегося летом того же года, политика государства в отношении церкви и религии смягчилась. В сентябре 1989 года инициативная группа переросла в православную общину и организовала свой «народный референдум» за возрождение Храма, на подписных листах ставили свои подписи, адреса, телефоны тысячи советских людей.

5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный закладной камень, в 1992 году был основан фонд сооружения храма, и в 1994 году было начато строительство. Известно, что для начала строительства использовали деньги, которые внёс Военно-промышленный банк (50 млн рублей).

Проект нового храма выполнен архитекторами М. М. Посохиным, А. М. Денисовым и другими.

Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. При Церетели на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей вызвала споры. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Эти изменения, внесённые в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест с автомойкой. Руководителем координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он являлся также членом комиссии по художественному убранству. Свой вклад в восстановление храма внёс художник Василий Нестеренко, он с коллегами под сводами восстанавливал фрески[источник не указан 1062 дня].

Храм строился и воссоздавался в традиции обетных храмов как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Нижний коридор Храма служит памятником событиям Отечественной войны 1812 года. Налево от западного входа в храм на стене помещены тексты Высочайшего манифеста 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России и Воззвания к народу Русскому 6 июля об ополчении. Вслед за ними по стенам Нижнего коридора на мраморных досках помещены описания 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году (название сражения, дата, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя). Ряд памятных досок завершается на восточной стене храма, где помещены манифест «об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года» и два благодарственных манифеста — «к Русскому народу» и «к Русскому дворянству». Кроме того, напротив горнего места — манифест о построении храма во имя Христа Спасителя в Москве. По южной и западной сторонам расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений; доски заканчиваются у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и мире в Европе. Над каждой доской, посвящённой сражению, находятся величания святым, память которых празднуется в этот день.

6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.

31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском соборе Русской церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.

В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые. Решение поднять на воссозданный храм бронзовые медальоны было принято в 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя. Как указал протодиакон Александр Агейкин, «было принято решение в существующей экологии поставить бронзовые медальоны, так как белокаменные не смогут устоять. Только в этом будет заключаться отличие нынешнего храма от разрушенного». Деньги на этот этап реставрации поступили от фонда храма и правительства Москвы.

Современная жизнь храма

В 2004 году в зале церковных соборов прошёл Архиерейский собор РПЦ, принявший решение о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). 17 мая 2007 года в храме был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ. 9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 27 января 2009 года на Поместном соборе, проходившем в стенах храма, был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а 1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла.

В храме Христа Спасителя совершаются отпевания значимых для современной российской истории и культуры людей. Первым человеком, отпетым здесь (ещё до освящения храма), стал умерший в 1997 году В. В. Солоухин. В храме происходили прощания[источник не указан 167 дней] с Г. В. Свиридовым, Б. Н. Ельциным, М. Л. Ростроповичем, И. А. Моисеевым, Л. Г. Зыкиной, С. В. Михалковым, В. В. Тихоновым, Г. П. Вишневской, Е. В. Образцовой, В. Г. Распутиным.

9 сентября 2012 года в храме Христа Спасителя как в храме-памятнике героям войны 1812 года проведены общемосковские церковные торжества в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года.

21 февраля 2012 года участницы панк-рок-группы Pussy Riot совершили акцию, названную ими «панк-молебном», попытавшись исполнить песню «Богородица, Путина прогони!» перед входом в алтарь храма. Широкий общественный резонанс вызвал последовавший судебный процесс, на котором данная акция была признана хулиганством.

22 апреля 2012 года в храме и на прилегающей территории состоялся молебен в защиту веры, поруганных святынь, доброго имени Церкви и о вразумлении её гонителей. В молебне приняли участие, по оценке московской полиции, около 65 тыс. человек.

Святыни храма

9 июня 2004 года состоялось перенесение мощей святителя Филарета (Дроздова) митрополита Московского из Троице-Сергиевой Лавры в Храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.

В храме выставляются великие православные реликвии и святыни: 19—28 ноября 2011 года состоялось принесение Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря, 19—28 июля 2013 года — принесение креста апостола Андрея Первозванного из Патр. С 7 по 13 января 2014 года в храме находились Дары волхвов из монастыря Святого Павла, что на Афоне, впервые в истории вывезенные для поклонения за пределы Греции. Принесения сопровождались массовым к ним паломничеством верующих.

Духовенство

Причт храма[источник не указан 688 дней]:

  • настоятель — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  • протоиерей Михаил Рязанцев — ключарь храма
  • протоиерей Георгий Мартынов
  • протоиерей Андрей Марущак
  • протоиерей Андрей Овчинников
  • иерей Сергий Куксов
  • иерей Иоанн Нефёдов
  • протодиакон Константин Барган
  • протодиакон Николай Филатов
  • протодиакон Дионисий Пряхин
  • диакон Иоанн Клинцов

Современный статус

Земля и здания комплекса храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет негосударственная, некоммерческая организация - фонд храма Христа Спасителя, которая сдаёт часть помещений в аренду сторонним организациям, а также проводит мероприятия, не связанные с деятельностью Русской православной церкви. В храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы.

14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя[источник не указан 760 дней].

В церковно-административном отношении храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси; повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев[источник не указан 760 дней].

Образ храма в культуре

В изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Е. Н. Трубецкой так отразил свои впечатления о храме: «…одним из самых крупных памятников дорого стоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».

В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Народный художник России Валерий Балабанов на картине «Пловец» (1976—1986) изобразил несуществовавший в то время Храм Христа Спасителя как отражение в бассейне «Москва». Позднее Русской православной церковью и искусствоведами эта работа стала восприниматься как пророчество о воскрешении Храма. 4 ноября 1997 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II картина была подарена художником музею воссозданного храма и включена в его экспозицию.

Борис Акунин, роман «Алтын-толобас» (2001):

Напротив заново отстроенного храма Христа Спасителя (сэр Александер всегда говорил, что эта великанья голова уродовала лик Москвы своей несоразмерностью и что единственное благое дело новых русских — взрыв чудовищного творения) магистр приостановился и нашёл, что собор ему, пожалуй, нравится — за двадцатый век дома в городе подросли, и теперь массивный золотой шлем уже не смотрелся инородным телом.

В 2008 году Сергей Куракин написал икону «Новорусская Богоматерь», посвящённую истории храма Спасителя. В иконе отражается судьба храма в трёх исторических вехах: «Строительство» — XIX век, «Разрушение» — XX век, «Воссоздание» — вступление в XXI столетие.

Фото (33)

MoscowМосковский Кремль. Москва. Россия.Firework салут 9 May 2005 Moscow MOSCOWДорога к храмуХрам Христа СпасителяЗавтра - Рождество!DSC07063Christ the Saviour Moskva Hram Hrista Spasitelja + Moscow, Temple of Christ the SaviourХрам Христа СнасителяХрам Христа Спасителя /Cathedral of Christ the Saviour/Москва меняется (июль 2006 года)Памятник Александру Освободителю, Храм Христа Спасителя, м.Кропоткинская. Moscow, RussiaБассейн Москва 1969Храм Христа Спасителя (детали фасада)Москва. Детали ХрамаРайон станции метро "Кропоткинская".Район станции метро "Кропоткинская".Район станции метро "Кропоткинская".Дом на набережнойCathedral of Christ the SaviourМосква́ / Moskau (Россия / Russia)Cathedral of Christ the SaviorРайон станции метро "Кропоткинская".Район станции метро "Кропоткинская".александр IIRoofs of OstojenkaХрам Христа Спасителяг. Москва, храм Христа Спасителя..Колокольня Храма Христа СпасителяChurch of the Christ of the Savior. MoscowCatedral ortodoxa de Cristo Salvador . Moscú. Rusia.

Экскурсии

История Храма Христа Спасителя
Пешеходные
Самое подробное знакомство с Кафедральным собором Москвы – Храмом Христа Спасителя, с подъемом на смотровую площадку. Пешеходная экскурсия.
Цена: 1050 руб. Групповая
Продолжительность экскурсии: 3 часа
Самое подробное знакомство с Кафедральным собором Москвы – Храмом Христа Спасителя, с подъемом на смотровую площадку. Пешеходная. На пешеходной экскурсии вокруг храма Христа Спасителя вы услышите увлекательный рассказ о целых пластах русской культуры и истории - о героях Отечественной войны 1812 года, тайных обществах, движении декабристов и многом другом. Вы полюбуетесь и узнаете историю памятников, расположенных на прилегающей к храму территории. Вы узнаете, где первоначально планировалось строительство храма и почему оно там не состоялось, как тайные московские общества масонов были связаны с проектом строительства Кафедрального собора столицы, услышите истории тех, чьи имена были высечены на стенах взорванного храма и узнаете о строительном проекте самого высокого здания в мире - девятого «сталинского зиккурата», колоссального Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя… Нас ждет неторопливое, подробное знакомство с художественным убранством и святынями «главного» храма столицы. Вы полюбуетесь чудесными росписями пояса главного купола, живописью пилонов и ниш храма, повествующей о земной Жизни Христа. Затем поднимитесь на сорокаметровую смотровую площадку Храма Христа Спасителя, с которой открываются завораживающие перспективы красавицы-Москвы, на которую вы взглянете обновленным взором… Внимание! Вы посетите действующий храм, пожалуйста, соблюдайте правила посещения православных храмов. Дамам желательно быть в юбках и взять с собой платки на голову, мужчины в шортах на экскурсию не допускаются.

Панорама

Панорама Яндекс

Инфо

Сайт: xxc.ru
Часы работы:
Все дни понедельник в 13:00-17:00, кроме понедельника в 10:00-17:00

Отзывы

17.10.2016 Алина Печенкина
Эта церковь стала не местом встречи с Богом, а просто музеем с очеНЬ строгим дресс-кодом и хамским персоналом. Была с друзьями-иностранцами в качестве переводчика.Не пустили, потому что молодой человек был в бриджах( не шорты, не спортивки). При том, что жара +35, в джинсах не походишь. Не пустили, еще и посмеялся вслед охранник. Объясняла им, со стыда провалиться. Позор
 2
11.10.2016 Stanislav
Самая элитная парковка Москвы.
01.10.2016 Dasha
Обязательно зайдите внутрь если у вас есть шанс! Красиво!
11.09.2016 Александр
Главный Храм России, но как то попроще бы правила входа и осмотра сделали, было бы замечательнее
04.09.2016 Людмила Винюкова
Очень красивый,интересный храм! Культурное наследие России!
 10
30.08.2016 Евгений Островский
Главный храм страны и все тут. Снаружи выглядит величественно, внутри, конечно, не камерно, но есть своя изюминка в масштабе. Больше для туристов, чем для верующих.
 10
23.08.2016 Евгения
Безумно красиво
20.08.2016 Павел Костромин
Не очень. Чтобы войти внутрь нужно быть полностью одетым, в шортах не пускают, а чем закрыть ноги не дают. Храм красивый только внешне, внутри делать нечего, да и персонал (охрана) слишком хамоватые и наглые
 2
08.08.2016 Traveller Hints
Храм Христа Спасителя в Москве был построен в обсуждении и помощи Божией защиты в трудные для России - Отечественная война с Наполеоном 1812 года. Он считается памятник русскому народу за его мужество и героизм. Храм Христа Спасителя-самый большой храм Русской Православной Церкви. Он может вместить 10000 человек.
 10
13.07.2016 Roman Soplenkov
Очень красивый Храм. Внутри не был ни разу. Народу постоянно много. Думаю что туристам нужно посетить это место.
 10
09.07.2016 Aaron Thai
Очень величественное здание Православной Церкви. Отличное расположение для туристов и рядом есть отличный итальянский ресторан.
 10
29.06.2016 Артем
Место превращенное, скорее, в бизнес центр, нежели в сердце духовной России.
21.06.2016 M
Любить этот великий собор, он красивый и огромный. Она также имеет с gr8 вид на городской пейзаж. Убедитесь, что вы идете по мосту и проверить другие стороны. Я не пошел внутрь. Сад тоже выглядит очень красиво.
 10
16.06.2016 Инна Савенкова
Очень впечатлило. Красота и величие, хочется побывать еще.За душу тронули фамилии войнов участвовавших в войне 1812 года,мы должны их помнить. Случайно оказалась на службе, которую вел патриарх Кирилл, впервые в жизни окунулась в этот мир,вышла из храма с облегченной душой.
 10
10.06.2016 Виталий Белёвцев
Аккуратный и красивый храм, около которого хочется бродить и наслаждаться спокойствием.
 10
04.06.2016 Alexander
Хмм, философский момент.
15.05.2016 Wanna Ursiripant
Даже я буддист, но я пришел сюда за верный и уважительный. Там очень спокойно внутри, внутренняя отделка отличная. Фрески на куполе и стенах великолепны с их владельцем. Это нужно в Москве.
 10
12.05.2016 I Inerren
Огромный, монументальный, красивый, впечатляющий... Наверное, по-праву главный собор.... Но очень отдает какой-то новизной. Нет тут еще ощущения засьывшего в веках времени... Но все равно, очень круто
09.05.2016 Natasha
Просторно, попали на Крестный ход, было много иностранцев, осветили Святой водой, прихожане прикладывались к кресту, туристы смотрели на все это с открытыми ртами
08.05.2016 Антон
Очень красивый храм. Очень жаль, что внутри фотографировать нельзя.
29.04.2016 Danilo Rodrigues Jr.
Если вы думаете, что снаружи величественный, заходите внутрь. Это очень красивое и спокойное место.
 10
21.04.2016 Максим Улитин
хорошая, красивая церковь, которую нужно посетить. Да, я аттеист и мне не очень важно, что там по религии нужно, но церковь красивая и потрачено на ее восстановления много денег налогоплательщиков
 8
15.04.2016 Simon Long
Потрясающий и невероятно богато. В частности, основной интерьер.
 10
08.04.2016 Георгий Слинкин
Честно говоря ни о чем. Давать Зурабу Церетели столь масштабную работу было нельзя. Снаружи выглядит как игрушечный, внутри то же самое. Посмотрите как он должен был выглядеть изначально. Я про проект Витерберга. Вот это реально круто. Особенно обидно, если учитывать, сколько это стоило...
 2
26.03.2016 梁晓龙
Супер удивительный. Великий собор и впечатляющие украшения играющий !!
 10
15.03.2016 Александр
Если воспринимать его как большой музей, то все отлично-рамка на входе и охранники по стенкам. Но для того, чтобы помолиться, лучше сходить в другой храм-например,в Зачатьевский монастырь неподалёку.
05.02.2016 Чиченев Виктор
Огромный и красивый храм! А с моста Вам откроется прекрасный вид на Кремль!
 10
27.01.2016 Alexei Melnikov
Главный храм России. Очень красивый снаружи и величественный внутри. Такой храм нужен России, но постоянно посещать лучше храмы меньшего размера)))
 10
11.01.2016 Michał Kołodziejczyk
Это надо видеть, когда в Москве. Сталин раз видел уничтожение оригинала, но позднее он был восстановлен.
 10
06.01.2016 The Süleyman
Очень впечатляет.
31.12.2015 Pasquale Perozzino
Один из самых впечатляющих собора в Москве. Как экстерьер и интерьер стоят того, чтобы их видели. Ночью особенно наводящий
 10
20.12.2015 Kirk Dedenbach
Воссозданный храм-это красиво, но мне бы хотелось увидеть оригинал, прежде чем он был уничтожен коммунистами. Там было фотографировать запрещено внутри, когда мы посетили, но там был небольшой магазин где можно купить книги история и фотографии церкви.
 10
31.08.2015 Dmitry Ovchinnikov
Пу уверениям издания Нескучный сад (РПЦ МП) является муниципальной собственностью, а служители культа на него накаких прав (sic) не имеют. Спорный в художественном плане, но потрясающий зрителя ввнешний вид, превосходящая всякий ум внутренняя отделка - как в ларец-игрушку попал - вкупе с массивными (под камень) элементами интерьера и мемориальными галереями заставляют ходить с открытым ртом. Великолепный храм. Жаль, что его нынешние обитатели забыли всю грандиозность замысла - церковная завка загородила книгами часть мраморных плит с именами и хроникой, в закутке у "летописных" досок же стоят передвижные строительные леса... Но в замысле и в исполнении он непередаваем, всем надо побывать...
 10
12.08.2015 مهسا
Это довольно длинный рассказ, построенный за 44 года потом полностью уничтожен; снова восстановлен 8н пять лет так же, как оригинал.
10.07.2015 Olga Segodina
Необыкновенно,поражающе,потрясающе красивый и величественный храм Божий. Вэтом храме ощущаещь величие и силу Бога. Ощущаешь страх божий (в хорошем смысле, т.е. желание каяться в грехах своих), и, вместе с тем, он очень светлый и радостный, наполненный светом. Я почти каждый раз,когда еду в Москву по делам,стараюсь прийти сюда помолиться.Еще в нижнем храме есть чудная по красоте икона Богоматери,украшенная жемчугом, вся такая светлая, розово-жемчужная, молюсь перед ней за детей и семью всегда. Еще мне очень нравятся выставки там.Была на выставке фресок Дионисия и икон,необыкновенно искусно вышитых бисером.кстати,выставки бесплатные. А кто видит только материальную сторону, меня поражают.Подумайте о душе, так ли вы совершенны,чтоб судить охранников за строгость (их забота-ваша безопасность)и священников за то, что есть плата за те или иные требы?скорее всего,эти деньги идут как раз на сирот, приюты, голодных,бездомных и проч. Вы-то сами подаете обездоленным и нуждающимся? P.S. никого не осуждаю,простите,если обидела.
 10
04.05.2015 İlker
Довольно величественный, со стороны реки, с моста очень красивый вид на Кремль. Вход в церковь бесплатный.
17.04.2015 Sofi
Сколько бы тут ни гуляла, каждый раз заново влюбляюсь ❤️
06.04.2015 The Süleyman
Довольно впечатляющий собор. Воскресенье на литургии я наткнулся на интересный.
12.03.2015 Alex
Впечатляет!
10.03.2015 Alekseiy?
Красивый музейный комплекс
10.03.2015 Варвара
Души в нём нет, сплошной пафос. Не смотря на обилие золота, не отпускает ощущение пластика
09.03.2015 Мария
Есть там же внутри храма еще одна церковь (Вознесения), спускаешься на минус первый этаж (следуйте указателям в самом конце зала храма-около церковной лавки)
26.02.2015 Andrey
Великолепный храм! Но иногда в него проблемно попасть...
10.02.2015 Lika
Успели приложиться к одной из самых сильных чудотворных икон Божьей Матери "Одигитрии", такая мощь от иконы, стоишь как у магнита. Благодать невероятная. Люди на коленях перед ней стояли.?
21.01.2015 Viacheslav
На входе тотальный контроль с проверкой сумок, в цоколе есть церковь и интересная выставка. No foto, no mobile, no WC.
11.01.2015 Кира
Очень красивая ёлка перед храмом.
01.01.2015 Кирилл
Прекрасный храм. Верующим я думаю не нужны комментарии... Оставьте все плохое позади.
18.12.2014 Jay
Красивый, тихий, интересный дизайн, должен посетить нижний этаж
02.12.2014 Sveti
Мимо него нельзя пройти мимо? часов в 19.00 бьет колокол. Золото на куполах облезает. И не забудьте ознакомиться со списком спонсоров, имена которых увековечены на гранитных досках церкви.
22.11.2014 Sofi
Красота! Когда ремонта никакого нет, правда.

Карта

Карты
  • Open Street Maps
  • Схема
  • Спутник
  • Гибрид
  • Народная
  • Народная+Спутник
  • Схема
  • Спутник
Слои
  • Пробки
  • Wikipedia